Хочу поделиться собственным опытом посещения выставок и очередного месячного пребывания на юге Китая, а также рассказать о своих впечатлениях, наблюдениях, граблях и набитых шишках. Все написанное ниже всего лишь мое личное мнение и експириенс полученный в результате посещения китая в период 2005-2012. Не претендую на путеводитель и истину в последней инстанции - прошу более знающих поправить меня. Путешествия по Пекину, Шанхаю и Quingdao (Чиндао - родина китайского пива Tsingtao) я не буду описывать по причине того что был там давно и не смогу достоверно вспомнить и описать.
Для упрощения чтения названия городов буду давать в принятом сокращенном виде. Т.е. Guangzhou=GZ, Shenzhen=SZ, HK=HK=ГК.
По мере прозрений в памяти буду корректировать посты, все сразу без ошибки и по порядку написать сложно. Что-то важное буду отмечать.
Я в первом посте накидаю преамбулу - информационных материалов, отчет и интересные места будут далее. Итак, в путь
Билеты
Лучше брать заранее, минимум за 3 месяца. За полгода – оптимальный срок если хочется сэкономить. Надо понимать, что на выставку едут тысячи посетителей со всех уголков света и билеты разбираются на удобные даты достаточно быстро. Как правило за 2 месяца до выставки найти эконом класс уже не получается. Так что закончилась очередная выставка, на сайте появились даты следующей – самое время бронить билеты. Искать доступные маршруты проще через амадеус, но для бюджетных поездок пока выигрывает аэрофлот. Бронировал через сентурию (рекламируется на форуме) или напрямую через сайт аэрофлота. Цены практически одинаковые, но у сентурии есть плюс в том что букировка держится сутки и оплатить можно в офисе, правда тугриками а не твердой валютой. Если что поменять номер паспорта в билете через офис проще. Аэрофлот же требует оплату карточкой здесь и сейчас, брони нет.
Дешевле всего пока попасть в кантон через ГК, и хотя аэрофолот заявил про прямой рейс Москва-GZ цены там пока недемократичные. Но нежный трансфер HK-Guangzhou требует некоторых знаний, опыта и подготовки, поэтому постараюсь разложить этот вопрос по полочкам.
Отели
Букировал карточкой VISA. Отели удобно искать букингом, фильтруя по цене и выбирая положение по карте. Бронировать немного дешевле и безгеморройней – .. С букингом постоянно встаю на грабли с двойным списанием депозита при вселении. Говорят надо проверить депозит, просят карту и чиркают. . снимает всю сумму сразу (с учетом %% или 10% сбора в HK), в отеле есть копия ваучера, депозит уже никто не требует, все проходит гладко. Так что букинг.ком нах-нах. По крайней мере в азии. Кроме того, есть ряд отелей которые не отображаются в указанных системах бронировки – сам лично ужинал в ресторане 4х звездного такого примера. Как их искать – не знаю.
В китайской гостинице при заселении попросят залог. Обычно это около 100$. Карточкой пользоваться не советую - потом будете месяц ждать разблокировку. Проще налом – его Вам запишут в расписке и отдадут в любое время дня и ночи при выписке.
Советую не полагаться полностью на информацию об отеле из ваучера. Не имеет значения, селитесь вы в известном отеле на центральной улице или недорогом в бобруйске, проблемы могут возникнуть на ровном месте. Таксист может оказаться бараном (приехал из провинции и еще плохо знает город) и не найдет отель по адресу, может привезти в район недалеко от отеля и высадить с уверенным видом показав направление (хз куда и бормоча чтото по китайски), отель может сменить название или вывеску, а девочки на ресепшене будут заняты и не возьмут трубку, когда таксист начнет туда звонить. Так что лучше не полениться и распечатать карту отеля с их сайта заранее (если есть).
В Китае найти общий язык и что-то втолковать таксисту – пустая затея. Все попытки научить их английскому к олимпиаде и азиатским играм привели к полному фиаско – они знают только одно слово “OK”. Английские названия гостиниц или адрес для них такая же китайская грамота что для нас иероглифы. Не надо тешить себя надеждами что сможете что-то им рассказать на китайском имея транскрипцию на пиньине – кантонцы не понимают мандарин, там совершенно другое произношение.
Деньги
Гонконг – финансовый центр мира, обменников как грязи, паспорт в них не просят, курс надо знать и торговаться – иначе как дитя обдурят и глазом не моргнут. В Чункинг Меншене обменок валом, там курс действительно самый приятный. Единственное - надо не менять сразу на входе, а пробежаться вовнутрь. Пример: (04.2012) курс HKD/USD межбанк 7.77, аэропорт 7.1, обменники 7.0-7.65 Если курс не знать – предлагают по 7.0, предлагаете свой и если не подходит – шагать дальше. В отелях хороший курс не всегда присутствует. Других трудностей с обменом я не вижу.
