Программа, несмотря на некоторые сомнения ( Вопросы по Норвегии: Trolltunga Etc. ), оказалась СОВЕРШЕННО РЕАЛЬНОЙ (конечно для любителей горных походов).
Мы ее в какой-то степени даже перевыполнили.
Повезло с погодой. Был только один дождливый день, из-за которого не получилось сделать все 100%.
Маршрут базировался на шести однодневных походах в разных районах:
1. Memurubu – Bessegen - Gjendesheim
2. Galdhopiggen
3. Trollveggen
4. Trolltunga
5. Preikestolen
6. Kjerag
Обзорная карта поездки:
Состав экспедиции: я, жена, дочка (12 лет). А/м Nissan Qashqai 2WD с вариатором - прекрасно проявил себя за поездку.
28.06 – Выехали: Питер - Хельсинки. Паром Viking Line (17-30)
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
29.06 – В 9-40 съехали с парома в Стокгольме. Начало маршрута было в Gjendesheim на 51-й дороге и задача была проехать как можно больше в этот день. И вобщем без особого труда проехали Швецию и часть пути в Норвегии – всего около 700 км. На границе Швеции и Норвегии нас остановили тетушки в форме, видимо, таможенников. Вежливо распросив о цели поездки и маршруте и взглянув в багажник, отпустили, пожелав счастливого пути. Остановились в кемпинге Fossen около Fagernes. Вечером и всю ночь идет дождь
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
30.06 – Утром пасмурно. Поднимаемся по 51-й дороге. Температура падает до +4. Ветер. Подъезжаем к озеру Gjende и в 9-45, оставив машину на парковке, садимся в катер и плывем в Memurubu. Оттуда идет 7-часовой маршрут обратно в Gjendesheim, проходящий через знаменитый гребень Bessegen (перемычка между двумя озерами, лежащими на разных высотах). Мы ходили все 9 часов. За это время прояснилось, но было довольно холодно. Маршрут потрясающе красив. Про Bessegen скажу только, что в обратном направлении (на спуск), а также в дождливую погоду я бы по нему ни за что не пошел.
Заночевали рядом с Gjendesheim в кемпинге Maurvanger.
Memurubu – Bessegen:
Bessegen:
На гребне Bessegen:
Veslfjellet:
Внизу Gjendesheim:
Спуск к Gjendesheim. Видна 51-я дорога:
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
01.07 – Отдых. Подъезд к началу следующего маршрута. Погода отличная. Спускаемся по 51-й дороге, поворачиваем на 15-ю едем до Lom. Далее решаем проехаться по 15-й дороге до Billingen - там пара водопадов. Возвращаемся в Lom. Выезжаем на 55-ю туристическую дорогу (Sognefjellet), проехав немного, сворачиваем и по local road поднимаемся к кемпингу Raudbergstullen.
Кемпинг Maurvangen / Billingen / Lom:
Lom stavkirke:
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
02.07 – Восхождение на Galdhopiggen (2469 м.). По платной дороге карабкаемся наверх к Juvasshytta. На небе ни облачка. Главное выйти пораньше. Основные толпы людей начинают восхождение около 9-00. По леднику идем в связках. Трещин не видно. Снега очень много. На расположенном рядом Summer Ski Centre вовсю катаются лыжники. Солнце жарит и сверху и снизу от снега. Мы вышли в начале восьмого и поднялись очень бодренько. До нас на вершине было человек 15. А уже через час там стало просто тесно. Спустившись к Juvasshytta садимся в машину и проезжаем еще 135 км через Lom – Otta – Dombas на дорогу E136. Останавливаемся в кемпинге у озера Lesjakogsvatnet.
