Поиск и покупка авиабилетов по заданному маршруту. Выбор самых низких цен на авиабилеты из всего возможного. Оплата российскими картами. Сложные маршруты с пересадками и прямые рейсы
Аренда жилья напрямую у хозяев с гарантией Система бронирования Суточно защищает ваши интересы и деньги как в России так и за границей: в Турции, Черногории, Израиле и тд. Хозяин получает оплату только после вашего заселения в объект недвижимости"
Оформление страхового полиса онлайн для поездок за границу и для шенгенской визы. Калькулятор стоимости страхового полиса. Страховки для малярийных стран, горных лыж и дайверов
Простой и удобный способ добраться из пункта А в пункт Б в незнакомом городе/стране. Трансфер из/в аэропорт, из/в отель, между городами. Оплата российскими картами
Не удивительно, что занятые ударами по кораблям аргентинские самолеты практически не применялись для уничтожения высадившегося на острова английского контингента.
Изредка британских морских пехотинцев и спецназовцев обстреливали неуправляемыми ракетами винтовые штурмовики «Пукара».
Не имея информации от авианаводчиков, эти самолеты должного вреда они не нанесли и после окончания боевых действий довольно долго стояли на аэродроме в Порт-Стэнли, ожидая утилизации.
Утилизация затянулась на два десятка лет.
Реактивные штурмовики с континента, занятые бомбежками британских кораблей, к налетам на наземные силы англичан привлекались редко. Едва ли не единственным оказался авиаудар у Сан-Карлоса 27.05.1982. Вечером того дня пара A-4B «Skyhawk» отбомбилась по позициям «коммандос» из 40-го полка SAS (трое англичан погибли, а двое были ранены). Одновременно другая пара «Скайхоков» сбросила бомбы c противоположной стороны пролива у поселка Эджекс-Бей на склад боеприпасов, который сдетонировал и оказался полностью уничтожен.
Британцы получили урок необходимости копания траншей для личного состава, а также строительства блиндажей и обвалований для боеприпасов. Ожидая наступления англичан, основная часть аргентинцев пассивно сидела на позициях вокруг Порт-Стэнли и в Гуз-Грин.
Имея на островах численное преимущество в людях и технике, а также большое количество исправных вертолетов, аргентинцы так и не решились им воспользоваться. Основным применением аргентинских вертолетов стало воздушное патрулирование и спасение катапультировавшихся пилотов.
Очень ограниченно они использовались также для воздушных перевозок, пока большая часть винтокрылых машин не была уничтожена британскими истребителями.
26.05.1982г. англичане решили, что достаточно подготовились к активным действиям на островах и командиру 2-го парашютного батальона подполковнику Herbert Jones (14.05.1940 – 28.05.1982гг.) было приказано начать наступление на Гуз-Грин.
Британское командование полагало, что в этом населенном пункте находятся лишь немногочисленные дозоры, поэтому семистам британским десантникам должна была оказывать поддержку только полубатарея из трех легких 105-мм гаубиц, на каждую из которых имелось по 320 снарядов, а также два 81-мм миномета. С моря ударную группу своим 114-мм орудием планировал обеспечить фрегат «Arrow», а в светлое время суток - «Харриеры». Английские парашютисты в полной выкладке в течении суток совершили переход протяженностью около 25 км по пересеченной местности.
К утру 27.05.1982г. они скрытно сосредоточились в лощине на исходных позициях для атаки. До аргентинцев позиций осталось 500м.
Атаку противника было решено провести следующей ночью после доставки вертолетами артиллерийских орудий и боекомплекта.
Вскоре после полудня новостная служба BBC из Лондона бодро сообщила в новостях, что парашютисты 2-го батальона уже подготовились для атаки аргентинских позиций у Дарвина. Командир батальона был в бешенстве и пообещал засудить репортера Роберта Фокса, передавшего эту информацию, если кто-то из его людей пострадает. Вскоре в расположение британцев случайно заехал автомобиль с аргентинскими разведчиками, которых удалось взять в плен.
От них узнали, что количество аргентинцев в Гуз-Грин превышает 1000человек. Поддержку им были готовы оказать три 105-мм гаубицы, два спаренных 35-мм и шесть 20-мм зенитных орудий, а также минометы - один 120-мм и два 82-мм.
Аргентинские зенитчики у Гуз-Грин днем 27.05.1982г. показали свое мастерство, сбив один из британских штурмовиков Harrier GR3 (серийный номер XZ988). Именно этот самолет неделей раньше уничтожил вертолеты у горы Кент, к которым возят туристов.
Пилоту, майору R.D. Iveson, удалось катапультировался.
Он был подобран тремя сутками позже британским вертолетом.
Фрагменты этого самолета до сих пор лежат неподалеку от Гуз-Грин.
Тем не менее, атаку аргентинских позиций отменять не стали и поздно ночью десантники начали движение на аргентинские позиции.
Упорству англичан надо отдать должное. Атаки продолжались всю ночь и весь следующий день. Несмотря на значительные потери (среди убитых британцев оказался и руководивший атакой командир батальона) к исходу 28.05.1982г. были захвачены передовые позиции на подступах к Гуз-Грин.
При попытке вывезти раненых аргентинским штурмовиком «Пукара» был сбит один из вертолетов AH.1 Scout (бортовой XT629, пилот лейтенант Nunn был убит).
К вечеру 28.05.1982г. боевые действия стихли. Англичане ожидали прибытия подкрепления и доставки боеприпасов. Аргентинцы в течении этого времени усилили гарнизон Гуз-Грин двумя сотнями пехотинцев, переброшенными вертолетами из Порт-Стэнли.
Британским парашютистам пришлось провести холодную ночь под открытым небом (все снаряжение осталось в базовом лагере у Сан-Карлоса). Разведка показала, что они заняли только передовые позиции и им придется атаковать хорошо окопавшегося и превосходящего в численности противника. Утром 29.05.1982г. майор Кристофер Кибл (Christopher Patrick Benedict Keeble, 14.11.1941г.-нв), принявший на себя командование 2-м парашютного батальоном после смерти подполковника Herbert Jones, отправил двух пленных аргентинцев в Гуз-Грин с белым флагом и письмом написанном по-испански. В нем хитрый майор предложил вывести из поселка мирное население, а гарнизону сдаться или погибнуть перед превосходящими силами британцев. К удивлению Кибла, аргентинцы приняли предложение о сдаче. Всего в Гуз-Грин англичанам сдались более 1200 аргентинских военнослужащих.
Парашютистов поразило, что на поле боя им удалось взять плен только одного аргентинского офицера. Остальные отсиживались где-то в тылу. Практически не поврежденным им передали и все вооружение.
Аргентинцы ограничились сожжением боевого знамени 12-го пехотного полка, чтобы оно не достался врагу. Несмотря на значимую победу, майор Кибл прокомандовал 2-м парашютным батальоном всего четыре дня и был вынужден вернуться на свою прежнюю должность после прибытия сменщика. Победа англичанам досталась дорогой ценой. 18 британцев было убито и 64 ранено. Аргентинцы потеряли убитыми более 50 военнослужащих, более 120 были ранены. Захват Гуз-Грин оказал деморализующее действие на аргентинское командование в Порт-Стэнли. Британские войска получили опыт, который им очень пригодился двумя неделями позже при штурме столицы Фолклендов.
