Проехали – 45,0 км.
Прошли – 5,3 км.
Вот потихоньку и настал 11 день нашего приключения в Аргентине.
Сегодня мы прощаемся с родиной ледников - Эль-Калафате и летим в последнюю точку нашего маршрута – в Ушуайю.
Завтракаем в отеле и выдвигаемся в сторону аэропорта.
Как ни странно, но в аэропорт приехали без проблем и так же без проблем сдали арендованную машину.
Хотя до рейса было довольно много времени, перед стойкой регистрации уже стояла толпища китайских товарищей, как это у них принято, в странно-невообразимых одеждах, и шумно галдящих.
Поскольку перед вылетом образовалось свободное время для праздного шатания по аэропорту, решили его как-то занять, например, изучением карты мира, висящей на стене.
Судя по всему, или карта висит тут с незапамятных времен, либо картографы Аргентины не были извещены, что Горький уже давно именуется Нижним Новгородом, Свердловск – Екатеринбургом, а Крымнаш.
Авиакомпания - Aerolíneas Argentinas.
Время в полете – 1 ч 20 мин.
Цена билета – 330 американских долларов.
А чего так дорого-то за часовой перелет?
А шут его знает.
На другие дни билеты были значительно дешевле, а вот на мой день – только так.
Быстро пройдя контроль, увлекаемые шумными китайцами, были ими же внесены в самолет.
Перелет пролетел незаметно.
Конечно, 5-й перелет за отпуск – привыкли уже.
И вот мы и на Ушуайщине.
Аэропорт Malvinas Argentinas Ushuaia International Airport небольшой.
Снаружи выглядит как барак, но внутри довольно уютный.
Получаем наши вещи и идем на выход – получать нашего железного коня.
Арендная контора – SIXT.
По доброй традиции, своего офиса в аэропорту нет.
В арендном ваучере написано, что агент будет нас встречать в зале прилета с табличкой с моей фамилией.
Думаете, что мы им поверили?
Нет, конечно. Не поверили.
И правильно! Никто нас не встречал.
И на телефонные звонки по номеру, указанному в ваучере, тоже не отвечал.
Все туристы, вышедшие из самолета, уже рассосались, и зал прилетов опустел, и мы стояли одинокие, как 2 тополя на Плющихе.
Но мы люди к такому уже привычные, стоим, ждем.
Минут через 20 в зал неторопливо входит девушка.
Мы прямо сразу с Сашей так решили, что это за нами. Если неторопливо – то это обязательно наш вариант.
Девушка достает из рюкзачка табличку, что-то медленно-медленно выводит на ней фломастером, сверяясь с бумажкой, и гордо поднимает табличку над головой, с напрочь перевранной моей фамилией.
Ура, как и ожидалось, вот и наш SIXT!
Опять же по сложившейся традиции, заполняем договор на коленке.
Правда, действительно на коленке – положив на коленку сверху ту самую табличку с моей фамилией.
Все заполнили, депозит заблокировали, вот Ваш автомобиль – около выхода из аэропорта стоит.
Машина – Renault Duster.
Стоимость аренды на 2 суток – 14 050 руб.
Депозит – 1 038 американских долларов.
Вещи загрузили и вперед.
На улице совсем не жарко, градусов 10.
Предварительно одетые осенне-зимние вещи очень кстати.
Виды вокруг совсем, не как в начале путешествия.
Все какое-то суровое.
Суровые горы впереди, мало растительности, суровые водоемы.
До центра города – всего 4 км, но мы едем не в сам город.
Мы едем в национальный парк Огненная Земля (Parque Nacional Tierra del Fuego), от аэропорта – 12 км.
Въезд платный.
Касса парка находится сразу за шлагбаумом (-54.834849 -68446696).
Удовольствие стоит 560 песо с человека.
Парк представляет собой кусок суровой аргентинской природы с горами, лагунами, лесами.
Перемещение внутри парка происходит по гравийкам, но гравийки хорошие, не "жесткие".
Отсюда до Чили рукой подать - всего несколько километров.
Но по красоте по сравнению с чилийским парком Торрес-дель-Пайне, аргентинский парк конечно не сравнится!
Но, если уже было запланировано, то будем осматривать.
Сперва от шлагбаума едем по грунтовой дороге в визитор-центр Centro de Visitantes Alakush
(-54.838414 -68.561375) – через 9 км. от въезда в парк.
Тут есть большое кафе, где можно и нужно поесть, попить кофе, с видом на озеро.
На втором этаже находится музей.
Есть сувенирный магазин.
Мы же сюда заехали, чтобы поставить штамп в паспорте о посещении Огненной Земли.
Штампуют паспорта туристов 2 девушки при входе в визитор-центр.
Перед поездкой я так хотел поставить штамп в паспорт, так хотел, что, когда настала пора ставить, немного растерялся: а на какой странице штамповать, а в центре или в уголочке.