Кемпинг Raudbergstulen:
Galdhopiggen. На пути к вершине:
На леднике Styggebreen (подъем на Galdhopiggen) / Galdhopiggen (на вершине):
Galdhopiggen (на вершине):
Galdhopiggen (на вершине). Виден весь путь от Juvasshytta:
Galdhopiggen. На обратном пути:
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
03.07 – Отдыхаем. Не спеша, въезжаем в Romsdal. Жена с дочкой купаются в горной речке под Стеной Троллей. Катаемся вокруг Isfjorden. Покупаем клубнику. Я попробовал ловить рыбу во фьорде, но ничего не поймал, т.к. чайник в этом деле. А может и не было там ее - рыбы. Вечером останавливаемся в замечательном кемпинге Trollveggen. Изучаем в бинокль Стену Троллей, наблюдаем прыжок двух Base Jumpers. Красота!
Стена Троллей:
Isfjorden:
В кемпинге Trollveggen:
Romsdalhorn (В кемпинге Trollveggen):
Trollveggen:
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
04.07 – Подъем на Стену Троллей (с другой стороны, разумеется). Поднимаемся по 63-й дороге (Trollstigen - Дорога Троллей). Про нее ничего не скажу – все уже и так сказано. Но с автомобильной точки зрения по нашему рейтингу– 5-е место. Оставляем машину на перевале и выходим. Сразу скажу, что на мой взгляд это самое сложное восхождение. Перепад высот около 800 метров. Практически все время подъем. Наверху сплошной снег. Жара. Маршрут хорошо просматривается – на камнях пирамидки, на снегу следы. Мы там были почти одни. Сначала обогнал нас один мужик, а потом группа Base Jumpers. Вид со стены потрясающий. Если иметь больше времени и сил, то там можно полазить по разным участкам стены, поднимаясь на более высокую ее часть. Мы же вышли на ближайший участок. Кругом вовсю прыгают Base Jumpers. Хоть это там и запрещено.
Спускаемся на перевал и едем по 63-й дороге к паромной переправе и далее по Ornevegen (Дорога Орлов) в Geiranger. В Geiranger очень многолюдно. Кемпинг на берегу фьорда битком забит. Поднимаемся выше и останавливаемся в следующем кемпинге - Vinje.
Стена Троллей:
Дорога Троллей / Водопад Stigfossen:
Киоски с сувенирами, от которых начинается тропа на Стену Троллей:
Начало подъема на Стену Троллей:
За нашей спиной над дорогой Троллей – шахматные вершины Bispen и Kongen:
Обратная сторона Стены Троллей:
На Стене Троллей:
Base Jumper перед прыжком со Стены Троллей:
Geirangerfjorden / Geiranger:
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
05.07 – Geiranger – Dalsnibba – Briksdal – Kaupanger.
Фотографируемся на обзорной площадке над Geiranger, не без труда найдя скалу, изображенную во всех буклетах, и нужный ракурс. Продолжаем подниматься в сторону Dalsnibba.
Разговоры о якобы страшной дороге на Dalsnibba не подтвердились. Дорога довольно широкая. Возможно ее за последние годы модернизировали.
В Briksdal оставляем машину на платной парковке и поднимаемся к леднику. Да, он существенно растаял. Еще год-два и он совсем отойдет от озера.
По дороге из Briksdal в Kaupanger на 5-й дороге куча тоннелей. Неожиданно упираемся в пункт оплаты. Он обозначен на карте кемпингов, но я его как-то не заметил. 175NOK, однако. Но все равно - другой дороги нет.
В Kaupanger останавливаемся в кемпинге самообслуживания недалеко от пристани.
Geiranger / Дорога Орлов (Orneveggen):
Вид с Dalsnibba:
Озеро Djupvatnet (около начала дороги на Dalsnibba):
Озеро Oldevatnet и ледник Melkevollsbreen:
Briksdalsbreen:
Kaupanger. Sognefjorden:
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
06.07 – Экскурсионный паром Kaupanger – Gudvangen. На него рекомендуется бронировать места, но я не смог дозвониться и поэтому мы подъехали заранее и встали в очередь. Всем в этой очереди повезло – влезли все. Паром идет 2 с лишним часа по Sognefjorden – Aurlandsfjorden - Naeroyfjorden. Куча японцев с экскурсионных автобусов. Все кормят чаек. Красиво. Особенно Naeroyfjorden.
