Если по порядку, то так. Летели из Киева в Гонконг до Бангкока рейсом МАУ, оттуда уже до Гонконга на Boeing 777 компании, кажется, Cathay Pacific. Туда билеты покупала Ольга со своей карты, обратно (только мне) – с моей. Но маршрут уже был другой (мне так проще было) – через Алма-Ату компанией Эйр Астана.
Почему-то полеты над территорией СНГ и в ту, и в другую сторону были мучительные. Жарко в салоне. Стюардессы МАУ питье практически не разносили, надо было ходить в хвостовую часть и там разживаться водой. А из Бангкока в Гонконг лететь было одно удовольствие: и мониторы в спинках кресел с большим выбором фильмов, и вид незнакомой местности из иллюминатора. Стюардессы Эйр Астаны на рейсе Алма-Ата – Киев, когда опять было жарко, воду разносили постоянно.
У Ольги большой опыт выгодной покупки билетов. Если не ошибаюсь, один билет в одну сторону стоил около 500 долларов, американских.
Аэропорт Гонконга для нее, можно сказать, родной. На предыдущей работе у нее были постоянные командировки по всей Азии. Я, конечно, ничего в аэропорту рассмотреть не успела. Сразу в такси и домой.
Это значит, в район Кеннеди-Таун. Жилой комплекс Мертон – три башни-небоскреба. Количество этажей – около 60. Дело в том, что у суеверных китайцев цифра «4» - «несчастливая». Поэтому 4-го, 14-го, 24 и т.д. этажей не бывает. Пишут, что средняя высота строящихся сейчас домов – как раз 60 этажей.
Мертоны-близнецы:
Своих фото Мертона у меня недостаточно, но выручает сайт http://showmystreet.com/
Наш Мертон-1:
Сказать, что остановка трамвая рядом – это ничего не сказать. Она в 10 секундах ходьбы от дверей дома. Также совсем рядом маленький скверик.
Вид с набережной:
Земля и квартиры фантастически дорогие, причем большинство квартир крохотные. Ольга с мужем снимают на 17 этаже. Ей, как и мне, важен вид из окна:
У меня была комнатка площадью около 5 кв. м. Вид из моего окна утром:
и вечером:
Первые впечатления.
Сначала – шок от левостороннего движения. У меня это первый опыт. Шок быстро прошел, но ориентироваться до последнего дня было непросто.
Еще – какая-то легкая паника: вдруг пропадет электричество? А как же лифты? Как же повсеместные кондиционеры? Это тоже, кстати, впервые: без кондишена выдержала в квартире всего минут 10. До этого кондиционеры не признавала ни в Египте, ни в Тунисе, достаточно было открытого окна.
Улицы довольно узкие, но пробок нет. Много транспортных развязок, и тут же рядом – традиционные улицы со старомодными двухэтажными трамвайчиками и светофорами через каждые чуть ли не 50 метров.
И – лица, азиатские лица. В первые часы это было самое интересное.
Начинаю осваивать географию. Первые три дня посвящаются острову Гонконг, потом островам Лантау и Чёнг Чау, полуострову Коулун, Новым Территориям, под конец – Макао и побережью Тай Лонг Ван.
Поскольку отчетов до поездки я не читала, то уже по возвращении выяснила, что наши туристы посещают в основном Аллею Звезд, пик Виктория, парк развлечений (Оушен парк) и два монастыря – Монастырь Десяти Тысяч Будд и монастырь По Лин возле Большого Будды. Парки развлечений – не мое, а с Аллеей Звезд не сложилось. Наверно, не очень хотелось, потому что откладывалось со дня на день, а в результате... Короче – потом, по порядку.
Транспорт.
