… здравствуй Лаос!
Текст этой части еще редактируется и будет дополнен картами и схемами. Фото будут в конце части.
Часть третья. Лаос.
День восемьнадцатый.
Vientiane /Вьентьян (Лаос). В 7-емь утра подьем. Переходим границу. Вьеты взяли со всех прощальный сбор по 1$. Визы в Лаос россиянам не нужны. Но сбор, тоже по 1$. В 7:50 закончились формальности. Мы осмотрелись. Все было затянуто туманом, который был тучами зацепившимися за верхушки гор, так как граница проходила по горному хребту на приличной высоте. Прошли по мосту через небольшую горную речушки, где-то совсем рядом имеющую свои истоки.
Сразу с границы начали спуск с перевалa.
Автобус еще какое-то время ехал по перевалу и начал спускаться по серпантину. Километров через 20-ать, та речушка что имела истоки на перевале, превратилась в полноводную реку. Замелькали необычные дома на сваях, со стенами из плетенных бамбуковых щитов. Какой-то первобытный строй!
Справа горы отступили и стояли отвесным забором. На их фоне плыли облака. У гор верхушки из острых заточенных скал. Воздух прозрачный и чистый. Какой контраст со вчерашним Вьетнамом. Здесь совсем не видно индустриализации.
В 4 часа дня приехали на автостанцию столицы Вьентьян. Тук-тук до центра просил 1$. Нагрузив нас человек десять в свой нелепый, трехколесный мотоцикл-карету, он привязал наши вещи горой на его крыше. На "кочках" переднее колесо зависало в воздухе. Высадил он нас на набережной улице Fa Ngum Rd. Город находится на берегу р.Меконг. На другом ее берегу был уже Тайланд. Там были видны дома и машины. Русло реки было метров 500-от, но вода была далеко под тем берегом, метров за триста. Ну вот и Тайланд, здравствуй!
Пробежались по отелям на прилегающих к набережной улицах. Цены 15-25$ и даже 40$ за дабл. Дороговато. Обращаемся за советом к нашему путешествующему брату. Нас привели в гестхаус с даблом за 10$. До набережной улицы 100метров. Называется Youth Inn 2 на улице Francois Ngin, прилегающей перпендикулярно к набережной.
Номер убогий, подуставший. Вместо кондера вентилятор. Маленькое оконце. ТВ нет. Ладно мы тут не задержимся. Тут же на углу нашей улицы обменник: 1$=8.000 лаосских кип.
Опять ушли черте-куда в поисках поесть. Но поели не вкусно, кое-как по 1.5$. А у нас в гесте оказалась приличная недорогая едальня. Как всегда под носом! И под европейцев "заточена".
Так рядом Тай, самая знакомая и приятная часть пути, а тут брат тащит обратно на север Лаоса в Понсован - это 400км, 10 часов в автобусе по горным дорогам. Непонятно что смотреть, ...эти кувшины. Стоят ли они того? Я совсем ничего о них не знаю.
День девятнадцатый.
Vientiane/Вьентьян. Сегодня решили ознакомиться с городом. После длинного переезда восстановились процентов на 80-ат. Позавтракали в гесте Том Ям супом(долгожданная встреча). Все ингредиенты есть, но сам так, на троечку. На набережной смотреть особо было не на что. Река под тем берегом. Солнце так припекает, что меня замутило и чувствую поплыл. Да здесь уже жара такая как надо. Такой хороший, знойный, летний день с температурой за тридцать. Пошли в отель переодеваться в самое легкое-короткое.
У гестхауса взяли на прокат велики. Объехали-осмотрели город. Решили найти "Северную" басстанцию от куда ходят басы на Понсаван, узнать расписание. Нам объяснили, что это за окраиной города, где-то на востоке. Ехать пришлось очень долго, мы еще и плутанули. Наконец выехали на нужную дорогу. С непривычки сильно болела задница от сидение. Под конец это превратилось в пытку. А как обратно поедем? Появилась мысль взять тука(таксист-мотоциклист). Брат все отставал. Интересно как он? Ведь он на 20-ать кг. меня тяжелее.
Наконец станция. Автобус на Понсаван ходит каждый час-полтора с 6:30 до 20:00. В дороге 10-ать часов. Билет 95.000кип\12$. Расписание написано мелом на доске, на определенную дату. Так что видимо может плавать.