Выгружаемся из парома на дорогу E16 и через несколько километров - долина Stalheim. Красивый вид на нее открывается от гостиницы наверху, куда ведет дорога - №1 по нашему рейтингу. Иногда кажется, что уклон градусов 35 и хочется помогать себе руками, хватаясь за кусты.
Далее едем к Voss мимо водопада Tvinnefossen на 13 дорогу к Hardangerfjorden. После паромной переправы Bruravik – Brimnes решили, что вполне успеваем посетить водопад Voringsfossen на 7-й дороге. Едем к водопаду и вот тут погода начала портиться. Водопад осматривали под дождем.
Далее едем опять на 13-ю дорогу. Планируем остановиться в Odda, там ближайший к Tyssedal кемпинг. Въезжаем в Odda – дождь льет, как из ведра. Не доехав до кемпинга, решаем остановиться в домике. Думаю, что это была наша первая ошибка. Именно с этого момента в голове начала зреть мысль, что на Trolltunga нам завтра не сходить. Расслабились, залегли спать с комфортом.
Ночью около 4-х часов я просыпался – такой же проливной дождь, туман, облака перед носом.
На пароме Kaupanger-Gudvangen:
Naeroyfjorden:
Вершина Bakkanosi:
Stalheim / Водопад Tvinnefossen:
Водопад Voringsfossen:
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
07.07 – Trolltunga (-). Утром в 7-00 встал по будильнику, смотрю за окно – какое небо голубое, облачка небольшие, тишина. На команду ‘Подъем’ никто не отреагировал. Вобщем, опуская подробности сборов, скажу, что у фуникулера мы были в начале 12-го.
Там я сразу понял, что по ступенькам мы не пойдем. Рядом отличная тропа. По ней конечно дольше – она сначала идет рядом с подъемником, а потом в верхней части отклоняется, огибая крутой склон – но зато на так экстремально. Не нравился мне чего-то этот голый провод. Поднимались по тропе больше часа. Но погода за это время начала видимо ухудшаться. Пока прошли хутор, поднялись на скалы, спустились к озеркам и, вновь поднявшись, увидели озеро было уже часа 4. Подул сильный ветер и пошел косой противный дождь. Место, где находится язык уже было в виду за обрывом. Я понял, что пока мы будем обходить обрыв и искать пройдет еще час-полтора. Наверху было полно воды и грязи, несколько раз сбивались с тропы. При таких метеоусловиях даже фото не сделать – сразу объектив заливало. Вобщем мы с женой приняли решение повернуть назад. Дочка была против, но ей пришлось подчиниться. До сих пор не знаю, может это было ошибкой. Я решил, что погода будет ухудшаться, но вскоре после того как мы повернули дождь и ветер вроде бы поутихли.
На спуске часов в 5 встретили парня и девушку из Питера. Они пошли дальше. Надеюсь, что они были более удачливыми.
Мы же спустились к машине в 8-м часу.
Дочка утверждает, что когда мы поднимались вагончик фуникулера был с другой стороны. Видимо за это время подъемником пользовались.
Оставим Trolltunga на следующий раз. Места там действительно замечательные. Надо бы на несколько дней на это плато забуриться.
Остановились в кемпинге Odda.
На пути к Trolltunga:
Над озером Ringedalsvatnet:
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
08.07 – Переезд: Odda – кемпинг Preikestolen (~ 200 км). Погода отличная. Сразу за Odda водопад Latefossen. 13-я дорога в этом районе местами очень узкая и извилистая. Ехали не спеша. Паромная переправа Nesvik – Hjelmeland.
Кемпинг Preikestolen никому не порекомендую. Дорого, народу - как грязи и мошка кусачая.
