Здравствуйте. Это мой рассказ про поход в Гималаях, Непал.
Несколько громкое название "на пределе физических сил" - конечно же, для выделения среди множества других отчётов. Но отчасти, есть и оправдания такому моему названию:
- на пятый день трека физическое состояние настолько ухудшилось, что пришлось обращаться за платной помощью врача, в Дингбоче;
- на девятый день трека физическое состояние настолько ухудшилось, что пришлось прибегнуть к срочной услуге портера, для того чтобы экстренно сбросить высоту (из Лобуче в Туклу);
- два перевала из трёх, заканчивающихся прохождением ледников (Кхумбу и Нгозумба), приходилось преодолевать уже по темноте, с налобными фонарями, сильно уставшими, скорее всего - последними из трекеров.
Как всё начиналось. Ежегодно, в последние несколько лет - я копил и тратил деньги на строительство дома (в котором, собственно, и проживаем с семьёй). Но в этом году меня "перемкнуло". Я решил - что хочу и имею право - потратить деньги на себя, на свои "хотелки" (ездили вдвоём с женой). У меня промелькнула мысль в голове: "либо сейчас, либо - никогда". И это так ярко врезалось в мою эмоциональную картинку... что не давало покоя - ни на работе, ни на отдыхе. Ранее я никогда за границей не был.
Некоторые мои родственники - осуждающе качали головой, когда узнавали, что в этом году - вместо того, чтобы тратить деньги на строительство, я решил потратить их на путешествие.
Заказал загранпаспорт. Как только его получил - купил билеты на самолёт до Катманду и обратно.
После этого - стал искать информацию в интернете - как сходить в Гималаи, посмотреть хотя бы издали на Эверест и при этом - потратить по возможности меньше денег. У меня было очень много сомнений. Я не знал, как действовать, что я должен сделать, как бы не забыть чего-то важного.
Здесь, на этом форуме я создал тему
Прошу советы, подсказки. Треккинг Непал самостоятельно, бюджетно. Октябрь 2025. Эта ветка, через два месяца - помогла мне обрести уверенность, понимание, представление - о том, как следует организовать путешествие. Хочу выразить благодарность отдельным участникам той ветки:
TanyT,
IMDM,
ig67,
b0b,
b-olegh,
Darkmesser,
morning_bird и всем другим, кто давал советы, подсказки.
Большое внимание было уделено составлению плана маршрута по дням. Однако, с течением времени, я осознал - что строить некий один единственный план - неверно. Нужно иметь несколько вариантов. И для себя я тогда понял, что первые пять дней одинаковы во всех вариантах:
1 - Лукла - Монджо;
2 - Монджо - Намче-Базар;
3 - акклиматизационный выход радиально из Намче-Базара;
4 - Намче-Базар - Дебоче;
5 - Дебоче - Дингбоче.
А вот с 6-го дня, начиналась "вилка":
Максимальный план:
6 - Дингбоче - Чуккунг - Чуккунг Ри (радиально);
7 - Чуккунг - базовый лагерь Айленд Пик (радиально);
8 - Чуккунг - пер. Конгма Ла - Лобуче;
9 - Лобуче - Горак Шеп - базовый лагерь Эверест (радиально);
10 - Горак Шеп - Кала Патар (радиально) - Дзонгла;
11 - Дзонгла - пер. Чо Ла - Гокио;
12 - Гокио - вид на Эверест (над 4-ым озером) - Гокио;
13 - Гокио - пер. Ренджо Ла - Марулунг;
14 - Марулунг - Монджо;
15 - Монджо - Лукла.
Средний план:
6 - Дингбоче - Нагарсанг - Дингбоче;
7 - Дингбоче - Чуккунг - Чуккунг Ри (радиально);
8 - Чуккунг - пер. Конгма Ла - Лобуче;
9 - Лобуче - Дзонгла;
10 - Дзонгла - Драгнаг;
11 - Драгнаг - Гокио - Гокио Ри (радиально);
12 - Гокио - вид на Эверест (над 4-ым озером) - Гокио;
13 - Гокио - пер. Ренджо Ла - Марулунг;
14 - Марулунг - Монджо;
15 - Монджо - Лукла.
Минимальный план:
6 - Дингбоче - Нагарсанг - Дингбоче;
7 - Дингбоче - Чуккунг - Чуккунг Ри (радиально);
8 - Чуккунг - Дингбоче - Тукла;
9 - Тукла - Дзонгла;
10 - Дзонгла - пер. Чо Ла - Драгнаг;
11 - Драгнаг - Гокио - Гокио Ри (радиально);
12 - Гокио - вид на Эверест (над 4-ым озером) - Гокио;
13 - Гокио - Доле;
14 - Доле - Монджо;
15 - Монджо - Лукла.