Обратно я уже ехал стоя на педалях, берег пятую точку. Вернулись уже быстрее, повернув где надо. Всего километров 4-5ть. Однако умотались. Лишь после сытного ужина с курятиной-гриль, запитого литром молока с печеньем, силы стали возвращаться.
Жаль не переехали в другой отель. Сегодня катаясь мы нашли гораздо приличнее отельчики, чуть подальше от набережной. С красивой мебелью, с ТВ, с кондеем. Еще и по 6, 7 и 8 долларов. А у нас за 10$, нет ни того ни другого. Это красная линия сыграла роль. Но у тех отельчиков жизнь кипит, много белых тусует, магазинчики разные, сплошь харчевни недорогие.
Вот пара хороших отелей недалеко от "Триумфальной арки", местного монумента: "Mina Hotel", 7$, на Lane Xang Avenue, тел: (856-021) 244-412, (856-20) 663-1926\671-6868\550-9456сот. И "Khamkhoun Hotel" - на Lane-Xang, т: (856-21) 22-34-75, 26-36-73, 9$ за ночь и 8$ за две и более, плюс завтрак включен.
Вечером последняя попытка отговорить брата от затеи с кувшинами. Все доводы бесполезны. Так мне не хочется ехать в Понсаван. Ведь мы возвращаемся назад, на север. Уже здесь читаю с инета скудную информацию о кувшинах. Что они старше пирамид, что ученные до сих пор не знают для чего они сделаны, что таких мест сотни разбросано по ЮВА (Индия, Бирма,Вьетнам,Тайланд), а тут самое большое скопление их. Но и это не пробуждает интерес.
Где же компромисс? Так и не найдя его, легли спать. Я решил, как утром положит на сердце так и будет. Ведь я тоже могу "упереться".
Если бы я знал, что эта поездка будет ярчайшим пятном путешествия, что подарит самые фантастические пейзажи и фото, будет самым тяжелым переездом, но даст такое пройти и это тоже интересно. Что без этой поездки Лаос так и остался бы для меня белым пятном, что такого колорита я уже не встречу в этом пути. Что вернувшись домой и в тот-же день показавая фото отцу, я запнусь на Лаосе, и на сердце "навалится", и я быстрее, снова захочу вернуться туда. Я, еще не смывший с себя дорожную пыль, возьму карту и набросаю новый маршрут туда.
День двадцатый.
В Phonsavan/Понсаван.Утром я проснулся уже с готовым решением ехать на север. Время 9 часов. Солнечно.
Чтобы не терять время взяли первого попавшегося тука, прям у отеля за 25.000\3$. Хотя говорили что стоит по 1$ c человека.
Ехали почему-то медленно, как на велике, минут двадцать.
Северная басстанция 10:00. Беру билеты на 11-ти часовой бас до Понсавана, по 95.000кип\12$. Дорога та-же, что и в Luang Prabang/Луангпробанг, но на последней трети уходит вправо на восток, к Вьетнаму.
Наш автобус еще приличный, с рядом стоящими и навьючеными в рост человека на крыше багажом. Сиденья неплохие, но из кожезама. Может и кондер будет? Тут же на станции попросили в едальне залить нам лапшу горячим бульоном, туда-же по полбанки нашей тушенки и ...аж вспотели.
Двадцатый день а тушенку еще не съели! Столько таскаем ее по Азии!
Ну, поехали. Кондера не было - открыли окна. От жары не страдали. К концу второго часа пути полезли в горы. Народ начал поблевывать и по проходу покатились маленькие завязанные пакетики, с "завтраками туристов".
Знак "Луангпробанг 260км". Одни повороты. Тут и меня начало укачивать. Смотреть некуда одни ветки деревьев, сплошная мельтешня. А по опыту знаю что надо смотреть в самую даль, т.е. в наименее подвижную точку. Хотя за себя я не волновался, у меня нет рвотного рефлекса, только укачивает неприятно. Эх, на автовокзале в наш автобус зашел продавец каких-то таблеток. Я догадался, что от тошноты и он подтвердил на мою мимикрию. Надо было, надо.
14:30 Вангвьенг. Красивейший городок, окруженный скалистыми, стоящими забором высоченными утесами поросшими джунглями.
