Дорога выходит на морену. Справа курган и много балбалов. С левого борта долины в Кобдо-Гол впадает сухое русло ручья Дугдэгын-Гол.
Дорога сносная, но всё равно разогнаться не получается. Проехав километров 5, на берегу реки увидели бортовой «ЗИЛ-131» с десятком весёлых людей в кузове и помятый «УАЗ»-«санитарку». Оказалось, что «УАЗик» с американскими туристами попытался вброд пересечь глубокую реку и, как и можно было ожидать, заглох посередине русла. На счастье, в этом месте оказался «ЗИЛ-131». Туристам крупно повезло: самим им бы не выбраться, а мы вряд ли смогли бы помочь, так как от берега было около 20 м при глубине до метра. Да и самого брода мы не знали. Из щелей «УАЗа» всё ещё выливалась вода. Вокруг были разбросаны мокрые вещи и багаж туристов. Весёлые пассажиры «ЗИЛа» с шумом загрузились в кузов и резво, разгоняя волны Кобдо, покатили назад на левый берег.
Мы наблюдали за этим цирком вместе со стариком-тувинцем. Он одет в длинный синий верхний халат, запахивающиеся по-монгольски, глубоко на правое плечо и застегнутые на пуговицу-шарик.
Забыл сказать, что в верховьях реки Цаган-Гол и в верхнем течении реки Кобдо (Кобдо-Гол) живут тувинцы.
Интересно, что монголы называют тувинцев из долины Цаган-Гол и Кобдо-Гол урянхайцами. Но сами местные тувинцы себя урянхайцами не считают. Кто же такие урянхайцы?
Небольшой экскурс в историю. Урянхайцы являются одной из известных и прославленных народностей Монголии, оставивших яркий след в ее истории. Они делятся на монголоязычных и тюркоязычных. Откуда возникло языковое разделение?
Первые достоверные упоминания этнонима «урянхай» были сделаны в ХIII в. в «Сборнике летописей» Рашид-ад-Дина. Этот ученый находился на службе у монголов и написал книгу, которая сегодня является одним из основных источников по монгольской средневековой истории. Рашид-ад-Дин отметил существование у монголов двух племен, носивших один и тот же этноним. Одно племя - урянхайцы - жило в Онон-Керуленском междуречье среди ононских монголов (этнос Чингисхана). Они считались одним из монгольских племен группы дээрлэгэн (дарлекин). Рашид-ад-Дин отметил и другое племя, названное им ойн урянка, что по-монгольски означает «лесные урянхайцы». Эти жили где-то к западу от Байкала.
Урянхайцы всегда были на стороне Чингисхана. Как известно, в избранном круге Чингисхана было всего четыре предводителя: Хубилай, Зэлмэ, Зэбэ и Субээдэй.
Зэлмэ из рода урианхай зарчигудаев (жарчиуд-урянхайцев) был темником урянхайцев. Он завоевал для Монгольской империи территорию современной Тывы, на которой в то время кочевали ойраты Хутуга-бэхи, дубо (тувинцы) и хиргисы (киргизы). В ХVII-ХVIII вв. маньчжуры захватили Тыву и включили ее в состав Цинской империи. Они назвали урянхайцами этнос, который ныне зовет себя тывалар (тувинцы). Впоследствии Тыва попала под протекторат России, и первое время (1914-1921 гг.) русские называли местное население урянхайцами, из чего и поныне некоторые тувинцы думают, что они и есть древние урянхайцы.
Субээдэй (Субээдэй-багатур) также принадлежал к роду урианхай зарчигудаев. Этот знаменитый полководец совершил беспрецедентный кавалерийский рейд от Хорезма через Персию и Кавказ до донских степей, где его разведывательный корпус разбил на р. Калке объединенную русско-половецкую армию. После смерти Чингисхана в 1227 г. Субээдэй сопровождал тело Великого хана на север. Сын Субээдэя - Урианхадай - также был знаменитым полководцем в послечингисовом периоде.
Еще одна тысяча ойн-урянхайцев под командованием Удачи-нойона охраняла родовое захоронение монгольских Великих ханов.
Ко времени распада Монгольской империи в состав Халхи входило шесть туменов (тумен - это объединение кочевников, которое во время войны выставляло десять тысяч всадников), из которых один тумен состоял из жарчиуд-урянхайцев и ойн-урянхайцев.