Мы же, к моему огромному сожалению, в Гуз-Грин не попали, хотя такая возможность была. Подозреваю, что 50-100 долларов должным образом простимулировали бы нашего водителя Мика на изменение маршрута.
Не удалось нам осмотреть по этой же причине и залив Bluff Cove, где англичане одномоментно потеряли больше всего своих военнослужащих. Как говаривали люди знакомые с законами Мэрфи для военных: «Как бы ни был хорош ваш план, все равно он в корне неправилен». Когда, 26.05.1982г., после попадания ракеты Exoset с аргентинского Super Etandard в авиатранспорт «Atlantic Conveyuor», в пожаре были уничтожены три больших вертолета CH-47 Chinook HC.1, шесть средних Wessex HU.5 и один легкий Lynx, британским командованием стали разрабатываться альтернативные варианты переброски личного состава к Порт-Стэнли.
В момент попадания ракеты один из Chinook HC.1 (бортовой ZA718/BN) был уже собран и начал перевозки имущества на эсминец «Glasgow», два других вертолета этого типа готовились к перелету на берег (на них монтировали воздушные винты).
Пожар не позволил им взлететь, поэтому в распоряжении британцев остался единственный CH-47 Chinook, получивший прозвища «Bravo November» (в честь его бортового номера ZA718/BN) и «Survivor» («Оставшийся в живых» или «Уцелевший»).
Огромная машина была способная за один вылет до 90 снаряженных бойцов.
Для сравнения: в среднем вертолете Wessex HU.5 можно было разместить 16 вооруженных пехотинцев.
Другой средний вертолет, Sea King HC.4, имевшийся в распоряжении британцев, поднимал 14 бойцов с вооружением.
Таким образом, заменить потерянные машины оказалось нечем.
К слову сказать «Bravo November» успешно пережил Фолклендскую компанию, затем успел повоевать в Ираке и Афганистане, а в апреле 2016г., после ремонта, по прежнемунаходился в летном состоянии в составе 27 эскадрона британских ВВС с базированием на авиабазе Odiham (Hampshire, Великобритания) https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q= ... 6328,d.bGg
Пока 2-й парашютно-десантный батальон сражался за Гуз-Грин, 3-й батальон парашютистов 27.05.1982г. отправился пешим порядком в сторону Порт-Стэнли.
За первый день в условиях полного отсутствия противодействия аргентинцев ими было пройдено 13миль (20,9км). Несколько облегчали ситуацию имеющиеся в ограниченном количестве гусеничные транспортеры Bv-202, на которые было загружены тяжелое пехотное вооружение (минометы, пулеметы и противотанковые ракетные установки).
Эти транспортеры шведского производства очень хорошо зарекомендовали себя в части надежности и проходимости, однако их было мало.
К концу мая британцы заняли маленькие деревушки вокруг Порт-Стэнли.
31.05.1982г. их передовому отряду удалось без помех закрепиться на вершине господствующей над Порт-Стэнли горе Кент.
Ободренные успехом, туда вертолетами тут же была доставлена рота коммандос 22-го полка САС.
Первые ночи на продуваемой всеми ветрами горе оказались очень тяжелыми, т.к. большую часть палаток и спальников пришлось оставить в Сан-Карлосе из-за приоритета в погрузке личного состава, оружия и боеприпасов. Некоторая часть бытового имущества была доставлена позднее.
Аргентинцы не проявляли активности. Изредка происходили стычки с малочисленными дозорами. Английские парашютисты и морпехи горели желанием сразиться с неприятелем до того, как иссякнут последние силы в борьбе с холодом и сыростью, но необходимо было ждать сосредоточения всех войск для решительной атаки столицы Фолклендов. 30.05.1982г. в Сан-Карлосе, наконец, начала высаживаться британская 5-я пехотная бригада.
Вместе с ней прибыл и новый командующий наземной операцией генерал-майор Джереми Мур (John Jeremy Moore, 05.07.1928 – 15.09.2007гг., на фото слева, рядом с командующим морскими и воздушными силами в районе Фолклендов контр-адмиралом Сэнди Вудвордом).
Вместе со своим штабом из восьмидесяти офицеров генерал Мур разместился на десантном корабле-доке «Fearless».
Чтобы согласовывать свои действия, им приходилось систематически встречаться на борту «Hermes».
Время работало против англичан, необходимо было торопиться, чтобы закончить операцию до наступления морозов и июльских штормов. Имевшихся вертолетов едва хватало для переброски снабжения растянувшимся вдоль всего Восточного Фолкленда колоннам парашютистов двигающимся пешком к Порт-Стэнли.
04.06.1982г. 2-й парашютный батальон британцев достиг селения Фицрой рядом с заливом Bluff Cove.
С 31.05.1981г. по 07.06.1981г. над островами стояла плохая погода и ударная аргентинская авиация не летала. Британское командование решили доставить туда морем пехотинцев из состава 5-го пехотного полка.
Один батальон высадился в Фицрое ночью 05.06.1982г. с десантных катеров. На следующее утро в залив пришел десантный корабль «Sir Tristram» и встал неподалеку для разгрузки боеприпасов. Утром 08.06.1982г. в Bluff Cove вошел десантный корабль «Sir Galahad», на котором находилось военнослужащие из состава 1-го батальона валлийских гвардейцев 5-й пехотной бригады. Глубина бухты не позволили высаживать личный состав на берег непосредственно с десантного корабля, поэтому он стал на якорь, ожидая похода десантных катеров, которые задержались из-за сильного ветра и волнения. Погода стремительно улучшалась и два больших десантных корабля оказались совершенно беззащитными от действия аргентинцев. Узнав об этом, Вудворд послал к Bluff Cove для прикрытия фрегат «Plimouth», но аргентинские самолеты появились раньше.
Утром с авиабазы в Рио-Гальегас взлетели восемь штурмовиков A-4B Skyhook из состава 5-й истребительно-бомбардировочной группы Аргентины, несшие по три 500-фунтовые бомбы каждый. Три самолета не смогли дозаправиться из-за обледенения топливоприемников и вернулись на базу. Оставшаяся пятерка вскоре после полудня со второго захода провела бомбометание по десантным кораблям.
В «Sir Galahad» попали три бомбы сброшенные лейтенантом Carlos Cachón, а в «Sir Tristram» соответственно две бомбы лейтенанта Daniel Gálvez. Взрывы бомб на «Sir Galahad» вызвали возгорание бензина для генераторов зенитных ракетных установок Rapira.
Огонь мгновенно охватил судно и часть пехотинцев готовившихся к высадке. Вскоре вдобавок воспламенились фосфорные гранаты для минометов.
Бомбы, попавшие в «Sir Tristram» не взорвались, тем не менее, два члена экипажа погибли. Все имеющиеся в бухте плавсредства были направлены для эвакуации людей.
К спасательной операции подключились и все вертолеты, которые удалось потянуть к этому району.
Через два часа налет повторился. Штурмовикам A-4B Skyhook из состава 4-й и 4-й истребительно-бомбардировочных групп Аргентины удалось уничтожить десантный катер «Foxtrot-4» с десантного корабля-дока «Fearless»».
Флотские штурмовики A-4Q Skyhook вечером также отбомбились по войскам на берегу.
