На входные билеты (в т.ч. круиз и аудигиды) в Стамбуле потратили на 2-их 299 лир (как в магазине, не 300!):
1- 115 лиры.
2- 54.
3- 60.
4-70.
Ну как тут не вспомнить о
музейной карте за 20 лир, которая действительна для прохода во все эти стамбульские «достопримечательности», а также в Анкаре и Каппадокии (о чём позже), но только для турецких граждан. Я бы не рискнула ей воспользоваться, но для экономных, кому совесть позволяет, с лицами, не явно отличающимися от турецких, «овчинка стоит выделки». При этом надо суметь договориться о её покупке с турецкими друзьями или разобраться на сайте
http://www.muzekart.com. Далее дело за малым: не замешкаться перед турникетом… А если Вы еще немного понимаете и говорите по-турецки, то милое дело преступить черту закона в благих корыстных целях…
Вход во все значимые («дорогие») места через турникеты, непосредственного контакта с сотрудником на входе практически нет. В кассах дворца Топкапы две очереди: для турок – за картами, для остальных – за разовыми билетами в ту же цену. Именно здесь выдают карточки без фото, но встречались и с фото.
Что еще хорошо знать заранее: Без сомнения, все неоднократно окажутся
возле Галатского моста. На той стороне, что
со стороны Босфора:
- На побережье, где район Эминёню (Султанахмет), корабли отчаливают в круиз, естественно, по Босфору.
- По другую сторону от моста на том побережье, где красуется Галатская башня, отходят паромы в Азию, на вокзал Хандаракша (отправлением в Анкару, центр. Турцию…).
Со стороны Золотого рога замечательные рыбные «едальни»:
- На побережье, где район Эминёню, площадь, на которой кушают рыбку, виртуозно жареную на кораблике, присаживаясь на маленькие стульчики на улице. (Далее – автостанция – конечная городских автобусов, отправлялись отсюда в Миниатюрк.)
- На другом побережье, где Галатская башня, находится рыбный рынок с рыбными ресторанами на открытом воздухе, прям за торговыми рядами. Рыбных ресторанов в Стамбуле много (например, на самом мосту и по другую сторону от него) – но здесь особенно колоритно, нам показалось.
Немного о еде будет потом с фото, поскольку это нагляднее.
Накануне поездки мы купили
литературку. При заказе через интернет получается на копейки дешевле, чем при покупке в том же магазине Библио Глобус сразу, и дешевле, чем через ozon.:
1. Стамбул Борзенко Ал. и Ан. Дата издания: 2009 ISBN: 978-5-98652-136-7 Издатель/Изготовитель: Вокруг света
http://www.bgshop.ru/Details.aspx?id=9330445- На форуме все хвалят Стамбул серии Афиша, но что-то я его не нашла, да и издательства 2007 г. – уже староват. Путеводители «Вокруг света» мне нравятся, по Стамбулу меня устроил тоже. Рекомендую.
2. Турция Дарк Д. Серия: Путеводители "Thomas Cook"
http://www.bgshop.ru/Details.aspx?id=9230412 - Несколько другой стиль подаче информации, помог (особенно, из-за стечения обстоятельств в Анкаре).
3. Карта Турция. Центральная и западная часть Дата издания: 2009 ISBN: 978-5-940-59094-1 Издатель/Изготовитель: Дискус Медиа
http://www.bgshop.ru/Details.aspx?id=9262822 - Не советую в рамках аналогичной поездки, т.к. до поездки гораздо удобнее пользоваться гугловскими картами, а на месте купить нормальную полную карту Стамбула в отеле за 5 лир. Здесь – только центральная часть. Для путешествующих на автомобиле – может и пригодится, но не замена навигационной (времена меняются).
А теперь
субъективные впечатления об увиденной за эти дни в Стамбуле.
