27 мая 2014
Маршрут: Инал - Лазаревское - "Столы" - Грачевский перевал.
Ранним утром мы покидаем гостеприимную бухту и отправляемся в Лазаревское. Выезжать надо не позднее 6 часов утра, чтобы не простаивать в пробках на шоссе. К счастью, в горах пробок нет, и мы довольно быстро поднимаемся на перевал. Высота, на которую нам надо забраться – около 1.500 метров. Ситуация осложняется прошедшими недавно ливневыми дождями, из-за которых значительно поднялся уровень воды в реке Псезуапсе, которую нам следовало переезжать вброд. Трасса на уклонах стала скользкой, а на горизонтальных участках превратилась в труднопроходимую грязевую кашу. Было нелегко, но мы справились.
Горная местность позволяет всесторонне протестировать мотовездеходы. В жестких условиях затяжных подъемов, на которых ни в коем случае нельзя останавливаться, глубоких бродов и скачек по огромным шатким булыжникам, как нигде лучше проявляются все положительные и отрицательные качества квадроциклов. И хотя совсем не хочется делать каких-либо глубокомысленных выводов по крайней мере – до того момента, как команда спустится с гор… но, уже сейчас можно сказать что мы сделали правильный выбор. На подъемах даже не верится, что объем всего 500 кубиков – так уверенно преодолевает подъемы груженый квадроцикл.
Очень удобным для экспедиционного формата оказалось решение с колесной формулой 6 х 4.
Эти квадры невероятно грузоподъемны! Несмотря на огромное количество специального исследовательского и съемочного оборудования, и тяжелого бивачного снаряжения которое мы везем с собой, в расчете на полную автономность – они не чувствуют перегруженности. Сдвоенные задние подвески прекрасно справляются с движением по каменистой поверхности.
Справедливости ради, надо заметить, что на особенно трудных, скользких подъемах «шестиколесникам» требуется помощь обычных квадратов – приходится немного помогать, взяв «грузовик» на буксир на динамический трос. Но в сравнении с тем количеством багажа, которое они тащат – этот факт не так уж напрягает. Но, если бы все шесть колес приводились в движение от мотора – это был бы вообще запредельный проходимец!
На ночлег мы не стали останавливаться, как это было запланировано – под перевалом, на берегу реки Хакуч. Прошедшие дожди сделали стоянку неуютной, грязной и совершенно непригодной для продолжительного использования в качестве базового лагеря. Хотя, именно это место мы планировали обследовать подробно. В годы войны здесь располагался госпиталь. Возможно, именно с этим связано ощущение дискомфорта, которое мы замечали, когда останавливались в этом месте. Надо сказать, что наша команда уже в четвертый раз переходит Грачевский, и наши ощущения проявляются со статистической закономерностью. Причем, не только наши, но и все те, кто бывал в этом месте, подтверждают ощущение «невидимого присутствия» и необъяснимое беспокойство во время пребывания здесь, которые проходят, стоит только переместиться на несколько километров вверх, или вниз по склону.
В прошлогодний наш приезд, Максим поставил свою палатку несколько поодаль от поляны, на которой расположилась вся команда. При свете дня место казалось вполне уютным и безопасным, однако – выспаться этой ночью ему совершенно не удалось. Тем, кто хорошо знаком с Максом – очень трудно поверить в то, что этого парня вообще что-то может испугать, или помешать ему спать, когда он решил, что будет спать. Впрочем, о своих ощущениях лучше расскажет он сам. Если не в дневнике – то в фильме уж точно.
Потоптавшись в сумерках по поляне, мы приняли решение подниматься выше – на сам перевал, и оборудовать базовый лагерь в безопасном и комфортном месте