4.
Кота-Бару.
Делать там нечего. Плоский городок, может и есть у него свой шарм, но от нас он ускользнул. Слишком много мусульман. После 22 – 23 часов город спит.
Одно из немногих приятных впечатлений – повар-китаец в китайском же кафе. Длинный, волосы ниже плеч, собраны в хвост, говорит очень медленно, нараспев. Движения подчеркнуто плавные. Наверное голубой.
Кафе маленькое, все заказы на еду принимает сам повар, расспрашивает, как приготовить. Все вкусно. По невнимательности при подготовке поездки мы провели в Кота-Бару две ночи
http://www.awd.ru/bb/viewtopic.php?t=7419.
Давно хотел попробовать утку по-пекински. Те, кто ел это блюдо в Китае, уверяют, что в Москве заказывать утку нет смысла, мало общего с оригиналом. Говорят, что в советском «Пекине» еще можно было, сейчас в Москве настоящую утку по-пекински не готовят. Учитывая, что в Малайзии каждый третий – китаец, хотел попробовать утку там. Но китайский Новый год помешал, многие заведения были закрыты, а которые работали, утку не предлагали, как я ни спрашивал. Повар в Кота-Бару вызвался сделать утку под заказ, причем всего за 25 РМ, как я понял, из любви к искусству. Но нам все-таки дали визу в Тай, заказ мы сняли, утку так и не попробовал.
Виза в Тай. В Кота-Бару есть консульство Тая, малоприметное здание в центре, адрес не записал, таксисты знают. Время работы: вс-чт 9 – 12, 14-15:30. Принцип – сегодня сдал, завтра получил. Барышня на стойке заволновалась, когда 7 русских парней подали документы на визу, указав, что следуют в Наратхиват – ближайший райцентр в Тае, не туристическое место. Переспросила – на Пхукет не поедите? – Нет, не поедем. Попросила подождать, ушла. Вернулась с пожилым тайцем (может консул), тот стал расспрашивать. Когда узнал про велики, понял. Попросил его сделать визы в тот же день. Таец обещал постараться. После обеда нам выдали визы, в день подачи документов.
В консульстве познакомились с парой американцев из Калифорнии, даме под 60, мужику под 70. Едут на великах из Сингапура, ночуют в гостиницах, собираются проехать через весь Тай. Но приграничные тайские провинции хотят пересечь на общественном транспорте – на юго-востоке Тая в трех провинциях не спокойно. Там большой процент мусульманского населения, которые борются за присоединение к Малайзии. Борются серьезно – бомбы взрывают. Нас многие малазийцы предостерегали от посещения этих мест. Говорят – иностранцев грабят, похищают. Но нам очень хотелось переночевать на восточном побережье, одну ночь в каком-нибудь укромном месте, а потом уже можно ехать из Наратхивата в Хатьяй на транспорте, пару дней потеряли, надо нагонять.
Пересекли границу на самом восточном checkpoint’е – Пенкалан-Кубор – Табатай. Паром через реку Голок, по которой в этом месте проходит граница – и мы в Тае, на этот раз без проблем. Малазийский пограничник правда сказал нам, что в Тай нас не пустят. – Почему не пустят? – Не знаю, но не пустят, зря теряете время, езжайте в Sadoa, там пост большой, там пустят. А так, говорит, зря теряете время. Не поверили – и правильно.
Едем по Таю. Вроде бы несколько км от Малайзии, а кажется, что все какое-то не такое. Деревья, дома, машины – а главное люди. Тайцы больше и искренней улыбаются. Мусульмане тайские наоборот, по большей части выглядят более угрюмыми, чем в Малайзии. Попадаются женщины с полностью закрытыми лицами, только глаза видны. В Малайзии таких не замечали. Много мечетей. Буддийских храмов не видно вообще. Точнее они есть, но настолько маленькие, скромные, бедные, что их практически не заметно. Еще забавное наблюдение – женщины-пассажирки , а иногда и водители мотороллеров сидят чаще всего не верхом, как в Малайзии, а боком.
В поселки Такбай меняем деньги, обменки и банкомат не работают (16 часов), меняем остатки ринггитов в лавке. Продавщица рекомендует нам быть осторожней, в прошлом году здесь убили белого туриста-велосипедист. Выстрелили из кустов, мертвого обобрали.