1-ый день.Заселились в отель, забрали в агентстве ж-д билеты. В связи с шикарным расположением отеля мы сразу оказались в самом сердце Стамбула – красота, солнце, фотошопное небо, фонтаны, цветущие тюльпаны – атмосфера радости и праздника! Потусовались! Но настораживает демонстрация у входа в Софию…
У нас по плану -
дворец Топкапы. Широкая очередь за билетами метров на 20 – примерно 10 минут. Заходим, намеренно берем аудиогида, направляемся левее, к будке продажи билетов в гарем. На удивление очереди там совсем нет, сразу туда и идем. Лучше было бы послушать вступление перед макетом дворца, что сразу у турникетов, учтите это, мы прослушали в конце. Несмотря на то, что у нас есть подробное описание дворца со схемой в путеводителе, восприятие с гидом – совсем иное, не пожалели, что взяли, гораздо интереснее. Вот прошли бы мимо палочки, не прочитав табличку, что это посох пророка Моисея, которым он остановил воду… Мы видели достаточно роскошных штучек, например, в нашем Алмазном фонде, в Сокровищнице в Вене, но, тем не менее, испытали шок от такого количества драгоценностей: изумруды размером с куриное яйцо, бриллиант в 92 карата, знаменитый (благодаря кино) кинжал, я просто охренела от подсвечника из 100! кг золота. Но когда гид вещал в тронном зале «А теперь затаите дыхание: из трона извлекли девятьсот восемьдесят… кг серебра и девятьсот… кг золота» - это что-то! Мусульманские реликвии – волосы пророка Мухаммада или отпечаток его ступни, когда он вознесся на небеса, на меня не особо произвели впечатление. (Именно в этот зал сокровищницы была очередь на входе – минут 10, а потом рассосалось – кому как повезет с количеством коллег – туристов.) Драгоценности сокровищницы надо видеть! А в уши льется : «эта ваза была подарена султану в честь победы турок над христианами…» В отчетах нередко встречается совет, что в гарем можно и не ходить, ничего там нет. Я же считаю, что без его посещения восприятие не будет целостным, однозначно, с рассказом смотреть интереснее.
Цистерна Базилика - тоже довольно необычный объект, интересен, несомненно входит в обязательную программу.
София – очень повезло, что было немноголюдно из-за несоответствия заявленного почти везде графика работы реальному. Удивляет. Немного настораживает столь явное агрессивное противостояние веры… Представляется былое величие. А сейчас – гибрид… Будучи на Родосе, нам рассказывали, что именно оттуда доставлялись белые кирпичи для строительства главного христианского храма - Собора Святой Софии, т.к. только там особая лёгкая глина.
Голубая мечеть – интересно, но не наше это. Атмосфера намоленная, купола…
Набережная Кеннеди. Романтично. Как на парковки носами к Босфору стояли рядком десятки машин, а в них парочки. Тут и ныряльщики в гидрокостюмах с ружьями. Порадовали стая прыгающих дельфинов. Судоходное движение же…
2-ой день, 2-ое мая, воскресенье. Дворец Долмабахче. Вот уж, действительно, сразу невозможно правильно оценить события: я сначала расстроилась, удивляясь своей нерасторопности, предположив, что надо было подсуетиться и подкатить к гиду русской группы (а их было две), договориться, чтобы с ними войти во дворец. Залпом вошло групп 7-10, оттого и приостановили продажу билетов – демонстрация во дворце! Мы же вошли с двумя полными (человек по 30) турецкими группами и нашей маломеркой (с нами – 6 человек). Честно говоря, я не рассчитывала на такую удачу, поскольку в отчетах (и советах) пишут, что русских групп нет. Но, наверное, это из-за наших майских праздников.
Многие пишут о вычурной роскоши этого дворца. Меня же он покорил своим великолепием. Невольно сравниваешь с Версалем, дворцами Питера (особенно Юсуповским, где тоже прослеживается влияние востока) – одного уровня, на мой взгляд. Конечно, рассказ гида даёт более целостное восприятие значимости этого шедевра – настоящий европейский дворец, с элементами «аляпистого» востока. Только представьте: на его отделку пошло 40 тонн серебра и 14 тонн золота!