Правда, безуспешно.
Всего, в результате налетов аргентинской авиации, англичане в бухте потеряли 56чел. убитыми и до 150чел. ранеными.
Три учувствовавшие в атаке аргентинских самолета A-4B Skyhawks были сбиты английскими истребителями, пилоты погибли. Несмотря на значительные потери, сосредоточение британских войск для наступления на Порт-Стэнли подходило к концу. Английским войскам оставался заключительный рывок.
В начале июня основная часть британских стрелковых подразделений со средствами усиления была выгружена с транспортных судов и заняла передовые позиции.
Задачи, стоявшие перед двумя английскими бригадами, взиравших на Порт-Стэнли с гор Кент (Mount Kent), Челенджер (Mount Challenger) и Эстансия (Mount Estancia), были совсем не простыми.
Ухудшающаяся погода, сложности с поддержанием техники в исправном состоянии, растянувшиеся на десятки километров линии снабжения и дипломатический нажим противников Великобритании существенно затрудняли разгром аргентинского гарнизона.
Как выразился начальник штаба 3-й парашютно-десантной бригады подполковник Хью Пайк (Hew William Royston Pike, 24.04.1943г. – н.в.): «Существовала реальная опасность, что мы [с аргентинцами] будем месяцами глазеть друг на друга около Порт-Стэнли».
На фото бойцы батальона гуркских стрелков (Gurkha battalion), этнических непальцев, входившие в состав 5-й пехотной бригады британской армии, на позициях.
У генерала Менендеса, командовавшего аргентинским гарнизоном на Фолклендах, сложилась уверенность, что Порт-Стэнли превращен в неприступную крепость, этакий атлантический Порт-Артур или Севастополь.
В распоряжении Менендеса было 8400 аргентинских военнослужащих.
Аргентинские войска в течении шести недель оборудовали свои позиции в инженерном отношении на окружающих Порт-Стэнли высотах: Харриет (Mount Harriet), Лонгдон (Mount Longdon), Ту Систерз (Two Sisters, то есть Две Сестры; у аргентинцев эта гора имеет аналогичное по смыслу название Дос Эрманас (Dos Hermanas), Тамблдаун (Tumbledown, у аргентинцев — Серро Дестарталадо (Cerro Destartalado, «Полуразвалившийся холм), Сэппер-Хилл (Sapper Hill, «Саперный холм», называемый аргентинцами Колина Сапатор (Colina Zapator) или Монте де Инженерио (Monte de Ingenerio).
Каждый узел обороны был прикрыт минными полями, которые простреливались перекрестным огнем пулеметчиков.
В порядках пехоты оборудовали минометные позиции.
Несмотря на небольшую дальность стрельбы (1,5км для 60-мм и 3,5км для 81-мм минометов) они обладали высокой скорострельностью и представляли серьезную опасность для наступающих британцев.
Позиции англичан вплоть до горы Кент находились под воздействием легких 105-мм гаубиц «ОТО Мелара» (итальянского производства), которых насчитывалось у аргентинцев 37 штук.
Еще большую опасность представляли три аргентинские тяжелые 155-мм гаубицы CITER 155mm L33 (собственного производства).
Эти дальнобойные артсистемы могли держать под обстрелом подступы к Порт-Стэнли на расстоянии более 20км.
Аргентинские войска имели значительное количество боеприпасов, которых должно было хватить на отражение нескольких штурмов столицы Фолклендов.
Как говорил один из полковников времен Гражданской войны в США 1861-1865гг.: «Посади людей в окоп, поставь у них за спиной, на пригорке, хорошую батарею, и в таких условиях даже не слишком хорошие солдаты остановят противника, в три раза превосходящего их по численности».
Позиции аргентинской артиллерии были оборудованы на обратных скатах возвышенностей, вследствие чего они были малоуязвимыми от воздействия англичан. Кроме того, в качестве мобильного резерва аргентинцы располагали 12 бронированными машинами французского производства Panhard AML 90, вооруженные 90-мм противотанковыми пушками.
Единственным более-менее надежным средством поражения аргентинской артиллерии у англичан были штурмовики Harrier вооруженные бомбами с лазерным наведением, однако последние были доставлены на театр боевых действий только в начале июня. Аргентинский гарнизон обеспечивался в достаточном объеме по воздуху. Каждую ночь в аэропорт Порт-Стэнли садились аргентинские транспортные C-130. Обратными рейсами вывозили раненых и больных.
Англичане пытались перехватывать транспортники в районе островов с помощью истребителей днем и ракетных комплексов средней дальности Sea Dart ночью (когда эсминцы могли подходить ближе к берегу), впрочем, безуспешно.
Аргентинское командование было уверено: необходимо дождаться морозов и англичанам придется без боя покинуть острова или замерзнуть в продуваемых всеми ветрами скалах.
Понимал это и англичане. Флот и авиация с апреля месяца работали «на износ».
Вечно так продолжаться не могло. Адмирал Вудворд в начале июня 1982г. записал в своем дневнике:
Наша боеспособность сейчас на краю пропасти: только три корабля избежали серьезных повреждений («Гермес», «Ярмут» и «Эксетер»). Сорок пять процентов эсминцев и фрегатов имеют почти нулевую боеспособность. Из «голкиперов»: ЗРК «Си Вулф» «Андромеды» - не в строю; все системы «Бриллианта» в подвешенном состоянии на множестве проводов; у «Бродсуорда» в строю полторы системы [оружия], одна линия вала на время блокирована. Ни один из проектов 21 не пригоден: у «Эвенджера» поврежден винт; «Эрроу» поломан (его газовая турбина «Олимпус» не в строю). Они все разваливаются. В полдень этого прекрасного, подходящего для действий «Этандаров», дня я остался с одним каналом ЗРК «Си Дарт». Конвои я провожу по ночам в «охранении» одного полухромого фрегата - все равно не нужно идти быстрее охраняемых судов, не так ли? Огневая поддержка из-за неисправностей сократилась с четырех кораблей до двух. ЗТТО «защищает» бедный, старый, хромой «Глэморган», а Южную Георгию отважно обороняет бедный, старый, хромой «Энтрим» и отважный линкор [ледокол] «Эндьюранс». Откровенно говоря, если аргентинцы только дунут на нас, мы развалимся! Возможно, они в таком же состоянии: только на это и надеемся. В противном случае нас порвут на части.
Несмотря на формальную исправность энергетической установки авианосца «Гермес» инженеры заключали пари о том, когда его котлы полностью выйдут из строя.
Второй британский авианосец находился в частичной боеготовности из-за изношенности механизмов.
У аргентинцев остался и другой козырь – боеготовый авианосец с палубными самолетами, которые могли достать британские авианесущие корабли.
Тянуть со штурмом Порт-Стэнли было очень опасно. Утром 11.06.1982г. на передовых позиция британских войск собралось все руководство сухопутной операцией (на фото слева направо - командир 5-й пехотной бригады бригадный генерал Tony Wilson, командир 3-й парашютно-десантной бригады бригадный генерал Julian Thompson и командующий сухопутным контингентом генерал-майор Jeremy Moore).
Из опыта боев за Гуз-Грин англичане сделали вывод, что в ночных условиях выучка британцев дает им огромное преимущество перед противником. Парашютистам, морпехам и пехотинцам была поставлена задача начать выдвижение на исходные позиции для наступления.
