В сентябре 2011 года (с 13 по 22 число) состоялось наше путешествие на Перхентианские острова. Впечатлений и эмоций масса, однако попытаюсь взять себя в руки и, сохраняя спокойствие там, где это возможно, изложить здесь информацию, которая будет полезна планирующим посетить это райское место. В особенности хочу выделить те моменты, которые, к сожалению, не были освещены на форуме (либо им не было уделено необходимого внимания) и несколько усложнили реализацию нашего проекта. Хотя, конечно, огромное спасибо всем, кто написал свои отчеты и активно обсуждал на форуме актуальные вопросы.
Другая цель этой темы – по возможности подробно, полно и упорядоченно изложить всю известную мне информацию об этих островах, позволив планирующим ответить себе на два вопроса: нужно ли посетить Перхентианы и, если да, как это сделать. Для этого, полагаю, придется немножко повториться и позанудствовать (но не сильно!). Поэтому надеюсь на понимание концепции моего отчета. Будет много букв и фотографий, чуть эмоций. Сразу оговорюсь, что, несмотря на некоторые признаки, отчет не является путеводителем, поскольку опыт нашего пребывания на островах был ограничен определенным периодом времени и определенными местами. Акцент сделан на большом острове, потому что мы жили именно там, обследовали также в основном его. Опыт на маленьком острове ограничен и, честно говоря, Кечил особого впечатления не оставил по причинам, о которых скажу чуть ниже.
И буквально пара слов про фотоматериал – большая часть изображений – панорамы, собранные из нескольких (некоторые из нескольких десятков) фотоснимков с помощью. Конечно, выложил те, которые больше всего нравятся. Использован поляризационный фильтр. Жаль, что ни одна из фотографий не способна передать красоту природы.
1. Немного общей информации, полученной из интернета либо эмпирическим путем.
Перхентианы (The Perhentian Islands), также известны как Перентианы (разные люди, в том числе и сами жители Малайзии, употребляют и тот, и другой вариант произношения) – группа островов у северо-восточного побережья Малайзии, в 19 километрах от берега (при этом плыть придется чуть больше, 20 с небольшим), в 64 километрах от тайской границы, в Южно-Китайском море, относится к штату Теренггану. По данным интернета, название переводится с малайского как «остановка в пути». Группа включает в себя 2 основных острова Perhentian Besar (Перхантиан Бесар, большой остров, big island) и Perhentian Kecil (Перхантиан Кечил, маленький остров, small island), а также некое количество маленьких, главным образом необитаемых либо условно обитаемых островков (Susu Dara, Seringgi, Rawa). Сразу скажу, что особо не стоит раскатывать губу на многочисленные поездки к этим островкам – лодочный транспорт там недешев, стоимость индивидуальных трипов на другие острова начинается с нескольких сотен ринггит в одну сторону. Так что – все внимание двум основным островам. В общем-то, и их достаточно с лихвой, поскольку цивилизация их еще затронула не сильно, есть куда сплавать и есть, что посмотреть.
Большой остров, как следует из интернета и что полностью нашло подтверждение в ходе путешествия – более дорогой, ориентирован на категорию отдыхающих постарше, поспокойнее, посерьезнее. Маленький остров – пункт назначения бэкпейкеров. В связи с этим некоторые категории на большом острове дороже, но, полагаю, существенного изменения в бюджет поездки выбор острова не внесет, поскольку многие вещи (спиртное, таксиботы и т.д.) имеют фиксированную стоимость. Острова отделяет пролив шириной от 1 до 3 примерно километров. В юго-восточной части маленького острова находится деревня – наверное, единственный более или менее вменяемый островок цивилизации, хотя мы там не были. На маленьком острове также находятся несколько 3 – 4 этажных зданий (пара отелей и еще что-то в этой деревне).
Все острова архипелага являются морским парком, поэтому существует определенный режим нахождения на них. Например, нельзя ловить рыбу, собирать кораллы, мусорить (хотя вот это правило не работает, к сожалению). Тем не менее, перед посадкой в лодку на острова необходимо покупать билетик (парковый сбор) в сумме 5 рингитт (60 рублей) с носа. Оба острова невелики размерами и обплываются на моторке примерно минут за 30 каждый. Сами по себе они скалисты, с довольно высокими крутыми горами (хотя, по данным Википедии, их высота не превышает 100 метров) и редкими пляжами разного типа и качества. В море вокруг островов значительное количество кораллов, морская фауна разнообразна и включает в себя, в том числе, такие виды рыб, как китовая акула. Кроме того, Перхентианы – место размножения черепах, которые выходят в некоторых местах на берег и откладывают яйца.
