![Изображение](https://forum.awd.ru/fake_non_existing_directory/1451202/thumb/0d5/aa7/0d5aa7cce501adb08846093bf0e1fbe7.jpg)
Если по порядку, то так. Летели из Киева в Гонконг до Бангкока рейсом МАУ, оттуда уже до Гонконга на Boeing 777 компании, кажется, Cathay Pacific. Туда билеты покупала Ольга со своей карты, обратно (только мне) – с моей. Но маршрут уже был другой (мне так проще было) – через Алма-Ату компанией Эйр Астана.
Почему-то полеты над территорией СНГ и в ту, и в другую сторону были мучительные. Жарко в салоне. Стюардессы МАУ питье практически не разносили, надо было ходить в хвостовую часть и там разживаться водой. А из Бангкока в Гонконг лететь было одно удовольствие: и мониторы в спинках кресел с большим выбором фильмов, и вид незнакомой местности из иллюминатора. Стюардессы Эйр Астаны на рейсе Алма-Ата – Киев, когда опять было жарко, воду разносили постоянно.
У Ольги большой опыт выгодной покупки билетов. Если не ошибаюсь, один билет в одну сторону стоил около 500 долларов, американских.
Аэропорт Гонконга для нее, можно сказать, родной. На предыдущей работе у нее были постоянные командировки по всей Азии. Я, конечно, ничего в аэропорту рассмотреть не успела. Сразу в такси и домой.
Это значит, в район Кеннеди-Таун. Жилой комплекс Мертон – три башни-небоскреба. Количество этажей – около 60. Дело в том, что у суеверных китайцев цифра «4» - «несчастливая». Поэтому 4-го, 14-го, 24 и т.д. этажей не бывает. Пишут, что средняя высота строящихся сейчас домов – как раз 60 этажей.
Мертоны-близнецы:
![Изображение](https://forum.awd.ru/fake_non_existing_directory/1451219/thumb/5d9/b36/5d9b36ea39a3aa128785b2053e72728b.jpg)
Своих фото Мертона у меня недостаточно, но выручает сайт http://showmystreet.com/
Наш Мертон-1:
![Изображение](https://forum.awd.ru/fake_non_existing_directory/1451223/thumb/586/b53/586b53762aa7ecd6ef03557b66be69b6.jpg)
Сказать, что остановка трамвая рядом – это ничего не сказать. Она в 10 секундах ходьбы от дверей дома. Также совсем рядом маленький скверик.
Вид с набережной:
![Изображение](https://forum.awd.ru/fake_non_existing_directory/1451225/thumb/c64/94b/c6494bb864e4d3385758a3f53aada4c7.jpg)
Земля и квартиры фантастически дорогие, причем большинство квартир крохотные. Ольга с мужем снимают на 17 этаже. Ей, как и мне, важен вид из окна:
![Изображение](https://forum.awd.ru/fake_non_existing_directory/1451221/thumb/d3b/d99/d3bd99da6bbef050600206716c202da9.jpg)
У меня была комнатка площадью около 5 кв. м. Вид из моего окна утром:
![Изображение](https://forum.awd.ru/fake_non_existing_directory/1451218/thumb/bbf/08c/bbf08cde38f6d29f017929b2109b2036.jpg)
и вечером:
![Изображение](https://forum.awd.ru/fake_non_existing_directory/1451220/thumb/5cd/18a/5cd18afaa9b040d055a0db015d7e0313.jpg)
Первые впечатления.
Сначала – шок от левостороннего движения. У меня это первый опыт. Шок быстро прошел, но ориентироваться до последнего дня было непросто.
Еще – какая-то легкая паника: вдруг пропадет электричество? А как же лифты? Как же повсеместные кондиционеры? Это тоже, кстати, впервые: без кондишена выдержала в квартире всего минут 10. До этого кондиционеры не признавала ни в Египте, ни в Тунисе, достаточно было открытого окна.
Улицы довольно узкие, но пробок нет. Много транспортных развязок, и тут же рядом – традиционные улицы со старомодными двухэтажными трамвайчиками и светофорами через каждые чуть ли не 50 метров.
И – лица, азиатские лица. В первые часы это было самое интересное.
