Дух большого города вполне отражает скульптура француза Pierre Vivant. По задумке автора дерево из сфетофоров имитирует лондонские платаны, а меняющиеся огни отсылают к бесконечому ритм окружающей финансовой и коммерческой деятельности. Жалко только добираться до этой скульптуры не очень весело - вроде всего минут 10 идти от метро Canary Wharf, но вокруг стройки и куча машин - не самая впечатляющая прогулка. Спишем это на то, что район развивается. Я не в первый раз оказываюсь в окрестностях Canary Wharf и каждый раз мне не хватает какого-то драйва, но я чувствую, что район становится все интереснее, вокруг больше людей, появляются рестораны и много городской скульптуры.
При этом среди всего шума и гама неожиданно находятся уголки, где время будто остановилось. Например, Reflection Garden - малюсенький уголок зелени у собора Св. Павла. В центре зелёного оазиса плоская чаша пруда удачно помещает в себя отражение собора. Задумка проще простого, но как элегантно исполнено. И цветник вокруг в лучших английский традициях - будто само так выросло, но в результате получаются восхитительно живописные заросли.
Легко могу пропустить Биг Бен, но в каждую поездку меня как магнитом притягивает к собору Св. Павла и на мост Millennium, и будто впервые я замираю при виде любимого пейзажа. Для меня это самое щемящее сердце место в Лондоне. В этот раз после долгого перерыва вижу собор со второй палубы автобуса уже поздно вечером. Погода не балует - в очередной раз начинает накрапывать дождь, но тем эффектнее в сумерках из-за поворота появляется громада купола.
В этот раз у меня не случилось каких-то продуманных прогулок по городу. Все собиралось по разрозненным кусочкам с периодическми приступами туристического сумасшествия. Ну ведь надо же поползать с камерой по плиткам мостовой. А все потому что всего в паре мест в Лондоне можно посмотреть старинный тип кладки из деревянных "кирпичиков". Только вблизи заметны годовые кольца деревьев, и замечаешь изюминку такой мостовой. Вплоть до начала 20 века такие деревянные мостовые были в Лондоне обычным делом - дешевле и проще каменной, да еще и тише.
Под ногами в Лондоне вообще много интересного. Вот эти люки с разнообразными принтами служили раньше для заполнения хранилищ угля (они заметно меньше по размеру, чем обычные канализационные). Все продумано - так не придется пачкать вход в дом.
Многие такие уже давно вышедшие из обихода штуки до сих пор можно наблюдать на улицах. Вот этот конус на столбе у парадной служил для гашения факелов. Это сейчас мы наслаждаемся уличным освещением круглые сутки, а в викторианские времена загулявшиеся прохожие пользовались услугами мальчишек-сопровождающих с факелами в руках.
Подобные артефакты я нашла в переулке Amen Cor и на Cavendish Square. А площадь Bedford Square вообще замечательный пример типичной георгианской застройки со всеми деталями. Посмотрите, какие красивущие скребки для обуви. Даже обыденные вещи радуют глаз.
Похожие как близнецы terassed houses соседствуют с разномастными причудами вроде самого маленького дома в Лондоне на 10 Hyde Park Place. Эта пристройка втиснулась между двумя особняками в начале 20-го века, и сейчас является частью своего соседа справа (кирпичный фасад это новодел). Наверно, можно поспорить, является ли это отдельным домом (современный адрес его точно не выделяет) или пристройкой, но там есть отдельный вход и две малюсенькие комнаты. В любом случае, уже сотню лет назал кэбмены показывали этот дом как достопримечательность.
А вот этот дом на 5 Thurloe Square считается самым узким в Лондоне. Его угол чуть меньше двух метров в ширину. Построили его в 19-м веке как художественную студию, а сейчас говорят, что квартиры там стоят до миллиона фунтов. Хотя боюсь представить, какая там планировка внутри.
