Рукнобод- Айни. 26 сентября 2023гМоя палатка на крыльце дома гостиприимных таджиков.
Когда я уезжала, хозяин еще спал, а жена его проводила меня, даже какие-то слова по-русски вспомнила. :-).Первой задачей было позавтракать и найти место, чтобы оставить ненужные вещи и продукты. Прямо за поселком дорога пересекает Зерафшан, есть спуск к реке. Место довольно грязное, спуск каменистый и крутой, поэтому обратно вылезать непросто, но с выбором мест тут не густо, зато место относительно укромное.
Перебрала продукты, взяла с собой только двухдневный запас, оставила палки. Распихала все это по кустам. Они колючие, засунуть туда что-то весьма проблематично, зато есть надежда, что никто не полезет. К тому же мусора много, мои пакеты ничем не выделялись. Деревья, что слева от спуска оказались грецким орехом. Он еще висит на деревьях, но уже созрел, поэтому, если стукнуть палкой, то сыпется вниз. Орех довольно мелкий, но вкусный. Набрала пакет. Позавтракала и выехала на дорогу. Машин было немного, солнце уже припекало.
Вначале вдоль дороги были сплошные кишлаки, пыльные и не интересные, я заскучала слегка, но вскоре они закончились, и я оказалась в полупустыне. Пейзажи стали поинтереснее
Слева от дороги увидела нестандартное место для отдыха. Воды в бассейне, конечно, не оказалось, но место неплохое. Все-таки скамейки, навес и в стороне от дороги.
Дальше трасса пересекала Зеравшан, были какие-то кишлаки, горочки, ехала я не сильно напрягаясь, не скажу, что это очень интересный участок, но и не скучный.
Машин совсем мало, несмотря на то, что рабочий день.
Километровые столбы считают расстояние от границы.
Большой поселок Урмитан на противоположном берегу реки, но панорама с трассы впечатляет.
Где-то здесь увидела ручеек, вытекающий из чьего-то сада, и решила передохнуть. С местами для отдыха проблемы. Везде каменисто, в кишлаках много пыли, пару раз отдыхала на автобусных остановках, но в населенных пунктах много людей ходит, внимание утомляет, хочется спокойно где-то на зеленой травке растянуться, а таких мест мало. Решила почистить грецкие орехи от зеленой кожуры, она же тяжелая, зачем тащить лишнее. Я , конечно, знала, что грецкие орехи пачкаются, но не предполагала, что ТАК! Два дня мои руки были жуткого цвета детской неожиданности и совершенно не отмывались. Через пару дней пятна на ладонях стали бледнеть, а вот пальцы были коричневые и когда я приехала в Москву, пришлось с такими идти на работу :-(. Ногти пока не состригла потихоньку так и напоминали мне о моей глупости :-((.
Долина потихоньку сужалась, горы становились выше, а пейзажи красивее.
Жары не было, ехалось комфортно. Я не особо спешила, прикинула, что скорее всего до Айни смогу доехать к вечеру.
Трасса опять пересекла Зеравшан.
Дальше начинается, на мой взгляд, самый красивый участок дороги.
Небольшой тоннель, единственный , что я проехала в Таджикистане. Он совсем короткий, для езды на велосипеде беспроблемный.
Зелень, которой и до этого было немного, резко сократилась. Это либо небольшие сады вокруг редких домов, либо отдельные деревья, непонятно как выживающие на этих каменистых склонах.
Река теперь почти все время видна, но она внизу, спусков к ней вообще нет.
Вода Зеравшана используется для поливки, в Узбекистане вроде есть ГЭС, но ни рыбаков, ни лодок на реке я не видела. Нет и подходов к воде. Наоборот, как будто от нее все держатся подальше.
Главное назначение Зеравшана - орошение. Его так растаскивают на поливку, что в нижнем течении он исчезает, а когда-то был притоком Амударьи. Википедия утверждает, что его хозяйственное значение выше, чем у более известных Амударьи и Сырдарьи. А я о нем слышала раньше от туристов водников - кажется, где-то в верховьях по нему сплавлялись еще в советские времена.
Пейзажи становятся все суровее.
Одинокая остановка на трассе, а кишлак где-то на другой стороне реки за горой.
Жилье уже заметно реже попадаются и дома разбросаны по склонам, что и не сразу заметишь. Ровных площадок совсем мало, поэтому вот так и живут.
Машин мало, а те что ездят, очень часто загружены запредельно. Мне рассказывали, например, что для того, чтобы собрать детей в школу едут в Душанбе. За счет разницы в ценах, расходы на дорогу получаются оправданы.
На повороте увидела новый домик. Летом здесь, видимо, можно и поесть и переночевать, но когда я подъехала никого не было.
Рядом имеется труба с водой, я решила пообедать, хотя скорее уже надо было думать об ужине. С источниками питьевой воды весь день было плохо, утром в кранах кишлаках вода была, после видела несколько раз ручьи, но там я бы брать воду не рискнула даже для кипячения. Ближе к Айни есть несколько источников, которые мне показались безопасными.
А горы вокруг все выше, зелень островками, большинство склонов - сплошной камень.
Пейзажи все суровее и суровее, но меня это приводило в восторг - именно таким я и представляла себе Памир. Хотя может это еще не он? Я обычно не очень вникаю, какой хребет к какой горной системе относится, частенько эти границы весьма условные. Фотографии не передают масштаб пейзажа, а он впечатляет.
Зеравшан виляет в стиле Колорадо, но горные породы отличаются
Представляете каково жить, когда твой маленький кишлак прилеплен на таком каменистом склоне?