В начале ХVI в. урянхайцы проявили самоволие. В 1524 г. их предводители Дури-нойон и Гэрболод-чинсан собрали войско и напали на отоки (родовые союзы) Бэсуд и Хурээ Халха-тумена. Боди-Алаг-хан разбил урянхайцев в местности Балжи. Остатки восставших во главе с Дури-нойоном и Гэрболод-чинсаном ушли в горные районы Хангая и там, скрываясь в густых лесах, продолжили борьбу. В 1538 г. Боди-Алаг-хан направил большое войско на подавление восстания. Несмотря на то, что урянхайцы сдались, Боди-Алаг-хан лишил их права именоваться туменом, и урянхайцев расселили по всей территории Монголии.
Во время завоеваний Галдан-хана часть халхаских урианхайцев была уведена к оз. Тумурт-Нор (Иссык-Куль) и была там расселена. В 1756 г. они изъявили желание перекочевать на свои прежние места в Гобийский Алтай. Их переселили к сородичам - к халхаским урианхайцам в Засактухановский аймак, образовав один хошун. Ныне это сомон Цэцэг аймака Ховд.
В 1756 г., после захвата Цинской империей Джунгарии, маньчжуры создали Кобдоский пограничный край, состоящий из 32 административных единиц - хошунов. В семи хошунах кочевали монголоязычные (если быть точным, то ойратоязычные - их язык очень близок к торгутскому языку) ойрат-урянхайцы (их еще называют алтайские урианхайцы). А два хошуна состояли из тюркоязычных тёлёсов и теленгитов Горного Алтая, которые в 1755 г. добровольно перешли к китайцам. (Тёлёсский зайсан Ярынак, контролировавший Улаганское плоскогорье и долину Чулышмана, и теленгитский зайсан Телбек, кочевавший по долине Чуи, добровольно пришли к цинскому амбаню и попросили принять их вместе с подчиненным им населением в цинское подданство). Тёлёсов и теленгитов китайцы называли урянхайцами алтан нуур, т. е. «урянхайцы с озера Алтын (Телецкое. - Прим. авт.)». В 1864 г. по Чугучакскому договору тёлёсы и теленгиты были переданы в подданство Российской империи.
В современной Монголии монголоязычные алтайские урянхайцы живут в Хубсугульском аймаке (аданхан урянхайцы), в Гоби-Алтайском аймаке (урианхан) и в Баян-Ульгийском аймаке (урянхайцы-ойраты).
Продолжаем наше путешествие. Через 39 км проезжаем скалу, исписанную тувинцами. За ней, справа от нас, начинается широкое урочище, окруженное скальным цирком.
Еще через 1,5 км дорога подходит к скале, которая ограничивает урочище с северной стороны. Под ней находятся три современные могилы и небольшой невысокий курган, в который воткнута палка с лентой. Лоскуты материи называются залама (джалама, чалама, салама, яалама). Это слово произошло от древнетюркского корня шал (яал) - «грива». Монголы конскую гриву обозначали словом зала.
Подвязывание материи (ленты, лоскута, платка) или конского волоса является одним из древнейших культов тюркских и монгольских народов.
Интересно познакомиться с историей этого древнего обычая. Во времена Чингисхана кочевники уходили на войну вместе с духовным знаменем - сульде, которое состояло из девяти грив лучших жеребцов, привязанных к кончику копья. Знамя воздвигалось как опознавательный символ и хранило дух воина под священным Голубым Небом, которому поклонялись монголы. Лоскуты гривы развевались под неустанным степным ветром, вбирая в себя силу ветра, неба и солнца. Сульде передавало эту природную силу батыру. Ветер воодушевлял воина и давал ему силу для движения к неизведанному. Союз воина и его духовного знамени становился таким крепким, что после смерти батыра его душа навечно оставалась в знамени сульде. При жизни воина лоскуты знамени воплощали его судьбу. После смерти они превращались в его дух. Тело доставалось природе, но его душа навечно жила в его знамени, воодушевляя будущие поколения.
У Чингисхана было два знамени. Одно называлось йисун кхёльт чагаан таг («белое знамя с девятью ногами»). Оно состояло из девяти бунчуков, т. е. из девяти грив белых жеребцов, и использовалось в мирное время. Его поднимали в мирное время, или в месте, далеком от войны. С древних времен монголы предлагали мир с белым знаменем в руке. Кстати, на войне парламентеры, которые несут белое знамя, используют идею древних монголов.
Другое знамя Чингисхана состояло из гривы черных жеребцов и было предназначено для военных походов.
Белое знамя исчезло, а черное долгое время удавалось сохранить. В ХVI в. лама Занабазар построил в долине Лунной реки у подножия черных гор Шанх специальный монастырь, в котором ламы хранили черное знамя Чингисхана.
В 1937 г., во время уничтожения монгольской культуры и религии, сталинисты захватили знамя Чингисхана. По некоторым сведениям, его тайно переправили в Улан-Батор, где оно исчезло. В настоящее время в Монголии черное знамя называют бых цергиин хар туг и иногда показывают его. Только вот никто не знает, копия это или подлинник.
