![Перхентианы. Большой познавательно - фотографический отчет Перхентианы. Большой познавательно - фотографический отчет](https://forum.awd.ru/gallery/images/upload/1b4/3a5/1b43a55419fb12d8b8e6f68e78ee9a97.jpg)
В сентябре 2011 года (с 13 по 22 число) состоялось наше путешествие на Перхентианские острова. Впечатлений и эмоций масса, однако попытаюсь взять себя в руки и, сохраняя спокойствие там, где это возможно, изложить здесь информацию, которая будет полезна планирующим посетить это райское место. В особенности хочу выделить те моменты, которые, к сожалению, не были освещены на форуме (либо им не было уделено необходимого внимания) и несколько усложнили реализацию нашего проекта. Хотя, конечно, огромное спасибо всем, кто написал свои отчеты и активно обсуждал на форуме актуальные вопросы.
Другая цель этой темы – по возможности подробно, полно и упорядоченно изложить всю известную мне информацию об этих островах, позволив планирующим ответить себе на два вопроса: нужно ли посетить Перхентианы и, если да, как это сделать. Для этого, полагаю, придется немножко повториться и позанудствовать (но не сильно!). Поэтому надеюсь на понимание концепции моего отчета. Будет много букв и фотографий, чуть эмоций. Сразу оговорюсь, что, несмотря на некоторые признаки, отчет не является путеводителем, поскольку опыт нашего пребывания на островах был ограничен определенным периодом времени и определенными местами. Акцент сделан на большом острове, потому что мы жили именно там, обследовали также в основном его. Опыт на маленьком острове ограничен и, честно говоря, Кечил особого впечатления не оставил по причинам, о которых скажу чуть ниже.
И буквально пара слов про фотоматериал – большая часть изображений – панорамы, собранные из нескольких (некоторые из нескольких десятков) фотоснимков с помощью. Конечно, выложил те, которые больше всего нравятся. Использован поляризационный фильтр. Жаль, что ни одна из фотографий не способна передать красоту природы.
1. Немного общей информации, полученной из интернета либо эмпирическим путем.
![Перхентианы. Большой познавательно - фотографический отчет Перхентианы. Большой познавательно - фотографический отчет](http://www.perhentianisland.info/images/petaperhentian.gif)
Перхентианы (The Perhentian Islands), также известны как Перентианы (разные люди, в том числе и сами жители Малайзии, употребляют и тот, и другой вариант произношения) – группа островов у северо-восточного побережья Малайзии, в 19 километрах от берега (при этом плыть придется чуть больше, 20 с небольшим), в 64 километрах от тайской границы, в Южно-Китайском море, относится к штату Теренггану. По данным интернета, название переводится с малайского как «остановка в пути». Группа включает в себя 2 основных острова Perhentian Besar (Перхантиан Бесар, большой остров, big island) и Perhentian Kecil (Перхантиан Кечил, маленький остров, small island), а также некое количество маленьких, главным образом необитаемых либо условно обитаемых островков (Susu Dara, Seringgi, Rawa). Сразу скажу, что особо не стоит раскатывать губу на многочисленные поездки к этим островкам – лодочный транспорт там недешев, стоимость индивидуальных трипов на другие острова начинается с нескольких сотен ринггит в одну сторону. Так что – все внимание двум основным островам. В общем-то, и их достаточно с лихвой, поскольку цивилизация их еще затронула не сильно, есть куда сплавать и есть, что посмотреть.
Большой остров, как следует из интернета и что полностью нашло подтверждение в ходе путешествия – более дорогой, ориентирован на категорию отдыхающих постарше, поспокойнее, посерьезнее. Маленький остров – пункт назначения бэкпейкеров. В связи с этим некоторые категории на большом острове дороже, но, полагаю, существенного изменения в бюджет поездки выбор острова не внесет, поскольку многие вещи (спиртное, таксиботы и т.д.) имеют фиксированную стоимость. Острова отделяет пролив шириной от 1 до 3 примерно километров. В юго-восточной части маленького острова находится деревня – наверное, единственный более или менее вменяемый островок цивилизации, хотя мы там не были. На маленьком острове также находятся несколько 3 – 4 этажных зданий (пара отелей и еще что-то в этой деревне).
Все острова архипелага являются морским парком, поэтому существует определенный режим нахождения на них. Например, нельзя ловить рыбу, собирать кораллы, мусорить (хотя вот это правило не работает, к сожалению). Тем не менее, перед посадкой в лодку на острова необходимо покупать билетик (парковый сбор) в сумме 5 рингитт (60 рублей) с носа. Оба острова невелики размерами и обплываются на моторке примерно минут за 30 каждый. Сами по себе они скалисты, с довольно высокими крутыми горами (хотя, по данным Википедии, их высота не превышает 100 метров) и редкими пляжами разного типа и качества. В море вокруг островов значительное количество кораллов, морская фауна разнообразна и включает в себя, в том числе, такие виды рыб, как китовая акула. Кроме того, Перхентианы – место размножения черепах, которые выходят в некоторых местах на берег и откладывают яйца.
