Для начала – опять о практических вопросах.
В Рио мы вернулись во второй половине дня, причем автобус по объездной дороге сразу проехал к автовокзалу на самом севере города, минуя туристические пляжные районы Ипанема и Копакабану. Поэтому нам пришлось возвращаться на такси в Копакабану (в народе – Копа), пересекая большую часть города (60 реалов = 1000 руб. на момент поездки). Впрочем, масштабы Рио не так уж велики - такой переезд занимает минут 30-40 без пробок.
В Копе нас ждал бразильский друг Висенте, который буквально полгода назад вернулся из России, закончив учебу в магистратуре Вышки (я временами там немножко преподаю). Висенте терпеливо отвечал на мои вопросы о Бразилии еще перед поездкой, а на 3 дня он приехал погулять вместе с нами по Рио, где он сам оказался впервые. Так что по Рио мы уже пересекались уже «туристической группой», причем у нас появился свой консультант-переводчик.
Кроме Висенте, в Копе нас ждали апартаменты давно забронированные на .. Цена отелей у пляжей Рио – как будто перенесены из Нью-Йорка и что-то доступного здесь не найти. Зато вполне приличные апартаменты (спальня + гостинная) можно найти от 200 реалов (3,5 тыс. руб.). Мы жили на «второй линии», зато прямо за легендарным отелем Copacabana Palace. Правда, звезд Голливуда в окрестностях мы не приметили.
Копакабана и Ипанема – места притягательные, хотя и без изысков (кругом - рядовая застройка 70-х-80-х). Но много зелени, расслабленная курортная атмосфера… И огромная набережная, иллюстрирующая фразу из мюзикла: «Я клянусь, что свобода – это синоним моря».
Жители Рио не чужды креатива – вот, например, высаживают цветы на деревьях:
Надо сказать, что с погодой нам в Рио не повезло. Было туманно, дождливо и ветренно. И 20-25 градусов воспринимались порой как 17. В общем, на купание сильно не тянуло. Да и времени на пляж у нас здесь практически не оставалось. Что такое 3-4 дня для осмотра главных достопримечательностей Рио? Главное, мы избежали изнуряющей жары, которая здесь неизбежна с декабря по март, а в начале ноября уже возможна. Напротив, лондонское лето в Рио чаще бывает местной зимой (в июне-августе), в ноябре же британские туманы стали для нас досадной неожиданностью (об этом – ниже).
Как следствие, пляжи Рио оказались немноголюдны:
Но спортивная жизнь на них бурлила, хотя влюбленные парочки предпочитали лежакам велосипеды:
Собственно, лежаков в Рио обнаружено и не было. Равно как душей, туалетов и раздевалок на пляже. Зато обилие мусорных баков надежно защищает чистоту и гигиену:
Мы так и не смогли понять, реально ли в Рио плавать. В отличие от тихого Парачи, нам удалось тут только попрыгать на волнах. Они всегда были сногсшибательны, то есть сразу же сшибали с ног. Моя неосторожная попытка плыть в первый день сразу выбила меня за волну, откуда вернуться было не так уж просто.
Зато в Копакабане всегда можно гулять, бегать, есть, пить и петь (подпевая солистам в кафе).
Цены в едальнях в Рио, в целом, скромнее московских (хотя быстро подрастают). Но места надо знать. Так, напротив, знаменитого кафе Garota de Ipanema, где родилась одноименная песенка (самый раскрученный бразильский хит всех времен), мы обнаружили ресторан Vinicius, где очень вкусное «дневное меню» из бразильских специалитетов по 500 руб. с носа. Мы там фейжуаду попробовали.
А вот Caretao Lido, рекомендованная свежим путеводителем в качестве экономичной шарушкарии со шведским столом за 26 реалов, оказалась заведением с некоторыми «понтами», но уже за 74-79 реалов «с носа». При этом вкусы и разнообразие местных шашлыков явно услупали шарушкарии Gaucho в Фош-ду-Игуасу, которая была описана выше.
В макашницах на улицах продают бразильские закуски – блины и каша из маниоки с разными начинками, хворост-шурош (аналог испанского короса, но, кажется, даже вкуснее). Все – в пределах 3-6 реалов за штучку. Вкуснотища!
В кофейнях же преобладают арабские закуски – киби и пастеу.
На пляжах жмут хорошие соки (6-8 реалов), а обед даже в дневное время дополняется иногда живой музыкой.
Из транспорта в Рио мы больше пользовались такси. За 20-30 реалов (400-600 рублей) можно перемещаться между основными достопримечательностями (20-30 мин. без пробок), за 40-60 реалов – передвигаться между предельными точками туристической географии (в пределах часа). Заторы встречаются, но до московских пробок им далеко.
Метро (2 ветки, от 3.4 реалов за поездку) охватывает только прибрежную полосу. Но вполне цивильно выглядит. Я впервые здесь встретил станцию, имитирующую пещеру :
Автобусы в Рио – основной вид общественного транспорта. Ходят «пачками» в бесчисленном количестве – каждые 20-50 секунд к остановке подходит новый автобус (надо только успеть махнуть рукой, а то проедут мимо). Развивают бешеную скорость (говорят, водителям зарплату начисляют по километражу), обгоняют такси. Но с автобусами в Рио - беда. Всемирно известный мэр Эдуарду Паэс (видно, к олимпиаде) ввел новую нумерацию маршрутов.
Чтоб порадовать туристов все до предела упростили . Номер складывается из номера BRS, номера troncal и указания via. Все гениальное просто. Даже проще кубика Рубика. Мы попытались разок прокатиться на басе, но все попытки выяснить номер не увенчались успехом. Висенте тщетно расспрашивал местных: даже водители автобусов в новой нумерации разобраться не смогли. А некоторые пешеходы лаконично изрекали: «Мэр – сумасшедший!». Еще одно доказательство того, что за прогессивные реформы не дождешься благодарностей .