Не меняйте много сразу по приезду в аэропорту или на границе. Это традиционная тема развода – курс там грабительский. Таже история в китае.
b) Деньги в Китае
Вариантов поиметь твердую китайскую валюту несколько: купить в ГК, снять в банкомате или поменять (например в китайском банке). Что касается первого пункта – то он самый простой и заострять на нем внимание не буду. Банкоматом пользоваться тоже просто, потренируйтесь у себя дома на английском языке. Банкоматы есть при всех отделениях China Bank и других банках, присутствуют даже ночные варианты доступа (self service banking). При снятии будут потери на комиссии и за транзакцию. Карты принимают банкоматы с соответствующим логотипом, но не Union Pay – это китайская система платежей.
Не советую менять валюту на рынках у незнакомых. Дело в том что в китае полно фальшивых купюр по 100 и 50 юаней (не удивляйтесь что их будут всегда тщательно рассматривать). Китайцы знают как отличить фальшивку, а Вы – нет (печать достаточно хорошая чтобы не заметить подделку при беглом осмотре. Надо щупать бумагу – она должна быть настоящая – это примерно как с долларами).
В ГЖ рассчитаться USD можно лишь на оптовых рынках или на часах, курс хороший, но старайтесь платить так чтоб не брать у продавца сдачу крупными купюрами, есть вероятность получить на сдачу фальшивку. Это касается случайных связей, не постоянных клиентов.
Ну и на закуску последний путь, он тернист и заковырист – обмен валюты в банках. Эту простую операцию, также как и многие другие китайцы усложнили донельзя. Видимо посещение банка должно внушать благоговение и вызывать трепет. При входе сидит охранник и при нем практически весь день как часовой у мавзолея стоит администратор. Он(а) может хорошо владеть английским, а может на уровне 20 слов, из них 12 числительных. Но фразу money exchange понимают. Далее администратор тыкает пальцем в экран и печатает номерок в очереди - т.е. все обратившиеся в банк обслуживаются в порядке очереди по билетику. Можно еще указать свой мобильный и тогда придет смс когда наступит очередь. Разные операции имеют разный индекс (первая буква). В china bank еще нужно заполнить анкету – ФИ, сумма денег, место проживания, номер паспорта. Над каждой кассой висит электронное табло с номером, играет музыка и идет объявление для вызова клиента. В кассе у вас спросят сколько денег вы хотите поменять (хотя это написано в анкете!), раза 3 пересчитают и проверят валюту, поперекладывают бумажки, затем покажут вам курс с точностью пять знаков после запятой и спросят подходит ли (курс меняется раз в 10 минут), нашлепают печатей, анкету отдадут другому кассиру для подтверждения и долго будут выдавать сумму с точностью до копейки (медленно доставая мелочь из пластиковой банки и записывая на бумажке сколько выдано). Попутно пару раз пересчитают выдаваемые юани. Все это с оттяжкой и расстановкой, никакой спешки. И так все операции со всеми клиентами по всем вопросам. Так что типичный обмен с очередью из 3х человек отнимет от получаса до 40 минут времени.
Что, напугал? Не все так плохо – в звездатых отелях постояльцам можно поменять деньгу на ресепшене, курс банковский.
Карточки VISA/Mastercard/Maestro
Расчет картами выгоден – курс чуть выше банковского, а комиссия по конвертации зависят от жадности банка-эмитента. Перед поездкой советую уведомить Ваш банк и уточнить сколько операций в день и на какую сумму позволено и скорректировать по необходимости. Также проверьте блокировку интернет платежей – они могут быть не разрешены по умолчанию.
В ГК работают карты всех типов без проблем – терминалов много, причем часто даже в мелких лавках и едальнях.
Китай с его передовой развивающейся экономикой в финансовом плане до сих пор сидит за китайской стеной. Карту маэстро можно сразу оставлять дома – там ей вряд ли получится воспользоваться. Виза и мастеркард – работают. Мой совет делать упор на VISA. Персонал или продавцы часто не знают что международные карты работают только на специальных терминалах – могут отказать или чиркать пару раз а потом сказать - проблема, а мест где ими можно воспользоваться не так уж много. Очень часто магазины имеют доступ только к китайской системе платежей VISA UnionPay, и к примеру в надежде оплатить покупку в сети ювелирок Luk Fook и увидев знакомый логотип VISA на стекле карточкой можно чиркнуть только у себя между ягодиц.