Начинаю осваивать географию. Первые три дня посвящаются острову Гонконг, потом островам Лантау и Чёнг Чау, полуострову Коулун, Новым Территориям, под конец – Макао и побережью Тай Лонг Ван.
Поскольку отчетов до поездки я не читала, то уже по возвращении выяснила, что наши туристы посещают в основном Аллею Звезд, пик Виктория, парк развлечений (Оушен парк) и два монастыря – Монастырь Десяти Тысяч Будд и монастырь По Лин возле Большого Будды. Парки развлечений – не мое, а с Аллеей Звезд не сложилось. Наверно, не очень хотелось, потому что откладывалось со дня на день, а в результате... Короче – потом, по порядку.
Транспорт.
Первым делом, как уже многие писали, стОит обзавестись картой «октопус» (Octopus card), с помощью которой удобно ездить по городу, за городом и делать покупки в магазинах. Купить октопус и пополнить его можно, например, в вестибюлях метро. Вестибюли часто многоэтажные, выглядят примерно так:
![Изображение](https://forum.awd.ru/fake_non_existing_directory/1451368/thumb/8e9/afa/8e9afa186db137a2ab8cb37843caf5b3.jpg)
Пишут, что в любой момент можно вернуть деньги с этой карты, кроме небольшой суммы, около 10 гонконгских долларов (HKD).
Кстати, гонконгские цены я пересчитывала, деля сумму в HKD на 10, получалась приблизительная сумма в евро.
В метро октопус надо прикладывать к терминалам и при входе, и при выходе. Цена поездки зависит от маршрута. Линий метро как минимум 9, каждая из них имеет свой цвет. Осваивается все очень быстро. Однажды мне пришлось самостоятельно добираться с четырьмя пересадками с линии на линию. Много указателей. Очень много выходов из метро, обозначенных буквами А, B, C… На одной из станций (Central) есть выходы от A до L, но и это еще не все. Есть, например, выходы J1, J2 и J3.
Поезда удобные благодаря наличию табло с мигающими лампочками. Видно всю линию, при приближении к пересадочной станции начинает мигать и другая линия. Кроме того, полезна информация о том, с какой стороны поезда будут открываться двери.
Вагонов как таковых нет. По всему поезду во время движения можно пройти из начала в конец:
![Изображение](https://forum.awd.ru/fake_non_existing_directory/1451364/thumb/1dc/345/1dc3458e519cee45a603b85107be41df.jpg)
Ездила я обычно сама и не в час пик, но пару раз мы с Ольгой попали в давку. Если бы она не объяснила, для чего на краю перрона метро нарисованы какие-то полосы, я бы не узнала, что это – разметка. Выходящие должны проходить по одной стороне, входящие (одновременно) – по другой. Я встала не с той стороны, и на меня косо посмотрели (в данном случае «косо» в переносном смысле).
В Гонконге в метро легко, но это если не оптимизировать маршрут, например, по времени. Только "резидент" знает, где и в какое время дня лучше сделать две пересадки, чем одну с длинным переходом. И где есть станции, на которых достаточно перейти на противоположную сторону, чтобы поехать дальше по другой линии.
Несколько раз довелось проехаться на автобусе. Самостоятельно – когда ехала в район Стэнли. Это около часа езды на пригородном автобусе. Сначала провела «разведку», отыскала остановку и узнала расписание. Это в самом-самом центре. Под одним из больших-больших небоскребов на стоянке автобусов находится маленькая будочка с объявлением от руки:
![Изображение](https://forum.awd.ru/fake_non_existing_directory/1451365/thumb/0cc/0c5/0cc0c55843718370cb13a15047015edc.jpg)
Сориентировавшись, легко было потом рассчитать время для поездки.
Согласна с мнением одного из туристов: «Мы любим Гонконг за его анархию и легкий хаос». «Хаос» в моем случае был положительный. Подошел пустой автобус вне расписания, загрузил пассажиров и сразу поехал. Билеты – октопусом.
Автобусы, как правило, двухэтажные:
![Изображение](https://forum.awd.ru/fake_non_existing_directory/1451356/thumb/367/25e/36725e2519d1438838f2f3bfce4e4db9.jpg)
Раза два мы ездили на автобусе с Ольгой. Резиденты знают, где вместо метро с несколькими пересадками лучше проехать на прямом автобусе.