Скоординированные атаки должны были начаться с наступлением темноты, чтобы по возможности достигнуть целей до рассвета. Офицерам и нижним чинам на макетах местности были доведены цели и график наступления.
Предполагалось одновременным внезапным ударом захватить все холмы окружающие Порт-Стэнли.
Командир 42-го отряда коммандос (42 Commando) подполковник Nicholas Francis Vaux (15.04.1936 – н.в.) выступил перед своими подчиненными с речью:
Это решающая битва в войне. Внезапность и абсолютная тишина жизненно важны. Если надо, можете заняться старым добрым делом — прикажите всем попрыгать перед началом, дабы убедиться, что ни у кого в снаряжении ничего не дребезжит и не гремит. Кашляющих придется оставить в тылу. Если очутитесь на минном поле, помните — надо идти вперед. Никому нельзя останавливаться, как бы ни просили. Надо наступать без остановок — довести атаку до конца, иначе в итоге погибнет больше людей. Противник надежно окопался на очень сильных позициях. Однако я уверен, когда мы будем там, среди них, они долго не продержатся. Я хочу видеть в конце, как «арджи» кубарем скатываются по этим холмам к Порт-Стэнли, показывая стальным, что то же самое случится и с ними.
С наступлением сумерек к берегу подошли эсминец «Glamorgan», фрегаты «Avenger» и «Yarmouth», которые начали обстреливать аргентинские позиции. Одновременно открыли огонь 32 британские 105-мм гаубицы. Под прикрытием их огня англичане двинулись в атаку.
Артиллерия аргентинцев отстреливалась вяло и не точно. Аргентинская пехота не ожидала наступления и оказалась застигнута врасплох. Всю ночь британские боевые группы настойчиво продвигались к целям наступления. Систематически огневой бой переходил в рукопашные схватки. К рассвету большинство высот вокруг Порт-Стэнли оказалось захвачено английскими войсками.
При дневном свете они с удивлением обнаружили, какие серьёзные укрепления оставил противник. Один из парашютистов писал: «Имея 120 человек, я бы умер от старости, удерживая эти горы». В течении следующего дня и ночи британцы продолжали продвигаться вперед. Несмотря на общую растерянность, отдельные группы аргентинцев продолжали оказывать сопротивление и только к рассвету 13.06.1982г. передовые отряды англичан достигли казарм в Муди-Брук.
От них открывался живописный вид на Порт-Стэнли и его внутреннюю гавань.
Потери обеих сторон в боях за горы вокруг Порт-Стэнли были весьма значительными. Так при захвате высоты «Две сестры» погибло 8 морских пехотинцев и 17 получили ранение, у аргентинцев соответственно 23 и 121чел., а за высоту Лонгдон – британцы 23/47чел., а аргентинцы - 21/120чел. В 7часов утра 14.06.1982г. все уцелевшие бойцы аргентинских подразделений получили приказ отойти в Порт-Стэнли, на окраинах которого были подготовлены запасные оборонительные позиции. Часть из этих укреплений сохранилась до сих пор и доступна для осмотра туристами (GPS -51.691683, -57.881156).
В боевых действиях наступила кратковременная пауза. Британцам потребовалось время для перегруппировки войск и вывоза раненых.
Английское командование планировало продолжить наступление на деморализованный гарнизон, когда в 13:00 14.06.1982г. увидели приближающийся к их позициям аргентинский бронеавтомобиль Panhard AML 90 с белым флагом.
Генерал Менендес предложил начать переговоры о сдаче. Вскоре вертолет с начальником разведки коммандос подполковником Hugh Michael Rose (05.01.1940 – н.в.) и переводчиком, капитаном морской пехоты Rob Bell, приземлился на поле (GPS -51.692285, -57.870835) между резиденцией губернатора и домом правительства. С собой у них был терминал спутниковой связи Tacsat, который позволял консультироваться непосредственно с Лондоном. Переговоры с генералом Менендесом проходили в здании Дома правительства (Government House, GPS -51.691834, -57.872538).
Это историческое здание (построено в 1845г.) сохранилось до сих пор, правда, на момент нашего посещения островов доступ туристов в него был закрыт. Переговоры продолжались холодно и официально, но у британских офицеров сложилось мнение, что аргентинский генерал совсем не горел желанием продолжать сопротивление. Около шести часов обсуждались детали сдачи в плен. В частности Менендес настаивал, чтобы аргентинским офицерам было сохранено личное оружие. В этом ему было отказано. Также было отказано в просьбе прихода на Фолкленды аргентинских судов для эвакуации пленных. Наконец все формальности были утрясены и капитуляция была принята генерал-майором Джереми Муром и другие офицеры британского контингента (от каждого рода войск).
Боевые действия на Фолклендских островах были прекращены с 00:00 15.06.1982г.
Всего на Фолклендских островах капитулировало 11311 аргентинских военнослужащих.
Британцы испытывали сложности с содержанием пленных, поэтому торопились с отправкой их домой.
8994чел. были вывезены на родину морем в промежуток с 07.06.1982г. (сдавшиеся в Гуз-Грин и Сан-Карлосе) по 14.07.1982г. (капитулировавшие в Порт-Стэнли и о. Западный Фолкленд)
Для перевозки остальных привлекалась британская транспортная авиация.
Британцам предстояла большая работа по сбору аргентинской военной техники, боеприпасов и снаряжения.
Эта работа продолжалась несколько последующих лет.
Опыт боев за Фолклендские острова тщательно изучался в МО СССР и РФ. Красочную оценку конфликта дал один из офицеров бронетанкового управления Генерального штаба РФ (орфография и лексика сохранены ):
Был подводный флот. Если бы «Сан-Луис» стреляла в своих трех атаках на британскую АПУГ не управляемым немецким и американским ГОВНОМ (Мк-37 и SST-4, кажется), а, как и говнобритты с «Конкерора» - неуправляемыми торпедами Мк-8 времен царя Панька (ну или такими немецкими, но которыми герои Деница топили англичан, хехе), то все было бы пучком. С 10000м они бы не попали, но с 2600 трудно промазать даже прямоидущими. Вот с «Сальтой» вышел фейл. Проблемы аргов не в ссыкливом флоте (у них и надводные корабли были нормальные, те же ЭМ УРО тип 42, как то, что они топили бриттам - просто адмиралы были ссыкунами и после утопления бесполезного «Бельграно» сидели в террводах), а в безруких мудаках с генеральскими погонами в СВ. За имеющееся время любой командир мотострелкового полка ВС СССР, даже из закончивших с тройками и бурсу, и академию, закопался бы в острова так, что его бы никакие клоуны, не имевшие ни нормальной артиллерии, ни БТТ (всякие там «Скорпионы» - это не БТТ, а порнография, причем снятая в Питере, в 90е годы, с бомжеватыми немытыми студентками и на камеру, установленную в венике), ни нормальной корабельной артиллерии (114мм АУ - не артиллерия для поддержки десанта, между нами говоря). Причем у аргов были возможности. И полосу удлинить и посадить на Порт-Стэнли - тоже время было. И посадить туда нормальные истребители, а не летать с материка, когда ни запаса, ни возможности вести бой не было - и даже убогий "Харриер" смог изобразить из себя истребителя против "Миража"... В общем, дураков и в церкви бьют, а лентяев - везде.
