Посмотрим, как с этим обстоят дела У НАС.
По данным Росстата, в 2008 году в России насчитывалось 703,8 тысячи врачей различных специальностей
В конце апреля 2010 года глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова заявила, что в стране наблюдается нехватка медицинских специалистов. По данным министра, дефицит врачей в России составляет 27 процентов.
По информации ВОЗ, общее число врачей в России составляет 614,1 тысяч человек.
Намедни Главный собрал всех и рассказал, как всем придётся фигово, причём в самое ближайшее время.
А всё, мать её, "реформа здравоохранения".
По факту, грядут для медиков тотальные сокращения, а для больных - отсутствие медиков и больниц как таковых. Или, выражаясь научно, уменьшение доступности медицинской помощи.
Из четырёх сотен (с хвостиком) медиков района в ближайший год сократят около 100.
С весны начнутся "оргвыводы" по результатам работы, с июля сокращения коечного фонда, с осени - целых отделений, в будущем году - больницы вообще.
Механизмы хитроумно запутаны, но "ослиные уши" экономических причин торчат всюду.
Как известно, с 2013 года наша медицина должна "заработать по-новому".
В неё сейчас вкладываются большие деньги, но отчего-то будущее не видится мне в очень уж радужных тонах.
Мы уже пережили не давно реформу Службы крови. И знаем, что лучше не стало, несмотря на увеличение расходов на это дело.
А стало хуже.
Реально хуже в повседневной практике, но лучше по "научно-академическим", а вернее - по бюрократическим выкладкам.
Подробнее.
На сегодня "сверхзадача" государства (чтобы все отдавали себе отчёт в этом) состоит вовсе не в улучшении качества и доступности медицинской помощи населению, а в уменьшении госрасходов на "социалку" вообще и на здравоохранение в частности.
Именно поэтому "рулят" медициной последние годы не медики, а финансисты.
Они и "сочиняют" соответствующие реформы.
Залогом успехов ведомства, по замыслу главы Минздравсоцразвития Татьяны Голиковой, должна стать произведенная с ее легкой руки кадровая чистка в среде именитых медиков. Под горячую руку Татьяны Алексеевны попали те академики, профессоры и прочие доценты с кандидатами, которые оказались не согласны с ее стилем отраслевых реформ, считая их губительными для медицины и пациентов. Список тех, на кого опустилась карающая длань Голиковой, оказался столь широк, а вошедшие в него люди столь известны, что произошедшее в кулуарах уже получило название нового «Дела врачей — вредителей». Тем более, что иные из несогласных с Голиковой медиков не просто потеряли должности, но и превратились в фигурантов самых разных уголовных дел. «Уже трясет от этих рошалей, академиков, профессоров… развели…везде лезут и вякают!» — в порыве праведного гнева высказалась недавно Татьяна Алексеевна, подводя черту под первым этапом ведомственных репрессий.
ОТСЮДА
Рекомендую прочитать полностью
Продолжу.
Власть хочет не просто давать меньше денег, а желает изменить саму систему так, чтобы она требовала меньше денег и даже более того - приносила прибыль. Но при этом не дать повода для упрёков в сторону Верховной Власти.
Вообще-то, как "выкормыш" Старой Школы, я всегда считал, что здравоохранение - это с юридической точки зрения, прежде всего, социальное обязательство государства перед своими гражданами, и во-вторых, государство само заинтересовано в здоровье своих граждан, в том числе и экономически.
Ну а с морально-этической стороны, медицинская помощь служит всё же главным образом не для извлечения прибыли, а для помощи людям.
НО то были иные времена...
Итак.
Если кто не знает, то все тарифы на лечение "спускаются" в практическую медицину сверху.
Например, устанавливается цена лечения острого аппендицита в 3 тысячи рублей.
Во что обойдётся РЕАЛЬНАЯ стоимость лечения, никого "наверху" не интересует. Хоть в десять. Откуда больница возьмёт деньги, чтобы покрыть разницу - начальство так же не волнует.
А для населения существуют заявления в СМИ о том, что "за всё уплачено". Правда, НИКОГДА не говорится - сколько.
Но стоимость лечения - это не единственный показатель, спускаемой сверху , который влияет на количество денег, которые может получить ЛПУ.