Кстати про золото, брильянты и прочих женских друзей
У китайцев котируется золото чистотой только 24 карата (999 проба). Я не видел аналога нашей 585 (14 карат) в изделиях. Есть 18 или 24. Со слов переводчицы 14 карат – это бижуха и носить ее неприлично. В общем так оно и есть, отличить чистое золото от распространенной у нас пробы не составляет труда – совершенно другой цвет. Покупка большого тяжелого браслета на руку – это не только красиво – это финансовое вложение, поэтому китайцы любят и активно покупают золото. Правда и занашивают изделия до дыр. Тут хочу заметить одну интересную вещь - цена на чистое золото в изделиях в Китае ненамного выше мировой банковской цены и значительно дешевле чем предлагают уркаинские банки в виде слитков. Ну разве что если брать сразу 100гр. или иметь концы в ювелирной среде. В 2007 при курсе НБУ около 33-36$ за грамм цена изделий в китае была на уровне 37$ + 100-150RMB в зависимости от сложности изделия. В апреле 2012 при цене НБУ ~53$ изделия были по ~58$. В принципе неплохо, но модели все из каталогов, достаточно однотипные и не все придутся по вкусу белому европейцу. Белое золото (750 проба) кажется в такой же цене, я его не смотрю т.к. не воспринимаю - по виду как хорошо полированная нержавейка. Другое дело платина. Едва заметный оттенок легко отличает ее от менее благородного собрата. Заметил ее я только в последний визит, когда появилась в продаже – не знаю. Цена в изделиях около 88$ за грамм, что превышает стоимость платины как металла где-то на 80%. Но все самые дорогие изделия в т.ч. с каратными алмазами именно в платине. Присутствуют три пробы платины – 950, 975 и 999. В ГК этого добра на натан роуде море. В ГЖ ювелирки кучкуются в TeeMall, 3й этаж - их там целое крыло. Да и в других торговых центрах как правило есть пару ювелирок.
С серебром ситуация несколько иная. Лотки в молах как правило имеют существенную наценку, но в них встречаются интересные изделия. Дешевое серебро на оптовом рынке в Liwan Plaza, там можно купить серебряные цепочки погонными метрами в катушках и комплектующие к изделиям по цене металла. Есть и готовые изделия, ну чуть дороже. На 04.12 цена серебра как металла около $1 за грамм, на рынке немного дороже.
Неразрешенной для меня задачей оказался любимый китайцами камень Jade, он же нефрит. Цвет от молочно белого до насыщенного зеленого. Почему браслеты и маленькие будды из нефрита в ювелирках могут стоит десятки тысяч RMB/HKD, а в лавках за неотличимые на мой взгляд такие же изделия цена от 300 до 20 RMB/HKD мне совершенно не понятна. Ни один русскоговорящий китаец не смог мне хоть как-то разъяснить эту ситуацию. Вроде как задешево продают подделки, но из чего они и как их отличить от не поддельного камня для меня так и осталось загадкой.
Погода в кантоне весной и осенью теплая. Выставка CECF проходит 2 раза в год – конец апреля - начало мая и октябрь-ноябрь. В апреле-мае жарче, 22-29 днем и не менее 21 ночью. Это я так, усреднено без катаклизмов. Только одно но – весной сезон дождей а с 10 мая в HK начинается сезон тайфунов. Это надо учитывать, т.к. кроме выставки нужно потратить время на культурную программу, а тут плохая погода может наломать всю картину. Осень в кантоне намного приятней – бархатный сезон, уже не так жарко, сухая солнечная погода (ну насколько это возможно во влажном климате) с утренним и вечерним смогом. Но в ноябре может уже сбрызнуть и подуть холодком – ночью в футболке не походишь. Вообще говоря на этот период вещи теплей джинсовой куртки можно не брать, зонтик купить здесь, обувь полегче и проветриваемую, можно взять резиновые тапки типа шлепок – тут по поводу одежды и обуви особо не заморачивается. На переговоры их одевать не стоит, а вот для экскурсий в жаркую погоду самое то. Китайцы у себя могут ходить в теплых кроссах или высоких сапогах – а европеец вряд ли, в лучшем случае завоняется, или что хуже мозолей понатирает.