На самом острове можно выделить такие довольно часто встречающиеся виды животных, как вараны (видели и двухметровых), черные обезьяны, белки – летяги, обычные белки, только с куцыми хвостами, летучие мыши, которые также встречаются везде. По наблюдениям, в окрестностях (за пределами морского парка) неплохая рыбалка, есть конторы, которые её организовывают.
2. Погода.
![Перхентианы. Большой познавательно - фотографический отчет Перхентианы. Большой познавательно - фотографический отчет](https://forum.awd.ru/gallery/images/upload/60e/c66/60ec668a5d8aba62f6799421807752f9.jpg)
Сезонность на Перхентианах ярко выражена. Выделяется сухой сезон (с марта-апреля по октябрь) и сезон муссонов (с конца октября по начало марта) с принципиально разными погодными условиями. Естественно, наше путешествие было в высокий сезон и особенности низкого могу описать только со ссылкой на интернет – дожди, волны и ветра. Но, в любом случае, как там в низкий сезон никому неинтересно, поскольку нормальная навигация на острова в этот период отсутствует, практически вся туристическая инфраструктура не функционирует и попасть на острова и жить там тогда, когда этого делать не стоит, довольно сложно и абсолютно не нужно, даже если бы такая гипотетическая возможность была. Полагаю, это оставило бы только крайне негативные впечатления. В течение наших 9 дней (с 13 по 22 сентября) погода в целом радовала, за исключением последних пары дней, когда было довольно облачно и ветрено (но только после обеда), раза 3 – 4 во второй половине дня, и особенно после заката бывали дожди с очень сильным ветром. Но это все таки завершение сезона и погода утратила стабильность. В любом случае, почти все время погода была отличная, солнечная.
К вопросу о солнце: оно здесь покруче, чем в Тае! Несмотря на постоянные попытки избежать ожогов (тень, кремы) сгорели полностью и в первый же день! При том, что на островах отсутствуют нормальные магазины, купить что-то эффективное против ожогов невозможно, да и санлокеры в продаже слабенькие в основном (20-30 единиц) и стоят по понятным причинам весьма недешево. В итоге: чудовищные мученья и полностью слезшая кожа… И эта проблема, о которой нужно думать в первую очередь, потому что там, в Раю, это единственное, что может омрачить кайф. Так что – обязательно нужно об этом думать – выбирать, как и где загорать в первые дни, чем мазаться, а главное – иметь при себе мощное, эффективное средство, помогающее при солнечных ожогах (даже если считаете, что ну уж точно не обгорите или вы не негр!).
3. Зачем туда ехать?
![Перхентианы. Большой познавательно - фотографический отчет Перхентианы. Большой познавательно - фотографический отчет](https://forum.awd.ru/gallery/images/upload/363/175/3631757217015f93372f9f10b1f3a8e0.jpg)
Это первый вопрос, который следует себе задать, готовясь к поездке. Сразу скажу, что на Перхентианах нет идеальных (именно идеальных) пляжей, практически полностью отсутствует инфраструктура, место совсем недешевое, причем цена и на жилье, и на еду, и на все остальное явно не соответствует результату. Но… Некоторые пляжи великолепны (об этом чуть позже), цены не выходят за рамки приличия и вполне доступны, отсутствие инфраструктуры с лихвой компенсируется почти первозданной природой.
Вообще-то главная фишечка этих островов – дайвинг и снорклинг. Это «мекка» дайверов – есть куча контор, в том числе и весьма именитых, есть куда плавать и что смотреть. Снорклинг тоже присутствует, пускай и (на мой взгляд, конечно) аналогичный снорклингу на Тао, например, или в окрестностях Пи-Пи. Про Красное море молчу. Мы дайвингом не занимались, но с маской плавали изрядно, очень понравилось, особенно то, что рифы есть почти у каждого пляжа. Так что отсутствие планов на дайвинг никак не может являться основанием не поехать на Перхентианы.
Об этом можно говорить много, мое мнение такое – побывать обязательно нужно, но смотреть на вещи реально – после Тая (особенно, если тайский опыт не ограничен Паттайей) описываемые острова не будут откровением. Но будут приятным, красивым и удивительно ярким дополнением к этому опыту, причем за вполне доступные деньги и без экстремальной логистики. Правда, придется смириться с отсутствием нормальных магазинов, невысоким уровнем сервиса (везде) и завышенными ценами.
4. Как доехать?
![Перхентианы. Большой познавательно - фотографический отчет Перхентианы. Большой познавательно - фотографический отчет](https://forum.awd.ru/gallery/images/upload/9e3/4ca/9e34caeed23d0168a97df86b35c4feff.jpg)
Оглядываясь назад, могу сказать, что не слишком сложно, но и расслабить такая поездочка тоже не может. Во многом выбор варианта зависит от того, откуда ехать, сколько свободного времени (и денег, но это в меньшей степени) есть. Вариант из Тая знаю, но сам не проходил, поэтому останавливаться на нем не буду. Мы прилетели из Новосибирска непосредственно в Куала-Лумпур, так что опишу этот вариант. Точнее, способов добраться из столицы тоже 3 (самолетом, поездом и автобусом). Последние 2 варианта – для гурманов, поскольку расстояние от столицы до пункта назначения исчисляется несколькими сотнями километров, выигрыш в цене – умозрителен, и истязать себя долгими поездками (хотя имею богатый опыт именно таких передвижений по Таиланду) в данном случае не стоит. При всей комфортности самих транспортных средств. Учитывая, что идут они, как правило, ночью, чудесные тропические пейзажи увидеть будет сложно.
