...и вот - Брунеллески
http://it.wikipedia.org/wiki/Filippo_BrunelleschiФилиппо Брунеллески начал свою творческую карьеру как скульптор в 1401 году, разделив с Гиберти первое место в конкурсе на оформление дверей флорентийского баптистерия. Однако колоссальное влияние Брунеллески на современников связано прежде всего с архитектурой. Принципиальную новизну его творчества они видели в воскрешении античных традиций. С его именем деятели Возрождения связывали начало новой эпохи в архитектуре. Более того, Брунеллески был в глазах современников родоначальником всего нового искусства. Альберт называл его первым среди тех, кто способствовал возрождению искусства во Флоренции, и посвятил ему "Трактат о живописи", а историк Джованни Ручеллаи причислил его к четырем знаменитейшим гражданам Флоренции. "Да будет благословенна душа Филиппо Брунеллески, славного флорентийского гражданина и достойного архитектора ..., который возродил в нашем городе Флоренции античную манеру зодчества",— писал Филарете.
Однако для сегодняшних критиков новаторство Брунеллески представляет более сложную проблему, чем это казалось людям его эпохи. Его творчество проникнуто глубоким пониманием природы античной архитектуры, ясности ее принципов. В то же время оно неразрывно связано с традициями тосканского зодчества 12–14 веков. Уже установлено, что прототипы большинства решений и излюбленных мотивов Брунеллески можно обнаружить не столько в античной, сколько в старой тосканской архитектуре.
Уже первое архитектурное произведение Брунеллески - величественный восьмигранный купол Флорентийского собора (1420-1436), является первым крупным памятником архитектуры Возрождения и воплощением его инженерной мысли, так как был возведен с помощью специально изобретенных для этого механизмов. После 1420 года Брунеллески стал самым известным архитектором Флоренции.
Одновременно с сооружением купола, в 1419—1444 годах Брунеллески руководил постройкой приюта для сирот — Воспитательного дома (Оспедале ди Санта Мария дельи Инноченти), который по праву считается первым памятником стиля Ренессанс в архитектуре. Италия еще не знала здания, которое было бы так близко к античности по своему строю, естественности облика и простоте форм. К тому же это был не храм или дворец, а муниципальный дом – приют для сирот. Графическая легкость, дающая ощущение свободного, ничем не стесненного пространства, стала отличительной особенностью этого здания, и впоследствии составляла неотъемлемую черту архитектурных шедевров Филиппо Брунеллески.
Он открыл основные законы линейной перспективы, возродил античный ордер, поднял значение пропорций и сделал их основой новой архитектуры, не отказываясь в то же время от средневекового наследия. Изысканная простота и вместе с тем гармония архитектурных элементов, объединенных соотношениями "божественной пропорции" – золотого сечения, стали атрибутами его творчества. Это проявлялось даже в его скульптурах и барельефах.
Фактически Брунеллески стал одним из "отцов" Возрождения, наряду с живописцем Мазаччо и скульптором Донателло – три флорентийских гения открыли новую эпоху в архитектуре и изобразительном искусстве...
Остановимся немного на его архитектурных шедеврах...
В 1421-1444 годах по его проекту построили здание Воспитательного дома - Оспедале дельи Инноченти (буквально "Приют Невинных"), где полностью преодолены готические традиции. Мне на север города не хватило времени, но вы можете посетить это место -
http://it.wikipedia.org/wiki/Spedale_degli_Innocenti Брунеллески решительно возродил основные элементы античной архитектуры: ордерную систему и римскую полукруглую арку, которые получили совершенно иные пропорции и поэтому приобрели новое художественное звучание, неведомое древнему Риму. Аркада Воспитательного дома, выходящая на площадь Сантиссима Аннунциата (Piazza della Santissima Annunziata), производит впечатление невесомости, спокойствия и совершенной гармонии.
История этого здания очень интересна...
В конце XIII века Генеральный Совет Народа во Флоренции поручил крупнейшим гильдиям заботу о сиротах и незаконнорожденных детях. Поначалу для этого использовались уже существующие госпитали и монастыри. В начале 15 века было решено построить еще один приют на небольшой площади Сантиссима Аннунциата, как учреждение нового типа. Строительство было начато по заказу цеха шелкопрядильщиков и ювелиров, членом которого был и Брунеллески, он разработал проект первого детского приюта в Европе, который открылся в 1444 году. Модель приюта, выполненная Брунеллески долгое время хранилась в здании шелкового цеха, в соответствии с ней продолжалось строительство, позже она была утрачена.