Вот так можно попасть под весенний дождик
Даже совершенная ливневка в GZ не всегда справляется с потоком
Интернет в китае есть. Но как и все в китае весьма специфический. Вроде он есть, а пользоваться им как палочками кушать. Сначала непонятки, а потом хочется надеть ноутбук на голову тому, кто этот краник к интернету прикрутил. Я имею в виду что в китае работает большой брат, и работает весьма жестко - нельзя зайти на многие нужные и привычные сайты – гуглмап, гуглтранслейт, мордокнижка, твиттер, вконтакте, однокашники, викимапиа, ютуб, ЖЖ, фишки и т.д. и т.п. Зачем этот цирк сказать сложно, но на второй день ноутбук и голова становятся навязчивой идеей. Более всего меня рассмешил факт закрытия сайта удава – видимо ядерные креативы интернациональны и на незнакомом русском языке могут пагубно влиять на китайскую молодежь. Так что перед поездкой советую настроить на своем роутере VPN канал или купить услуги анонимайзера, чтобы можно было соединиться из китая и не оказаться у разбитого корыта. Правда ютуб и мордокнижка так и не заработали, но это невелика потеря. Обидней всего проблема с гугломапом – он открывается, но поиск и мои места не работают. Периодически отваливается на несколько минут гмыло и гуглтранслейт.
Связь мобильная. Про нее инфомации и так достаточно, растекаться по древу не буду. Скажу свой способ как сэкономить на связи с сохранением украинского номера. У меня мобильный от интертелекома, с него звонки в китай 1грн/мин (~0.125$). По приезду я покупаю китайскую карточку за 55 юаней (http://www.86callchina.com/sim-card-mobile-china/guangzhou-prepaid-sim-card-plan50.htm вот так она выглядит, здесь можно посмотреть тарифы на английском). Затем включаю переадресацию с сайта самообслуживания IT на китайскую карточку (+0.2грн). В итоге имею беспроблемный роуминг по цене 1.2грн (0.15$) в мин. Звонить в зад можно двумя способами – или через код 12593 средствами IP телефонии чайнамобайл или через всякоразные карточки IP телефонии типа 17900, но там геморный набор номера, а экономия несущественная. Звонок в укру – 3RMB в мин. Что касается россии, то тарифы надо смотреть, я не интересовался, не помогу. Ну и последнее – GSM телефоны можно переадресовать на IT получив полноценный роуминг со всех телефонов. В любом случае несмотря на сложности это гуманней роуминга от операторов связи.
Этот рецепт не годится в HK, т.к. звонки с интера 12грн/мин. Взял simfortour. Переадресовывал на него (2.2 грн/мин) 0.275$
Не покупайте карточку в аэропорту. Заплатите за нее 150 вместо 55 на ровном месте.
Карточка из GZ работает в ГК в роуминге, 0.39RMB за входящие, 3 за исходящие.
Про Укру. Гражданам России можно не читать На вопрос “вы откуда” не надо пыжится и гордо говорить укрэйн. Китайцы начинают щуриться, скрипят мозгами, шевелят губами и переспрашивают:
- корея?
- Нет.
- UK?
- Нет.
Им говоришь снова – Ukraine и near Russia и снова видишь непонимание в глазах. Оказывается все гораздо проще – они знают "укра"!
Транспорт и навигация
Собственно это самый болезненный вопрос для новичков. Приблизительно то же наверняка испытывают иностранцы приехав в урку на Евро 2012, где указатели кириллицей, все запутано, недописано, английский никто не знает и т.д. Я вот так себе приблизительно представляю первый визит лаовая в китай. Вообще лучше всего рассчитывать только на себя заранее подготовившись. В местах частого визита иностранцев все в порядке – и указатели и английский и даже немногоговорящий персонал. Но это всего лишь вершина айсберга.
Для определения положения объектов посещения или их поиска я пользовался Google Map – ищет и по английскому названию (например vanguard или fruit market) или по китайскому. По карте можно уточнить нужный выход из метро. Для наглядного ориентирования советую китайский аналог – http://gz.o.cn или http://sz.o.cn Это трехмерная карта мегаполисов с указанием остановок метро и автобусов, детальной прорисовкой зданий и объектов и описанием. Честно говоря масштабы проделанной работы просто поражают. Гугловские карты кажутся детской поделкой по сравнению. Одно но – все на китайском, что поиск, что информация. Я использовал 2 этих инструмента совместно.
Англоязычную печатную карту городов я брал в звездатых отелях с некитайской вывеской и англоговорящим персоналом. Так или иначе но это не проблема. Некоторые жирные отели сами печатают информационные буклеты – типа Shangri La, но они по сути бестолковые, разве что список достопримечательностей просмотреть. Идеальный вариант – это поиметь двуязычную карту, по ней можно смело работать с таксистами и пытаться что-то показать прохожим.