Самый простой и не принципиально более дорогой (при условии бронирования билетов чуть заранее) – авиационный. AirAsia имеет несколько рейсов в день до города Кота-Бару. Мы бронировали билеты за месяц, обошлось 4 тысячи на двоих туда – обратно. А вообще у нас и путь туда, и путь обратно сопровождался некоторым выделением адреналина – учитывая, что самолет прилетал в Куала-Лумпур в 09.00, а вылетать из внутреннего терминала – в 11.00… за 2 часа все успели, но чуть с переживанием, поскольку нужно учесть время паспортного контроля, получения багажа, переезду в терминал АирАзии и регистрации на рейс. В нашем случае было оправданно, поскольку имелась некоторая привязка к последующим «плечам» переезда. Самолет до упомянутого города летит минут 50.
Следующий этап – покупка на стойке рядом с выходом из аэропорта комплексного билета (такси+лодка) до островов. Там так и написано – билеты до Перхентиан, это рядом со стойками такси и прочей аналогичной лабуды. Стоимость фиксированная – 78 ринггит такси и 35 на человека в одну сторону (70 в обе) за лодку. Итого, стоимость билета (продаются, как правило, в обе стороны, с открытой датой, можно попросить и в одну, но… смысл?) будет на двоих 218 ринггит (то есть примерно 2400 рублей), без учета обратного такси, но с обратным билетом на лодку. Плюс еще добавьте 10 РМ на двоих в качестве паркового сбора перед отплытием на острова. При наличии некоторого запаса сил после международного перелета есть возможность походить по окрестностям аэропорта и попытать счастья, может, сэкономите рублей 100 – 200, найдя более совестливого таксиста. Более грамотный вариант – скооперироваться с кем-то и взять такси человек на 4. Мы так сделали на обратом пути, потому что на пути туда адекватно мозг уже не работал – пошли покушать.
Кстати, очень настоятельный совет – на втором этаже аэропорта есть прекрасный KFC с совершенно смешными ценами (на двоих пообедать рублей 150 – 200) и с хорошим качеством еды. На островах будет уже сильно дороже (об этом – ниже).
Следующий этап – такси до портово-рыбацкого поселка Куала-Бесут. Такси идет час (+/- 10 минут) и подвозит к конторе, где можно (причем со скидкой от цены на острове) решить вопрос с размещением на островах. Здесь же встречает чувак, который ведет на лодку (они стоят тут же, у пирса неподалеку). Поездка на лодке занимает 40 – 60 минут. Кстати, ходят они в фиксированное время начиная с 08 часов и заканчивая то ли 17, то ли 16 (источники дают разноречивые сведения), а на сайте Куала-Бесута вообще указано, что до 14 часов… Так что – вопрос открытый. Опять же, по отзывам форумчан они садились на лодки и в 16, и в 17 часов, думаю проблем нет. Мы плыли на лодке, отчалившей в 14.30. Это не тайский спидбот – это здоровая пластмассовая лохань вроде обычной казанки, только чуть больше – шпарит с огромной скоростью невзирая на волнение. Садиться лучше позади – меньше трясет. Впереди тряска нехилая, и брызги летят, но и это проблема не большая. Нам с женой даже понравилось. Интернеты говорят, что есть еще слоуботы – идут значительно дольше, стоят дешевле. О наличии таковых свидетельствует и сайт Куала Бесута, но попробовать этот тип передвижения не довелось. Все боты к берегу не подходят – в зависимости от точек назначения пассажиров они подплывают к району высадки, оттуда уже на маленьких лодках до берега. На большом острове эти лодки точно бесплатные, на маленьком вроде как (опять же по отзывам с форума) берут какие-то деньги небольшие. Нас доставили на т.н. Main beach (на большом острове) к забронированному на 2 дня кемпингу (слово отель как-то писать не хочется) Paradise. И еще раз повторю, что это не единственный вариант, добраться. Можно и не через Куала Бесут (например, через Куала Тереннгану, Ток Бали и т.д.), но это менее классические варианты, пользование которыми должно быть обоснованно какими-то специфическими причинами.
И еще маленькая ремарка насчет дороги обратно – поскольку билеты туда - обратно на лодку куплены с открытой датой, нужно накануне отъезда поставить в известность о вашем желании перевозчика. Сделать это просто, путем сообщения Ваших данных (включая наименование организации – перевозчика, в общем, билеты показать) служащим отеля, они позвонят куда надо. Вроде работает.