Я был в Марокко с 4 по 14 октября 2012 года. Автомобиль арендовал на 9 дней. Сравнив цены и отзывы о прокатных конторах, выбрал Budget Maroc. Собственно. Это марокканское подразделение международной фирмы Budget. Контора нормальная, рекомендую. При получении указал на имеющиеся на кузове царапины, их отметили на схеме. При сдаче автомашины царапины особо не проверяли. Брал в Фесе недалеко от железнодорожного вокзала, сдавал в аэропорту Касабланки. Заказывал Renault Symbol, получил дизельный Renault Megan с пробегом 75000км. Никаких проблем с авто не было, если не считать слабую работу кондиционера. Кондиционер мог понижать температуру воздуха только градусов на пять-семь, не больше. Если учесть, что в Марракеше днём было до +36, то этого недостаточно.
Затруднения при получении/сдаче авто:
а) в Фесе с трудом нашёл офис, даже зная адрес. В одном из отчётов говорилось, что офис прокатной конторы в Фесе находится с железнодорожным вокзалом и стоянкой гранд-такси. В действительности он находится метрах в двухстах от вокзала.
Б) также пришлось поискать прокатную контору в аэропорту Касабланки. Там несколько терминалов, к тому же там ограничения движения и не везде можно подъехать. В итоге оказалось, что все прокатные конторы находятся во втором терминале, в левом (если стоят лицом к терминалу) крыле.
в) как известно, при получении автомобиля резервируется определённая сумма на карточке арендатора. Конкретная величина зависит от класса автомобиля и аппетитов прокатной конторы. У меня было достаточно денег на кредитной карте, но оказалось, что у этой кар-ты есть лимит единовременного снятия денег. Прокатная контора отказалась принимать эту карту. Предложили мне позвонить в банк и попросить увеличить лимит. Это было нереально. Договорились на том варианте, что резервируемая сумма будет меньше (и укла-дывается в лимит), но увеличится арендная плата (примерно на 8 евро за день). Дороги везде хорошие.
Езда за городом: В некоторых отчётах читал, что в горах на серпантине местные водители быстро гоняют и могут неожиданно выскочить из-за поворота на вашей полосе. И к тому же ширина дороги позволяет разъехаться с трудом. У меня такого не было ни разу. Ездят аккуратно. Скоростной режим соблюдают, на встречку не вылезают. Даже водители гранд-такси, для которых время=деньги. Если стоит знак ограничения скорости «100» , то быстрее не едут. Даже если дорога в пустыне и на дороге почти никого нет. Страна небогатая – спешить некуда, за рулём экономит каждый первый. Даже 120 км/ч здесь – это запредельная для них скорость. Если на дороге по две полосы в каждом направлении, то едут часто или между попутными полосами, или по левой полосе. В результате при наличии встречного трафика бывает сложно их обогнать. Когда их догоняешь и ждешь(или не ждешь, а сигналишь дальним светом), когда пропустят, марокканцы долго не замечают твоего приближения, а заметив, ещё какое-то время мешкают, не понимая, что им делать – то ли отпрыгивать в сторону, то ли инопланетянам салютовать. Аборигены никогда не го-товы к столь быстрому появлению автомобилей – ни образ жизни, ни реакции под это не заточены.
Несколько встречал вереницы байкеров – европейских туристов на мотоциклах. Почему-то в темной экипировке. Они вытягиваются в цепочку друг за другом, последней идёт машина техсопровождения. Такие группы сложно обгонять.
Практически все ездят без ближнего света. Я тоже не включал. Не знаю даже, положено ли по местным ПДД включать его.