Как-то ехали на автобусе вечером, и небо было удивительных оттенков розового цвета:
![Изображение](https://forum.awd.ru/fake_non_existing_directory/1451370/thumb/384/a9b/384a9b5a59f397a163356ec466f452b9.jpg)
Несколько раз ездили с Ольгой и на маршрутках. О местах их остановок она узнавала по интернету и навигатору с мобильного. Прикольно: держит в руке мобилку и поворачивается вокруг себя, «пеленгует». Иначе очень сложно разобраться, особенно не в центре, из-за многочисленных развязок. В маршрутку заходит строго 16 человек, никаких стоячих мест. Люди, дожидающиеся на промежуточных остановках, рискуют простоять долго. Или ловят такси. Такси оплачивается наличкой.
Любимым видом транспорта был трамвай – милый, маленький, старомодный, двухэтажный, бюджетный, медленный. Удобные окна, стекла которых легко опускаются-поднимаются.
Остановка рядом с домом, к тому же бонус – это конечная остановка. Можно спокойно подняться на второй этаж и сесть впереди:
![Изображение](https://forum.awd.ru/fake_non_existing_directory/1451357/thumb/515/72b/51572b56c6003a51a5471a317647e3d9.jpg)
Мой трамвайный маршрут проходит по улицам Catchik, Praya и Queen’s Road. Основной поток остального транспорта вдоль береговой линии острова Гонконг идет по параллельной улице. Трамваи разных маршрутов идут в центре буквально один за другим и на остановках подходят так близко друг к другу, что до пассажиров впереди идущего трамвая можно достать рукой.
![Изображение](https://forum.awd.ru/fake_non_existing_directory/1451362/thumb/70f/af0/70faf05dfac5d521c30cba1b552f3431.jpg)
![Изображение](https://forum.awd.ru/fake_non_existing_directory/1451361/thumb/138/0ed/1380edd2a5d520477043d885f7293649.jpg)
Пешеходные переходы на каждом шагу:
![Изображение](https://forum.awd.ru/fake_non_existing_directory/1451372/thumb/757/832/7578327e361d837006128757b24033cc.jpg)
Трамвай часто входит в список достопримечательностей, которые надо увидеть и ощутить в Гонконге.
Еще одна достопримечательность – цепочка эскалаторов «Централ-Мид-Левелс», соединяющая район офисов и банков с жилым кварталом, расположенным на склоне горы. Общая длина эскалатора – 800 метров. Линия одна, поэтому утром эскалатор движется вниз, а с 10:30 до 24:00, кажется, – вверх. Удовольствие бесплатное. Параллельно идет пешеходная дорожка для тех, кому в противоположную сторону.
![Изображение](https://forum.awd.ru/fake_non_existing_directory/1451355/thumb/1dd/27b/1dd27b4ace9b3e7434ec0fb23a5465a9.jpg)
По пути эскалатор пересекает больше 10 улиц. На каждом пересечении можно сойти. В этих краях много магазинов, кафе и ресторанов, в основном, европейского вида, куда удобно заходить по дороге с работы.
Эскалаторов много и в других местах города.
Остров Гонконг отделен от полуострова Коулун бухтой Виктория. Есть три туннеля (по-моему, платных) и есть метро, но есть и переправа на пароме Стар Ферри (Star Ferry). Как и трамваи, паромчики старомодные, не очень быстрые, но все равно удобные. И дешевые. И ходят очень часто. Плыть около 10 минут.
![Изображение](https://forum.awd.ru/fake_non_existing_directory/1451360/thumb/627/4bd/6274bd4297fce34d823004b66956aea0.jpg)
![Изображение](https://forum.awd.ru/fake_non_existing_directory/1451359/thumb/08e/433/08e43350f926cde54cadfe0bf6808c23.jpg)
На паромах Стар Ферри две палубы. Билеты на верхнюю чуть дороже, потому как там задраены окна и работает кондиционер. А на нижней палубе ветерок и обзор лучше:
![Изображение](https://forum.awd.ru/fake_non_existing_directory/1451358/thumb/ee2/0a6/ee20a6fad8ae5cf7dd4ac7634196b466.jpg)
У Стар Ферри свой причал. Рядом с ним на острове Гонконг еще несколько причалов, откуда отправляются паромы на остров Лантау и некоторые из маленьких островов.