Это и "работа койки" и выполнение финансового плана, и "функция врачебной должности", и подушевой норматив и многое иное. Управление этими показателями позволяет "верхам" уже на "законных" основаниях совершать любые действия с ЛПУ и медиками, оставаясь как бы "над схваткой", отстранёнными.
Типа бандитского: "ничего личного; просто бизнес".
Ну вот представьте, что каждый год в хирургическом отделении лечится 2 тыс больных. Средний срок лечения установлен в 12 койко-дней.
Затем этот норматив меняется; теперь норматив - 8 койко-дней.
Если больных останется по-прежнему 2 тыс в год, то план не будет выполнен и отделение сократится или его закроют вовсе.
Значит, теперь на этом же отделении необходимо пролечить 3 тыс больных в год.
И ладно бы усилилась интенсификация работы; не по 5 операций в день, а по 7. НО ведь ГДЕ ВЗЯТЬ эту дополнительную тысячу больных??
Представим себе 10 больниц и 100.000 больных, которые в них пролечились за год. Выходит по 10 тыс больных на больницу. И так длится много лет.
Под эти цифры набирались сотрудники, закупалась материальная база и т.д. и т.п.
Теперь же система оплаты изменена таким образом, что пролечив 10 тыс больных больница разоряется.
В чём выход?
В том, чтобы в больнице пролечилось не 10тыс, как раньше, а скажем, 20 тыс.
Но "фишка" в том, что больше больных взять попросту нЕоткуда. Тем более на фоне демографического спада.
Однако, если ВСЕ больницы разорятся одновременно, то население лишится медицинской помощи полностью, а это ропот, революции, потеря доходов, а то и жизни власть имущих. "Спонсировать" же медицину и дальше в прежних объёмах государство, как мы уже знаем, не намерено.
Значит, необходимо государственное "регулирование".
Оно будет заключаться в том, чтобы перенаправить потоки больных таким образом, чтобы в 5 больниц пришло желаемое и необходимое количество - 20 тыс больных.
А остальные 5 больниц тогда можно будет закрыть.
Тут включаются другие механизмы. Это и разделение ЛПУ на бюджетные, казённые и автономные.
Это и увольнение на "законных основаниях" сотрудников, и выдвижение всё новых и всё менее выполнимых условий лицензирования и т.д. и т.п.
Например, чтобы можно было уволить сотрудников, издаётся Приказ об обязательном наличии Сертификата специалиста. Для чего нужна учёба, экзамены и пр. Тут тоже есть где "разгуляться" чиновничьей мысли; можно, к примеру, запретить продлевать уже выданные ранее Сертификаты людям с "неправильными" Дипломами.
Т.е. вот 30 лет можно было с этим дипломом работать, а теперь никак невозможно.
Можно изменить показатели "функции должности" и сократить ставку врача по факту невыполнения норматива.
Причём, что забавно, это как курс рубля и цЕны; доллар вырос -цены выросли, доллар упал - цены выросли тем более.
Скажем, было у врача на приём одного больного 8 минут, а сделали 6. Теперь и за день (за месяц, за год) число больных должно вырасти, а оно не выросло. Можно сокращать врача.
Было на приём одного больного 8 минут, а сделали 12. Количество больных уменьшилось, а стоимость лечения одного больного не увеличилась. Таким образом финансовый план не выполнен и опять-таки можно врача сократить.
А если врача нет, то куда пойдёт больной? Правильно, туда, где он есть; т.е. в "нужное" учреждение. То самое - входящие в счастливую пятёрку из изначальных десяти.
НО если в городе другое учреждение - это другой район, то в провинции - это другой город.
"Почувствуйте разницу", как говорится.
Вот пациенты недовольны очередями, тем, что трудно попасть на приём - не хватает талончиков и т.п.
Но дело в том,что вся реорганизация направлена как раз на то, чтобы очереди росли, а не уменьшались!
Больных как бы "концентрируют". В местах "концентрации" медицины.
Вспомните, ранее достаточно было лечить 10 тыс больных, а теперь нужно 20 тыс.
Т.е. в два раза больше.
Вот эти "в два раза больше" и будут теперь сидеть в очередях в два раза дольше. А как же иначе?