К реке спуска нет. Наверх карабкаться смысла нет. Хорошо есть трасса, но по ней тоже близко ничего нет. Не представляю как люди так живут, но в смысле впечатлений - это один из самых ярких участков моего путешествия. В 17.30 выезжаю в большой поселок с чудным названием Дар-Дар.
Кишлак большой, множество магазинов, много транспорта и людей. Конечно, на меня обращали внимание, что-то кричали, но там был спуск, и я никому не отвечая проехала на большой скорости. На другой стороне реки скорее всего уже другой кишлак, но смотрится все это одним большим населенным пунктом.
Еще один изгиб реки в стиле Колорадо.
А это мост на другую сторону. Почувствуйте масштаб...
Хороший мост, добротный. Интересно, еще при СССР построили или уже китайцы? Трассу-то друзья с Востока отгрохали, пока кажется очень качественной, но сколько простоит при таком климате и сейсмоактивности? В Грузии, например, все дороги сползают в реки, явно делали безобразно, экономили на проектах, укреплениях, материалах. Зато воровали, наверное, от души. Интересно, сколько продержится китайская дорога в Таджикистане? Пока ехать одно удовольствие. Но меня уже тревожила мысль, где я буду ночевать? Весь день не торопилась и, возможно, до темноты в Айни уже не доеду. А даже если успею, то куда , в гостиницу? Я знала, что там есть парочка, но как с местами, какие условия и цены? С толпой дальнобойщиков в мотеле может быть не очень комфортно. Лучше бы в палатке, но мест совсем не видно. Зелени мало, и она вся на чьих-то участках. Попросить поставить палатку? Пока я ехала вперед, но все время перебирала в голове варианты.
После Дар-дара еще одно узкое ущелье, кишлаки прилеплены на склонах, когда смотришь непонятно как туда люди добираются. Но если глянуть карты, то дороги, конечно, есть, только они обычно не прямые, съезд с с трассы где-то сильно в стороне, а не напротив жилья. Этот участок тоже очень красивый, но было уже темновато, я фотографировать не стала. К сожалению, опять дул традиционный вечерний ветер, пришлось утепляться. До Айни оставалось километров 5, когда горы слегка раступились, долина стала шире, и впереди показались сады. А еще я увидела большую электроподстанцию с высоким забором. Подумала, что может если встать за ней в саду, то меня никто не увидит. Съехала с трассы и поехала к деревьям.
Надо понимать, что местные сады отличаются от привычных нам. Деревья стоят дальше друг от друга, травы под ними минимум, вместо нее высохшая глина с камнями. В общем, не особо уютно, а главное они хорошо просматриваются. Вот и тут я заметила, что с трассы за мной наблюдают сразу двое - какой-то подросток и мужчина. Нет, похоже, останавливаться здесь не стоит. Я выехала обратно на трассу, но мужчина меня окликнул. По местным меркам он был солидно одет. Настойчивым тоном он поинтересовался, что я тут ищу. Так как рядом большая подстанция ( а ее с большой долей вероятности считают стратегическим объектом), я решила честно сказать как оно есть - что я мне нужно место , чтобы переночевать. Как оказалась, товарищ этот к подстанции никакого отношения не имел, а вот дом его напротив, и на мой вопрос нельзя ли где поставить палатку, сказал, что можно, где хочу, он разрешает. Я немного обнаглела и сказала, что хотелось бы место поуютнее и с травкой. Места вокруг, действительно, выглядят непривлекательно, да еще этот вечерний ветродуй. Он задумался, сказал, что если подожду, он сходит за коровой, и тогда я смогу поставить палатку у него на участке, там лучше. Так и сделали. Дом его находится не у дороги, а ближе к реке, хотя Зеравшан с участка не просматривается, потому что течет в глубоком ущелье.
Пришли к нему на участок. До этого я ночевала в кишлаках, этот дом стоял на открытой местности. Полноценным домом эта глиняная халупа и не смотрится, хотя там 3-4 комнаты, каждая со своим входом.
Вокруг есть деревья, вода проведена на участок, есть и электричество, вроде даже тарелка, но кажется, что это какой-то летний домик. Оказалось нет, живут круглогодично. Сам этот мужчина ( забыла имя), его жена, сын с невесткой, внучка. Хозяин, конечно, успел послужить в СССР, потом работал в РФ, русский язык у него был лучше, чем у большинства таджиков. Работает в Дар-Даре в поселковой администрации. Но условия жизни совсем примитивные. Туалет за пределами участка в открытом поле с видом на долину Зеравшана. Пока дошла, меня чуть не сдуло. Есть корова с теленком, не знаю как они их кормят, вокруг травы минимум.
Как обычно меня начали уговаривать ночевать в доме, а не во дворе в палатке. Тут я сопротивлялась недолго. На улице было холодно и уже темнело, хозяйка хоть как и все женщины почти не говорила по-русски, показалась мне очень приятной женщиной. Ночевать мне предлагали с ней на полу в комнате, которая считается гостиной. Мебель в этой комнате полностью отсутствует. В соседеюю комнату, куда мне сказали закатить велик была и кровать и сервант какой-то, но это скорее исключение.
Мой велосипед у входа в "гостиную" утром следующего дня.
Хозяин за ужином очень живо интересовался моим снаряжением, рассматривал горелку, палатку... Ели как всегда на полу на скатерти. Кажется, был какой-то суп. Потом, когда ложились спать принесли пару матрасов, подушки, одеяла. Спалось мне в эту ночь отлично.
За день проехала 53 км.