Первым делом, как уже многие писали, стОит обзавестись картой «октопус» (Octopus card), с помощью которой удобно ездить по городу, за городом и делать покупки в магазинах. Купить октопус и пополнить его можно, например, в вестибюлях метро. Вестибюли часто многоэтажные, выглядят примерно так:
Пишут, что в любой момент можно вернуть деньги с этой карты, кроме небольшой суммы, около 10 гонконгских долларов (HKD).
Кстати, гонконгские цены я пересчитывала, деля сумму в HKD на 10, получалась приблизительная сумма в евро.
В метро октопус надо прикладывать к терминалам и при входе, и при выходе. Цена поездки зависит от маршрута. Линий метро как минимум 9, каждая из них имеет свой цвет. Осваивается все очень быстро. Однажды мне пришлось самостоятельно добираться с четырьмя пересадками с линии на линию. Много указателей. Очень много выходов из метро, обозначенных буквами А, B, C… На одной из станций (Central) есть выходы от A до L, но и это еще не все. Есть, например, выходы J1, J2 и J3.
Поезда удобные благодаря наличию табло с мигающими лампочками. Видно всю линию, при приближении к пересадочной станции начинает мигать и другая линия. Кроме того, полезна информация о том, с какой стороны поезда будут открываться двери.
Вагонов как таковых нет. По всему поезду во время движения можно пройти из начала в конец:
Ездила я обычно сама и не в час пик, но пару раз мы с Ольгой попали в давку. Если бы она не объяснила, для чего на краю перрона метро нарисованы какие-то полосы, я бы не узнала, что это – разметка. Выходящие должны проходить по одной стороне, входящие (одновременно) – по другой. Я встала не с той стороны, и на меня косо посмотрели (в данном случае «косо» в переносном смысле).
В Гонконге в метро легко, но это если не оптимизировать маршрут, например, по времени. Только "резидент" знает, где и в какое время дня лучше сделать две пересадки, чем одну с длинным переходом. И где есть станции, на которых достаточно перейти на противоположную сторону, чтобы поехать дальше по другой линии.
Несколько раз довелось проехаться на автобусе. Самостоятельно – когда ехала в район Стэнли. Это около часа езды на пригородном автобусе. Сначала провела «разведку», отыскала остановку и узнала расписание. Это в самом-самом центре. Под одним из больших-больших небоскребов на стоянке автобусов находится маленькая будочка с объявлением от руки:
Сориентировавшись, легко было потом рассчитать время для поездки.
Согласна с мнением одного из туристов: «Мы любим Гонконг за его анархию и легкий хаос». «Хаос» в моем случае был положительный. Подошел пустой автобус вне расписания, загрузил пассажиров и сразу поехал. Билеты – октопусом.
Автобусы, как правило, двухэтажные:
Раза два мы ездили на автобусе с Ольгой. Резиденты знают, где вместо метро с несколькими пересадками лучше проехать на прямом автобусе.
Как-то ехали на автобусе вечером, и небо было удивительных оттенков розового цвета:
Несколько раз ездили с Ольгой и на маршрутках. О местах их остановок она узнавала по интернету и навигатору с мобильного. Прикольно: держит в руке мобилку и поворачивается вокруг себя, «пеленгует». Иначе очень сложно разобраться, особенно не в центре, из-за многочисленных развязок. В маршрутку заходит строго 16 человек, никаких стоячих мест. Люди, дожидающиеся на промежуточных остановках, рискуют простоять долго. Или ловят такси. Такси оплачивается наличкой.
Любимым видом транспорта был трамвай – милый, маленький, старомодный, двухэтажный, бюджетный, медленный. Удобные окна, стекла которых легко опускаются-поднимаются.
Остановка рядом с домом, к тому же бонус – это конечная остановка. Можно спокойно подняться на второй этаж и сесть впереди:
Мой трамвайный маршрут проходит по улицам Catchik, Praya и Queen’s Road. Основной поток остального транспорта вдоль береговой линии острова Гонконг идет по параллельной улице. Трамваи разных маршрутов идут в центре буквально один за другим и на остановках подходят так близко друг к другу, что до пассажиров впереди идущего трамвая можно достать рукой.
