Как всегда, время поездки было приурочено к перерыву между семестрами, поприсутствовать на экзаменах у моих студентов я попросил своих коллег, а сейчас когда вернулся, завален работой по проверке экзаменационных работ. Билеты на British Airways Тель-Авив - Лондон - Сан Паулo были приобретены за 85000 миль ВА + 475 долларов. Что касается виз, мне как гражданину Израиля, виза нужна была только в Гайану. Как оказалось, в Иерусалиме проживает почетный консул этой страны, который раз в неделю заезжает в одно из туристских агенств в Тель-Авиве и шлепает штамп в ваш паспорт. Номер моей визы оказался 09/09 - то есть в конце 2009 года лишь 9 израильтян посетили эту страну с его помощью.
Итак, 19.1.10 рано утром я вылетел из Тель-Авива в Лондон, где весь день пытался гулять по городу, однако погода была мерзопакостнейшей и я в основном катался в автобусах, любуясь городом из окна. Я люблю такой стиль путешествия, когда сидишь и смотришь. Можно было бы его назвать путешествием через ж..., но мне слегка мешает негативная коннотация этого выражения. А вечером я приехал в аэропорт, оставил там ненужные более куртку и свитер и продолжил путешествие в Сан Пауло, продлившееся еще почти 11 часов.
19.01-20.01 Tel Aviv – London – Sao Paolo, British Airways, 15 hours
20.01-21.01 Sao Paulo
21.01 Sao Paulo - Rio de Janeiro, автобус Expresso Brasileiro , 6 hours, 430 km, 62.50R
21.01-23.01 Rio de Janeiro
23.01-25.01 Rio de Janeiro - Belem, автобус Transbrasiliana, 52 hours, 3450 km, 416R
25.01-26.01 Belem
26.01-27.01 Belem - Macapa, пароход Almirante do Mar, 27 hours, 574 km, 220R (cabin)
27.01-28.01 Macapa
28.01-29.01 Macapa - Oiapoque, автобус Garra, 14.5 hours, 560 km, 57R
29.01 Oiapoque - St. Georges, лодка, 1/2 hours, 10 km, 5R
29.01 St. Georges - Cayenne, ван (автостоп), 4 hours, 200 km, 20Euro
29.01-30.01 Cayenne
30.01 Cayenne - St. Laurent, 2 минибуса, 4 hours, 300 km, 35Euro
30.01 St. Laurent - Albina, лодка, 1 hour, 4 km, 5Euro
30.01 Albina - Paramaribo, такси нa 5 человек, 3 hours, 140 km, 15Euro
30.01-31.01 Paramaribo
31.01 Paramaribo - Nieuw Nickerie, автобус, 4 hours, 230 km, 20 SRD (5Euro)
01.02 Nieuw Nickerie - South Drain, маршрутное такси, 1 hour, 40 km, 25 SRD (6Euro)
01.02 South Drain - Moleson Creek, паром, 1 hour, 10 km, 18 SRD (4.5Euro)
01.02 Moleson Creek - Georgetown, маршрутное такси, 4 hours, 320 km, 2500 G$ (12.5USD)
01.02-02.02 Georgetown
02.02-03.02 Georgetown - Lethem, автобус Intraserv, 12 hours, 520 km, 9000 G$ (45USD)
03.02 Lethem - Bonfim, 2 такси, 1 hour, 2+2 km, 5+5R
03.02 Bonfim - Boa Vista, автобус Amatur, 1.5 hours, 100 km, 15R
03.02-04.02 Boa Vista
04.02 Boa Vista - Manaus, автобус Eucatur, 14 hours, 600 km, 100R
04.02-06.02 Manaus
06.02 Manaus - Brasilia, самолет Gol, 3 hours, 491R
06.02-07.02 Brasilia
07.02 Brasilia-Goiania, автобус Araguarina, 3 hours, 200 km, 30R
07.02 Goiania-Cidade de Goias, автобус Empresa Moreira, 2.5 hours, 150 km, 24R
07.02-08.02 Cidade de Goias
08.02 Cidade de Goias - Goiania, автобус Empresa Moreira, 3 hours, 150 km, 21R
08.02-09.02 Goiania - Asuncion, автобус Nacional Expresso, 29 hours, 2000 km, 200R
09.02-11.02 Asuncion
11.02 Asuncion - Caazapa, автобус La Yuteña, 5 hours, 230km, 28000G (6USD)
11.02-12.02 Caazapa
12.02 Caazapa - Encarnacion, автобус La Yuteña, 7 hours, 250km, 45000G (10USD)
12.02 Encarnacion - Trinidad, автобус Beato Roque Gonzalez, 1.5 hours, 50km, 5000G (1USD)
12.02-13.02 Trinidad
13.02 Trinidad - Ciudad del Este, автобус Rysa , 5 hours, 200km, 40000G (9USD)
13.02-15.02 Ciudad del Este
15.02 Ciudad del Estre - Puerto Iguazu, лодка, 1/2 hours, 2km, 10000G (2USD)
15.02-16.02 Puerto Iguazu
16.02-Puerto Iguazu - Foz de Iguacu, автобус, 1.5 hours, 10km, 5Ar$ (1USD)
16.02-17.02 Foz de Iguacu
17.02 Foz de Iguacu - Ciudad del Este, автобус, 1 hour, 5km, 3.3R