Часто останавливаемся, в каждом, маленьком поселочке на каждом базарчике. Народ дружно что-то покупает-жует, чтобы потом в пакетики-в пакетики... . Один раз минут на 30-ать остановились поесть. В туалет останавливались регулярно.
В одном месте остановились на колонке заправиться. Был красивый вид. Мы с братом пошли сделать засъемку. Тут же росло большое дерево с мандаринами. Ух ты! Сколько можно их покупать? Кругом много растет, да все не бесхозные, а тут вроде как для декорации. На мое рукопожатие дерево щедро осыпало меня мандаринами. Натолкали полные карманы и фотосумку. И не заметили, как весь наш автобус потешается над нами, а мы думали что сделали все непринужденно. Кто-то показывал: нельзя. Однако потом мы поняли, что нельзя не рвать, а есть. Мандарины отдавали бензином и внутри белые прожилки были темноватые, как-будто просвинцованые. Пришлось их повыкидывать.
После Вангвьенга начались красивые горные ландшафты. К 16-ти часам горы с обоих сторон сомкнулись перед нами и мы "полезли" на них. Они имели очень причудливые формы, как растопыренные пальцы. Так до 18-ти часов мы поднимались по серпантину к верхушкам их. Это было с 5-го до 7-го часа пути и была самая красивая часть пути, пока в 18 часов не стемнело. В этом районе высота пиков от 1.5 до 2.5км. Народ постоянно тошнит, особенно страдают женщины. В салоне стойкий запах рвоты.
Видимо из-за бедности и отсталости страна не может проложить хорошие прямые дороги, только так мелким серпантином.
Заметил что много джипов. Популярен 200-ый Крузер и много специально подготовленных для бездорожья джипов. Это обусловленно тем, что они тоже увлекаются вырубкой лесов. В каждом поселке специальные грузовики-воровайки, приспособленные под транспортировку древесины из джунглей.
Теперь наша дорога лежала у верхушек горного хребта и шла вдоль него очерчивая все его изгибы. Автобус временами, через седловины между верхушками, выскакивал то на один склон хребта то на противоположный. И обрыв был то слева, то справа. Ограждений не было, как и дна у этих пропастей, с окна автобуса, видно не было.
В 18:45 уже в темноте остановили в туалет. Это было незадолго после, как мы сьехали с дороги на Луангпробанг в свою сторону. Снова дорога-змейка под верхушками. Еще и плохой асфальт постоянно создает вибрацию. Из-за темноты смотреть стало некуда. По салону пошел проводник раздавая пакетики. Я шучу брату: самое сложное еще впереди! Хотя сам уже минут 20-ать, как уткнулся лицом в рюкзак, обняв его, чтобы не укачивало. Пытаясь стабилизировать вестибюлярный аппарат. Но помогало слабо. Это постоянное вихляние влево-вправо вперемешку с крутыми поворотами, создавало эфект качки. Темнота, неровности дороги и оглушающая, плаксивая, лаосская музыка на высоких тонах, превращали, потихоньку, все это в пытку.
Пытался смотреть в лобовое, но там была такая мельтешня кустов-деревьев, что мне стало дурно. Во рту стало, как-то непонятно, кисло. Как же водитель и уставившиеся с ним на дорогу проводники выдерживают все это? У них что мозжечка нет?
К 19-ти часам по указателям покинули провинцию Луангпробанг. И началось... . Через десять минут дрогнули самые стойкие. К "хору тошнотиков" присоединились басы. Девушки ехавшие за нами, теперь лежали поперек сидений с разных сторон прохода, как в полуобмороке. Они уже давно перестали разбрасывать пакетики, рвать уже было нечем. Теперь они надрывно стонали приступами позывов к рвоте. Их муки были похожи на муки рожениц.
И снова идут раздают пакеты. Да где конец этому? В салоне пахнет уже не рвотой, а желудочным соком (если кто сдавал- знает о чем я).
Я откинулся со спинкой назад, сжал голову руками, а локтями расперся, одним в борт автобуса и одним в спинку соседнего сидения. Пытаясь зафиксировать себя от качки. Через минут пять стало лучше и я уже не менял позы до выезда на равнину. Брат сказал, что такое надо заснять на видео, пошел и устроился рядом с водителем, снимая через лобовое. Но, через минуту пришел и сказал, что ему стало дурно и бросило в пот. Я посоветовал ему распереться как я. И минут через десять, он сказал, что стабилизировался.