В результате, не храму, даже не дворцу, а зданию общественного назначения выпала высокая честь быть первенцем подлинно ренессансного зодчества. Приют для Невинных (название дал библейский сюжет "Избиение младенцев" по приказу царя Ирода), был предназначен для детей-сирот и подкидышей; он должен был стать прежде всего Воспитательным Домом, а не лечебным учреждением, под одной крышей предполагалось объединить ясли, школу, разного рода мастерские; предполагались также медицинское обслуживание, аптека и церковь. В архитектурном решении Дома были уже заложены идеи и принципы, развитие которых впоследствии ляжет в основу архитектуры собственно больничных проектов: в композиционном замысле ясное выражен общественный характер здания, самостоятельность комплекса, его видное место в городе, организация жизненного пространства с учетом функции сооружения, множество мелких помещений различного предназначения, комбинация изолированных, самостоятельных частей вместо непрерывной цепи готических крестовых сводов. Портик был завершен в 1424 г., тогда же последний раз упоминается имя Брунеллески.
Вазари в "Жизнеописании" упоминает вскользь Воспитательный дом, среди проектов, разрабатывавшихся во время строительства купола собора Санта Мария дель Фьоре. В отличие от Вазари современные историки и искусствоведы дают проекту Воспитательному Дому Брунеллески высочайшую оценку. Он общепризнанно считается первым памятником стиля Ренессанс в архитектуре, показателен уже тот факт, что реформаторская деятельность Брунеллески в архитектуре началась именно со светского здания.
Брунеллески создавал некое идеальное детское учреждение, требовавшее идеального архитектурного воплощения, но не совпадающего с реальными потребностями. Он задумал создать архитектурную вариацию на тему античности — как понимали ее в ту пору. Портики, лоджии с колоннами, правильные внутренние дворики и исполненные символического смысла подземные помещения для работ и трапез. В учреждении нового типа предполагался и штат воспитателей нового, гуманистического склада. Однако с самого начала не была учтена главная функция дома — служить приютом для младенцев. Изначально не были предусмотрены помещения для нянек и медсестер, для мытья младенцев, для стирки и сушки белья, даже собственно комнат для детей. Великий зодчий создал здание, которое попало в учебники по истории архитектуры, но которое пришлось полностью перестраивать внутри. Все помещения объединены вокруг квадратного двора, в левом крыле лоджии находится специальная ниша (rota), где люди могли анонимно оставить подкидыша
Из-за тяжелых войн с Филиппо Мария Висконти постоянно не хватало денег, и в строительстве, естественно, имели место перебои, что объясняет нам судьбу многих построек Брунеллески, оставшихся незавершенными. Недостаток средств в определенной мере объясняет также скромность тех строительных материалов, которыми пользовался Брунеллески. Белая штукатуренная стена и членения из pietra serena (местный камень благородного серого цвета) — вот те два основных материала, к которым особенно любил прибегать мастер. Брунеллески предпочитал простые и ясно обозримые формы, проникнутым демократическим духом, к тому же общая экономическая ситуация диктовала бережное отношение к использованию дорогих материалов. Второй этаж оформлен в виде гладкой белой штукатуренной стены, все членения, как и колонны, выполнены из серого камня (pietra serena), четко контрастирующего с белой стеной, этот колористический эффект станет излюбленным для Брунеллески. В постройке Брунеллески выражена одна из главных особенностей ранней ренессансной архитектуры предназначенная для людей, она по масштабам соразмерна человеку, приближена к его реальному росту в отличие от готических построек с их высокими сводами.
Впоследствии, в 1463—1466 годах, лоджия была декорирована 14 полихромными майоликовыми медальонами из глазурованной глины в тимпанах между арками, созданными в мастерской Луки делла Робиа, Андреа делла Робиа, изображающими запеленатых по пояс младенцев. Это изображение вошло в круг международной медицинской символики. Копия медальона была размещена на фасаде здания Вестминстерского детского госпиталя в Англии. С 19 века "флорентийский младенец" стал в ряде стран символом педиатрии
...далее переходим к очередному must see Базилике Сан Лоренцо...
http://it.wikipedia.org/wiki/Basilica_di_San_Lorenzo_%28Firenze%29В начале 1420-х годов Джованни, по прозвищу Биччи, глава и основатель рода Медичи (Джованни ди Аверардо Медичи (Giovanni di Bicci)), поручил Брунеллески произвести капитальную престройку церкви Сан Лоренцо -
http://www.basilicasanlorenzofirenze.com . Это была одна из древнейших церквей Флоренции. Известно, что она была основана Святым Амвросием и ее освятил в 393 году миланский епископ Амброджо, в те времена она находилась еще за пределами города. В 11 веке ее построили заново. Семейство Медичи любило эту церковь, почитая святого Лоренцо своим покровителем (младшего сына Джованни назвал тоже Лоренцо). Новая перестройка продолжалась с 1425 до 1446 года на средства Джованни и его старшего сына Козимо. После смерти Брунеллески руководство строительством перешло к Антонио Манетти Старшему, а потом к его сыну Антонио. Фасад церкви остался неотделанным, зато ее интерьер отличается величественной и спокойной красотой, которая представляет собой совершенное художественное воплощение духа Ренессанса. В 1420-х годах Брунеллески построил в левой части церкви ризницу (которую впоследствии стали называть Старой - Sacrestia Vecchia - в отличии от Новой, созданной Микеланджело в 16 веке). Эта небольшая капелла представляет собой перекрытое полусферическим куполом квадратное помещение, проникнутое духом торжественной гармонии...