Я все искала самую тяжелую в мире хрустальную люстру – 4,5 тоны с 750 светильниками под куполом. А там их там столько!
Вот шикарная (заочно знакомая) «хрустальная лестница с перилами из красного дерева, выполненная в форме подковы, отделанной хрусталём французской фирмы Баккара»…Люстра – супер, но потолок - не куплолом!...
А вот и этот церемониальный зал высотой 36 м, 56 колонн! И ковер ручной работы 124 кв.м, ткали 15 лет! А над ним – та самая люстра!
Я была приятно удивлена, увидев здесь 27 картин нашего Айвазовского. При подготовке к поездке как-то эту тему пропустила. Из уст экскурсовода это звучало примерно так: султан Абдул-Меджидом I дружил с Айвазовским и часто приглашал его погостить к себе во дворец. Ему нравились работы русского художника, и он говорил ему: «Нарисуй-ка мне теперь вот этот участок Босфора»… До сих пор вряд ли кто-то превзошел Айвазовского в изображении моря!
А вот что на эту тему у нас:
Айвазовский и Турция
Особой известностью пользовался Айвазовский не только в России, но и в Турции. Его знакомство с Османской империей началось в 1845 году. Средиземноморская географическая экспедиция под руководством Ф. П. Литке, в составе которой был Иван Константинович, отправилась к берегам Турции и Малой Азии. Тогда Стамбул покорил художника. После окончания экспедиции им было написано большое количество работ, в том числе и с видами столицы Османской империи.
После окончания войны в 1856 году по пути из Франции, где на международной выставке выставлялись его работы, Айвазовский второй раз посетил Стамбул. Был тепло встречен местной армянской диаспорой, а также, по протекции придворного архитектора Саркиса Баляна, был принят султаном Абдул-Меджидом I. К тому времени в коллекции султана уже была одна картина Айвазовского. В знак преклонения перед его творчеством султан наградил Ивана Константиновича орденом «Нишан Али» IV степени.
Третью поездку в Стамбул, по приглашению армянской диаспоры, И. К. Айвазовский совершает в 1874 году. На многих художников Стамбула, в то время, оказало влияние творчества Ивана Константиновича. Особенно это видно в маринистике М. Дживаняна. Братья Геворк и Ваген Абдуллахи, Мелькоп Телемакю, Ховсеп Саманджиян, Мкыртыч Мелькисетикян позже вспоминали, что Айвазовский также оказал значительное влияние на их творчество. Одна из картин Айвазовсого была подарена Саркис-беем (Саркисом Баляном) султану Абдул-Азизу. Картина настолько понравилась султану, что он сразу заказал художнику 10 полотен с видами Стамбула и Босфора. Во время работы над этим заказом Айвазовский постоянно бывал во дворце султана, подружился с ним, в результате им было написано не 10, а около 30 различных полотен. Перед отъездом Ивана Константиновича был устроен официальный прием к падишаху в честь награждения его орденом Османии II степени.
Уже через год Айвазовский снова едет к султану и везёт ему в дар две картины: «Вид на Санкт-Петербург с моста Святой Троицы» и «Зима в Москве» (эти картины в настоящее время находятся в коллекции дворца-музея Долмабахче).
Очередная война с Турцией закончилась в 1878 году. Сан-Стефанский мирный договор подписывался в зале, стены которого украшали картины русского художника. Это было символом будущих добрых отношений между Турцией и Россией[15].
Картины И. К. Айвазовского, находившиеся в Турции, неоднократно выставлялись в различных выставках. В 1880 году в здании русского посольства проходила выставка картин художника. По её окончании султан Абдул-Хамид II вручил И. К. Айвазовскому алмазную медаль.
В 1881 году владелец художественного магазина Ульман Громбач проводил выставку работ известных мастеров: Ван Дейка, Рембрандта, Брейгля, Айвазовского, Жерома. В 1882 году здесь же состоялась художественная выставка И. К. Айвазовского и турецкого художника Оскана Эфенди. Выставки имели огромный успех.
