Продолжаю цитировать книгу Маевского «Военно-статистическое описание Ванского и Битлисского вилаетов».
"Начиная с 1890-х гг., взгляд на Турцию в Европе резко изменяется. Принцип сохранения цельности Турецкой Империи уступает место гонению этого государства.
В 1895 г. появляются целые проекты раздела турецкого наследства, и Блистательная Порта окончательно лишается западноевропейской поддержки.
В основу закулисной деятельности западно-европейской дипломатии с начала 1890 гг. прочно залегают две идеи:
1) недопущение сближения России и Турции;
2) разрушение Турции и замена её более надежными, в смысле ближайших врагов России, христианскими государствами».

Начиная с 1894 г. в Турции искусственно создается целый ряд последовательных и возмутительных событий, никогда не могущих народиться на свет Божий, без Европейской поддержки.
В первую линию выдвигается армянский вопрос, заливающий кровью целый десяток вилаетов Азиатской Турции.
Англия первая из поднявших армянский вопрос, не особенно заботилась о том, к чему, в конце концов, приведёт возбужденный её вопрос об армянских реформах.
Нужно было создание главным образом смуты. А когда армяне отслужили, их бросили.
В 1898-1899 гг. ими уже никто не интересовался.

В 1885 г. по Европе впервые разносится весть о начале армянского движения. Армянские эмигранты во Франции, Англии, Австрии и Америке соединяются для коллективных действий: образуются комитеты, нарождаются журналы, издающиеся на французском и английском языках.
В Лондоне кабинет Гладстона собрал недовольных армян, сгруппировал их, дисциплинировал и обещал свою поддержку. С этого времени комитет пропаганды утвердился в Лондоне, и получал здесь соответствующие внушения.
В течение нескольких лет, тайные общества распространяются по всей Армении: пропагандируются пороки и недостатки турецкой администрации, а в армянском народе пробуждаются идеи национальности и независимости.
Армяне разделены между Турцией, Персией и Россией. В Турции они живут в 4 областях, а собственно в Армении они повсюду смешаны с мусульманами.
В случае маловероятном (или после будущей войны) — если Европа предложить создание Армении — будет почти невозможно очертить границы этого нового государства".
			


			
			
			