Последний час мы уже ехали по равнине, но это было горное плато. Почти в девять, прибыли мы на Buses to Southern на Saisana Road в Понсаване.
Прямо у станции мы нашли гестхаус Xay Pha Souk за 10$. Все в нем было. Огромный номер с огромными кроватями, но как-то по провинциальному все. Ну, так это Лаос, да еще и глубинка. Ужин - опять тушенка спасай.
Я еще долго не мог заснуть и согреться. Старался не вспоминать дорогу. Потом все-таки незаметно вернулся к ней мыслями и меня "замутило". Удивительно. Стряхнули таки мозжечек. Тело никак не успокоится. Наконец к часу ночи я заснул. Ночью ворочаясь я сквозь сон чувствовал, что меня слегка мутит. За окном не переставая кричат петухи. Почему ночью? Или их привезли сюда той дорогой, навсегда сделав дураками?
Не зря я упирался ехать сюда, внутренне предвидя все это. Но такой хотя и негативный опыт вызывал во мне восторг. Как для ребенка "американские горки". Мы испытали это.
День двадцатьпервый.
Понсаван/Phonsavan (Кувшины). Так как вообще мало кто был здесь, я поподробнее опишу эти места.
Рано утром разбудили крики в коридоре и стук дверей. Сон отбило. Брат, то-же, слышу не спит. Не было и 6:30, когда решили вставать. Лучше пораньше вернемся и отдохнем-доспим. А завтра первым автобусом на Вьентьян и сразу на переход в Тайланд.
На улице холодно и ветрено. Мы вернулись в номер и оделись потеплее ( толстовки, брюки). Грозовые тучи, нацеплявшиеся на вершины горного хребта на востоке, разрывало ветром и темными клочьями тащило над городом. Было похоже, что дело идет к дождю.
Рядом, около басстанции, в полуоткрытой едальне мы позавтракали вкусным супом похожим на разогретый холодец. Стоил 10.000кип\1.2$ хорошая такая тарелка.
Центр городка был в стороне и мы решили пройтись пешком, т.к. нужно было найти турагенство и рент байков. Как мы попадем к кувшинам, мы пока слабо понимали. Вариантов было два: взять байк напрокат и если не так далеко, то проехать все самим, чтобы нас не подгонял никто. Или воспользоваться услугами турагенства, если первое невозможно.
Центр оказался не близко. За 4-5 километров нам не попалось ни агенство, ни рент байков (аренда мопедов). Зато купили карту в каком-то отеле за 10.000кип. И теперь уже представляли, что и где и как далеко ехать. Теперь нужен только байк.
Вокруг городка было с десяток мест с кувшинами, но основных, крупных было три. Их здесь называют сайтами (сайт 1, сайт 2 и сайт 3). Подойди к любому покажи пальцами один, два или три, и тебя направят в нужную сторону. До первого сайта 8км, до второго 20км, до третьего 32км. Все по одной дороге на Юг, но с отворотами по несколько километров.
Наконец, нашли пару мест с рентом байков. В одном за 80.000кип\10$, в другом за 100.000кип\12.5$. Однако, где дешевле, хозяйкой была женщина и был всего один байк на выбор. Во втором случае был дядька вызывающий доверие, с большим гаражом арендуемых байков и продажей новых. Доверились ему. Взяли один мопед полуавтомат (без сцепления), автоматов похоже в этих местах нет. Попросил паспорт в залог, дал ему старый. Прокатило. Он же и нарисовал нам схему, как отсюда проехать до сайтов.
Только к десяти часам со всем этим управились. Погода просветлела. Кое-где показалось голубое небо. Но, не потеплело.
Поехали снова в отель, одевать на себя все, что есть. Пока проехали эти пять километров, здорово продрогли. В номере поддел термобелье и сверху пуховик, на руки перчатки, на ноги кроссовки. Точно так, как уехал с Хабаровска. А вокруг бананы растут. Брат, то-же по зимнему.
Все вышеописаные сегодняшние события, происходили на одной улице-дороге Saisana Road. Она-же главная улица в городке, на ней же автовокзал, гестхаус и рент байков, она-же продолжение вчерашней дороги идущая через центр городка.