Заранее предупреждаю, что спрашивать что-либо на улице почти бесполезно. Чаще всего даже если вы найдете англоговорящего китайца, он вам вряд ли поможет т.к. сам окажется не местный Полицейские неговорящие вообще. Если припечет – то идите или в кафе или в торговый центр и ищите прилично одетую молодежь – они в отличии от старшего поколения английский хоть как-то понимают. Кстати заметил что в SZ по сравнению с GZ эта проблема стоит менее остро.
Авто в китае водить иностранцам без сдачи на права нельзя. Учитывая специфику вождения и сложность в навигации думаю это разумная мера. Вообще говоря сложилось впечатление что ПДД у китайцев не правило, а руководство к действию. Пешикам нужно быть очень внимательными, т.к. наличие зебры не смущает водителей – на ней они не собираются никого пропускать, могут еще и засигналить. Нужно выработать определенную манеру поведения на дороге – т.е. если ты переходишь дорогу - то ты ее таки переходишь без колебаний и равномерным шагом – не быстрей и не медленней, не надо резких движений. Т.к. замедление шага или остановка говорит водителю что его пропускают. И наоборот – можно тупо переть на красный, и водители остановятся в полуметре от колен, но пропустят.
Самые шустрые - это таксисты, остальные водят машину более-менее спокойно. Меня достаточно много возили водители с фабрик, есть с чем сравнить. Боссы тоже на взрослых машинах едут размеренно. Таксисты паркуются и подбирают пассажиров тоже уникально - как ехал, так и встал, могут и во втором ряду остановиться, а уж к бордюру поближе - это скорее случайность. И что самое интересное - никто не сигналит!
Хрустики, пердаки, чопперы и прочая двухколесная моторизированная техника запрещены в мегаполисах. Остались велосипеды двухколесные или трехколесные – этакий грузовой вариант, пикап. Кроме того, полно электровеликов, которые развивают скорость до 60км/ч и при этом практически бесшумны. До велосипедистов запреты не добрались и поэтому их можно встретить везде кроме велосипедных дорожек – на тротуарах, на пешеходных переходах, на дорогах по движению, против движения, поперек движения и даже на дорожных эстакадах такое чудо может выехать навстречу.
В 2005 на улицах GZ, несмотря на монументальные многоярусные развязки было полно великов и хрустиков, на которых китайцы передвигались по 2-3-4 человека, свисая гроздьями с транспортного средства. Причем велосипеды были с номерами по типу автомобильных, а также были специальные эвакуаторы для велосипедов. За какие провинности их забирали я не знаю, фоток к сожалению не нашел, но выглядело это весьма весело. Но с гигантским ростом уровня благосостояния в городах всего этого больше не увидишь.
В борьбе за экологию въезд в мегаполисы разрешен только современным видам транспорта, на дорогах не увидишь хлама типа наших копендосов. Из старья остался только таксопарк, построенный в основном на китайском VW Santana. Причем ездят они уже с десяток лет и по степени износа приближаются к классике на наших дорогах. Свежие такси уже идут на базе KIA Cerato или Hyundai, не помню модель. Таже история с грузовым транспортом. Семь лет назад разъезжая по окраинам GZ и SZ видел монстров, по сравнения с которыми наши КрАЗы показались бы кораблями пришельцев, но то время утекло вместе с той техникой. Турист врядли когда либо увидит сейчас нечто подобное. Если модераторы не будут возражать - по этим ссылкам можно совершить экскурс в прошлое, спасибо Вадиму:
[url]http://www.yellownoisevideo.com/2010/03/22/песнь-о-бензомандавошках-или-tijuana-taxi-of-zhengzhou/[/url]
[url]http ://cathay-stray.livejournal.com/175225.html[/url]
[url]http ://cathay-stray.livejournal.com/177928.html[/url]
[url]http ://cathay-stray.livejournal.com/191140.html[/url]
Я вообще заметил что азиаты рулят значительно резвей наших, может быть потому что детство и юность провели на велах и хрустах. Вялых, сонных и тупящих водителей почти нет (чего не скажешь про наших). Понятия рядности условное, поэтому водители виляют и подрезают, причем это воспринимается совершенно нормально и спокойно, в крайнем случае посигналят, несильно и беззлобно. Не представляю такой стиль вождения у нас – поубивали бы друг друга, а о том чтобы уступить и не переть как баран типа я тут граф монтекристо речи вообще не может быть. Откровенного жлобства вроде синих ведер или объехать всех по встречке и стать первым не видел вообще. Хотя с другой стороны, это только экономически отсталые страны не могут позволить себе сделать бетонную разделительную и 7ми ярусные дорожные развязки в городе, предотвращая таким образом физическую возможность вообще попасть на встречку.
Есть у китайских драйверов ахиллесова пята - это движение с задним ходом. Наши блондинки в среднем ездят задом куда уверенней. Да в принципе чего удивляться – китайцам задом и ездить нигде не надо.