Причал Стар Ферр на Коулуне - рядом с набережной и большим торговым центром, до которых от станции метро довольно далеко.
Паромы в Макао отправляются от другой пристани на острове Гонконг.
Многочисленные большие и маленькие плавсредства курсируют по бухте Виктория с разной скоростью и в разных направлениях, настоящее броуновское движение. Когда туман, ощущения на борту не из приятных, особенно если плывешь на скоростном пароме (в Макао и из Макао).
Очень много и маленьких рыбацких лодок,
![Изображение](https://forum.awd.ru/fake_non_existing_directory/1451369/thumb/7da/989/7da9897b8abac64fd82f9ddb17bede3c.jpg)
и больших грузовых кораблей. Однажды утром я проснулась и увидела за окном огромную баржу размером с остров:
![Изображение](https://forum.awd.ru/fake_non_existing_directory/1451366/thumb/481/903/481903f877a708219615a4af80f94f01.jpg)
![Изображение](https://forum.awd.ru/fake_non_existing_directory/1451367/thumb/14b/127/14b127589957361783f1a0dd0babde3c.jpg)
Еда.
Если вкратце, то местная кухня – это интересно, но не более двух недель. Потом мне очень захотелось сметаны и сыра. Китайцы молочные продукты не едят. Сыр у них – это тофу. И еще мне в ресторанах элементарно не хватало соли. Там вместо нее только соевый соус. Вкусно, но быстро надоедает.
А вот Ольга за пять лет в Азии полностью освоилась с местной кухней. Но и ей не хватает нашей. Из Киева она много чего везла съедобного.
Дома, в Гонконге, она ни разу за две недели к плите не подошла. И вообще газовой плитой пользовались один раз – муж готовил свой фирменный тайский суп «том ям кай». По утрам достаточно электрочайника и того, что найдется в холодильнике (забитом продуктами).
Самое вкусное там, конечно, - это фрукты. Особенно манго. Там они желто-оранжевые, есть два вида – побольше размером и поменьше. И те, и другие вкусные.
![Изображение](https://forum.awd.ru/fake_non_existing_directory/1451390/thumb/928/1b6/9281b633994bd1e48e19950590752a31.jpg)
Едят манго так:
![Изображение](https://forum.awd.ru/fake_non_existing_directory/1451392/thumb/9ac/219/9ac21947e553335473bce0d2aed35f6f.jpg)
Фрукты покупаются на базаре. Базар рядом со станцией метро. По дороге домой – лавочка, где делают фруктовые фреши. Прямо у тебя на глазах берут большой ананас, не церемонясь, обрубают кожуру и выдавливают поллитра сока с мякотью. Там же продаются кокосы. Выбираешь понравившийся, и в нем делают отверстие для трубочки:
![Изображение](https://forum.awd.ru/fake_non_existing_directory/1451391/thumb/566/737/566737c1aab14a560484fe59cbf74921.jpg)
Ольга предпочитает тайскую кухню. Пожалуй, я с ней согласна. (Если заранее попросить, чтобы было не очень остро.)
Понравилась и вьетнамская кухня. Это выглядело так:
![Изображение](https://forum.awd.ru/fake_non_existing_directory/1451389/thumb/8f6/478/8f6478330d416e109575d61f0d9fc320.jpg)
Китайский способ приготовления морепродуктов не впечатлил. Вот этого блюда больше не захотелось:
![Изображение](https://forum.awd.ru/fake_non_existing_directory/1451393/thumb/58d/73f/58d73fd3b6657439a43d19e816d736ac.jpg)
В сыром виде они выглядят так:
![Изображение](https://forum.awd.ru/fake_non_existing_directory/1451400/thumb/aa9/f9c/aa9f9cadd0169bf03ca1112ebb666812.jpg)
В один из первых дней, гуляя самостоятельно, увидела национальную китайскую еду. Правильное название не знаю, но называю «мясная пастила» (этот снимок не мой):
![Изображение](https://forum.awd.ru/fake_non_existing_directory/1451388/thumb/50f/728/50f728dd39957b48afb4aab7002d6442.jpg)
Купила «на пробу» (недешево относительно другой китайской еды, около 5 евро за 100 г). Вкус специфический, сладковатый. Большое разнообразие, есть из говядины, из свинины и, кажется, из курицы.