В итоге протянул девушке паспорт, раскрыв его на последней странице.
Вот заветная печать и поставлена, где теперь гордо красуется, правда по соседству с отметкой о пересечении границы с Узбекистаном, в котором я был пару месяцев назад.
Почему поставил печать не на свободную страницу? Сам не могу объяснить.
Ну, рядом с Узбекистаном, так с Узбекистаном… Аргентина и Узбекистан – братья вовек!
Через 500 метров – Mirador Lago Acigami смотровая площадка на озеро Рока (Lago Roca)
(-54.830463 -68.563208).
Озеро суровое, вода ледянущая, на горизонте – горы.
Отсюда до Чили всего 3 км.
Побродили немного по берегу водоема и поехали дальше.
Далее, через 2 км – Mirador Laguna Verde (-54.844368 -68.57325).
С этой точки открывается… Открывается…
Открывается вид на лагуну. Вид, как вид. Лагуна, как лагуна.
Ну не отказываться же, раз приехали?!
Едем дальше.
Еще через 500 м – еще одна лагуна - Черная Лагуна (Laguna Negra) (-54.846948 -68.58099).
Машину оставили на бесплатной парковочке и идем пешком, метров 500, по лесочку, до самой лагуны.
Пришли.
Нуууууууу, это вообще попахивает разводом!
Торфяные водоемы в средней полосе России видели?
Вот это как раз оно и есть - Laguna Negra, оказывается, называется.
Постояли, на бережку, я палочкой в торфяном дне пошерудил.
Мда.
Даже фотографировать не стал.
Ладно, посмотрели на торфяники Аргентины и поехали дальше.
Через 2,5 км. – место, в которой заканчивается Панамериканское шоссе (Pan-American Highway)
(-54.855154 -68.577928).
Википедия так пишет: Панамериканское шоссе (англ. Pan-American Highway, исп. Carretera Panamericana, Autopista Panamericana или Vía Panamericana) — сеть дорог в Америке, суммарная протяжённость которых составляет 30 000 километров.
Трасса берет свое начало на Аляске, проходит через 14 стран и заканчивается в Аргентине, в Буэнос-Айресе.
Трасса имеет свою официальную часть и неофициальную – разные ответвления.
Вот как раз на Огненной Земле, в Ушуайе, и заканчивается неофициальная часть трассы.
По-моему, как-то притянуто за уши и неплохой маркетинговый ход, чтобы заставить туристов раскошелиться, посетив Национальный парк.
Трасса не является непрерывной на всем своем протяжении.
На границе Центральной и Южной Америки в джунглях, на границе Панамы и Колумбии, существует 87-километровый участок - Дарьенский пробел, покрытый болотами и непроходимый для обычных транспортных средств.
Согласно Книге рекордов Гиннесса Панамериканское шоссе — самая длинная автомобильная трасса в мире.
А раз уж тут заканчивается такая длинная дорога, то около щита толпится туристический люд, чтобы сделать заветную фотку на фоне фразы Final Pan American Highway from Alaska.
Мы тоже зафотографировались, отстояв небольшую очередь, после группы итальянских туристок.
Туристки были немолодые, но такие веселые и говорливые, все в треккинговом обмундировании, словно они прошли пешком всю эту Панамериканскую трассу.
Тут же установлен щит с надписью Las Malvinas son Argentinas (Мальвинские острова – Аргентинские).
У Аргентины и Великобритании идет давний спор за острова, находящиеся на расстоянии 1500 км. от береговой линии Аргентины.
Острова являются важным перевалочным пунктом на пути из Атлантического океана в Тихий, позволяющим контролировать Южную Атлантику.
Аргентина настаивает, что острова принадлежат ей и называет их Мальвинскими островами, упорствуя, что Великобитания незаконно присвоила эти острова.
Великобритания настаивает, что острова принадлежат ей на законных основаниях, и называются они Фолклендскими.
В 1982 году даже приключилась Фолклендская 74-дневная война между странами с участием тяжелой боевой техники, в результате которой погибли 649 аргентинских и 255 британских военнослужащих.
В результате военных действий аргентинцы были выдворены с островов, но так и не признали острова собственностью Великобритании.
Повторно отношения между Великобританией и Аргентиной вновь обострились после того, как в 2010 году британские компании начали разработку месторождений нефти на шельфе возле островов.
Как напоминание тех нерадостных для аргентинцев событий, периодически встречаются многочисленные сувениры с островной тематикой с изображением Мальвинских (и никак не Фолклендских) островов.
В парке еще ходит Поезд на краю света (Tren del Fin del Mundo) – туристическая достопримечательность.
Железная дорога первоначально была построена для обслуживания тюрьмы в Ушуайе, для перевозки древесины.
Теперь же работает на радость туристам.
Но поезд, который возит туристов по своему расписанию, в наше расписание никак не лез, поэтому решили ознакомиться с Аргентинскими железными дорогами в следующую нашу поездку.