О полицейских засадах предупреждают – мигают дальним светом. Меня останавливали на дорогах несколько раз. Из них два раза – за превышение скорости. Оба раза я «включал дурака», разговаривал по-русски, говорил что ничего не понимаю, потом показывал рос-сийский паспорт – и жандармы делали круглые глаза: «Руссия?» и отпускали с миром. В остальных случаях останавливали только за тем, чтобы спросить, всё ли у меня в порядке. Вообщем, к белым людям там полиция по пустякам не цепляются. Полицейских немного. Встречаются как в городах, так и в ненаселённой местности и развилок дорог. Вообще, обращение к полицейским может выручить, когда нужно сориентироваться, как проехать в определённое место. Они немного говорят по-английски. В Сиди-Ифни, разыскивая рыбный ресторан, я сначала припарковался в неположенном месте прямо у дверей городского полицейского управления на глазах дежурного, потом пытался у него выяснить, как проехать. Он ничего не понимал по-английски, но позвал другого полисмена. В результате меня несколько кварталов сопровождала полицейская машина до нужного места.
В северной части страны вдоль дороги идут прямо через поселки, и посёлков много. Только закончится один, глядишь – начинается другой, так что особо не разгонишься.
Езда по городу: ездят как попало. Вперемешку легковые, грузовые, мопеды, ослы. Интенсивно перестраиваются из ряда в ряд. Движутся с малым интервалом и дистанцией. Но аварий почти не бывает, т.к. скорость потока обычно небольшая, и водители успевают за-тормозить в последнее мгновение. На перекрёстках, если нет светофора, проезжают по принципу – кто смелей, тот и проезжает первым. Средняя скорость передвижения небольшая, но зато пробок и заторов не бывает. Здесь просто так неторопливо живут.
Проехал по платной магистрали от Марракеша до Агадира. Три полосы в каждую сторону. Магистраль ограждена, все пересечения двухуровневые. Повороты плавные. Машин мало. Вообщем, на такой дороге от скуки и уснуть можно.
Когда маршрут подходил к завершению, решил попрощаться с океаном – проехать участок от Эль-Джадиды до Касабланки по той дороге, что идет вдоль берега. Это было ошибкой. Океана практически и не видно было. Во-первых, до него было примерно полкило-метра, а то и больше. Во-вторых, вдоль дороги почти везде растут деревья и закрывают обзор. Так что времени потратил больше, а удовольствия от созерцания океана не получил.
Навигация.С собой из России я взял автомобильный навигатор Garmin Nuvi-1300. Из гарминовских карт нашёл только одну, оригинал которой лежит на http://www.island-olaf.de/travel/marokko/gps.html (на других сайтах- копии этой же карты). Недостатки карты: не хватает многих объектов и дорог. Есть только наиболее крупные. Ещё недостаток – навигатор отказывался просчитывать маршрут по второстепенным дорогам, даже если они есть в навигаторе. То есть, например, еду по второстепенной дороге, выбираю в качестве конечной точки крупный город, нажимаю «старт» - и получаю сообщение «невозможно рассчитать маршрут». И так до тех пор, пока не доеду до первостепенной дороги или немелкого населенного пункта. Но по край-ней мере можно было сориентироваться – в том ли направлении едешь. И по главным до-рогам маршрут прокладывал нормально. Вообщем, при использовании этой карты нужно обязательно включать голову и не всегда доверять навигатору, т.к. иногда он давал неверные команды.
Самая большая неприятная неожиданность – сложности при поиске нужного объекта в городах. Дело в том что в Марокко названий улиц и номеров домов почти нет. На арабском иногда встречаются, а на английском или французском – очень редко. В сочетании с неподробной картой в навигаторе и незнанием французского языка найти самостоятельно какой-либо объект в городах – почти нереально. Выход из этой ситуации может быть следующим: заранее узнать (например, по гуглевской карте) координаты интересующих меня объектов и вручную забить их в навигатор.
Ни разу не пожалел, что путешествовал на арендованном авто. Ехал, когда хотел, останавливался, когда хотел и где хотел. Без авто гораздо дольше пришлось бы добираться в Мерзугу и Легзиру. Отснял кучу отличных фото и видео.
Маршрут: Фес-Мекнес-Волюбилис-Азру-Ифран-Эрфуд-Мерзуга-Эрфуд-ущелье Тодра-ущелье Дадес-Варзазат-АитБенхадду-Марракеш-Агадир-Легзира-Эссувейра-АльДжадида-Касабланка.
Буду рад, если эти заметки облегчат маршрут будущих путешественников по Марокко.