Форумные круизы » 19 дек 2009, 20:25
В ценообразовании на авиабилеты очень много странностей, на первый взгляд. Например:
- цены на дальние перелёты ниже, чем на ближние;
- цены на два сегмента выше, чем на четыре сегмента;
- цены на перелёты со стыковкой ниже, чем на прямые;
- цена билета в обе стороны ниже, чем на билет в одну сторону.
На самом деле всё становится понятно (не сразу) после осознания главного принципа ценообразования в регулярных пассажирских авиаперевозках. Дело в том, что если сделать цены на авиабилеты одинаковыми для всех пассажиров одного рейса, исходя из себестоимости авиаперевозок, то невозможно будет заполнить самолёты даже на 50%, и пассажирский авиатранспорт перестанет существовать. Выход был найден в дифференцировании цен, цель которого - заполняемость самолётов. То есть, в каждом рейсе на одинаковых местах летят пассажиры, которые заплатили за одинаковые билеты разные цены. То есть, одни пассажиры сильно переплачивают, а другие недоплачивают. Таким образом, переплачивать заставляют тех, кто может или вынужден это сделать: это командировочные, за которых платят компании, бизнесмены, которые только сегодня утром узнали, что их партнёр вызывает их на совещание после обеда, льготники, за которых платит государство или благотворительные организации, родственники, которым надо срочно вылететь к заболевшим родным или на похороны и т.д.
Но такими людьми невозможно заполнить все рейсы, поэтому оставшиеся места заполняют экономными пассажирами. Самыми экономными пассажирами считаются туристы. Они знают, когда у них отпуск, они планируют свои путешествия (или за них это делают тур.операторы).
Поэтому главная (но не единственная) задача авиакомпаний в планировании цен состоит в том, чтобы отделить туристов от бизнесменов, командированных и т.п., чтобы дешёвыми билетами не могли воспользоваться те, кто может переплатить. Для этого вводятся блокирующие цены. Например, билет в одну сторону стоит намного дороже, чем билет в обе стороны с заранее указанной датой возвращения.