В итоге же, реально пройденный план, больше всего оказался похож на "средний план". И был таков:
1 - Лукла - Монджо;
2 - Монджо - Намче-Базар;
3 - акклиматизационный выход радиально из Намче-Базара;
4 - Намче-Базар - Дебоче;
5 - Дебоче - Дингбоче - Нагарсанг (радиально, частично);
6 - Дингбоче (отдых, после ночной "горняшки");
7 - Дингбоче - Чуккунг - Чуккунг Ри (радиально, частично);
8 - Чуккунг - пер. Конгма Ла - Лобуче;
9 - Лобуче - Тукла (плохое самочувствие, сброс высоты);
10 - Тукла - Дзонгла;
11 - Дзонгла - Гокио;
12 - Гокио - вид на Эверест (над 4-ым озером) - Гокио;
13 - Гокио - пер. Ренджо Ла - Марулунг;
14 - Марулунг - Монджо;
15 - Монджо - Лукла.
Ходовые дни трека были с 7 по 21 октября 2025г.
Было много различных вопросов, которые надо было решить перед отъездом. В частности - попросить тёщу с тестем взять к себе детей. Вопрос с собакой - один из дорогих вариантов - отдать в "отель для домашних животных". Параллельно шёл непонятным вопрос про высокогорную страховку - и в какой-то момент, было решено вместо страховки с возможностью эвакуацией вертолётом - оплатить содержание и уход за собакой.
Страховка - была и остаётся одним из самых непонятных для меня вопросов. На форуме встретил совет - воспользовавшись подключением определённой функции в приложении "Тинькофф" ("Т-Банк"), можно за относительно небольшие деньги (ок. 3000 руб.) оформить страховку на себя и на жену, включающую горный треккинг на высоте до 3000 м. Формально - в этом случае - страховка имеется. Ну а то, что она не работает выше 3000 м - тут уж решили рисковать, надеяться что всё будет хорошо. К счастью - всё было хорошо, вертолёт не понадобился. Кроме того, "Тинькофф" при этом - позволял сделать два прохода в бизнес-зал (с включённым питанием) в аэропорту. Чем мы успешно и воспользовались в аэропорту Шарджа. Это также - было подсказано мне здесь, на этом форуме.
Одним из самых сомнительных элементов на моём треке - это был вес рюкзаков. Он (вес) был большим. Я замечал - что многие трекеры смотрят на нас с женой удивлённо - "почему такие большие рюкзаки"? Это сыграло, конечно, роль - в трудностях наших перемещений. Но стоимость услуг портера - дорого для нас (хотя - нужно сопоставить "за" и "против"). Ещё сыграла роль моего предыдущего опыта хождения в горы (западный Кавказ - Фишт, Ачишхо, Джуга, Б. Тхач и др.) - я привык, что всё должно быть с собой. И не имел представления - что на самом деле происходит на треке в Сагарматхе.
При посадке в самолёт в Катманду-Лукла (перед треком) - вес моего рюкзака был зафиксирован 14 кг, у жены - 12 кг. При посадке в самолёт по возвращении (Лукла-Катманду) - вес моего рюкзака был 13 кг, у жены - 11 кг. Честно говоря, когда я увидел это на весах, я про себя подумал: "надо же. Я считал - что мой рюкзак как минимум в полтора раза тяжелее, чем у жены. А она оказывается - таскала гораздо больше, чем я себе представлял".
Список вещей, которые были у меня в рюкзаке (это при сборах ещё дома, что по моему мнению понадобится - именно на треке):
1. Коврик (каремат) - вообще ни разу из рюкзака не доставал. Не пригодился.
2. Компресс-мешок 26 л. "Акме" - нужная вещь, пользовался.
3. Носки ходовые, 5 пар - пригодились, все.
4. Носки тёплые, 2 пары - пригодились.
5. Баф (шарфик на шею) "Camp" - пригодился.
6. Шапка тёплая "Adidas", двойной флис - пригодилась.
7. Кепка с укрыванием шеи, ушей - пригодилась.
8. Перчатки тёплые "Campus" - воспользовался раза три, по утрам и вечером.
9. Подштанники "Triloni" - пригодились, спал в них несколько раз.
10. Штаны тёплые "Сплав" Полартек 200 - пригодились. По лоджам в них ходил.
11. Штаны ходовые RedFox "Yoho" - постоянно использовались.
12. Кофта Filon флис (аналог Полартек 100) - пригодилась, спал в ней.
13. Термокофта RedFox Полартек Повердрай, без воротника - не пригодилась. Брал как запасную термокофту. Не надел ни разу.
14. Термокофта Patagonia Полартек Повергрид, с воротником - постоянно ходил в ней на треке.
15. Кофта Filon Полартек 200 - одевал много.
16. Кофта RedFox Полартек Виндпро - брал на случай ветра, но его не было. Не пользовался.
17. Пуховая курточка Scott - пригодилась, одевал несколько раз, при выходе на улицу из лоджа, вечером.
18. Анорак авизентовый - одевал в дождик, пару раз по утрам, при раннем выходе на перевал.
19. Солнцезащитные очки - пригодились очень. В некоторых местах на снегу - без них просто невозможно было.