В 1888 году в Стамбуле состоялась ещё одна выставка, организованная Левоном Мазировым (племянником И. К. Айвазовского), на которой были представлены 24 картины художника. Половина сборов от неё пошла на благотворительные цели. Как раз на эти годы приходится первый выпуск османской Академии художеств. В работах выпускников Академии прослеживается манера письма Айвазовского: «Гибель корабля „Эртугрул“ в Токийском заливе» художника Османа Нури Паши, картина «Корабль» Али Джемаля, некоторые марины диярбакырца Тахсина.
В 1890 году была последняя поездка Ивана Константиновича в Стамбул. Он посетил армянскую патриархию и дворец Йылдыз, где оставил в дар свои картины. В этот приезд он был награждён султаном Абдул-Хамидом II орденом Меджидие I степени.
В настоящее время несколько известных картин Айвазовского находятся в Турции. В Военном музее в Стамбуле находится картина 1893 г. «Корабль на Черном море», картина 1889 г. «Корабль и лодка» хранится в одной из частных коллекций. В резиденции президента Турции находится картина «Тонущий во время шторма корабль» (1899).
Особое внимание в рассказе гида было уделено Ататюрку – вождю турецкой нации. Здесь он жил и умер. «Это был особый человек, он очень мало спал, всё время работал, работал, работал, именно благодаря его усилиям турки и сейчас так живут, следуя его учению. Правда, последние полгода он болел. Это его коляска, а на этой кровати, покрытой турецким флагом, он умер. Дворец рассматривается в большей степени как место почитания Ататюрка, именно в память о нём у дворца стоит караул.» (Здание принадлежит парламенту, поэтому нет гарантии, что вечером можно попасть во дворец, если 2.5 тыс. туристов его сегодня уже посетило.)
Гаремная часть дворца для развлечений - шикарно. Султан имел право иметь только 4 жены, дети от остальных женщин не имели право на наследство…
Общая информация о дворце подробнее – в путеводителе.
Выйдя из дворца, мы обошли его против часовой стрелки и вошли в еще одну дверь – она вела в гарем, но в жилые, бытовые покои. Поскромнее, нежели те, по которым водят экскурсии. Но какая разница с гаремом Топканы – времена меняются.
Зашли в кристальный павильон. Изящно, воздушно, красиво!
Птичий двор с артистами-павлинами! Они красуются, не стесняются, показывают себя во всем великолепии, медленно поворачиваясь и выворачивая хвост вперед. Мы неоднократно имели возможность любоваться этими царскими птицами, но здесь они, как дрессированные, торжественно, не торопясь, демонстрировали свою величественную совершенную красоту.
Малое разочарование произвела только клумба с цветочными часами – пашня. (Чем хорош наш путеводитель: есть фотографии почти всех значимых достопримечательностей (обычно входы) и лучшие виды в них. Так вот, часы там хороши. Май: весь Стамбул утопает в цветущих каштанах, тюльпанах…, а тут еще не высадили цветочки!)
Направляемся в
парк Йылдыз. Идем по набережной, мимо музеев. Проходим дворец Чираган – очень впечатляюще! Но на территории пройти нельзя, если вы не проживаете в гостинице Кемпински!
http://www.kempinski.com/en/istanbul/Pages/Welcome.aspxРади любопытства посмотрела цены: за сутки на двоих от 455 евро до 30 000 – за апартаменты султана!