Заправили в байк 3 литра бензина на 30.000кип\3.8$.
На утренней нашей прогулке, мы заметили, что много домов и дворов украшено не разорвавшимися бомбами и снарядами разной величины. Некоторые были, как ракеты в два роста человека.
С интернета знал, что это места самых интенсивных бомбежек в Лаосе со стороны США, во время Вьетнамской войны. Что Лаос официально не участвовал ни в одной войне. Но бомб на него, по количеству на человека, было сброшено больше всех. Как раз здесь, через Понсаван проходила "тропа Хошемина". Или просто здесь решался вопрос о скопившихся за две войны боеприпасах. Куда-то надо было их деть?
Едем-едем, спрашиваем, показываем пальцы. Куда тычут - туда и едем. Остановились на посту, спросить у полисмена. Оказалось поворот на первый, ближайший сайт проехали. Через 500 метров поворот на второй и третий. Нас предупреждали что на них плохая дорога после сворота.
Решили начать с дальнего третьего сайта, чтобы удобнее планировать время.
Свернули вправо на гравийку. Ох и наглотались тут пыли. Сами покрылись и пропитались ею. Она очень мелкая как пепел, везде просачивается. Упрятали технику подальше.
Вот и солнце показалось. Стало веселее. На дороге много крупных камней с кулак, не всегда получается увернуться от них. Плюс колея и ямы. Бедный мотик, постоянно "пробивает" на них.
Поразило как тут все похоже на наши места. Особенно на Еврейку в глубинке. Те-же развалюхи колхозы. Много старых, русских машин. Такая-же скромная растительность. Очень схожий пейзаж. Люди как наши нанайцы. Небольшние сопки вокруг метров по 300-400. Хотя высота гор здесь 1500-1600метров. Но, мы находимся на нагорье, среди них. Поэтому и погода и растительность такие.
Около 12-ти добрались на 3-ий сайт. Билеты по 10.000кип\1.2$. Указатель, возле него, показывал, что в 1.5км водопад. От касс оставив мотик, через мостик, среди рисовых грядок, поднялись на взгорок, "выстриженный коровами", с небольшой, жидкой рощицей наверху, окруженной бамбуковым забором. Здесь в тени деревьев лежали кувшины. Наверное, правильней их назвать ступами.
Дорожки для ходьбы обозначены красно-белыми кирпичами с надписью "мины". Между ними и следует ходить. Хотя коровы, постригшие все взгорки, уже давно все разминировали и "заминировали" по новому. Повсюду, то там, то там видны воронки разной величины. Сначала ходить вне тропинки было немного не по себе.
Поселений близко не было. Лишь в нескольких километрах, виднелась деревня на взгорочке. И опять все, как у нас. Очень похоже. Не вдалеке, на соседних взгорочках, мы нашли еще пару мелких мест со ступами. Здесь, чувствуется, какая-то особенность этого места. Энергетика что-ли. Нам здесь понравилось.
Время второй час. Пора выбираться. На убранных, рисовых грядках, местные парни ловили в мелкой и грязной, по щиколотку воде довольно крупных, вроде наших карасей. С полторы ладони размером. От куда она тут взялась? Грядка 20х10 метров. Вода не везде.
Решили заехать на водопад. Вход по 5.000кип. Водопад, окруженный джунглями, каскадами разбросан среди крупных камней, вниз по пологому склону. И одного каскада не имеет. В сезон дождей, может и имело смысл его посетить. А сейчас, это было для нас потерей времени. Вода грязная, стекает с полей и болот. В одном из них, тут-же наверху, купаются буйволы.
"Газ в пол" и на второй сайт. Время 14:30, а тени уже длинные.
Сайт 2. Вход так-же 10.000кип. Пропускают на мотике. С километр едем в горку. На верхушке, тропинки с указателями "мины" уходят в обе стороны от дороги. Слева лес, справа жиденькие деревья. Идем вправо. Начало четвертого; надо торопиться. Сразу ступы под деревьями. Щелк-щелк. Дальше. Оставив брата ухожу по верхушкам цепочки холмов, засаженными молодыми соснами. Вокруг просторы.
