
Памятник художнику Пармиджанино - второму по знаменитости после Корреджо пармскому живописцу:
Герцогский дворец внутри одноимённого парка:

Сам парк был заложен ещё в 16 веке во времена династии Фарнезе. Ныне от герцогской роскоши не осталось почти ничего, кроме нескольких статуй (причём уже копий) и фонтана «Трианон», установленного на островке посреди небольшого пруда, да и сам фонтан в отсутствии воды выглядит сиротливо и заброшенно:


Идя по главной аллее парка, мы попали в самый настоящий каштанопад - такого я никогда раньше не видел. С деревьев, растущих по обе стороны дорожки, буквально на глазах сыпались каштаны - один за другим, со стуком падая на ковёр из красных листьев под ногами. Осень... она и в Италии осень... Унылая пора...



Памятник уроженцу Пармы Витторио Боттего (Vittorio Bottego) - географу и путешественнику, исследователю восточной Африки, в которой он и был убит:

Единственное в Парме здание с реально средневековым колоритом (кроме ансамбля на Соборной площади, естественно) - Дворец Подеста (точнее, часть его сохранившегося фасада) почти утонуло за палатками раскинувшейся на площади перед ним ярмарки:
В отместку мы вдоволь напробовались самого разного - от красного до зелёного - сыра, предлагаемого на дегустацию в одном из лотков. А ещё в одном павильоне прямо в "он-лайне" готовили "на развес" самые разные тушёные блюда - от паэльи до ризотто - в огромных сковородках:


На площади Гарибальди на фоне памятника ему самому находится Дворец губернатора (Palazzo del Governatore), где сейчас размещается местная префектура.

Несмотря на свой относительно современный вид, история здания отсчитывается с 13 столетия, а в Средние века его украшала так называемая Гражданская башня (Torre civica) высотой 130 метров - тогда она была самым высоким сооружением в Италии ! Доживи башня до наших дней, посмотреть на неё наверняка съезжалось бы не меньше народу, чем к Колизею. Нет, ну меньше, конечно, но вниманием она точно не была бы обделена. Но... Гражданская башня рухнула в январе 1606 года, как полагают - от конструктивных недочётов при её строительстве.
Значительно повреждённый при падении башни дворец был отстроен заново и уже по-иному, а вскоре над ним появилась и новая башенка, конечно же, не сравнимая по размерам с прежней. В конце 19 века в её нижней части соорудили довольно сложную для того времени систему солнечных часов, определяющих не только время, но и день месяца, часы восхода и заката, текущее зодиакальное созвездие и т.п.

Фонтан на одном из боковых фасадов больше ничем не примечательного Дворца коммуны (ратуши), над которым водрузили копию скульптурной композиции, изображающей Геркулеса и Антея. Сама скульптура была создана в 17 веке для Паркового герцогского дворца, но потом её перенесли во двор Дома музыки (бывшего Дворца Кузани), а вот копией почему-то решили "доукрасить" уличный фонтан.

Интерьеры одной из главных пармских церквей - базилики Санта-Мария-Стекката (Santa Maria della Steccata):
Аркады Старой больницы выглядят серо и не особо привлекательно, хотя история самого госпиталя очень древняя. Его основал рыцарь Тевтонского ордена ещё в 1201 году, и больница функционировала более 700 лет аж до 1925 года. Свой нынешний вид она получила в 15-16 столетиях.

А это просто уличный сюжет, не имеющий никакого отношения к достопримечательностям, но очень характерный для сегодняшней Пармы: подобных базарчиков разного масштаба нам встретилось в одном только центре чуть ли не с десяток...
Ну и парочка более-менее красивых городских пейзажей:

Рядом с дворцом Пилотта сиротливо притулились остатки мемориала, посвящённого композитору Джузеппе Верди (не путайте с могилой композитора, находящейся в Милане). Огромный величественный монумент, изготовленный из гранита и бронзы, был открыт в феврале 1920 года на площади перед железнодорожным вокзалом и выглядел вот так:

Судьба памятника не сложилась: в 1944 году в него попала бомба и, хотя повреждения были не слишком сильными, после жарких дебатов было решено демонтировать его, дабы освободить место для нового строительства. При разборке мемориала особо не церемонились: достаточно сказать, что из 28 украшавших его статуй, представлявших персонажей из опер Верди, уцелело только 9, остальные были украдены (!) или просто скинуты в реку (!!!)... Сохранился только центральный алтарь, новое место которому, похоже, подбирали по принципу "чтобы не мешался"...

Памятник Верди - не единственное канувшее в историю сооружение в Парме. Вообще с историческим наследием здесь обошлись так, будто катком по нему проехали . Старые дворцы, фонтаны, мосты - трудно перечислить всё, что было принесено в жертву "новым градостроительным веяниям". Мне попался даже отдельный сайт - "Исчезнувшие монументы Пармы" ( https://it.wikipedia.org/wiki/Monumenti ... i_di_Parma ). Гляньте хотя бы одним глазом, пробегитесь по названиям, рисункам и фотографиям, чтобы понять, чего лишили себя люди своими же руками, превратив свой город в "прозаический, будничный и лишённый обаяния" (см. цитаты выше)...
Кстати, о реке... В отличие от других городов (Пьяченца, Феррара) в Парме река, носящая такое же имя, протекает по самому центру города. Как поступают в таких случаях немцы или французы ? Правильно, облагораживают берега, делают красивые набережные, украшают их зеленью и вообще - превращают в такие места, где приятно и погулять, и просто полюбоваться, душой отдохнуть. Но в Парме (как и во многих городах Испании) река - это обуза. Мост построили, берега более-менее там, где надо, укрепили - и слава богу. А гулять - да господь с вами, страна и так-то - один большой полуостров, куда ни глянь - сплошные моря, какие там реки, кому они нужны ...
Г. Мортон увидел в Парме реку, "в русле которой лежали камни и росла крапива", и с тех пор мало что изменилось. А уж фотографировать здесь и вовсе нечего. Но пару снимков я всё же сделал: исключительно для того, чтобы показать, как НЕ должна выглядеть река в уважающем себя городе ...

Вот разве что мост, названный именем того же Верди, выглядит вполне достойно:

Да прибрежные домишки кое-где смотрятся живописно, но я не уверен, что это та "живописность", которой надо гордиться ...
Мне бы очень хотелось закончить рассказ о Парме на более мажорной ноте и показать напоследок что-нибудь красивое, но... такого не оказалось. Так что я просто ограничусь уголком возле монастыря св. Павла, меланхоличный и по-осеннему грустный вид которого, наверное, больше всего созвучен тому впечатлению, которое осталось у нас от города с поэтичным именем Парма.