На вопрос: А что делать сокращаемым медикам замминистра сказал, пожав плечами: "А пусть переезжают туда, где нужны. В города по-крупнее, где есть более крупные больницы, нуждающиеся в таких специалистах".
Про стоимость жилья в разных городах, про работу и учёбу членов семьи и пр. житейские обстоятельства Начальство предпочитает не знать.
Если в вымирающей провинции квартира стоит в 5-10 раз дешевле, чем в крупном городе - то как переедешь-то?
Можно подумать, что в крупном городе иногородним медикам чиновники дадут квартиры.
Вот, скажем, Минздрав прописывает минимальное количество родов в год для существования родильного отделения. На сегодня это 500 родов в год.
Если раньше можно было и 200, то теперь вот только 500 и ни одним меньше. Тут государство проявляет просто невиданную принципиальность.
К примеру, в нашей больнице за год было 469 родов; поэтому наше родильное отделение планируется к ликвидации. (не "надо 500, а было 100", а 470 против 500! - и никаких "поблажек"). "Привлекайте иногородних,- глумливо сказало руководство, - или закрывайтесь. Но только не вздумайте говорить людям, что мы вас закрываем! Это же вы сами ВИНОВАТЫ".
История разворачивается прямо библейская.
Начальство говорит: "ВЫ поймите правильно; мы вас не сокращаем. НЕ надо говорить людям, что это мы вас сокращаем. Нет, мы даём вам право выбора; вы сами либо изыщите где-нибудь в два раза больше больных, или вот увеличьте количество родов и т.п., либо САМИ решайте, кого вы сокращаете".
Родное государство тут явно претендует на роль небезызвестного Понтия Пилата.. Оно - "умывает руки"; "вы же сами...".
А что же больные? Ведь население района более 40 тыс?
Если закроют хирургию, но это вовсе не означает, что не будет больных, нуждающихся в экстренной хирургической помощи.
Скажем, с кровотечением, с травматическим шоком.
А их всех планируется возить в соседний город. В 50 км.
По нашим дорогам. На наших машинах...
(И 50 км - это только в нашем районе).
А министр Голикова тем временем рассказывает в телевизоре о том, что в Швейцарии рожать возят за многие километры.
Ну не дура ли?
Недавно в СМИ обсуждалась история, как больного ребёнка везли на другой конец города и как этот ребёнок умер. И медицинское руководство страны сурово хмурится в телекамеры и обещает наказать всех виновных.
28-летняя Дарья Макарова со своим супругом проживает в Академгородке. Недавно их 8-месячный сын Максим не проснулся утром: по неизвестным причинам впал в кому. Мать срочно вызвала "скорую помощь", однако оказалось, что по построенной системе здравоохранения ребенка в таком состоянии необходимо вести в больницу в селе Мочище, на другом конце мегаполиса (около 60 километров по единственной, вечно стоящей в пробке дороге).
Отсюда
А теперь вот так, как с этим ребёнком , будет СО ВСЕМИ и по всей стране!
Например, в Ленинградской области планируется в этом году сократить 800 коек в стационарах области (а в Петербурге полностью закрыть пять больниц)
Будет создано пять межрайонных центров (Гатчина, Кингисепп, Тихвин, Всеволожск +?), куда должны будут направляться больные со всех двух десятков районов области.
В эти районы и будут направлены федеральные бюджетные деньги на здравоохранение. Остальным - шиш. НЕ повезло, типа...
Жить в остальных районах Ленобласти будет реально небезопасно в плане возможности получения экстренной медицинской помощи.
Это просто и очевидно; везти больного, например с острым кровотечением лишний час-полтора - здоровья никому не прибавит. Но будет теперь именно так.
Это "кидалово" со стороны государства собственных граждан и возмущает более всего.
Ладно бы переводили в специализированные центры после оказания первой помощи на местах, ладно бы направляли в специализированные центры на плановое лечение - так нет; население лишают именно ЭКСТРЕННОЙ помощи, когда речь идёт о минутах.
Кому-то повезло жить в деревнях на границе районов, а кому не повезло и он живёт в райцентре или около?