Был экспириенс с уткой по-китайски. Самое интересное - наблюдать, как ее, уже готовую, разделывают. Разные части тела подаются отдельно. Утка не фотогенична:
![Изображение](https://forum.awd.ru/fake_non_existing_directory/1451395/thumb/e8b/b2f/e8bb2fd1e566007ffa4a7ee3b1ea223a.jpg)
На гарнир - сельдерей. И обязательно соус. И чай:
![Изображение](https://forum.awd.ru/fake_non_existing_directory/1451394/thumb/199/f0c/199f0ce861c877ac6de6192437ca16e7.jpg)
Палочками я есть не научилась, да и поздно уже учиться. Теоретически знаю, что одна пара палочек – для того, чтобы брать еду из общей посудины (миски), а вторая – это уже совсем личная.
Что из китайской еды понравилось больше всего – это манты с разными начинками, в том числе с добавлением трюфеля):
![Изображение](https://forum.awd.ru/fake_non_existing_directory/1451396/thumb/cf8/941/cf8941fe9e3d83f3412f11e1cc551c3c.jpg)
И само заведение понравилось. Непафосное, в торгововом центре:
![Изображение](https://forum.awd.ru/fake_non_existing_directory/1451399/thumb/3c9/206/3c920663cbcc96d4a9db23665e1bcc2f.jpg)
За столиком – типичные жительницы Гонконга. Они так одеваются и носят такую обувь. Ни разу не видела женщин на каблуках:
![Изображение](https://forum.awd.ru/fake_non_existing_directory/1451397/thumb/821/243/8212435a2638b534d801b6b522ac6e4d.jpg)
Следующий снимок мне нравится за какую-то «атмосферность». Жизнь идет своим чередом.
![Изображение](https://forum.awd.ru/fake_non_existing_directory/1451398/thumb/a24/27b/a2427bf9f719b4f45fa595bc0b8472a1.jpg)
А это – еда в монастыре при одном из храмов. Там все вегетарианское. И там мне не дали вилку (единственный случай, просто-напросто не было вилок).
![Изображение](https://forum.awd.ru/fake_non_existing_directory/1451387/thumb/b1c/1f2/b1c1f26ef531d16e3cbbae7429d81152.jpg)
Пик Виктория.
Самостоятельное освоение Гонконга я начала с самой высокой его точки – Пика Виктория. Это не пик, а гора, на которую спешащие туристы поднимаются на трамвае-фуникулере или на автобусе. А мне захотелось подняться пешком. Зеленые парковые склоны Пика начинаются всего в паре кварталов от Мертона.
Первые шаги вверх по широкой улице-лестнице. Где-то на середине подъема замечаю, что только я одна поднимаюсь вверх. Все остальные идут навстречу, то есть вниз. Умные едут вверх на эскалаторе (на фото он слева):
![Изображение](https://forum.awd.ru/fake_non_existing_directory/1451452/thumb/58a/8bb/58a8bb85155a576acdbfd735d56fdf2d.jpg)
Зонтики – это примета Гонконга. Ими пользуются и от солнца, как на фото.
Эта часть города построена террасами. На одной из них встретился маленький пустынный храм. Щелкнула его от входа, не зная, можно ли войти, как себя вести и вообще все там очень непривычное:
![Изображение](https://forum.awd.ru/fake_non_existing_directory/1451453/thumb/95c/4b8/95c4b8c8bdf9815f064c731766bbbd18.jpg)
![Изображение](https://forum.awd.ru/fake_non_existing_directory/1451454/thumb/c46/0ec/c460ecd3da8ff82684cd8449c1bc7f1f.jpg)
Вверх пришлось идти прилично. Сначала одна за другой лестницы,
![Изображение](https://forum.awd.ru/fake_non_existing_directory/1451455/thumb/e6a/1b1/e6a1b130a99ea30dc564e90c255f962d.jpg)
потом – более пологие дорожки:
![Изображение](https://forum.awd.ru/fake_non_existing_directory/1451456/thumb/aaa/afc/aaaafc6bc863719005e62398355fb566.jpg)
![Изображение](https://forum.awd.ru/fake_non_existing_directory/1451458/thumb/a22/831/a228313b3d6ee2af307c3ae31ab27766.jpg)
Навстречу попадались в основном редкие парочки пенсионеров в панамках и кроссовках.