Еще пример архитектурных диковинок - высоченная дверь Elms Lesters Painting Rooms. Здание построили в начале 20 века сразу как мастерскую для декораций, благо театров вокруг в достатке - все-таки West End.
Надписи на фасадах бывают не менее занятные, чем архитектура. Часто ли вам доводится проходить мимо старинного лошадиного госпиталя? Сейчас здесь художественная галерея, а до этого ухаживали за больными лошадями кэбменов.
К слову о кэбменах - на площади Russel есть занятный зеленый домик - это историческая комната отдыха. Такие павильоны были популярны в конце 19-го века. В промозглую британскую погоду это было отличное место заглянуть перекусить в тепле. Можно сказать, что это был закрытый клуб кэбменов - посторонним вход был заказан. А сейчас и простой турист может заказать чашечку кофе в ярком зеленом ларьке.
А вот эта табличка (тоже на Russel square), на мой взгляд, прямо в точку передает британский дух. Где еще в камне будет выбито извинение университета перед герцогом за постройку нового корпуса? Семья Рассел владела обширным участком земли включающим и злополучный кусочек с новым университетским зданием с 17-го века, но потихоньку распродавала владения лет сто назад. А в какой-то момент они столкнулись с проблемой, что в 1920-х годах университет Лондона и Британский музей имели право обязательной покупки земли в округе. Тут уж я не хочу закапываться в британские законы, хотя мне сложно представить как можно кого-то обязать продать свою недвижимость, тем более в Великобритании где мне такие вещи казались неприкосновенными. В общем, семью Рассел заставили продать участок, но при этом им оставили право утверждать планы новой застройки, т.к. это влияет на общий вид площади Russel, которая все еще принадлежала семье. И хотя сначала университет вроде бы действительно обсуждал дизайн новостройки, потом все-таки продавил свой план без формального разрешения от Расселов. В итоге обошлись извинительной табличкой. Иронично, что здание выиграло пару архитектурных конкурсов, о чем гордо сообщает знак прямо под извинениями Расселам.
Еще пара архитектурных сюрпризов - маленькие садовые павильоны с ракушками в Grosvenor Gardens у вокзала Виктория. . Напоминает гроты в типичных французских садах. А ведь изначальная идея такая и была! На старых фото вместо деревьев здесь орнаментальный сад из камушков, и ракушечный декор домиков был частью ансамбля. Некоторые ракушки, кстати, привезли из Франции. Такой французский уголок появился здесь после Второй мировой войны. На старом фото видно, насколько сад отличается от нынешнего пейзажа. Местным жителям орнаментальный сад не пришлся по вкусу. Говорят в тогдашних газетах язвительно писали, что это выглядит будто рисунок с обоев. Неудивительно, что в итоге сад вернулся к английскому газону и густым деревьям. А вот павильоны остались и служат для склада инвентаря.
И на закуску покажу еще одно сокровище - во дворце скучного офисного комплекса в двух шагах от станции Liverpool street прячется викторианский купальный дом в мавританском стиле. В середине 19-го века ситуация с гигиеной в Лондоне была плачевная, и власти поощряли строительство публичных купален. Ну а жители посостоятельнее хотели себе что-то более изысканное, так пошла мода на турецкие бани. Особенно продвигал идею экзотических бань дипломат по имени David Urquhar, который много путешествовал в т.ч. и по Турции. Он утверждал, что они могут вылечить (помимо прочего) запор, холеру, алкоголизм, слабоумие и облысение. С такими чудодейственными эффектами неудивительно, что на пике популярности в Лондоне насчитывалось более сотни турецких бань. Комплекс у вокзала Liverpool построили в 1895. Снаружи он кажется совсем маленьким, но основные помещения скрываются под землей. Эти бани предназначались только для мужчин, хотя другие подобные заведения в Лондоне иногда предлагали отдельные залы и для женщин. Сейчас здесь сделали роскошный банкетный зал, так что просто так, к сожалению, интерьеры не посмотришь. Но говорят, что там очень хорошо сохранены оригинальные детали.