Буковка писал(а) 05 дек 2012, 21:36:Однако, предложение вызвало во мне какой-то внутренний протест (тетки с куделями, сальные мужики с пузами, маменькины-папенькины сынки в упор меня не видящие и т.п. ассоциации), но я задумалась: а почему собственно я считаю эту работой для себя плохой? Кому не скажу, все считают, что вынула лотерейный билет (правда главный аргумент "надежно" и "стабильно", но с этими проблемами не сталкивалась, поэтому оценить эти преимущества не могу). Более того общаясь с представителями госорганов ловила себя на том,ч то в какой-то степени пресмыкаюсь перед ними (? и возможно подсознательно все-же завидую... Вопрос: чему? и почему?).
Имхо. Мне кажется, Ваш вопрос относится к разнице между уважением и почтением.
Тут вот какое дело. Эти 2 понятия пересекаются, и их очень часто путают, но, в целом, они обозначают разные явления. Уважение больше относится к личности человека, к тому что человек делает, что он умеет, насколько он развит, каковы его качества - деловые, моральные и прочие и т.д.
Почтение больше относится к тому, что обозначается статусом и другими подобными понятиями. Почтение может перерастать в почитание, и, далее, по нарастающей, в поклонение, иногда приобретая крайние формы преклонения. Должность, звание, финансовое и общественное положение, известность или слава вызывают почтение, но не обязательно уважение. Например, можно не уважать того же Путина или Киркорова и, в то же самое время, относиться к ним с почтением. Почтение это неотъемлемый элемент общественной жизни, присущий любому человеку, как бы кто-то не хотел считать себя свободным от этого чувства и не был бы уверен, что уж ему-то оно не свойственно (людям обычно стыдно и унизительно признаваться себе в том, что у них есть потребность кого-то почитать и они пытаются всеми силами защитить себя от понимания этого). Тем, кто сомневается в том, что ему присуща потребность в почтении к другим или даже уверен, что лишен желания почитать других людей и подчиняться авторитетам, могу порекомендовать прочитать о знаменитом эксперименте Милгрэма:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%DD%EA%F1% ... 0%FD%EC%E0.
Корни почтения находятся в детстве потому, что ребенку нереально не испытывать почтения по отношению к своим родителям: они очень мощны для него, гораздо мощнее его самого. Какая-то часть почтения к авторитетам (властителям в любом смысле) после детства остается с нами на всю жизнь. Почтение и эксплуатирующий это чувство принцип иерархии с его ролями доминирования-подчинения выполняют необходимую общественную функцию: видимо, именно таким образом пожилые (старые) могут радикально защитить себя от молодых и сильных, а, в противном случае, они были бы ими вытеснены, смещены или просто убиты.
Как я уже упомянул, почтение невозможно полностью отделить от уважения, да и не надо этого: например, думая об очень состоятельном в финансовом смысле человеке, мы, разумеется, испытываем к нему почтение. В то же самое время, мы не можем знать точно, каким образом он составил свое состояние. Возможно, сколотил на взятках или пилил бюджет. Или он может быть очень зависимым, несамостоятельным человеком, который во всем полагается на другую фигуру для достижения финансового успеха, а сам жалкий алкоголик или свадебный генерал. От этого наше уважение к нему уменьшается. С другой стороны, мы понимаем, что в любом случае, у него есть какие-то личные качества, которые позволили ему реализовать благоприятную для него ситуацию, например, целеустремленность. А вот это уже достойно уважения, почти все уважают это качество. И т.д.
Почтение и уважение к другим, разумеется, имеют аналоги в области отношения к себя. Аналогом уважения к другим является уважение к себе, а аналогом почтения - самомнение. Для того, чтобы быстро раздуть самомнение, используются т.н. понты. Всеми, в той или иной степени. Для повышения уважения к себе понты бесполезны, они создают лишь иллюзию уважения к себе, которая и есть самомнение. Проблема недостаточно четко
разделенного переживания уважения к себе и самомнения, проблема путаницы между ними, может приводить к очень неприятным ощущениям и к парадоксам, когда человек никак не может понять, высокая у него самооценка или низкая. Ему кажется, что и то и другое парадоксальным образом верно. Так оно и есть, на самом деле. (Точнее, она и завышенная и заниженная). Если раздувать самомнение, то самооценка претерпевает расщепление: одна ее часть кажется высокой, а другая, между тем, валяется в грязи. И человек колеблется от одного полюса к другому, в зависимости от обстоятельств, лучше или хуже осознавая то один полюс, то другой. При этом самооценка нереалистична, а где-то между обоими полюсами, существенно ближе к нижнему, болтается съежившееся уважение к себе. Такое расщепление означает постоянную опасность скатывания от высокой самооценке к низкой, что очень неприятно. Поэтому ориентироваться на высокие посты, на должности и вообще на продвижение в любой иерархии не очень безобидно - может сложиться ситуация, когда для поддержания самомнения понадобятся любые средства и, в то же время, никакие из них не помогут в критический момент. Человеку с высоким уровнем уважения к себе достижение никаких статусных позиций не страшно, его самооценка не расщеплена, но консолидирована в центре, реалистична, он знает, чего он стоит и он застрахован от резких ее колебаний. Человек с высоким уровнем уважения к себе испытывает уверенность в себе, а человек, ориентирующийся на самомнение - самоуверен, если/когда ему удается поддерживать самомнение на высоком уровне и не уверен в себе, когда оно сдувается. (Кстати, отрицание желания почитать других людей очень ярко иллюстрирует ориентацию на самомнение, равно как и очень выраженная тенденция почитать других). Итак, на почтение и на его "пару" в области отношения к себе - на самомнение ориентироваться гораздо более проблематично.
Кстати, есть еще одно любопытное разделение. Человек с высоким уровнем уважения к себе всегда самостоятелен - это необходимое условие уважения к себе и думает он о самостоятельности. Человек с низким уровнем уважения к себе, человек, ориентированный на самомнение, мечтает о т.н. самодостаточности и самосовершенствовании. Никакой самодостаточности, разумеется, не бывает. Самодостаточность это всего лишь нарциссическая иллюзия, мыльный пузырь. Невозможно быть самому для себя достаточным. Такому гипотетическому человеку не нужны никакие другие люди - как такое возможно? Это нереально. Но в этой иллюзии раскрывается вся болезненность переживаний ориентированного на самомнение человека - он стремится защитить себя от неизбежных зависимостей, которые постоянно грозят обрушить его самооценку.
В примере с работой, мне кажется, Вы рассказываете об описанном выше расщеплении самооценки, видимо, предполагая эту опасность в случае перехода на обсуждаемую работу. Одна ее часть, низкая, представлена тетками в кудельках, мужиками с пузами и маменькиными сынками. К ней Вы не испытываете уважения, относитесь к ней презрительно. Интересно, что она выведена Вами вовне себя и приписана другим людям, которые обращаются с Вами унижающим Вас образом, обесценивая Вас. Но, думаю, это Ваша часть, более скрытая от Вашего сознания, чем другая часть, которую Вы описали более явно. Таким образом, возможно, Вы испытываете соблазн повысить свою самооценку, но чувствуете тревогу по поводу способа, которым Вы собираетесь это сделать.
Повторюсь, все имхо, все гипотетично, я ни на чем не настаиваю)
Штирлиц не любил больших городов. Мужчины в городах были агрессивны, женщины соблазнительны, а напитки доступны. Приходилось себя контролировать, а контроля Штирлиц не выносил...