Такси является самым простым, популярным и удобным видом перемещения на континенте. Единственное что нужно возить с собой написанную на китайском шпаргалку с адресом назначения или двуязычную карту чтоб тыкать пальцем. Поэтому не теряйте карточку отеля и берите пару штук на всякий пожарный. Цена за посадку 10RMB, 2.6 за км в GZ и 2.4 в SZ. Ездят по счетчику. В пробках счетчик считает также. Минута ожидания 1RMB. Платные дороги оплачиваются отдельно.
Если не ездить по пригородам то цена за такси выходит копеечная. Но обратная сторона этой медали заключается в том, что в GZ таксисты оборзели и отказываются ездить в часы пик или на короткие расстояния. Могут предложить поехать без счетчика за дорого, а чаще вешают табличку “out of service” или становятся ждать. Такого в 2007 я не наблюдал вообще – тогда только рукой махнешь тут же когото поймаешь. В 2012 на поиски такси я бывало тратил до получаса времени и наворачивал круги в поисках удобного места для отлова. Причем не всегда удачно. В час пик в дождь чтоб сбежать из торгового района приходилось ловить все что движется, в том числе и кастрюлю.
красно-белые машины - это такси SZ
Если вам кто-то скажет что такси в HK дешевое – или Вас обманывают или просто человек не был на континенте. Передвижение на такси дорого, за багаж или животных и птичек в салоне дополнительно грузят, багажник маленький т.к. там лежит баллон с газом и прочий хлам. За пересечение платного тоннеля возьмут двойную цену – типа чтоб обратно вернуться. Но учитывая высочайшую удобность метро я ставлю под сомнение необходимость частого использования такси, даже с багажом. Таксисты шурупят по английски, проблем с доставкой не наблюдал.
Метро HK достойно восхищения. Степень организации и интуитивно понятное удобство просто поражает. Скорость перемещения и покрытие позволяет практически полностью отказаться от такси и других видов транспорта. На форуме есть тема про октопус (https://forum.awd.ru/viewtopic.php?t=86248) так вот, даже если ездить всего один день то октопус must have. Из найденных недостатков – это более дорогая цена чем в китае.
Неприятным сюрпризом оказалось метро на континенте. Причина наверное в том что китайцы могут хорошо скопировать что-то, но не могут придумать толковое самостоятельно. Да, они роют десятки километров метро в год – такие темпы ни Москве ни Киеву и не снились. Но как то непродуманно оно. Метро GZ – это просто адова машина по сравнению с HK. Я просто поражен насколько через жопу оно сделано и как явно этот контраст виден. Начну с того, что в отличии от HK наружные указатели (треуголный столб красного цвета со стрелочкой) расставлены таким образом, что его или надо искать или его видишь когда упираешься в него лбом. Ну не видно их издалека хоть ты тресни. Я молчу про то что нет указателей-путеводителей за несколько кварталов до входа. Далее, встречаются уникальные входы без названия станции (может она и написана, но по китайски). А учитывая что подземные переходы могут быть до 500м это както не совсем правильно идти не зная на какую ветку попадешь. Более того, шагая по указателям в подземном лабиринте можно упереться в стену или просто потерять нить повествования. Эскалаторов немного (особенно по сравнению с HK), бывает они работают почему-то вниз а не вверх. На кондиционировании китайцы экономят – его просто нет. Только в поезде можно охладиться. Особой премии за находчивость заслуживает 3я линия метро GZ. Мне до сих пор интересно, как можно придумать одну ветку с 3 конечными станциями - вводит в ступор карта на которой ветка одного цвета входит под прямым углом в себя же. (http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d1/Guangzhou_Metro_MapA.png). На самом деле там два направления – фактически это две разных ветки. Про неудобство организации пересадок я просто молчу – толпы китайцев, ограждения, недостаточная пропускная способность эскалаторов, пересадка только с переходом на другой уровень – это все занимает столько времени что понимаешь бессмысленность использования метро на расстояния менее 10км. Такси выйдет быстрей и точней. Причем мне было катастрофически неудобно добираться на метро куда – либо со станции Gangding. 2-3 пересадки мягко говоря утомляют, а времени занимают ой как немало.
Второй горячий памятник я бы поставил за станцию метро GZ Railway Station. Там сходятся две многолюдные ветки, ЖД вокзал и автобусная станция. Людей просто море, причем приезжих. И ко всему прочему какой-то талант вместо автоматов для продажи жетонов решил что лучше поставить десяток касс с операторами. Я все понимаю, приезжает бестолковая деревня и тупит на все это, но оставьте же блин автоматы для местных! Но нет - стоят живые очереди, приезжие тормозят на кассе с какими то сложными вопросами типа как куда проехать. Повбивав бы. Как говориться к звезде надо ехать подготовленным .