На самом острове можно выделить такие довольно часто встречающиеся виды животных, как вараны (видели и двухметровых), черные обезьяны, белки – летяги, обычные белки, только с куцыми хвостами, летучие мыши, которые также встречаются везде. По наблюдениям, в окрестностях (за пределами морского парка) неплохая рыбалка, есть конторы, которые её организовывают.
2. Погода.
Сезонность на Перхентианах ярко выражена. Выделяется сухой сезон (с марта-апреля по октябрь) и сезон муссонов (с конца октября по начало марта) с принципиально разными погодными условиями. Естественно, наше путешествие было в высокий сезон и особенности низкого могу описать только со ссылкой на интернет – дожди, волны и ветра. Но, в любом случае, как там в низкий сезон никому неинтересно, поскольку нормальная навигация на острова в этот период отсутствует, практически вся туристическая инфраструктура не функционирует и попасть на острова и жить там тогда, когда этого делать не стоит, довольно сложно и абсолютно не нужно, даже если бы такая гипотетическая возможность была. Полагаю, это оставило бы только крайне негативные впечатления. В течение наших 9 дней (с 13 по 22 сентября) погода в целом радовала, за исключением последних пары дней, когда было довольно облачно и ветрено (но только после обеда), раза 3 – 4 во второй половине дня, и особенно после заката бывали дожди с очень сильным ветром. Но это все таки завершение сезона и погода утратила стабильность. В любом случае, почти все время погода была отличная, солнечная.
К вопросу о солнце: оно здесь покруче, чем в Тае! Несмотря на постоянные попытки избежать ожогов (тень, кремы) сгорели полностью и в первый же день! При том, что на островах отсутствуют нормальные магазины, купить что-то эффективное против ожогов невозможно, да и санлокеры в продаже слабенькие в основном (20-30 единиц) и стоят по понятным причинам весьма недешево. В итоге: чудовищные мученья и полностью слезшая кожа… И эта проблема, о которой нужно думать в первую очередь, потому что там, в Раю, это единственное, что может омрачить кайф. Так что – обязательно нужно об этом думать – выбирать, как и где загорать в первые дни, чем мазаться, а главное – иметь при себе мощное, эффективное средство, помогающее при солнечных ожогах (даже если считаете, что ну уж точно не обгорите или вы не негр!).
3. Зачем туда ехать?
Это первый вопрос, который следует себе задать, готовясь к поездке. Сразу скажу, что на Перхентианах нет идеальных (именно идеальных) пляжей, практически полностью отсутствует инфраструктура, место совсем недешевое, причем цена и на жилье, и на еду, и на все остальное явно не соответствует результату. Но… Некоторые пляжи великолепны (об этом чуть позже), цены не выходят за рамки приличия и вполне доступны, отсутствие инфраструктуры с лихвой компенсируется почти первозданной природой.
Вообще-то главная фишечка этих островов – дайвинг и снорклинг. Это «мекка» дайверов – есть куча контор, в том числе и весьма именитых, есть куда плавать и что смотреть. Снорклинг тоже присутствует, пускай и (на мой взгляд, конечно) аналогичный снорклингу на Тао, например, или в окрестностях Пи-Пи. Про Красное море молчу. Мы дайвингом не занимались, но с маской плавали изрядно, очень понравилось, особенно то, что рифы есть почти у каждого пляжа. Так что отсутствие планов на дайвинг никак не может являться основанием не поехать на Перхентианы.
Об этом можно говорить много, мое мнение такое – побывать обязательно нужно, но смотреть на вещи реально – после Тая (особенно, если тайский опыт не ограничен Паттайей) описываемые острова не будут откровением. Но будут приятным, красивым и удивительно ярким дополнением к этому опыту, причем за вполне доступные деньги и без экстремальной логистики. Правда, придется смириться с отсутствием нормальных магазинов, невысоким уровнем сервиса (везде) и завышенными ценами.
4. Как доехать?
Оглядываясь назад, могу сказать, что не слишком сложно, но и расслабить такая поездочка тоже не может. Во многом выбор варианта зависит от того, откуда ехать, сколько свободного времени (и денег, но это в меньшей степени) есть. Вариант из Тая знаю, но сам не проходил, поэтому останавливаться на нем не буду. Мы прилетели из Новосибирска непосредственно в Куала-Лумпур, так что опишу этот вариант. Точнее, способов добраться из столицы тоже 3 (самолетом, поездом и автобусом). Последние 2 варианта – для гурманов, поскольку расстояние от столицы до пункта назначения исчисляется несколькими сотнями километров, выигрыш в цене – умозрителен, и истязать себя долгими поездками (хотя имею богатый опыт именно таких передвижений по Таиланду) в данном случае не стоит. При всей комфортности самих транспортных средств. Учитывая, что идут они, как правило, ночью, чудесные тропические пейзажи увидеть будет сложно.