17.02-18.02 Ciudad del Este - Sao Paulo, автобус Sol del Paraguay, 19 hours, 1050km, 200Ar$ (50USD)
18.02-19.02 Sao Paolo - London - Tel Aviv, British Airways, 15 hours
Часть 1. Бразилия
Прилетев рано утром в аэропорт Guarulhos, я прежде всего направился к банкомату, пытаясь выдоить несколько сотен реалов (кстати, для дальнейшего повествования окажется небесполезным проинформировать, что 1 доллар равен примерно 1.8 реала, то есть 1 реал стоил 55 центов США). Кроме того, потенциальных путешественников в Бразилию следует предупредить, что выдаивание денег в банкомате может оказаться проблемой. В моем случае срабатывали только чиповые кредитные карты и только в АТМ банка Bradesco. Остальные банкоматы дружно игнорировали все мои карты, хотя при дальнейших покупках я ими спокойно расплачивался. Затем я, проигнорировав дорогие (30 реалов) аэропортовские автобусы, доехал на локальном автобусе до станции метро Татуапу, а потом на метро до площади Республика, где по глупости заранее зарезервировал гостиницу. Чек-тайм в Бразилии в 12:00, я прибыл в 10:30 и поскольку все уже было оплачено, заселять меня сразу не захотели, а попросили подождать до 12-ти. Оставил у них чемодан, вышел, перекусил, выпил местных соков, непонятно из каких фруктов выжатых (вкусно!), вернулся, немного отдохнул и пошел осматривать город.
Город оставил весьма странное впечатление. Центр города (к востоку от площади Республики) представляет собой хаотическую мешанину разностильных маловыразительных зданий, среди которых изредка попадаются весьма интересные образцы. Своеобразно сочетание 20-этажных коробок с двух-этажными ярко-раскрашенными домиками. Интересен виадук Святой Офигении (зачеркнуто) Ифигении и одноименного собора, где я случайно попал на мессу, спасаясь от дождя.
Bиадук Святой Ифигении
Короче, я решил, что время терять жаль, успею еще посмотреть город на обратном пути, и рано утром следующего дня отправился на центральную автобусную станцию Tietê, откуда каждые полчаса отправляются автобусы в Рио де Жанейро. Здесь уместно рассказать, что представляет собой транспортный вопрос в Бразилии. Прежде всего надо упомянуть, что пассажирского железнодорожного транспорта в Бразилии практически нет, все пассажирские перевозки осуществляются или самолетами или автобусами, а там где нет дорог, то по рекам. Существует множество автобусных компаний, но цены контролируются Министерством Транспорта и составляют на сегодня что-то около 11 центаво на километр плюс постоянная составляющая. Междугородные автобусы бывают трех видов: Conventional, Еxecutivo (Golden) и Leito, то есть спальный. Еxecutivo практически ничем не отличается от обычного, за исключением цены, которая процентов на 20-30 выше. Кстати, платить за билет в кассе можно, как правило (но не всегда!) кредитной картой. Свободные места практически всегда в наличии, но стопроцентно расчитывать на это нельзя, особенно при транзите. Все бразильские автобусы в которых я ездил (кроме одного), были достаточно комфортабельны, оборудованы туалетом и обеспечены питьевой водой. Кроме того, каждые 3-4 часа обязательно останавливаются на полчаса для еды и отдыха. Проблема покупки билета может состоять в поиске нужного окошка, поскольку каждая компания продает билеты только на свои автобусы. В Сан Пауло хорошо хотя бы то, что все кассы, продающие билеты до Рио де Жанейро, расположены в одном зале, так что не требуется особенного труда выяснить, в какое время отправляется рейс каждой компании. Иногда расписание висит рядом с окошечком кассы, иногда об этом приходится спрашивать (по-португальски, разумеется). В результате, за 62 с половиной реала я стал обладателем билета на Conventional автобус компании Expresso Brasileiro, отходящем в самое ближайшее время.