Некоторые ветки в GZ оснащены старыми вагонами без индикации станций. Приходится считать на какой выходить. Станции объявляют на 2х или 3х китайских и на английском. Но из-за шума не всегда можно разобрать что говорят.
Забыл сказать – автоматы по продаже жетонов англофицированны и весьма просты в управлении. Цена билетов просто копеечная по сравнению с расстояниями что можно проехать. К примеру в SZ час езды на метро из аэропорта стоит 8RMB. Расстояние порядка 45 км.
Метро SZ более продуманное, современное и удобное. До HK не тянет, но особых проблем нет. И не людное кстати.
Еще одна заметка про идиотизм. Все ветки метро имеют свой цвет – на карте, стрелки указателей, полоски на поезде и т.д. Но как говорится будьте бдительны. Почти все печатные карты для иностранцев в т.ч. те что давали на выставке имели произвольные цвета линий метро. Т.е. желтая была синей, красная – зеленой и т.д. Если это не диверсия то что тогда??? Что интересно - ее мог нарисовать или дальтоник или дебил. Наверняка карты проходили проверку, рецензию и т.д. – как такое вообще возможно? И это не единственный пример китайского идиотизма.
Автобусы в китае дешевые и удобные. Кондуктора очень дружелюбны и имея тренированную память напомнят вам где надо выходить. Автопарк конечно не фонтан, подуставший и разбитый, но с кондиционером и не хуже того что ездит у нас. Междугородные басы ближнего сообщения чуть комфортней, но не первой свежести тоже. Маршруты басов на китайском, его самостоятельно не победить, нужна помощь местных. Цена сопоставима с метро, стоимость зависит от дальности. Заслуживает внимания линия BRT в GZ – т.н. GBRT. Для автобусов выделили специальные полосы движения, что положительно сказалось на скорости перемещения на них в часы пик. Минус ощутили автолюбители – из 5ти полос в одну сторону на Tianhe осталось только 3 притом что под дорогу выделили часть тротуаров с двух сторон.
Скоростные поезда в китае очень популярны не только для перемещения на короткие расстояния. Пассажиропоток впечатляет, например поезд GZ<=>SZ ходит с перерывом от 15 до 30 минут, 10 вагонов в поезде, загрузка почти 100%. В то время как космические корабли… Вернее в то время как помпезно запускалась скоростная магистраль Москва-Питер в китае в полный рост шла эксплуатация поездов аналогичного класса CRH2. А вот на фоне такой техники http://ru.wikipedia.org/wiki/CRH380 и таких масштабов [url]http://ru.wikipedia.org/wiki/Высокоскоростные_железные_дороги_в_Китае[/url] комментарии как говорится излишни, нам такое и не снилось. Когда в укре гордо презентовали «новые» скоростные поезда Hyundai к евро 2012 в китае этот поезд уже считался устаревшим. Да и единственный в мире действующий публичный маглев в Шанхае впечатляет.
В отличии от ук и рашки платформы скоростного поезда, также как и платформы метро полностью закрыты стеклом, и открываются вместе с дверями остановившегося поезда. Таким образом пролетающие поезда никого с платформы никуда не затягивают и не сдувают, и чтобы повторить подвиг Анны Карениной придется очень постараться. На платформах обязательно находятся сотрудники-наблюдатели с рацией. Скоростные поезда ходят по отдельно построенным линиям, часто на эстакадах но в любом случае огорожены от посторонних высокими заборами. Снимать на камеру поезд можно – это не режимный объект. Интересно – откуда в РЖД паранойя по этому поводу?
Сколько ни ездил – ни разу не видел такого явления как ЖД переезд. Все дороги на разных уровнях – тоннели, мосты или эстакады. То что китай обогнал нас лет на 50 - это факт.
Кофе и сыр китайцы не употребляют массово. Почему – не знаю, но этот факт поднимает цены на данные продукты до небес. Причем сыр дорогой и все равно невкусный. Молотый натуральный кофе я обыскался в Tesco, Carrefour, Jusco, Vanguard и прочих больших маркетах – не помню где именно, но нашел 100гр в вакууме по цене порядка 280 юаней (45$). При том что у нас лавацца фасовки 250гр стоит около 10$, а более дешевое российской фасовки типа Жокей или Петр Великий 3-4$. Поэтому езжу в китай со своим самоваром. Есть конечно много вариантов растворимого – но оно часто идет по схеме 2 в 1 или 3 в 1, и стоит тоже не копейки, хотя вкус и качество намного лучше нашей отравы от нескафе.