В более академической форме выводы были следующими.
Огромной ошибкой аргентинского командования стал отказ от оперативного удлинения ВПП в Порт-Стэнли, что обеспечило бы возможность использовать ее как аэродром дозаправки для ударных самолетов. В результате им пришлось действовать с аэродрома на континенте на пределе радиуса действия. Для дозаправки топливом в воздухе имелись только два исправных танкера KC-130H. Это коренным образом повлияло на тактику применения авиации. Даже отвлечение внимание парой миражей воздушных патрулей существенно снизило бы потери аргентинской авиации. Эта информация заставила Минобороны СССР прийти к мысли о необходимости оснащения оборудованием дозаправки в воздухе самолетов фронтовой [тактической] авиации, вскоре такое оборудование появилось на фронтовых бомбардировщиках Су-24М и истребителях Су-27. После войны ходило много слухов о якобы предполагавшихся передаче Аргентине истребителей Миг-23 с кубинскими экипажами, однако официально большинство высших аргентинских офицеров это не подтверждают.
Окончательный баланс Англо-Аргентинского конфликта в человеческих жизнях составил: 649 аргентинских военных, 255 британских военнослужащих и 3 гражданских лица. Кстати, гражданскими потерями оказались женщины - Susan Whitley, Doreen Bonner и Mary Goodwin погибшие во время британской бомбардировки Port Stanley 11.06.1982г. Наш водитель, Мик, всю дорогу извинялся, что не смог провезти нас через Сан-Карлос, Гуз-Грин и Bluff Cove. Уже подъезжая к Порт-Стэнли, он сообщил, что в качестве бонуса покажет нам самые интересные места столицы Фолклендов.
Вскоре после окончания конфликта на общественные пожертвования был построен «Memorial to the 1982 Conflict» (Liberation Monument, GPS -51.691422, -57.867345)
Его официально открыли 14.06.1984г.
За монументом расположено здание таможни.
Так оно выглядело в 1982г.
А так, во время нашего посещения.
Сам монумент представляет собой стелу окруженную стеной из местного камня, на которой выбиты фамилии всех погибших во время конфликта британцев.
Стоящая на вершине стелы богиня Победы смотрит в сторону входа в залив.
В Порт-Стэнли функционирует краеведческий музей, одна из экспозиций которого посвящена конфликту 1982г. Во время нашего посещения музей был закрыт, но водитель Мик показал нам вход во двор через заднюю калитку (GPS -51.691068, -57.882079), которая по его словам всегда открыта.
Помимо стволов корабельных орудий и рыбацкого баркаса во дворе стоял трофейный аргентинский бронеавтомобиль Panhard AML 90.
Этой машине не удалось сразится с британскими «панцерами», хотя такой шанс у нее был.
Взвод британских Alvis FV101 Scorpion участвовал в ночных атаках на окружающие Порт-Стэнли высоты.
В этом им помогали Alvis FV107 Scimitar, оснащенные более совершенным тепловизионным прицелом.
Эти боевые машины были защищены алюминиевой броней, которая формально должна была выдерживать попадание 12,7-мм пуль на дистанции 300м, поэтому имели мало шансов уцелеть в случае контратаки аргентинских броневиков. Там же хранится и бушприт барка «Lady Elizabeth», который ражавеет неподалеку от аэропрота Порт-Стэнли (GPS -51.688768, -57.803852).
Этот трехмачтовый транспортный парусник был построен на верфи Robert Thompson Jr., в г. Sunderland (Великобритания): Класс: Грузовой Тип: 3 мачтовый Барк Тоннаж: 1155 нетто тонн (1208 брутто-тонн) Длина: 67.97 м (223,0 футов) Ширина: 10.67 м (35,0 футов) Осадка: 6.52 м (21 футов 5 дюймов) Палубы: дерево Привод: паруса Экипаж: 18 до 25 чел Первый рейс он выполнил в 1879. 04.12.1912г. «Lady Elizabeth» оставил Ванкувер и отправился в Delagoa Bay (Мозамбик), с грузом пиломатериалов. Корабль на полпути попал в сильный шторм недалеко от мыса Горн. Четыре члена экипажа погибли, две шлюпки и часть ее палубного груза смыло за борт. Волны и ветер нанесли ущерб рангоуту и корпусу парусника. Капитан Hoigh направил «Lady Elizabeth» в ближайший земле для ремонта, которыми оказались Фолклендские острова. В 15 милях (24 км.) от Порт-Стэнли, парусник наскочил на камни, в результате чего получил пробоину в корпусе диаметром до 6 футов (1,8 м). «Lady Elizabeth» на чал стремительно наполняться водой, но смог добраться до Порт-Стэнли. После освидетельствования повреждений парусник был признан непригодным для плавания.
В июне 1913г., барк начали использовать в качестве угольного склада. Техническое состояние парусника все время ухудшалось и его за 1000фунтов продали для утилизацию, однако 17.02.1936г., во время шторма, его швартовы были порваны и ветром он был снесен на нынешнее место в Стэнли Харбор.
Зимой 2008г. во время очередного шторма корабельный бушприт сломался и его передали в местный музей. Уже после нашего отъезда музей Порт-Стэнли переехал в другое здание и получил новый сайт http://www.falklands-museum.com. Кстати, в Буэнос-Айресе недавно также открыт музей Фолклендов - «Museo Malvinas e Islas del Atlántico Sur» (http://museomalvinas.gob.ar).
Чуть восточнее Government House расположен еще один монумент - Battle of the Falklands Monument (GPS -51.690497, -57.875499)
Я писал выше, что, разгромив 01.11.1914г. британские крейсеры у Коронеля, эскадра адмирала Шпее пришла 03.11.1914г. в Вальпараисо. (viewtopic.php?p=5765009#p5765009). Немцы строго соблюдали правила захода в нейтральные порты. Ровно через 24ч., после погрузки угля, германские крейсеры двинулись на юг, в сторону мыса Горн. На фото модель «Scharnhorst» в морском музее г. Портсмут.
Британское адмиралтейство получило информацию об уничтожении кораблей адмирала Крэдока только 04.11.1914г. В тот же день командующий британским флотом адмирал Джеллико (John Rushworth Jellicoe, 05.12.1859 — 20.11.1935гг.) получил приказ Первого Лорда Адмиралтейства сэра Уинстона Черчилля (Sir Winston Leonard Spencer-Churchill, 30.11.1874 — 24.01.1965гг.) отправить в Южную Атлантику для поиска кораблей Шпее два из шести линейных крейсеров, находившихся в строю британского флота. Выделенные для уничтожения эскадры Шпее линейные крейсеры «Invincible» и «Inflexible» приняв боезапас, воду, нефть, провизию, по 1500 т угля и, пройдя текущий ремонт перед длительным переходом, 11.11.1914г. скрытно покинули английскую военоо-морскую базу Девонпорт и вышли к берегам Южной Америки. Командовать линейными крейсерами было доверено вице-адмиралу Стэрди (Frederick Charles Doveton Sturdee, 09.06.1859 — 07.05.1925г.), снятого с должности начальника морского генерального штаба за поражение при Коронеле.