Самый простой и не принципиально более дорогой (при условии бронирования билетов чуть заранее) – авиационный. AirAsia имеет несколько рейсов в день до города Кота-Бару. Мы бронировали билеты за месяц, обошлось 4 тысячи на двоих туда – обратно. А вообще у нас и путь туда, и путь обратно сопровождался некоторым выделением адреналина – учитывая, что самолет прилетал в Куала-Лумпур в 09.00, а вылетать из внутреннего терминала – в 11.00… за 2 часа все успели, но чуть с переживанием, поскольку нужно учесть время паспортного контроля, получения багажа, переезду в терминал АирАзии и регистрации на рейс. В нашем случае было оправданно, поскольку имелась некоторая привязка к последующим «плечам» переезда. Самолет до упомянутого города летит минут 50.
Следующий этап – покупка на стойке рядом с выходом из аэропорта комплексного билета (такси+лодка) до островов. Там так и написано – билеты до Перхентиан, это рядом со стойками такси и прочей аналогичной лабуды. Стоимость фиксированная – 78 ринггит такси и 35 на человека в одну сторону (70 в обе) за лодку. Итого, стоимость билета (продаются, как правило, в обе стороны, с открытой датой, можно попросить и в одну, но… смысл?) будет на двоих 218 ринггит (то есть примерно 2400 рублей), без учета обратного такси, но с обратным билетом на лодку. Плюс еще добавьте 10 РМ на двоих в качестве паркового сбора перед отплытием на острова. При наличии некоторого запаса сил после международного перелета есть возможность походить по окрестностям аэропорта и попытать счастья, может, сэкономите рублей 100 – 200, найдя более совестливого таксиста. Более грамотный вариант – скооперироваться с кем-то и взять такси человек на 4. Мы так сделали на обратом пути, потому что на пути туда адекватно мозг уже не работал – пошли покушать.
Кстати, очень настоятельный совет – на втором этаже аэропорта есть прекрасный KFC с совершенно смешными ценами (на двоих пообедать рублей 150 – 200) и с хорошим качеством еды. На островах будет уже сильно дороже (об этом – ниже).
Следующий этап – такси до портово-рыбацкого поселка Куала-Бесут. Такси идет час (+/- 10 минут) и подвозит к конторе, где можно (причем со скидкой от цены на острове) решить вопрос с размещением на островах. Здесь же встречает чувак, который ведет на лодку (они стоят тут же, у пирса неподалеку). Поездка на лодке занимает 40 – 60 минут. Кстати, ходят они в фиксированное время начиная с 08 часов и заканчивая то ли 17, то ли 16 (источники дают разноречивые сведения), а на сайте Куала-Бесута вообще указано, что до 14 часов… Так что – вопрос открытый. Опять же, по отзывам форумчан они садились на лодки и в 16, и в 17 часов, думаю проблем нет. Мы плыли на лодке, отчалившей в 14.30. Это не тайский спидбот – это здоровая пластмассовая лохань вроде обычной казанки, только чуть больше – шпарит с огромной скоростью невзирая на волнение. Садиться лучше позади – меньше трясет. Впереди тряска нехилая, и брызги летят, но и это проблема не большая. Нам с женой даже понравилось. Интернеты говорят, что есть еще слоуботы – идут значительно дольше, стоят дешевле. О наличии таковых свидетельствует и сайт Куала Бесута, но попробовать этот тип передвижения не довелось. Все боты к берегу не подходят – в зависимости от точек назначения пассажиров они подплывают к району высадки, оттуда уже на маленьких лодках до берега. На большом острове эти лодки точно бесплатные, на маленьком вроде как (опять же по отзывам с форума) берут какие-то деньги небольшие. Нас доставили на т.н. Main beach (на большом острове) к забронированному на 2 дня кемпингу (слово отель как-то писать не хочется) Paradise. И еще раз повторю, что это не единственный вариант, добраться. Можно и не через Куала Бесут (например, через Куала Тереннгану, Ток Бали и т.д.), но это менее классические варианты, пользование которыми должно быть обоснованно какими-то специфическими причинами.
И еще маленькая ремарка насчет дороги обратно – поскольку билеты туда - обратно на лодку куплены с открытой датой, нужно накануне отъезда поставить в известность о вашем желании перевозчика. Сделать это просто, путем сообщения Ваших данных (включая наименование организации – перевозчика, в общем, билеты показать) служащим отеля, они позвонят куда надо. Вроде работает.