Пешеходные переходы на каждом шагу:
Трамвай часто входит в список достопримечательностей, которые надо увидеть и ощутить в Гонконге.
Еще одна достопримечательность – цепочка эскалаторов «Централ-Мид-Левелс», соединяющая район офисов и банков с жилым кварталом, расположенным на склоне горы. Общая длина эскалатора – 800 метров. Линия одна, поэтому утром эскалатор движется вниз, а с 10:30 до 24:00, кажется, – вверх. Удовольствие бесплатное. Параллельно идет пешеходная дорожка для тех, кому в противоположную сторону.
По пути эскалатор пересекает больше 10 улиц. На каждом пересечении можно сойти. В этих краях много магазинов, кафе и ресторанов, в основном, европейского вида, куда удобно заходить по дороге с работы.
Эскалаторов много и в других местах города.
Остров Гонконг отделен от полуострова Коулун бухтой Виктория. Есть три туннеля (по-моему, платных) и есть метро, но есть и переправа на пароме Стар Ферри (Star Ferry). Как и трамваи, паромчики старомодные, не очень быстрые, но все равно удобные. И дешевые. И ходят очень часто. Плыть около 10 минут.
На паромах Стар Ферри две палубы. Билеты на верхнюю чуть дороже, потому как там задраены окна и работает кондиционер. А на нижней палубе ветерок и обзор лучше:
У Стар Ферри свой причал. Рядом с ним на острове Гонконг еще несколько причалов, откуда отправляются паромы на остров Лантау и некоторые из маленьких островов.
Причал Стар Ферр на Коулуне - рядом с набережной и большим торговым центром, до которых от станции метро довольно далеко.
Паромы в Макао отправляются от другой пристани на острове Гонконг.
Многочисленные большие и маленькие плавсредства курсируют по бухте Виктория с разной скоростью и в разных направлениях, настоящее броуновское движение. Когда туман, ощущения на борту не из приятных, особенно если плывешь на скоростном пароме (в Макао и из Макао).
Очень много и маленьких рыбацких лодок,
и больших грузовых кораблей. Однажды утром я проснулась и увидела за окном огромную баржу размером с остров:
Еда.
Если вкратце, то местная кухня – это интересно, но не более двух недель. Потом мне очень захотелось сметаны и сыра. Китайцы молочные продукты не едят. Сыр у них – это тофу. И еще мне в ресторанах элементарно не хватало соли. Там вместо нее только соевый соус. Вкусно, но быстро надоедает.
А вот Ольга за пять лет в Азии полностью освоилась с местной кухней. Но и ей не хватает нашей. Из Киева она много чего везла съедобного.
Дома, в Гонконге, она ни разу за две недели к плите не подошла. И вообще газовой плитой пользовались один раз – муж готовил свой фирменный тайский суп «том ям кай». По утрам достаточно электрочайника и того, что найдется в холодильнике (забитом продуктами).
Самое вкусное там, конечно, - это фрукты. Особенно манго. Там они желто-оранжевые, есть два вида – побольше размером и поменьше. И те, и другие вкусные.
Едят манго так:
Фрукты покупаются на базаре. Базар рядом со станцией метро. По дороге домой – лавочка, где делают фруктовые фреши. Прямо у тебя на глазах берут большой ананас, не церемонясь, обрубают кожуру и выдавливают поллитра сока с мякотью. Там же продаются кокосы. Выбираешь понравившийся, и в нем делают отверстие для трубочки:
Ольга предпочитает тайскую кухню. Пожалуй, я с ней согласна. (Если заранее попросить, чтобы было не очень остро.)