Через шесть часов я уже оказался на автовокзале Рио де Жанейро, откуда на местном автобусе доехал до центра (метро Carioca), прошел несколько гостиниц, забраковал их по поводу негуманных расценок либо безобразного вида, но в результате нашел недалеко от супер-современного кафeдрального собора относительно недорогую гостиницу (75 реалов), не самого лучшего качества, но, во всяком случае, с кондиционером. За все время моего пребывания в Южной Америке, кондиционер являлся не роскошью, а необходимостью, так как температура днем частенько зашкаливала далеко за 30 градусов и пару раз достигала 39. При 120% влажности - это, поверьте мне, немало.
Кафeдральный собор Рио де Жанейро
Оставшиеся полдня продил по центру и проехался древним трамвайчиком в Santa Teresa. Очень советую.
Трамвай в Santa Teresa
Следующие полтора дня потратил на Corcovado (статуя Христа, понравилось), потом съездил на Copacabana (пляж, не понравилось), прогулки по району Castello (возле порта, великолепно). Прокатился по морю в Нитерой (так себе), обратно вернулся через очень длинный мост (13 km, интересно).
13-километровый мост Рио де Жанейро - Нитерой
Люди: доброжелательные, готовые помочь, однако мало кто знает английский, пришлось срочно налечь на португальский, что хоть как-то объясняться. Поражают размеры поп и грудей местных красавиц, причем создается такое впечатление, что вероятность наличия бюстгальтера обратно коррелирует с величиной бюста. И еще: очень много неадекватного народа, не то после хорошего подпития, не то после хорошей дозы, а может это у них вообще такая норма жизни. Но особенно не мешают. Кроме мелких пацанов, те достают везде. В белых штанах никто не ходит. Общее впечатление: интересно, очень интересно, но отнюдь не мечта всей моей жизни.
После двух самых больших городов, естественно захотелось как можно скорее вырваться на природу, а точнее совместить приятное с полезным: разглядывать окружающую среду, сидя в движущемся транспорте. Для этой цели был выбран маршрут длиной в 3450 км, от Рио де Жанейро до Белема, проходимый одним автобусом за 52 часа. Была еще мысль прервать эту поездку посещением города Бразилия, но тогда бы я не успел на пароход, выходящий из Белема. Итак, следующие двое с небольшим суток я провел в комфортабельном автобусе компании Transbrasiliana. Уточняю: билет обошелся мне в 416 реалов, самолет будет стоить ровно столько же, и даже может обойтись дешевле, если билет покупать заранее. Но принцип Путешествие через ж... превыше всего. И действительно, насмотрелся я всего самого интересного по дороге: горные леса штата Rio de Janeiro и Minas Gerais, саванны и обработанные поля Goias и Tocantins, джунгли и фазенды штата Para
Сказать вам честно, глазу было гораздо приятнее смотреть на бескрайние пастбища, поля и сады многочисленных фазенд в штате Пара, чем на те же земли, заросшие дикими кустами и низкими деревцами, именуемые джунглями. Этот кустарник нещадно выжигается по всей территории и процент обработанной и окультуренной земли возрастает. Есть и другие джунгли: настоящие леса в два, а то и в три этажа - таких гораздо меньше и такие леса никто не трогает.
Дорога двухполосная, качество покрытия - разное, местами все в выбоинах, местами - новый асфальт. Шоссе забито дальнобойщиками. И действительно, эта дорога - единственная сухопутная нить, связывающая юг и север страны. Когда-то были проложены еще несколько дорог, но они сегодня в непроезжем состоянии. Автобус, начиная от Belo Нorizonte полон, но публика, как правило, едет на относительно короткие дистанции. 52 часа в одном автобусе - это мой личный рекорд, до этого был Лондон - Рига, 44 часа, однако переносится очень легко и с большим удовольствием: ведь за каждым поворотом дороги ожидают новые виды, новые впечатления.
К пяти часам вечера приезжаем в Белем, двухмиллионный город на берегу Амазонки. Проливной дождь. Я высматриваю приличную гостиницу у самой автобусной станции, заселяюсь, привожу себя в порядок. К этому времени дождь стихает, иду гулять. Покупаю на автостанции билет на завтра на пароход. Возвращаюсь в номер, отодвигаю столик с телевизором, антенна падает на пол, из подставки выпадает пакетик с коричневатым порошком. Аккуратно упакованный, граммов на 10. Думаю: если я его уничтожу, а придет его владелец, что я буду делать? А если я его оставлю, а потом его найдут и начнут выяснять, кто останавливался в этом номере, нужны ли мне эти разборки? Разрываю оболочку, нюхаю: ничем не пахнет. Лизнуть не решаюсь. Спускаю содержимое в унитаз. Сплю этой ночью плохо.