Вот помнится, летом привезли 2-х летнего ребёнка с ожогами (обварилась) из деревни, что в трёх км от нашего райцентра. Теперь такого ребёнка ждало бы полуторочасовое путешествие в другой район. НЕ забудем и о трёх ж/д переездах по пути. Мне доводилось стоять на них и по 40 минут...
Пусть те, кто решает судьбу сельского здравоохранения на минутку представят себя на месте родителей этого ребёнка, а на месте этого ребёнка - своего.
Только на минутку...
И все молчат, никто не выходит на митинги...
Провинция - пассивна и не верит в подобные акции, жители мегаполисов уверены, что их лично это не коснётся. (см. ниже)
Чиновникам важно доложить "наверх" лишь то, что от них ожидают услышать.
Ну не лицемеры ли?
Как это скажется на судьбе больных догадаться не трудно.
А закрыть родильное, гинекологию, детское отделение?
И ведь не один такой район как наш в области и в России! Т.е. в конечном итоге МИЛЛИОНЫ граждан в стране будут поставлены буквально на грань выживания именно по возможности получения своевременной, в том числе и прежде всего ЭКСТРЕННОЙ медицинской помощи.
И всё это на фоне постоянных постоянных заявлений о том, какие большие вложения в медицину делает государство.
Ну, кому-то, безусловно станет лучше. Это так.
Но далеко не всем. Кое-кому эти реформы будут стоить жизни.
P.S. Ну а это специально для москвичей:
В Москве разработают пятилетний план развития здравоохранения
Московские власти приступили к разработке пятилетней программы развития городской системы здравоохранения. Об этом, как передает РИА Новости, сообщил в четверг мэр города Сергей Собянин, выступая на 9-й ассамблее "Здоровье столицы".
По словам Собянина, новая пятилетняя программа охватит "все аспекты проблем охраны здоровья граждан" и будет предусматривать ремонт больниц, закупку оборудования, развитие информатизации и внедрение новых стандартов медицинской помощи.
Мэр напомнил, что в настоящее время 30 процентов зданий московских медучреждений нуждаются в капитальном ремонте, 40 процентов медицинского оборудования требует замены.
В Москве планируется вдвое сократить срок госпитализации больных
Московские власти хотят в два раза сократить время пребывания пациентов в столичных стационарах, а сами больницы превратить в "фабрики здоровья", сократив коечный фонд. С таким заявлением, как сообщает АМИ-ТАСС, выступил на совещании в мэрии глава городского департамента здравоохранения Леонид Печатников.
Московских врачей начали выселять из квартир
Решением Люблинского районного суда Москвы главврача Детской стоматологической поликлиники №6 Валерию Шошину обязали в трехдневный срок выехать из квартиры, сообщает РИА Новости. Такая же судьба может ожидать еще 170 врачей, которые борются за право на жилье.
в 1990-х годах московские власти приглашали для работы в новых поликлиниках на юге столицы врачей из других городов и районов. Одним из этих врачей была Шошина, жившая и работавшая в другом районе Москвы. Всем им было предоставлено жилье в аренду с обещанием разрешить приватизацию квартир спустя пять или десять лет, из-за чего многие отказались от имеющихся муниципальных квартир и очереди на другое жилье. Это обещание выполнено не было, и департаменты здравоохранения и жилищной политики занялись выселением медработников.
Зимой, в три дня...
Владимир Путин поручил Минздравсоцразвития проанализировать ситуацию с заработной платой врачей. ...
Путин назвал несправедливой ситуацию, когда специалисты зарабатывают в несколько раз меньше, чем руководители больниц....
Премьер-министр отметил, что "с таким подходом нельзя сформировать крепкие и профессиональные врачебные коллективы". По его словам, в итоге от низкой зарплаты медработников будут страдать пациенты.
...
В связи с этим Путин поручил руководству Минздрава при разработке программ модернизации здравоохранения в регионах уделить особое внимание достойной оплате труда врачей, а также подготовке и переобучению медицинских кадров.
В октябре 2010 года аудиторская компания "ФБК" сравнила различные виды профессиональной деятельности по уровню заработной платы. В рейтинге (документ pdf), составленном специалистами компании
по данным на июль 2010 года, медработники со средней зарплатой в 15824 рубля заняли 23 место из 30.