Подходит тетка, говорит, что сегодня в Наратхиват приезжает Тайский премьер-министр, сепаратисты обещали взорвать несколько бомб. Во, блин, попали.
Выезжаем из населенки по дороге на Наратхиват. Множество блок-постов, каждые 10 – 15 минут проезжают патрульные пикапы с десятком вооруженных солдат. Солдаты нам улыбаются. Сворачиваем на грунтовку к морю, в сумерках встаем на берегу. Вокруг никого, только море и деревья. Ночуем, охотимся за крабами. Пройдя по песчаному берегу с километр, видим небольшой костер, жгут толстую пальму на прибрежном песке. У костра сидит пожилой мужик, чинит сеть. Здороваемся. Похоже, что он испугался, вздрогнул даже, позвал из темноты своих. Возвращаемся в лагерь.
Море там очень мутное, прозрачность у берега меньше полуметра, может быть из-за небольшого ветра.
Утром приезжаем в Наратхиват. Маленький, около 40 000 жителей, город. Мне он понравился. Самобытный, не похож ни на малазийские, ни на другие тайские города. Мы там вызывали бурную реакцию у населения. Самую бурную, за всю поездку. Искали, где деньги обменять. Прохожие по-английски совсем не понимают. Захожу в магазин с надписью GSM и т. д. – телефонами торгуют, должны хоть немного по-английски говорить. Открываю дверь – барышни за прилавком (в хиджабах) начинают в голос ржать, да так, что чуть на пол не падают. Краснеют, пытаясь сдержаться. Не понимают ни слова. Показывают на соседний магазин. Захожу туда – та же реакция. Мужики-посетители сдержано улыбаются, барышни просто с ног валятся. Пережидаю минуту, пока немного успокоятся, спрашиваю про обменку. Не сразу, но понимают, жестами объясняют, куда ехать. Оказывается в 300 м банк. Заходим все – реакция сдержанней, банк все же. Но видно, что впечатление у клерков сильное. Прошу обменять 100 $. Меняют, процедура занимает минут 15. По очереди подходят разные сотрудники, консультируются, снимают ксерокс паспорта, оформляют несколько бумаг. Поняв, что если так же будет с оставшимися шестью участниками, мы рискуем остаться без обеда. Меняю на свой паспорт еще 600.
Дома читаю новости – в день приезда премьера Тая в Наратхиват была взорвана бомба напротив банка такого-то. У меня сохранилась квитанция после обмена, на ней название этого банка. Выходит, что мы были на месте взрыва меньше, чем через сутки, ничего, правда, не заметив.
Обедаем в кафе, которое в прошлом году взрывали террористы, увидели на стене фотографии, хозяева подтвердили. Веселое местечко, ничего не скажешь. Пообедав уехали в Хатьяй. За сутки в Тае, до самого Хотьяя не видели ни одного белого человека.
Про Хотьяй наверное нет смысла писать. Многие там были. Мы переночевали там две ночи, вторую на обратном пути с Ко Аданга, вынужденно, опоздав на последний автобус в КЛ. Хотьяй сильно отличается от более северных тайских городов, наверное сказывается мусульманское влияние.
Про Ко Аданг я уже писал:
http://www.awd.ru/bb/viewtopic.php?t=7597.
В целом поездка несколько разочаровала. Ждали настоящих джунглей, со змеями, дикими зверями, пауками с кулак и бабочками с шапку. Змею видели только одну, сантиметров 20. Мертвых, раскатанных машинами – очень много. Живых нет, хоть и ходили каждую ночь по пол часа с фонарями по лесу, искали. Видели несколько обезьян, сидящих у дороги. Одна здоровая особь, около метра на корточках, вышла из чащи посмотрела на нас и неспешно удалилась. Слышали, как кричат орангутанги в лесу. Видели, как над кронами деревьев ночью летают светляки, яркие, но светятся не постоянно, мигают, сначала даже думали, что самолет. Мигают через равные промежутки, 2,5 – 3 секунды.
Видели разных цапель, орлов, ярких разноцветных птиц. Но ждали большего. Может это старость уже?