По сей день тюркоязычные народы верят, что жизненная сила хранится в волосах. Волосы ассоциировались с плодородием, размножением, жизнью. На свадьбе невеста всегда желала иметь длинные волосы. У баятов, живущих в Убсунурском аймаке, есть интересный свадебный обычай, когда у жениха и невесты распускают косы и соединяют их на левом плече жениха и правом плече невесты. Затем их расчесывают, украшения с девичьей косы прикрепляют к косе жениха, и наоборот.
Считается, что отрезание чужих волос означает «обессилить, лишить магической силы». Такие представления имеют глубокие корни. В хуннских захоронениях у покойника всегда отрезали косу.
Под влиянием буддизма люди конский волос заменили тканью. Во многих армиях словом «знамя» (в смысле стяг) называли воинское подразделение, имеющее свое собственное знамя. Сразу приходит на память Восьмизнаменная армия маньчжуров, у которых корпус именовался гуса - «знамя». У европейцев можно вспомнить банда - конное подразделение в византийской армии (от слова бандон - «кавалерийский стяг»), потом всякие баннереты, гонфалоньеры, пенноньеры во Франции и Италии и т. д.
У современных казахов, тувинцев и монголов кусок материи является обязательным элементом многих праздников. Так, на монгольской свадьбе перед тем, как войти в юрту свекра, необходимо повязать специальный платок (хадак) на палку, преграждающую вход. А родственники невесты должны подарить жениху платок, который он будет носить за поясом. Тувинцы, живущие в Тыве, во время мора домашней скотины выставляют по углам загона высокие шесты, на концах которых привязывают куски белой ткани (я такое видел в Тыве в долине р. Улуг-О). Ленты также подвешиваются к гриве жеребца-производителя. Раньше ленты можно было увидеть на одежде шамана и на его рабочих «инструментах», а также на священных животных.
Блин, опять отвлекся! Через 43 км и два часа пути от нашей ночевки въезжаем в пос. Цэнгэл.
Внимание! На монгольских картах этот поселок обозначен как Хошоот, или Хушуут (хошоот - «место с каменным изваянием», или «место с какой-нибудь стелой»).
Поселок Цэнгэл является районным центром одноименного района. В этом сомоне, то есть районе, проживают этнические тувинцы, которые называют себя дыва (в Республике Тыва тувинцы называют себя тыва).
Не удержусь, и скажу еще несколько слов о том, как тувинцы попали в Северо-Западную Монголию.
В 1753 году, перед самым разгромом Джунгарии, дэрбэтские нойоны (князья) Цэрэн, Цэрэн-уваш и Цэрэнмунхэ поссорились с джунгарским ханом Давачи и в знак протеста перешли в подданство Цинской империи. Подвластное им население переселили поначалу с верховьев Черного Иртыша в долины рек Кобдо, Туйн-Гол, Заг и Байдраг. А в 1757 году переселили еще дальше - в район оз. Убса-Нуур. А живущих там тувинцев переселили в горы Монгольского Алтая (современная территория сомона Цэнгэл).
В результате тувинцы, кочевавшие к югу от линии монгольских караулов и получившие наименование алтайские урянхайцы, оказались оторванными от основной массы тувинцев в административном и территориальном плане.
В отличие от российских тувинцев цэнгэльские не подвергались русификации и советским этническим экспериментам, поэтому они в большей степени сохранили национальные обычаи, старый тувинский язык и религию. Их можно назвать «тувинскими старообрядцами».
Песня цэнгэльских тувинцев Мен Тыва мен («Я - тувинец») стала неформальным гимном тувинского народа в ХХI в.
Поселок Цэнгэл состоит из нескольких улиц, вдоль которых стоят деревянные дома без крыш.
Машин почти нет.
Много всадников. В центре открыто десятка полтора мелких магазинчиков, в которых можно пополнить запас продуктов.
На центральной площади всё та же пыль и те же сарлыки. Но в магазине есть настоящее монгольское пиво!
Дорога от Цэнгэла в сторону г. Баян-Ульгий (Улэгей) идёт вдоль телеграфных столбов через перевал Мушгирагийин-Даба (2251 м; «кривой перевал»), отмеченный культовой кучей камней - овоо с лентами.
Спустились в широкую котловину. В этом месте река Кобдо-Гол течет по широкой, до 10 км, долине.
Проезжаем мост через протоку. Через 200 м - основной платный мост через Кобдо-Гол перед поселком Улан-Хус. Проезд одной машины стоит небольшое количество тугриков.