Ему предоставили возможность самому исправить ошибки при организации поиска Шпее. Стэрди получил следующие инструкции:
«Покинув Девонпорт, следовать в южноамериканские воды. На переходе к Сент-Винсенту вы можете по радио получить приказ следовать в Вест-Индию, если появится информация, что «Шарнхорст» и «Гнейзенау» движутся на север вдоль американского побережья. Ваше присутствие в Вест-Индии будет необходимо на случай прохождения германской эскадры через Панамский канал. Самой главной вашей задачей является поиск германских броненосных крейсеров «Шарнхорст» и «Гнейзенау», чтобы навязать им бой. Все прочие соображения должны быть подчинены этой задаче».
Одновременно Адмиралтейство отправило к Панамскому каналу линейный крейсер «Princess Royal» (Модель в морском музее, г. Портсмут).
В состав атлантических конвоев дополнительно были включены сильные английские броненосные крейсера. Тем временем адмирал Шпее 21.11.1914г. собрал все свои корабли на тайной базе в бухте Сент-Квентин у побережья Чили в заливе Пенас. Большая задержка с продолжением похода была связана с необходимостью координировать свои действия с германским морским командованием. Установленные на его кораблях радиостанции имели небольшую мощность и радиус действия, поэтому для обмена сообщений с Германией Шпее приходилось пользоваться телеграфом в чилийских портах. Адмирал-штаб планировал выход навстречу Шпее в Северную Атлантику линейных крейсеров «Fon der Tann» и «Seydlitz» однако от операции отказались из-за сложностей с одновременным снабжением углем двух эскадр. Наконец, после приема провизии, угля и боеприпасов Шпее 26.11.1914г. направился к мысу Горн. Сильный шторм задержал его продвижение на юг и 300миль они шли со средней скоростью 1,8 узла (5км/ч), в результате южной оконечности американского континента немцы достигли 02.12.1914г. В этот же день после полудня по правому борту в тумане они обнаружили айсберг 46 м высотой и длиной 600 м, а вслед за этим парусный корабль. Им оказался канадский барк «Drummer» с 2750 т кардифского угля на борту, следовавший в Сан-Франциско. Перегрузки угля на германские крейсера о. Пиктона продлилась четверо суток. Эта задержка оказалась роковой. Стэрди в это время шел на юг вдоль побережья Бразилии и Аргентины, пытаясь не разминуться с эскадрой Шпее. Утром 06.12.1914г., после завершения погрузки угля, Шпее собрал командиров кораблей и вынес вопрос о проведении атаки Порт-Стэнли на голосование. Мнения на совете разделились: сам граф Шпее, начальник штаба эскадры капитан 1 ранга Филитц и командир крейсера «Nürnberg» капитан 1 ранга фон Шенберг (Karl von Schönberg) высказались за операцию, а командиры «Gneisenau», «Dresden» и «Leipzig», соответственно капитаны 1 ранга Меркер, Людеке (Lüdecke) и фрегаттен-капитан Хаун считали, что было бы разумнее избежать Фолклендских островов. Хаун доказывал, что сведения и Берлина об уходе английских кораблей с Фолклендов в Южную Африку фальшивка, и верить им нельзя. Разумнее обойти острова в 100 милях с востока и внезапно обрушиться на торговое судоходство в районе Ла-Платы. Командир «Scharnhorst» капитан 1 ранга Феликс Шульц воздержался при голосовании. Это позволило Шпее настоять на своем плане-атаковать Фолкленды и захватить в плен губернатора в ответ на захват англичанами германского губернатора на Самоа. План Шпее сводился к высадке с крейсеров «Gneisenau» и «Nürnberg» корабельного десанта в Порт-Стэнли, уничтожении радиостанции и разрушении арсенала. При этом предполагался захват имевшееся там топливо, разрушение портовых сооружений и радиостанции, а также взять в пленение британского губернатора. Остальные корабли должны были держаться мористее, прикрывая действиия первой группы, чтобы потом всем вместе идти на север. 06.12.1914г. после полудня эскадра Шпее снялась с якорей и направилась курсом на юго-восток от Огненной Земли. 07.12.1914 в 10.30 на Фолклендские острова в Порт-Уильям прибыла эскадра Стэрди, затратив на переход из Девенпорта 26 суток и не встретив по пути ни одного германского судна. Английский адмирал не знал о местоположении германских кораблей, но справедливо полагал, что Шпее не останется в Тихом океане, а пойдет Магеллановым проливом в Атлантический. Британские силы, собрававшиеся на Фолкленадах, состояли из линейных крейсеров «Invincible» и «Inflexible», броненосных крейсеров «Carnarvon», «Cornwall» и «Kent», легких крейсеров «Bristol» и «Glasgow», устаревшего броненосца «Canopus», а также вспомогательного крейсера «Macedonia» (фактически вооруженного парахода). Одн линейные крейсера превосходили по мощности и скорости всю германскую эскадру. В гавани Порт-Стэнли стояли только три угольщика, поэтому британские корабли не могла грузиться углем одновременно. Из-за этого погрузка полного запаса топлива требовала нескольких дней. В первую очередь Стэрди приказал погрузить уголь на крейсера «Carnarvon», «Bristol» и «Glasgow». «Invincible» и «Inflexible» находились в положении 6-часовой готовности. «Bristol» и «Glasgow», кроме того, совсем прекратил пары для исправления котлов, а на «Kent» разобрали одну из двух главных машин для двенадцатичасового ремонта. На следующий день 08.12.1914г. в 04:00 утра началась погрузка угля на британские линейные крейсеры «Invincible» и «Inflexible». Боеготовыми на этот момент у англичан были только «Carnarvon» …
… и «Kent».
«Cornwall» и «Macedonia» стояли без топлива, а «Bristol» и «Glasgow» еще не завершили ремонт механизмов. В 07:50 береговой наблюдательный пост на холме у Порт-Стэнли сообщил о появлении с юга двух крейсеров, за которыми виднелись на горизонте дымы нескольких судов. Это подошли «Gneisenau» и «Nürnberg», направленные для высадки десанта. Захваченные врасплох англиские боевые корабли прекратили погрузку угля, баржи и пароходы отослали в глубину гавани. Крейсера без всякого приказания начали форсировано поднимать пары, и, когда в 08:14 Стэрди поднял своим кораблям сигнал «Приготовиться сняться с якоря», эскадра уже усиленно дымила и спешно готовились к выходу в море. В 08:30 немцы разглядели дымы, поднимавшиеся над Порт-Стэнли, но решили, что англичане пытаются уничтожить склады топлива, как за несколько недель до этого сделали французы в Папетэ. В 09:00 наблюдатели на германских кораблях донесли о присутствии в гавани неприятельских кораблей, и некоторым офицерам показалось, что они видят треногие мачты – верный признак линейных крейсеров.
Однако, командир «Gneisenau» не разглядел треног. Он думал, что там находятся только четыре корабля из числа старых броненосцев и броненосных крейсеров с парой лёгких крейсеров, и спокойно шёл в осиное гнездо.