20. Аптечка (включая крем от солнца, стики помадные, помада для губ и др.) - была довольно увесистой. Пригодилось - наверное, лишь четверть её содержимого.
21. Термос на 1,2 литра "Арктика", с двумя встроенными кружками - пригодился. Постоянно пользовались. И в лодже и при переходах. Один на двоих.
22. Нож-ложка походный - можно считать, что не пригодился. Один раз ножом этим жена почистила купленное яблоко. Хотя - спокойно можно было для этого взять нож на кухне в лодже. Ложкой - ни разу не воспользовались.
23. Система приготовления пищи Firemaple (по сути - горелка с кастрюлькой) - пригодилась, кипятили воду для термоса.
24. Пластиковая ложка - пригодилась, размешивали лекарство-порошок.
25. Большой пакет для вещей, против дождя - не воспользовались. Сильного дождя не было.
26. Средние пакеты 8 шт. - не понадобились.
27. Фасовочные пакеты 20 шт. - пользовались.
28. Большие нейлоновые стяжки 8 шт. - не понадобились.
29. Компас - не понадобился.
30. Карты распечатанные с треком - иногда смотрел. Но можно было и не брать.
31. Спальник Freetime, 900 гр. - пригодился, спал в нём и под одеялом, где холодно было.
32. Накидка от дождя на рюкзак - пригодилась. Один день шёл дождик.
33. Водонепроницаемый чехол для телефона - пригодился, один день.
34. Треккинговые палки Masters "Sherpa" - пользовался.
35. Фонарь налобный Petzl с новыми батарейками + комплект новых батареек - пригодился. Немного ходили после заката. В лодже тоже удобно, чтобы супругу не будить ярким светом.
36. Шило с обувными нитками - не понадобилось.
37. Нитка капроновая с иголкой - не понадобилась.
38. Повербанк 10 000 мАч - пригодился, пользовались.
39. Репшнур 5 мм, 10 м - не понадобился.
40. Гамаши "Ferrino" - понадобились, по глубокому снегу.
41. Сланцы-шлёпки - пригодились. В лоджах в них ходил, даже на улицу.
42. Ледоступы ("котята") ноунэйм - пригодились, на двух перевалах.
43. Треккинговые ботинки Boreal "Sherpa 2.0" - самая нужная вещь.
44. Спички - пригодились. Поначалу, пьезоподжиг не срабатывал у горелки.
45. Зарядное устройство для телефона с тройником - пригодились.
46. Скотч малярный - не понадобился.
47. Рюкзак 100 л., Акме "Шерп дельта" - без него никак.
Так называемые "вкусняшки". Были разложены по двум рюкзакам. Суммарный вес - ок. 4 кг.
1. Курага, 400 гр. - елась очень плохо. На 13-ый день трека - выкинули из-за появившегося подозрительного запаха в пакете с ней.
2. Чернослив, 200 гр. - ели постепенно, до конца трека. В основном - по чуть-чуть по утрам, с овсяной кашей.
3. Финики сушёные, 200 гр. - кушались более-менее. К концу трека - были съедены.
4. Цукаты ананаса, 100 гр. - медленно кушались, с орешками.
5. Грецкий орех, 300 гр. - кушался очень плохо. К концу трека - так и не съели весь.
6. Жареный арахис, 200 гр. - кушался нормально. Примерно на 10-ый день трека кончился.
7. Сникерс "минис", 300 гр. - скушался быстрее всего, примерно на 7-ой день трека.
8. Конфеты "Красный мак", 200 гр. - в конце похода раздавали детям. Не съели всё на треке.
9. Конфеты "Батончик РотФронт", 200 гр. - не съели за трек. В конце - отдавали детям.
10. Мармеладные конфеты, типа "Пчёлка", 300 гр. - к концу похода съели.
11. Шоколад "Риттерспорт" - 3 плитки. К концу похода - одна оставалась несъеденной.
12. Шоколад Бабаевский с кусочками грейпфрута - 2 плитки. К концу похода - одна оставалась несъеденной.
13. Бразильский орех, 100 гр. - съелся к 10 дню похода.
14. Орехи кешью, 200 гр. - съелись к концу трека.
15. Энергетические батончики - 6 шт. - скушались посередине трека (женою).
16. Семечки жареные, 100 гр. - с удовольствием съелись женой, к середине трека.
Вообще, по этим "вкусняшкам" - моё заключение в конце трека - либо не брать вообще, либо брать не более 1 кг на двоих. Сникерсы - были самыми востребованными. На втором месте - финики, и немного - чернослив.
Основные цели похода были две. Первая - это пройти три перевала. Чтобы самим себе придать некую законченность определённого маршрута, "Три перевала", довольно популярного. Вторая цель - постараться посетить точку, я её называю "Фото №3 на Эверест", т.к. на форуме была информация - что это наиболее величественный вид на Эверест, из доступных для простого трекера.
Ну, в общем - это так, вступление... далее планирую порционно написать про путешествие. При написании - присутствуют приятные воспоминания...