Утром еду в порт. Городской автобус туда не идет, беру такси, 20 реалов. Трехпалубный теплоход Almirante do Mar ходит в Макапу (Macapá) дважды в неделю, по вторникам и пятницам. Выход в 10 утра. Ориентировочное время в пути - чуть более суток. В моем случае путешествие заняло 27 часов. Билеты продаются четырех видов: для персонального гамака (130 и 150 реалов, в зависимости от места на корабле), койка в четырехместной каюте (200 и 220 реалов, если каюта с туалетом и душем). У меня гамака нет, да и не умею я в нем спать, поэтому я беру последний вариант, а поскольку таких буржуев много не находится, то мне достается вся каюта целиком. Но койки там низкие, и я дважды хорошо прикладываюсь головой о верхнюю койку. На корабле есть место для нескольких сотен гамаков и десяток кают. Ну, естественно, в каюте нужно только спать, а так сидишь в кресле на носу парохода и смотришь на эту великую реку, самую полноводную реку в мире, на Амазонку.
Ширина Амазонки в этом месте 574 км. Ну, конечно, не самой Амазонки, а ее дельты, между Белемом и Макапой. Ширина отдельных рукавов достигает 32 км (у Белема). Пароход идет иногда по самым узким протокам, шириной около 100 метров, лавируя между многочисленными островами, а иногда по таким широким, что ни справа, ни слева не видно горизонта. Но волн нет, абсолютно спокойно. Движение большое, постоянно встречаются грузовые корабли и паромы, перевозящие автомобили, контейнеры, лес и т.д. и т.п. Вспомним, что это единственная трасса, соединяющая центр Бразилии с ее северными штатами, включая такой миллионный город, как Манаус. Берега, кое-где заселены: деревянные строения на сваях стоят у самой воды на отвоеванном от джунглей клочке земли. В многочисленных каное гребут женщины и дети. На каждой лачуге укреплена телевизионная тарелка. Везде есть электричество. Однако, чем занимаются жители, не понятно. Наш корабль не останавливается ни в одной деревне.
Вечер, работает буфет. На центральной палубе играет громкая музыка, народ самозабвенно танцует. Но на верхней палубе и у меня в каюте не слышно. Сижу и смотрю на Амазонку. Цель достигнута.
Где-то в полдень пароход причаливает к пристани Santana, в 30 км от города Macapá, куда легко добраться на городском автобусе. Заселяюсь в гостиницу, иду гулять по городу. Макапа находится точно на экваторе, доезжаю дотуда, разглядываю построенный в эту честь обелиск Marco Zero (нулевая метка). Город является столицей штата Амапа, есть свой университет, и гордость города Fortaleza - форт. Все следующее утро провожу там, в форте и возле него, на набережной. Речка тут тоже не маленькая, несколько десятков километров в ширину, да и океан недалеко. Просто ничего не делаю, расслабляюсь после поездок. Хорошо!
Экватор. Макапа
До северной границы Бразилии, города Ойапок (Oiapoque) 560 км, причем более половины из них еще не заасфальтированы. Тем не менее туда ходят автобусы из Макапы, причем трех разных компаний, однако, к моему великому сожалению, только ночные. Ну не люблю я ехать в автобусе ночью, ведь ничего же не видно! Покупаю билет на самый ранний, компании Garra, который выходит из Макапы в 5 часов вечера. Помните, я вам говорил о том, что все автобусы, на которых я ездил в Бразилии, были весьма комфортабельными, кроме одного? Так вот этот таким и был: с узкими сидениями и без туалета внутри. Ну не так, чтобы все было очень ужасно, в Парагвае автобусы хуже, а про Индию я вообще не говорю. Выехали мы, и на первом же полицейском чек-посте автобус останавливают, у всех пассажиров забирают документы, что-то проверяют, и через час отдают. Скоро асфальт кончился, после недавно прошедших дождей дорога выглядит одной сплошной лужей, волны бурлят, но автобус почти нигде не застревает и к семи часам утра прибывает на автовокзал Ойапока.
Беру такси (зря, там всего-то с километр) до полицейского управления. Оно открывается только в 8 утра (и только по будним дням!), а пока иду в кафе. Все-таки лучше бразильского кофе пока еще ничего не придумано. И лучше бразильских пирожков тоже ничего нет. В 8 утра ставлю в паспорт печать об убытии из Бразилии и иду в сторону переправы. По пути вижу местный краеведческий музей, захожу. Интересно. И туалет там хороший. Выхожу, иду дальше. Прохожу мимо обелиска Отсюда начинается Бразилия. Сажусь в лодку. Речка неширокая, но по ней надо минут 20 плыть до Франции, а точнее до Французской Гвианы, городка Сант Жорж (Saint Georges).
Отсюда начинается Бразилия. Ойапок