Необычный очень влажный воздух, большие бабочки необычных расцветок, растения, которые у нас вроде как комнатные. Если не ошибаюсь, в центре - традесканция:
![Изображение](https://forum.awd.ru/fake_non_existing_directory/1451467/thumb/964/999/9649990d5c4b5eeffb82f99a6bf1b437.jpg)
Наконец в просвете между деревьями три близнеца – Мертоны. Хотя наш Мертон-1 и немного повыше остальных, и к морю поближе:
![Изображение](https://forum.awd.ru/fake_non_existing_directory/1451457/thumb/676/f12/676f12f9ec0566f8d75206ab7b2fbc8a.jpg)
Хорошо видно бухту Виктория:
![Изображение](https://forum.awd.ru/fake_non_existing_directory/1451459/thumb/b70/870/b70870c56729837bd16ed71a5b547e6e.jpg)
А вот два великана: слева – самый высокий гонконгский небоскреб - Международный коммерческий центр (ICC), а справа - Международный финансовый центр (Two IFC):
![Изображение](https://forum.awd.ru/fake_non_existing_directory/1451460/thumb/7c6/f46/7c6f4682a91ae0b6fa5f90aa3b4e4320.jpg)
До знаменитой смотровой площадки на Пике уже недалеко. Дорожка с поворотами, поэтому виды все время меняются:
![Изображение](https://forum.awd.ru/fake_non_existing_directory/1451461/thumb/47b/cd1/47bcd110402ff588b363ab6975f80aec.jpg)
![Изображение](https://forum.awd.ru/fake_non_existing_directory/1451462/thumb/77b/5f4/77b5f4334cd46de06bf506d95b539361.jpg)
На смотровую площадку подъем платный. Виды оттуда:
![Изображение](https://forum.awd.ru/fake_non_existing_directory/1451463/thumb/595/6e9/5956e92c40e545319e194aae13db3830.jpg)
![Изображение](https://forum.awd.ru/fake_non_existing_directory/1451464/thumb/975/fb3/975fb34a11dfd8923f58574b5b5c7476.jpg)
![Изображение](https://forum.awd.ru/fake_non_existing_directory/1451465/thumb/5b9/f9b/5b9f9b42b8488ebdd0a746a291ca345a.jpg)
Спускалась я тоже пешком, но уже в центр города.
В отлаженном городском механизме бывают сбои. На спуске с Пика Виктория наблюдала аварию водопровода:
![Изображение](https://forum.awd.ru/fake_non_existing_directory/1451468/thumb/9c9/b56/9c9b560f3d20ebf595e3ec161e1b2075.jpg)
Спускалась с горы почти наугад, главное было – идти вниз.
Одно дело – смотреть на небоскребы сверху, другое – снизу. Честно говоря, немного оробела от такого:
![Изображение](https://forum.awd.ru/fake_non_existing_directory/1451469/thumb/b26/742/b267421af920ca1c23ea16b4a2d634dd.jpg)
![Изображение](https://forum.awd.ru/fake_non_existing_directory/1451470/thumb/c98/256/c98256e3e7a6e7fe2efe2d0d304b3882.jpg)
Несколько слов надо сказать о том, что перво-наперво бросается в глаза, когда смотришь на многочисленные городские стройки. Все строительные леса – из бамбука:
![Изображение](https://forum.awd.ru/fake_non_existing_directory/1451466/thumb/ec3/b34/ec3b345d3613dee945664d46f0a8b890.jpg)
Проезжая часть улиц из-за строек не страдает, хотя тротуары очень узкие:
![Изображение](https://forum.awd.ru/fake_non_existing_directory/1451471/thumb/c9f/7a9/c9f7a964771674652bff229492477f6a.jpg)
![Изображение](https://forum.awd.ru/fake_non_existing_directory/1451472/thumb/0ea/787/0ea787c81c6d047717973b798c5a6555.jpg)
Вздохнула с облегчением, когда увидела трамвайные рельсы. С первой поездки в трамвае этот вид транспорта стал самым любимым. От Централ до Мертона на этой медленной «черепашке» ехать 20-30 минут.