Охранник оказался очень дружелюбным, разговорчивым, предложил сделать фото фасада, объяснил, что лучше в парк пройти по дорожке, которая подальше…
Йылдыз застали в тюльпанах! Воскресенье. Атмосфера отдыха. Турецкие семьи расположились на травке, в кафе. Подходим к павильону
Шале – нас торопят. Очевидно, что посетителей запускают партиями по мере набора, с экскурсоводом. Мы единственные иностранцы в группе турков, человек 20. Мне очень понравилось, но всё же, после Долмабахче не производит ошеломительного впечатления. Не жалею, что посетили, но это, скорее, факультативная программа, при наличии времени, хорошей погоды, хорошей физической подготовке – не «ближний свет», при цветущих тюльпанах – значительный фактор. – У нас все срослось. Кстати, обошли Мальту, там – только ресторан.
Направляемся в Румели Хисары. Пробка. Доходим пешком до 1-ого моста. Все же судьбы многих великих русских людей связаны с Турцией. Странно, что в наших путеводителях не акцентируется внимание, что именно Олег Керенский руководил строительством этого знаменитого моста.
После революции Ольга Барановская-Керенская уедет с сыновьями Олегом и Глебом в Англию. Мать чудом сможет навестить дочь в Лондоне и застанет ее грустной. Мальчики учились в колледже, а Оля работала машинисткой в конторе. Но все-таки она смогла дать детям хорошее образование. Братья окончили Коммерческое училище. Их соучениками были Дмитрий Шостакович, два сына Троцкого и сын Каменева.
Олег Керенский сумел сделать на чужбине фантастическую карьеру: он стал инженером-мостостроителем. Олег Александрович руководил возведением знаменитого моста через Босфор в Турции, строил мосты в разных странах, но больше всего в Великобритании. Не случайно королева Англии удостоила его высокого титула Командора Британской Империи. Олег Керенский был членом научного королевского общества и многих правительственных комитетов. О том, что благодарные потомки помнят известного мостостроителя, свидетельствуют международные научные конференции, так называемые Керенские чтения, проводимые в Англии каждые два года. На них съезжаются мостостроители со всего мира, а председательствует герцог Эдинбургский.
Садимся на троллейбус. «Отдыхаем» в пробке от ходьбы.
Итак,
Румели Хисари! Смесь адреналина и восхищение видами на Босфор, на мост султана Мехмеда Фатиха, а проще, второй, на Анадолу Хисары! Пожалуй, время посещения именно перед закрытием – лучшее по нахождению солнцу (в мае): Босфор – во всей красе! Величие стен подчеркивают цветущие фиолетовым деревья. Обход – по часовой стрелке. Сократить время осмотра получится только по вертикали, тем самым закончив не только осмотр крепости, но и жизненный путь этого воплощения… Пожалуй, это одна из наиболее интересных и эффектных крепостей, которые мы когда-либо посещали (польский Мальбург тоже хорош). Несомненно, лучшая крепость Стамбула, место, обязательное для посещения, если, Вы конечно, в хорошей физической форме.
Фуникулер. Площадь Таксим. Хочется чего-то турецкого. Случайно выбираем знаменитый Kokoreç Kaşarlı- Tereyağlı. Интуитивно угадываем, что это ОНО по необычному вкусу и запаху. Сайт – на салфетке:
http://bambicafe.com.tr/yorumlar.asp Ну что ж, это надо было попробовать!
Истиклаль. Я предполагала, что вечером здесь многолюдно, но не настолько. Оказалось, что мы попали на демонстрацию против проведения какого-то кинофестиваля. Надо отметить, что вопросам воспитания здесь уделяется должное внимание: мы смотрели в Стамбуле «Титаник» - было понятно, что курит, идёт дым, но сигарета была размыта! Не пройтись по этой улице- возможно ли?
Конечно, вдоль этой улицы можно ходить зигзагами в соответствии с интересами, и время в пути значительно увеличивается. Например, можно зайти в международный музей НЛО
www.siriusufo.org. Мы же задержались в католической церкви св. Антония Падуанского
www.sentantuan.com. Очень там красиво, попали на службу…
Если честно, встреча заката на башне Галата была запланирована. Классика!
Конечно, текст с фотографиями воспринимается лучше, но тороплюсь записать впечатления по горячим следам, на фото пока времени нет. Обязательно будут картинки, но позже.