Как едят китайцы. Кухня у кантонцев неострая. Но поскольку в больших городах много приезжих с других провинций, а они привозят с собой и кухню, то в заведениях могут приготовить с перцем. Хотя до тая далеко.
Расскажу про кантонскую традицию омовения посуды. В основном ее придерживаются в GZ. Ее признак - если вам в китайском заведении помимо посуды приносят пустую глубокую тарелку типа миски и чайник с чаем. Принято обмыть в чае тарелку, ложку, палочки не зависимо чисты они или нет. Отработанный чай сливается в миску.
Обычный набор посуды – это плоская тарелка размером с наше блюдце, глубокая маленькая тарелка типа пиалки, керамическая ложечка с плоским дном и маленькая пиалка для чая. Европейцы по привычке берут плоскую тарелку для еды, хотя она предназначена для мусора и объедков. Китайцы используют маленькую глубокую пиалку чтобы набрать в нее еду поднося к общей тарелке, избегая таким образом проливания или прокапывания на стол. В традиционном китайском ресторане порция рассчитана на несколько человек - таким образом заказываются много блюд из расчета на компанию. Собственно стол с вращающимся кругом посередине предназначен именно для этого.
Я посещал фудкорты в торговых центрах пару раз, не знаю так ли везде, но есть небольшой нюанс с оплатой. Вы выбираете блюда, получаете бумажку с ценой и идете на кассу. Там вместо оплаты по счету забирают все деньги без сдачи и дают пластиковую карту. По этой карте вам отпускают блюда (рис бесплатно), затем карта сдается назад и возвращается сдача. Учитывая языковый барьер в первый раз это все непонятно, но на самом деле все грамотно продуманно - если чегото нет и вы делаете замену или отказ - при получении сдачи все пересчитывается.
Как известно китайцы кушают палочками и в отличии от диких белых людей не держат еду руками. Все что нужно обглодать – обсасывается во рту, например креветки, если нужно вытащить что-то изо рта - например косточку, то для этого применяются теже палочки. Салфетки обычно не подают в китайских ресторанах. Порой начинаешь задумываться о том что неслучайно пока европейцы бегали с дубиной по лесу, китайцы уже знали секрет пороха. Но есть с другая сторона медали - а именно
Дефекация на улице. Вполне себе такие взрослые мамаши могут взять на руки ребенка в однозначную позицию и наделать прямо на тротуар. Причем не где нибудь в сторонке, а на самом видном месте посреди тротуара или на дороге недалеко от люка. Видимо чтоб стекало лучше. Сам был в шоке когда прилично отдетая китаянка с 3 детьми (а это вам не просто так, это уже роскошь) сажала дитятей по очереди в зале ожидания того самого многострадального терминала E в Шереметьево. При том что значок мальчик-девочка был от силы в 20 метрах. Ну хорошо хоть памперсами пол повытирала, а ведь могла оставить как на родине. В китае полно сортиров, и причем все бесплатные, в любом заведении тоже они есть, ан нет, видимо не для всех они подходят. Тематическая ссылка прилагается [url]http ://cathay-stray.livejournal.com/337540.html[/url]
Дети в китае - это роскошь. Государственная программа контроля рождаемости одна семья-один ребенок предписывает именно этот случай. За второго штрафуют, могут уволить с госдолжности, за него надо платить, и т.д. Не все обеспеченные китайцы могут позволить себе 2го дитятю. Зато в забитых деревнях их клепают без оглядки - в школе учить не надо, вырастут сами разберутся. Не зря я на фабриках в основном видел за конвеером детей, ну или подростков выглядящих как дети. Вот она, дешевая раб сила.
Цену за продукты, которые продаются на вес в магазинах и лавках, а также морепродукты в ресторанах указывают из расчета 500гр. а не килограмм.
4, 14 и 8. Произношение цифры 4 похоже на слово "смерть", это число нелюбимо и считается несчастливым. Поэтому иногда в высотках может не оказаться 4 и 14 этажа 8 – наоборот, число счастливое.
Памятные сувениры и цены. Пришлось долго ломать стереотипы про дороговизну в местах где расположены достопримечательности. Привычка, выработанная годами о том что ничего не надо покупать или кушать в местах массового паломничества людей сбоила каждый раз. И сувениры и пропитание в таких местах оказалось дешевле, и правило осталось верно в китае тоже. Признаюсь, не раз выступил лошарой - потом платил дороже за магнитики и подобные побрякушки.
Пока все, следующий пост про перелет и пребывание в HK.