Немного подустав, поехали в отель -20 км. от парка.
Отель Tolkeyen.
Цена за 2 ночи – 198 американских доллара. Завтрак включен.
Рядом нет ни магазинов, ни кафе ресторанов.
Находится немного на отшибе цивилизации, в 6 км. от центра города, но мы ничуть не пожалели, что забронировали на последние ночи в Аргентине именно этот отель.
Мой выбор пал на этот отель только за тот вид из окна номера, который был показан на фотках в букинге.
Как я писал где-то в начальных строках своего повествования, я всегда списывался с отелями и просил предоставить номер с видом.
И с этим отелем тоже списывался и тоже просил.
Получаем ключи, вносим чемоданы в номер, открываем плотно задернутые тяжелые шторы и…
И взгляд сквозь окно сразу упирается в хоз-постройки и помойку на заднем дворе отеля.
Что за ерунда? Я же вроде не просил вид на помойку, а как раз наоборот!
Иду назад на ресепшен и прошу заменить номер.
Мальчик-ресепшионист не очень охотно, но выдает ключи от другого номера, не смотря на то, что в отели мы практически единственные постояльцы.
Когда мы заселились в другой номер и распахнули шторы, то вид был, как и заявленный на картинке.
Из окна виден залив и горы.
Сам номер просторный, с большой ванной комнатой – так, как изначально и предполагалось.
Это победа!
Немного передохнули и поехали назад в город, разведать, что да как тут у них устроено.
Итак, где же это мы оказались?
А оказались мы в довольно интересном местечке – на Огненной Земле.
Огненная Земля (Tierra del Fuego) — архипелаг между Атлантическим и Тихим океанами, в состав которого входит около 40 тысяч островов.
Архипелаг отделён от материка Магеллановым проливом, а от Антарктиды — проливом Дрейка.
Территория Огненной Земли поделена между Аргентиной и Чили.
Главным островом архипелага является одноименный остров - остров Огненная Земля (или другое название - Isla Grande, Исла-Гранде).
Вот нам и посчастливилось попасть в город и порт Ушуайя, находящийся на острове Огненная Земля.
Ушуайя является самым южным городом Земли.
Ох уж эти фразы про «самый-самый»…
Этими «самыми-самыми» очень хорошо завлекать туристов.
Это же так круто подняться на самую высокую гору, посетить самое жаркое место, увидеть самое старое в мире дерево и так далее.
Если посмотреть на карту мира, то Ушуайя - не совсем самая южная точка. Южнее нее находятся чилийские земли
- Ну и что? Очень хорошо, - говорят аргентинцы.
Мы и не спорим, что чилийский Пуэрто-Уильямс находится южнее. Но это же поселок, а не город.
А то, что еще южнее находится снова собственность Чили - Пуэрто-Торо – так это ж деревня - просто рыбацкая деревушка, где живут около 50 человек, рыбаки с семьями.
Чего ж тут непонятного?
Поэтому, Ушуайя – самый южный именно город мира.
Все логично, не придерешься!
Ушуайя находится на берегу пролива Бигль, который был назван в честь корабля «Бигль» - десятипушечного второго корабля Королевского флота Великобритании, носившего это имя.
На этом корабле Чарльз Дарвин совершил своё знаменитое путешествие, во время которого корабль обогнул Южную Америку, пройдя через только что открытый пролив.
Капитаном корабля был Роберт Фицрой, в честь которого был назван пик, который мы так и не увидели несколько дней назад в Эль-Чальтене.
Канал Бигль соединяет Тихий и Атлантический океаны.
Население города - около 75 000 человек.
Среднегодовая температура – от 0 ° в июле до 10 ° в январе.
Сейчас январь – лето, тепло.
От отеля до центра города – 6 км.
Сначала идем по набережной.
Тут находятся многочисленные будочки тур-фирм.
Ветрюган сильный и сносит с ног.
Конечно, на набережной обязательно нужно сфотографироваться на фоне таблички про конец света Fin del Mundo (-54.807385 -68.302567).
Поэтому конец света мы уже видели – нас не удивишь!
Тут и вечер настал.
А голод, как известно – не тетка.
На набережной прямо с видом на залив есть неприметное кафе-ресторан Tía Elvira.
Режим работы организации необычный: воскресенье – выходной, и рабочие часы в остальные дни: 12.30 - 15.30. 19.00 - 23.00.
Заведение очень популярное.
Пришли вечером к самому открытию - уже стояла очередь. С трудом попали.
В меню в основном представлены море-продукты.
Разные виды рыб кусочками зажариваются в сыре, с грибами, с соусом, мидиями, креветками.
Можно заказать большие клешни краба.
А с красным вином – пальчики оближешь!
Проведя тут час с лишним, наевшись до отвала, отправились в наш отель с видом, опочивать.