Водопад Latefossen:
В кемпинге Preikestolen:
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
09.07 - Preikestolen. Машину оставляем на платной парковке у Preikestolenhytta. То же правило, что и на Galdhopiggen – выйти как можно раньше. Если промедлить, то на тропе будет очередь из автобусных туристов, а на самой скале – как на черноморском пляже в советские времена. Умные люди вообще ночуют с палаткой на маршруте и выходят на скалу встречать рассвет. Мы пришли на Preikestolen часов в 10 и застали там человек 20.
Далее переезд в Lysebotn (135 км). 13-я дорога, паромная переправа Oanes-Lauvvik и 45-я дорога. Она платная, но пункт оплаты автоматизирован – с камерами. Т.е. номер машины фотографируют и потом присылают счет. Я слышал версию, что за границу они ничего не шлют. Подождем.
Когда мы с 45-й свернули на Lysebotn на дорогу 975-986-500 (по Microsoft Autoroute) я понял, что правильно сделали, не поплыв на пароме. Это потрясающе красивая дорога! Совершенно фантастические пейзажи.
Спустились в Lysebotn и остановились в кемпинге Kjerag. Там действительно тусовка Base Jumpers и народ весь вечер с биноклями, фотоаппаратами и камерами следил за прыжками.
Preikestolen:
Lysefjorden:
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
10.07 – Kjerag. Погода – супер. Тоже рекомендуется выходить пораньше. Несмотря на то, что маршрут более тяжелый, народу днем валит довольно много. По скалам постоянно провешены перила. В дождливую погоду я бы не совался. Очень круто и скользко. Тропа идет вверх-вниз, преодолевая три подъема, и выходит на плато. Когда народ доходит до пирамиды из камней с указателями, все обычно идут к Kjeragbolten, фотографируются там и сваливают домой. А гораздо более красивый вид на Lysefjorden открывается если пойти по направлению Nesatindane. Там же находится и так называемый Kjeragnasen (нос). Еще, если есть время, интересно зайти на другую сторону обрыва, где стена, с которой прыгают Base Jumpers.
Спустились к парковке мы где-то в 3 часа.
Пора двигаться домой. Едем все той же красивой дорогой по направлению к дороге 9. Далее по 45-й.
Останавливаемся в кемпинге в Dalen. Там вокруг есть тропа, с которой можно наблюдать за деятельностью бобров на реке.
Lysebotn:
Kjeragbolten / Kjeragnasen:
Kjerag:
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
11.07 – Едем по 45-й и E134, осматривая ставкирхи в Eidsborg и Heddal. Далее - Е18 через Осло (решили не соваться в тоннель под Oslofjorden – не люблю я эти тоннели). Въезд в Осло платный, но тоже с камерами. Уже объехав Осло неожиданно натолкнулись на пункт оплаты на Е18 в районе городка Askim, который я тоже прохлопал, когда смотрел маршрут. Здесь пришлось кинуть 20NOK.
В Швеции начинаем присматривать кемпинг для ночлега, но их как-то мало. Только обозначенные на карте. В результате остановились в огромном кемпинге BomstadBaden на берегу озера, недалеко от Karlstad. Причем оказалось, что остановиться можно только имея Camping Card Scandinavia (125SEK). Искать другое место уже не было ни времени ни желания. Пришлось купить эту ненужную нам CCS.
Eidsborg stavkirke:
Heddal stavkirke:
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
12.07 – Едем в Стокгольм. До парома (16-45) успеваем часок походить по улочкам старого города.
На пароме:
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
13.07 – Хельсинки – СПб. No comments.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ИТОГ. Маршрут весьма насыщен. Это и плюс и минус – слишком много впечатлений. За окном автомобиля постоянно демонстрируются очень красивые картины. Мы сначала фотографировали все подряд, но потом перестали – никаких носителей не хватит.
В крупные города заезжать не планировали. Но при необходимости этот маршрут легко дополняется заездами в Alesund, Bergen, Stavanger.
Спасибо всем, в частности Trolll, за советы и информацию.