"Неперекрытые сводами центральный неф и трансепт придают этому храму сходство с церковью Санта-Кроче. Но его отличает другой принцип расположения всех частей. В основе архитектурной композиции лежат квадраты: четыре больших образуют хоры, средокрестие и крылья трансепта; еще четыре объединены в центральный неф; остальные квадраты, составляющие 1/4 от больших, образуют боковые нефы и примыкающие к трансепту капеллы (в первоначальный проект не входили прямоугольные капеллы с внешней стороны боковых нефов). Однако, можно заметить некоторые отклонения от этого плана. Так, например, длина крыльев трансепта немного больше, чем их ширина, а длина центрального нефа не в 4, а в 4,5 раза больше его ширины". Брунеллески, разрабатывая план церкви Сан Лоренцо, "очень неохотно согласился строить трехнефную церковь, так как это казалось ему жалким", и намеревался первоначально заменить боковые нефы капеллами, открывающимися в главный неф. Он преобразил традиционную схему, в Сан Лоренцо и Санто Спирито (на ней остановимся чуть позже ) он разделил нефы монументальными коринфскими колоннами классического облика и пропорций, энергично подчеркнул тяги карнизов, плоские потолки кессонные, как в античных строениях. Строгая красота прямых линий подчеркивает логику ордерных отношений, подчиняет пространство законам линейной перспективы, ее возвышенной и строгой гармонии. Слева расположена Старая ризница работы Филиппе Брунеллески. Рядом с главным алтарем могильная плита показывает, где похоронен Козимо Старший Медичи. Эту огромную честь ему оказали горожане, которые провозгласили его Патер Патриае, то есть Отцом Отечества. Сакристия настолько поразила современников Брунеллески своей новизною, что она постоянно привлекала, по словам Манетти, множество народа, из-за чего рабочие испытывали большие неудобства. Все постройки Брунеллески поражали современников неведомыми прежде строительными приемами. В Ризнице был применен новый в способ перекрытия, который образно называют способом "гребней и парусов". Манетти полагал, что Брунеллески позаимствовал его "у древних" во время его пребывания в Риме, но большинство современных специалистов сходятся на том, что ребристо-парусная конструкция, впервые примененная Филиппо в двух куполах Сакристии - в основном помещении и в алтаре, средневекового происхождения. Построенная Брунеллески Ризница в церкви Сан Лоренцо - первый интерьер новой архитектуры, возникшая в недрах средневекового здания. Строительство было закончено в 1428 году, за несколько месяцев до смерти Джованни Медичи.
После смерти Джованни Медичи работы в церкви Сан Лоренцо надолго прекратились, до лета 1442 года, когда Козимо Медичи, объединившись с состоятельными гражданами, финансировал дальнейший ход строительства. В это время проект Брунеллески был расширен путем дополнения капелл в боковых нефах (возможно, что это было возвратом к одному из вариантов раннего проекта). К моменту смерти Брунеллески большая часть трансепта была завершена (кроме купола) и начата постройка продольного корабля, которая была продолжена его помощником — столяром Антонио ди Манетто Чьяккери, по прозвищу Манетти, который руководил строительством до своей смерти (1460). При нем был перекрыт трансепт, возведен неудачный купол (без ребер и окон), исказивший первоначальный замысел Брунеллески, сооружен в основном центральный корабль и начаты боковые. Лишь в 1465 году, уже после сноса колокольни, приступили к возведению капелл правого нефа. К смерти Пьеро де Медичи (1469) интерьер церкви был завершен, фасад же никогда не был закончен и возвышается по сей день в виде сырой стены, подготовленной для мраморной облицовки.
Сан Лоренцо — первая церковь, построенная в ренессансном стиле. Ее просторное, открытое пространство с великолепно найденными членениями позволяет зрителю ощущать пропорциональный строй как единое целое, разом родившееся в голове зодчего. Здесь пространство, свет, стены и членения так тесно взаимодействуют, что их невозможно воспринимать порознь.
В 1516 г. папа Лев Х поручил облицовку церкви Микеланджело, который отдался этой работе со всей страстью. Однако из-за прекращения финансирования облицовка так и не была выполнена. Прекрасную Новую сакристию спроектировал также Микеланджело в 1520-1534, уже по заказу папы Климента 7-го, который был из рода Медичи...
...далее продолжим смотр работ Брунеллески