В этой части я попытаюсь изложить свои мысли, возникшие после посещение одного из известнейших туристических объектов Львова – Лычаковского кладбища. Не смотря на обилие впечатлений и фотографий, я долгое время откладывал написание этой части ввиду сумбурности и неоформленности своих собственных ощущений.
Традиционно не буду пересказывать учебник истории, а сделаю акцент на снимках. Из «официальной» информации скажу только, что кладбище возникло в 16 веке, а самое старое из сохранившихся на сегодняшний день надгробий относится к 18 веку. Прочие справочные данные легко найти в интернете и путеводителях.
Итак, о впечалениях… Внушает. Восхищает. Местами подавляет. При соответствующей погоде легко вызывает ассоциации со средневековой Англией, как её обычно принято изображать в книгах и фильмах. Сюрреалистические ощущения вызывает, что там говорить.
Конечно, надо ещё знать места. Лично я рекомендую сразу от главного входа идти вправо, именно там плотность старых надгробий и полнота ощущений максимальны. Я говорю «плотность», потому что в силу стеснённости места и обилия «желающих» покоиться именно здесь, на кладбище широко применена «точечная застройка» - между монументальными старыми склепами везде, где позволяло место, вклинены более компактные надгробия относительно современного вида. Так вот, если от центрального входа пройти вправо, то вы попадёте в район, где доля современных надгробий минимальна, соответственно, описанные выше ощущения – максимальны.
Когда же первое ощущение внезапного переноса в некий параллельный мир схлынет, можно и поразмыслить над увиденным. Итак, кладбище изначально элитное. Для богатых и/или заслуживших особое уважение современников. Тем зримее уравнивающее действие времени. То, что фамильные склепы давно уже никем не открывались и внешнему уходу не подвергались - вроде бы и неудивительно…
Но ведь изначально они делались с расчётом на более-менее регулярный интерес потомков. Т.е., заказчик, очевидно, не сомневался, что такой интерес будет. И предпринимал шаги, дабы не ударить в грязь лицом. А теперь мы на их примере наглядно видим, насколько люди склонны переоценивать свою значимость в этом мире. Хорошо, время, войны, смены власти, это всё понятно, но давайте признаем, что действительно выдающихся людей общество помнит и после всяких катаклизмов.
Ладно, это позапрошлый век с тогдашними особенностями мировоззрения, представлениями о статусе и всём прочем. Но практически вплотную к склепам вековой и более давности стройными рядами стоят выполненные в очень похожем стиле, но современные. И по виду, и по датам на табличках. Я их не фотографировал, как-то даже мысли подобной тогда не возникло, настолько несуразными они мне показались…увидел даже один в стадии постройки…Ну, что вам сказать…в окрестностях Севастополя можно увидеть немало ДЗОТов времён Второй мировой, так вот, это очень-очень похоже: такой железобетонный куб с ребром порядка 3 метров, наполовину или чуть больше заглублённый в землю. С квадратным отверстием «входа» на уровне земли. Внутри пустой как бубен. Пока. Тут шокирует даже не несуразность примитивного железобетонного бокса в окружении затейливо украшенных памятников старины, а то, что «фараончики», готовые заплатить за то, чтобы лежать в правильном месте и в правильной коробке, не переводятся…
Ну да ладно, это всего лишь мой личный ход мыслей, а кладбище, как ни крути, остаётся интереснейшим туристическим объектом, поэтому ниже с минимальными комментариями идут фото наиболее интересных (на мой вкус) памятников из наиболее исторической части кладбища.
Перед просмотром фото ещё одно небольшое примечание: воспользовавшись солнечной погодой и золотой осенью, для части фото я применил т.н. «софт-объектив». Именно он, в частности, использован для получения заглавного снимка. Мне нравятся эффекты, которые он даёт при ярких красках и хорошем свете. Кроме того, специфика даваемой им картинки позволяет уйти от «дребезга» мелких деталей и сделать акцент на крупных формах в кадре, что тоже в ряде случаев мне показалось уместным. К сожалению, будучи уменьшенными, эти снимки утрачивают значительную часть шарма и могут казаться банально нерезкими. Но я их всё равно привожу для полноты картины.
Забор и вход. Вход, кстати, платный, как и фотосъёмка. Но реально билет на съёмку можно и не покупать, т.к. территория большая и даже малейшие попытки её контролировать администраией не делаются.
Сразу при входе:
Ну и дальше по территории:
Напоследок покажу, какая у местных работяг подсобка:
Если по итогам просмотра снимков у вас возникли мысли прямо противоположные мои – пожалуйста, не надо разворачивать по этому поводу дискуссию. Цель навязать свою точку зрения мною не ставилась, соответственно, и у вас нет необходимости меня переубеждать.
Спасибо всем, кто досмотрел.