Ухожу все дальше и дальше, вверх и вверх. Холмы превратились в сопочки, а конца все нет. Но указатели куда-то ведут. Я решил проскочить побыстрей один, посмотреть стоит ли идти брату, чтобы не терять времени. Прошел больше километра. Уже кончилась релка. Тропа ведет на самую высокую сопку поросшую травой. На ней ничего- одни воронки. Изрыто все, как окопами. Долины далеко внизу. Брат, где-то далеко сзади.
А, ступ все нет и нет. Тропа уводит на другую сторону сопки и начинает спуск. Я уже бегу по ней. И тут, замечаю продолжение тропы на соседней сопке, с полкилометра от себя. Ну нет. Хватит. Поворачиваю назад. Как же я далеко зашел! На первой трети пути встречаю брата. Разворачиваю. Идем на левую сторону от дороги.
И здесь : Ах! Вот так волшебство! Огромные ступы, навалены в тени старых деревьев. Где обнявших и запутавших их корнями, а где и проросших сквозь них, развалив их на части. Ступы здесь были высотой и за два метра. Жаль, что из за времени, пришлось все "комкать".
Теперь на первый сайт. Время 16:30. Солнце сильно склонилось и уходит в показавшиеся тучи. По другой, объездной , незнакомой дороге, выскочили на знакомую гравийку и "летим" 60км\час. Зад байка, несколько раз критически забрасывает на колее и камнях. Брат молчит и я "топлю потихоньку". Два раза чудом не завалились. Сколько камней наловил колесами!? Обгоняем местных одного за другим. От пыли нет спасения, только обгон и опять обгон. Асфальт. 2-3 километра и поворот на первый сайт. Солнце село в тучи.
Говорят закрыто. Время 17:00. Входд 10.000кип. Но просят 20.000кип\2.5$ за сверхурочные и дают нам 20 минут. Ок.
Здесь россыпи ступ. Целое поле. Массовое захоронение какое-то. Есть крупные до 3 метров экземпляры. Но вокруг нет пейзажа. Какие-то базы, застройки. Цивилизация наступает. Здесь "Дисней Лэнд", как мы это называем. Уже в сумерках заканчиваем осмотр и съемку. Под холмом внизу, на кассах, уже кричат и машут руками.
В темноте возвращаемся в город. Какой холод. Одежда не греет. Продрогли пущще утреннего. Наверное, это "голодный" холод. Еще и с голодухи арбуз купили. Да кто его есть будет? Холодца бы разогретого, утреннего!
Вчера утром ходили в майках и шортах, во Вьентьяне, чуть не солнечный удар, а сегодня "зима", посреди всего зеленого.
Долго я просил в утренней едальне того холодца. Того гарсона не было, а название сказанное им, этот не понимал. Какая досада. Надо было попросить написать. Лучше так и делать; понравившееся блюдо просить написать в блокнот и рядом свой перевод.
Взяли куриный суп, который моментально остыл. Сами служки были тепло одеты и грелись возле каменного, как бы мангала с углями. Видя, что мы то-же страдаем от холода, они принесли такой-же и сунули нам под стол. И хочется "с головой" в него залезть.
Взяли билеты на завтра на 7мь утра, до Вьентьяна. По 95.000кип\12$. Конечно стоило задержаться здесь. Но мы успокоили себя мыслью, что вернемся сюда. И пусть малоувиденное будет стимулом к этому. Эти места, заслуживают отдельной истории.
"Жадный" душ, с тоненькими, жиденькими струйками, долго не давал согреться. Постоянно надо было "ловить" температуру воды. Наконец привыкнув к горячей сделал на максимум и напустив пару, как-то согрелся. И еще долго "набирался духу"; закончить эту процедуру и выйти в холодный номер.
Я, для себя, сделал вывод, что сайты эти со ступами - это кладбища. Что жил такой народ, который хоронил своих в этих ступах, как в гробах. От достатка зависел и размер и обработка ступы. Некоторые, были чуть более полметра, видимо для детей. Огромные для богатых. У всех у них были каменные крышки, но сохранились лишь редкие экземпляры, да осколки. Да и сами места скопления ступ, очень похожи на те, что выбирали наши предки. Только одно; Где кости? Но, если камни истерлись ветром? С этими мыслями я уснул.
День двадцатьвторой.