В 09:25 английский броненосец «Canopus» открыл по немецким крейсерам огонь из своих 305-мм орудий и успел сделать пять залпов, пока они вышли из угла обстрела его орудий. Меркер приготовился отвечать, но в это время Шпее поднял ему сигнал «В бой не вступать», 09:30 немцы повернули и полным ходом стали уходить, подняв пары во всех котлах. После этого германская эскадра, увеличив ход, изменив курс, чтобы соединиться с «Gneisenau» и «Nürnberg», отходившим на юго-восток. Шпее, очевидно, подозревал, что должно было произойти, так как сразу же отделил свои угольные транспорты и госпитальное судно «Seydlitz» с приказом уходить в сторону Аргентины.
В 10:00 немцы ясно увидели треногие мачты, характерный признак британских линейных крейсеров, которые начали движение по направлению к открытой воде. В течении десяти минут из бухты вышел «Glasgow», за которым последовали «Kent», успевший за два часа собрать свою машину. За ними последовали «Carnarvon», «Inflexible», «Cornwall» и «Invincible».
«Canopus», «Bristol» и «Macedonia» по приказанию Стэрди остались в гавани.
Видимость была изумительной, море спокойное и ослепительно голубое, дул лёгкий северо-западный ветер и яркое солнце хорошо освещало линию горизонта, на котором явственно проектировались верхушки труб и мачты германских крейсеров.
Хорошая погода сыграла с эскадрой адмирала Шпее злую шутку. Немецкие корабли не могли скрыться в частых для этих широт туманах и снежных зарядах. Они имели меньшую скорость, поэтому не могли уйти от британских кораблей. Их артиллерийское вооружение и броневая защита кардинально уступали британским линейным крейсерам, поэтому они не могли победить в артиллерийском бою. Германским кораблям оставалось только погибнуть, так как сдаваться они не собирались. Тем не менее, англичанам требовалось некоторое время, чтобы сблизиться для артиллерийского боя, так как эскадра Шпее находилась в 19 милях к юго-западу и полным ходом уходила от опознанных ими превосходящих сил. Англичане, которые делали 24 уз. против немецких 18 уз., смогли сблизиться на дистанцию огня только по прошествии некоторого времени. В 12:55 флагманский крейсер Стэрди «Invincible» поднял сигнал «Открыть огонь» и в 13:20 начал пристрелку с дистанции 14500 м (78 кбт.) по «Scharnhorst». В 13:25 «Scharnhorst» и «Gneisenau» открыли ответный огонь по британским линейным крейсерам. Предельная дальность стрельбы британских 305-мм орудий составляла 15000-15500 м (81-84 кбт.), дистанция действительного огня 11000-13000 м (59-70 кбт.). На обоих германских броненосных крейсерах носовые и кормовые башни (по два 210-мм орудия в каждой) имели предельную дальность 16300 м (88 кбт.), а по два 210-мм казематных орудия с каждого борта – 12400 м (67 кбт.); 150-мм казематные орудия 13700 м (74 кбт.). Немцы на всех дистанциях были уязвимы для 305-мм орудий англичан, британские же линейные крейсера имели броню, непробиваемую для 210-мм снарядов на дистанции 13000 м (70 кбт.), а на меньшей и для 150-мм орудий. В процессе боя Стэрди решил не сближаться на дистанцию решительного боя, на которой расход боеприпасов был бы наименьшим и которая обеспечила бы ему быструю победу. Причинами было желание избежать хотя бы малейшего повреждения своих линейных крейсеров и высокая выучка германских комендоров. В бою на предельной дистанции риск получить повреждения для его кораблей отсутствовал вовсе, хотя расход боеприпасов наверняка должен был значительно возрасти. Эта тактика британских кораблей полностью себя оправдала. Около 16:00 стало ясно, что «Scharnhorst» приходит конец. Крейсер накренился на правый борт, осел почти на метр, скорость его хода уменьшилась, корму охватило пламя. Осталась стоять только одна из его четырёх труб. Тем не менее, на нём развевался германский флаг, и он продолжал энергично отстреливаться из уцелевших орудий. Англичане были поражены стойкостью немцев, регулярностью и быстротой их залпов. Шпее, семафром передал Меркеру сигнал, что последний был прав, высказываясь против плана нападения на Фолкландские острова, приказал «Gneisenau» уходить, если он сможет. После этого Шпее повернул свой флагманский корабль и пошел на англичан, вероятно с целью принять на себя сосредоточенный огонь англичан и пустить в ход торпеды. В 16:04, дав последний залп из носовой башни, «Scharnhorst» стал медленно опрокидываться и лег на борт с вращающимися винтами.
Наконец, в 16:17 он скрылся под водой носом вперед, унося с собой на дно командующего германской эскадрой адмирала фон Шпее со штабом и весь экипаж в количестве 860 человек. Координаты места гибели «Scharnhorst» GPS -52.666667,-55.1. Так как бой продолжался, три британские крейсера- «Invincible», «Inflexible» и «Carnarvon» не смогли оказать помощь оказавшейся в воде команде «Scharnhorst». С него не спасся ни одни человек, поскольку вода в это время года была такая холодная, что едва ли что-либо можно было сделать. Одновременно с гибелью «Scharnhorst» «Gneisenau» получил несколько серьезных попаданий, скорость его хода сильно упала, и в 16:23 расстояние до него от английского флагмана не превышало 9000 м (49 кб). Теперь оба линейных крейсера сосредоточили огонь на «Gneisenau», который дрался еще более полутора часов, добившись четырех попаданий в «Inflexible», правда, не причинивших ему серьезных повреждений. У англичан подошли к концу боеприпасы для орудий главного колибра: уже через полчаса боя в башне «X» остались только бронебойные снаряды, через 38 минут в башне «А» – только фугасные. В 17:40 оставшиеся в живых немцы собрались на куче железного лома и обломков – всё, что осталось от палубы «Gneisenau». Зайдя с носа, англичане медленно приближались к переставшему стрелять крейсеру, приспустили шлюпки и подошли к нему на расстояние 3600 м (20 кб), когда в тишине, наступившей после грохота боя прозвучало троекратное «hurra», и «Gneisenau» стал медленно ложиться на правый борт, на момент показав винты. В 18:00 он ещё лежал вверх килем и в 18:02 навсегда исчез, погружаясь кормой (по другим данным, носом вперед), когда уже начинались сумерки. Спасенные с «Gneisenau» утверждали, что он расстрелял все свои снаряды и в момент гибели представлял собою совершенную развалину. Координаты места гибели «Gneisenau» GPS -52.766667,-55.067. В самом начале боя лёгким крейсерам германской эскадры приказали рассредоточиться и уходить по способности. В то время как линейные крейсеры англичан расправлялись с германскими броненосными, британские крейсера, каждый выбрав себе определенную жертву, перешли в преследование. Между ними и немцами произошли два отдельных столкновения. В результате «Kent» в 19:27 в точке с координатами GPS -53.475,-55.067 потопил «Nürnberg»
…, а «Cornwall» и «Glasgow» в 21:23 в точке с координатами GPS -53.9167,-55.9167 - «Leipzig».
Только «Dresden» удалось оторваться и уйти в Тихий океан.
Вскоре были потоплены и вхождившие в состав германской эскадры угольные транспорты. Бой между германскими броненосными и британскими линейными крейсерами закончился достижением полной победы последних через 4 часа после открытия огня. Хотя по календарю в южном полушарии стояло лето, но вода там охлаждается айсбергами и холодными течениями из Антарктики, и температура воды составляла всего лишь +6-7°С. Прошло некоторое время до того, как смогла подоспеть помощь оказавшимся в воде немцам, так как во время боя много шлюпок у англичан было повреждено. Подойдя к месту гибели, английские крейсера спустили шлюпки и стали поднимать из воды плававших на кругах и койках людей.