Понравилась и вьетнамская кухня. Это выглядело так:
Китайский способ приготовления морепродуктов не впечатлил. Вот этого блюда больше не захотелось:
В сыром виде они выглядят так:
В один из первых дней, гуляя самостоятельно, увидела национальную китайскую еду. Правильное название не знаю, но называю «мясная пастила» (этот снимок не мой):
Купила «на пробу» (недешево относительно другой китайской еды, около 5 евро за 100 г). Вкус специфический, сладковатый. Большое разнообразие, есть из говядины, из свинины и, кажется, из курицы.
Был экспириенс с уткой по-китайски. Самое интересное - наблюдать, как ее, уже готовую, разделывают. Разные части тела подаются отдельно. Утка не фотогенична:
На гарнир - сельдерей. И обязательно соус. И чай:
Палочками я есть не научилась, да и поздно уже учиться. Теоретически знаю, что одна пара палочек – для того, чтобы брать еду из общей посудины (миски), а вторая – это уже совсем личная.
Что из китайской еды понравилось больше всего – это манты с разными начинками, в том числе с добавлением трюфеля):
И само заведение понравилось. Непафосное, в торгововом центре:
За столиком – типичные жительницы Гонконга. Они так одеваются и носят такую обувь. Ни разу не видела женщин на каблуках:
Следующий снимок мне нравится за какую-то «атмосферность». Жизнь идет своим чередом.
А это – еда в монастыре при одном из храмов. Там все вегетарианское. И там мне не дали вилку (единственный случай, просто-напросто не было вилок).
Пик Виктория.
Самостоятельное освоение Гонконга я начала с самой высокой его точки – Пика Виктория. Это не пик, а гора, на которую спешащие туристы поднимаются на трамвае-фуникулере или на автобусе. А мне захотелось подняться пешком. Зеленые парковые склоны Пика начинаются всего в паре кварталов от Мертона.
Первые шаги вверх по широкой улице-лестнице. Где-то на середине подъема замечаю, что только я одна поднимаюсь вверх. Все остальные идут навстречу, то есть вниз. Умные едут вверх на эскалаторе (на фото он слева):
Зонтики – это примета Гонконга. Ими пользуются и от солнца, как на фото.
Эта часть города построена террасами. На одной из них встретился маленький пустынный храм. Щелкнула его от входа, не зная, можно ли войти, как себя вести и вообще все там очень непривычное:
Вверх пришлось идти прилично. Сначала одна за другой лестницы,
потом – более пологие дорожки:
Навстречу попадались в основном редкие парочки пенсионеров в панамках и кроссовках.
Необычный очень влажный воздух, большие бабочки необычных расцветок, растения, которые у нас вроде как комнатные. Если не ошибаюсь, в центре - традесканция:
Наконец в просвете между деревьями три близнеца – Мертоны. Хотя наш Мертон-1 и немного повыше остальных, и к морю поближе:
Хорошо видно бухту Виктория:
А вот два великана: слева – самый высокий гонконгский небоскреб - Международный коммерческий центр (ICC), а справа - Международный финансовый центр (Two IFC):
До знаменитой смотровой площадки на Пике уже недалеко. Дорожка с поворотами, поэтому виды все время меняются:
На смотровую площадку подъем платный. Виды оттуда:
Спускалась я тоже пешком, но уже в центр города.
В отлаженном городском механизме бывают сбои. На спуске с Пика Виктория наблюдала аварию водопровода:
Спускалась с горы почти наугад, главное было – идти вниз.
Одно дело – смотреть на небоскребы сверху, другое – снизу. Честно говоря, немного оробела от такого:
Несколько слов надо сказать о том, что перво-наперво бросается в глаза, когда смотришь на многочисленные городские стройки. Все строительные леса – из бамбука:
Проезжая часть улиц из-за строек не страдает, хотя тротуары очень узкие:
Вздохнула с облегчением, когда увидела трамвайные рельсы. С первой поездки в трамвае этот вид транспорта стал самым любимым. От Централ до Мертона на этой медленной «черепашке» ехать 20-30 минут.