Phonsavan/Понсаван - Vientiane/Вьентьян - Nong Khai/Нонг Кай(Тайланд). В семь утра тронулся автобус. Водитель, передние двери не закрывает, мы сидим над ним, у него за спиной. Я в шортах, сандалях и толстовке. Приготовился к жаркому Вьентьяну, но похоже поторопился. Сам водитель в куртке "аляске" и в вязанных перчатках. Сиденья холодные. Начинается старая песня. А места удачные; смотрим в лобовое в даль, не укачает.
Часто останавливаемся; грузят на крышу, кого-то подсаживают, двери закрыть забывают. Прямо возле двери сидят два молодых парня в футболках. С любопытством наблюдаю за ними; надолго ли их хватит. Воздушный поток с двери идет прямо на них. Заметно, что они коченеют, но бравируют; не просят дверь закрыть. Но, зато уже я попросил. Правда после следующей остановки, ее снова забыли закрыть. Я понимаю, что наверняка это последний раз замерзаем по пути на Юг. Поэтому стараюсь "насладиться" холодком, перед началом жарких широт.
Начался серпантин. Но сейчас светло и мы сидим удачно. Переносится хорошо. Кондуктор, раза четыре, бегал раздавал пакетики. Потом на остановке докупил их еще. Поднялись к облакам. Едем в их тумане. Стало еще и сыро. Те двое, не вынесли холода, ушли дальше в салон. Но там, другое лихо; укачивает. Сидят теперь с пакетиками.
Наше положение, спас брат; на остановке достал с рюкзака плед. Укрыли ноги. Стало терпимей.
Здесь в горах, проезжаем интересные деревни в несколько десятков домов. Дома на деревянных сваях из щитов плетенного бамбука и соломенными крышами. Стоят они в ряд по сторонам дороги. И одна их сторона над пропастью повисла, а другая втиснулась между склоном и дорогой.
И вся жизнь их, общественная; на этой дороге. Здесь играют и растут дети, и вся живность домашняя здесь гуляет. Некоторые домики; едва вдвоем ляжешь. Спят, похоже, на голых досках или циновках. Часто замечаю, между всего этого, "соломенного", большие костры; "готовят" на улице. Так и проходит вся их жизнь на дороге. Нищета крайняя. Почти первобытный строй. Живут себе в облаках. Неиспорченные.
Но бывает, зайдет кто в автобус, с деревни такой и весь такой "дольчегабана" в стразах; в город едет.
Заметил; стариков не видно, но очень много детей. И уже с 4-6 лет привлечены к труду, очень самостоятельные.
250км и 5ть часов ходу до Вьентьяна. Значит, мы проехали 130 километров за 5-ть часов! Сейчас, красивейший участок дороги с причудливыми пиками. Безумно красиво. И, потеплело наконец.
Во Вьентьян приехали в 17:45, с небольшим опозданием. Здесь же на северной басстанции узнал, что в приграничный, тайский город Nong Khai, бас идет со станции в центре. А, от сюда туда ехать на туке, сказав ему: морнинг маркет. Пошел сдаваться таксистам. Просят 40.000-50.000кип за двоих. Сбил на 25.000кип\3$ (за так и сюда приехали позавчера). Поехали какой-то длинной дорогой за аэропортом. И уже в центре, в 400 метрах от геста, где жили, пробили колесо. Меняли минут 15-ать. Явный знак. Брат зароптал, остаться ночевать. Но, меня несет. Быстрее в Тай.
Приехали на станцию в 18:05. Пять минут назад, ушел последний автобус на границу. Брат опять свое. Но я хочу переломить ситуацию! Просто, чтобы еще раз проверить. До скольки граница работает? : до восьми. Берем тука и за 50.000кип\6$ на двоих на границу. Сказал ехать 20-ать минут. Но ехали с 18:15 до 18:45. И не ехали, а летел он , как оглохший. Сидим в этой клетке в кузове мотороллера, вцепились в прутья. На волю случая. Случись-что, мы бы не выжили. Зачем он так несся? Рядом жену еще посадил. А мне, кажется, самому без адреналина плохо.
Весь лаосский погранконтроль на улице. Проходим быстро. Лаосский сбор по 8.000кип\1$. Теперь в бас по 20 уже бат, чтобы довезли по мосту через Меконг до Тайской таможни. Хорошо есть обменник поменял 20-ать баксов. Ехали минут пять.
Потратили мы в Лаосе по 90$. Вместе с Вьетнамом 500$ с двоих.