С потопленного «Gneisenau» из 785 человек экипажа до 300 осталось на поверхности воды, но не все из них дождались спасения с английских кораблей. Всего из ледяной воды шлюпками англичане подняли 207 человек, в частности, на «Invincible» семь офицеров и 101 матроса из общего числа 187 спасенных, 62 (10 офицеров и 52 матроса) подобрал «Inflexible» и 17 «Carnarvon», но 20 из них вследствие холодной воды и погоды скончались от переохлаждения или разрыва сердца. Из экипажа «Gneisenau» погибло 598 человек. Среди спасённых оказался старший офицер «Gneisenau» корветтен-капитан Покхаммер – основной источник информации о ходе боя с германской стороны. Часть спасённых в результате обмена вернулась в Германию ещё в ходе войны. В числе погибших на двух германских броненосных крейсерах оказались вице-адмирал граф Максимилиан фон Шпее и один из его сыновей лейтенант флота граф Генрих Франц фон Шпее на «Gneisenau», другой – обер-лейтенант флота граф Отто Фердинанд фон Шпее погиб на «Nürnberg», а также оба командира кораблей. Всего немцы потеряли 1645 человека погибшими и пленными. Погода изменилась как раз перед тем, как затонул «Gneisenau», Пошёл лёгкий дождь. Если бы он начался двумя или тремя часами раньше, это, возможно, помогло бы германским кораблям уйти, но удача в тот день была не на стороне немцев. Мемориал в честь победы бы построен на общественные пожертвования и открыт 26.02.1927г.
Он весьма живописен, но находится довольно далеко от причала, куда причаливают тендеры с круизных лайнеров. Последний корабль германской эскадры – крейсер «Dresden», ускользнувший от Порт-Стэнли, в течении трех месяцев скрывался в гаванях пустынного побережья Чили, изредка заходя в порты для бункировки.
Английские крейсеры «Kent» и «Glasgow» обнаружили его 14.03.1915г. в бухте Cumberland Bay.
Несмотря на то, что «Dresden» стоял в территориальных водах Чили, британцы открыли огонь. Немцы подорвали носовой артпогреб, крейсер разломился на две части и затонул.
Сейчас островитяне живут тихой спокойной жизнью британской провинции. Между населенными пунктами Фолклендов изредка ходят небольшие автобусы.
Развита система грунтовых посадочных площадок для малой авиации. Но, основным средством перемещения являются джипы.
Если бы не своеобразный ландшафт, можно подумать, что путешествуешь по шотландской глубинке.
Такие же малоэтажные домики. Безлюдные поля и аккуратные мостики.
Одинаковые туристические автобусы.
И стандартные церквушки. Неподалеку от пристани расположен кафедральный собор Порт-Стэнли (Christ Church Cathedral, GPS -51.692324, -57.859013).
Самый южный храм англиканской церкви был построен по проекту британского архитектора Arthur Blomfield (06.03.1829 – 30.10.1899гг.), автора Королевского музыкального колледжа (Royal College of Music) в Лондоне.
Его освятили в 1892г.
Стены собора украшены многочисленными памятными досками.
Основная масса посвящена морякам, погибшим в окрестных водах.
В 1933г. во дворе церкви установили арку из челюстей двух голубых китов в честь столетия со дня британского правления. Во время боев за острова церковь не пострадала.
Остался цел и расположенный рядом сувенирный магазин Falkland Islands Company, Ltd. (GPS -51.691872, -57.862181).
Там, кроме всякой дребедени, продают очень симпатичные сувениры в виде мягких игрушек.
Они не дешевые, но очень забавные.
Мы, как и аргентинские солдаты, прикупили себе несколько.
Наш водитель, Мик, служил во время конфликта в торговом флоте, поэтому вернулся на Фолкленды уже после войны в 1984г. Он отвез нас к пристани и на прощанье сказал, что первый раз возил такого «знатока» конфликта. Затем он неожиданно достал из багажника и подарил мне свой экземпляр книги D.J. Thorps «The silent listener Falklands».
На Golden Princess, в каюте, на кровати нас ждали сертификаты о посещении мыса Горн.
Там же мы разместили и мягкие игрушки из магазина Порт-Стэнли.
Погода продолжала нас баловать, подарив замечательный закат. Грех было не попытаться сделать фото в стиле «Мне звезда упала на ладошку».
А на ужин в буфете давали огромных жареных креветок.
Наши знакомые, которые решили осмотреть Фолкленды самостоятельно, рассказали, что им удалось попасть в Порт-Стэнли только спустя четыре часа после начала высадки. К тому времени там не осталось ни одной свободной машины и им пришлось довольствоваться только прогулкой по набережной. Они дошли до музея, который оказался закрытым, и через магазин вернулись на корабль.
За день было пройдено на машине 243км, 12км на тендере и 6,08км пешком.
27.01.2014г. понедельник. Десятый день круиза. День в море.
Утро выдалось таким же замечательным, как и предыдущий вечер. Ветер разогнал облака. Температура воздуха +22С – почти натуральное лето.
Высота волн - всего 0,5-1,25м.
После напряженной программы на берегу день был посвящен сладостному безделью с завтраком в каюту.
Единственный минус – надо либо впускать официанта внутрь, либо самому в исподнем забирать поднос около входной двери. Несмотря на довольно теплую погоду, ветер был очень сильный, порывами до 20м/с, поэтому народ принимал водные процедуры либо в джакузи, либо в крытом бассейне.
Не отважившиеся раздеться развлекали себя, как могли. Раскладывали паззлы…
Играли в настольный теннис (на него была очередь до позднего вечера)…
Немцы вообще с самого утра устроили пивную вечеринку с песнями и плясками.
На Golden Princess очень пристойная станция пиццы.
Как не «полирнуть» пивком, когда его подносят и подносят?
Около обеда по трансляции выступил капитан и сообщил, что из-за беспорядков в Puerto Madryn, заход в него отменен. Следующие сутки должны были быть посвящены переходу в Монтевидео, стоянка в котором теперь продлялась до двух суток. На доске объявлений тут же появилось изменение.
Тем, не менее, карта города все равно осталась висеть.
Во время вечернего чая в буфете был организован «сладкий» стол с тортами.
Вполне понравилось. А на ужин опять были крупные жареные креветки.
За день было пройдено 1,69км пешком.
Последний раз редактировалось Dr_AVI 22 авг 2016, 17:14, всего редактировалось 1 раз.
Магазины обещали распродажи и существенные скидки. В них были массово замечены и корабельные офицеры. Особенно умилил один русскоязычный руководитель, купивший парфюм для жены и советовавшийся с продавщицей по поводу парфюма для любовницы. Как говаривал один мой знакомый «донжуан»: «Не хочешь, чтобы жена унюхала других женщин, покупай всем одинаковые духи».
Cупруга всласть «нашопилась».
Особенно она отметила высокое качество рубашек, которых набрала в том числе и для подарков.
Они не дешевые, но даже по прошествии времени, выглядят очень пристойно. Чек после одного из заходов.