Гость » 18 окт 2008, 17:50
Почему агрессивен камбоджийский премьер
Содержание приведенной ниже статьи отражает личную точку зрения автора (Суппхалак Канчанакхунди).
Может показаться, что кабоджийский премьер Хун Сен слишком рано ударил в боевые барабаны, предъявив на этой неделе ультиматум Таиланду и пригрозив решить вопрос Преахвихеа силовыми методами, но для такого поступка у него имелись основания.
Разумеется, никто не верит, что Хун Сен прикажет войскам начать боевые действия, но подобный ультиматум должен быть тщательно изучен на предмет реального, скрытого смысла.
Некоторые аналитики поспешили усмотреть связь между действиями Хун Сена и бывшим премьер-министром Таиланда Таксином Чинаватом. Согласно выдвинутому ими сценарию событий, прямо в духе Маккиавелли, камбоджийский лидер помогает своему другу Таксину (а вместе с ним - зятю Таксина, нынешнему премьер-министру Сомчаю Вонгсавату) преодолеть внутритайские политические трудности. По мнению этих аналитиков, Хун Сен намеренно усугубляет внешние проблемы и провоцирует враждебность тайцев к Камбодже с тем, чтобы отвлечь тайское общественное мнение от текущего политического хаоса внутри страны. Однако, данная аналитическая модель излишне сложна, и она искажает реальную картину тайско-камбоджийских отношений.
Кроме того, правительство Сомчая слишком слабо для того, чтобы сознательно подогревать внешний интерес к внутритайским проблемам. Нынешний Кабинет окажется, скорее всего, просто не в состоянии мобилизовать необходимые для войны с Камбоджей ресурсы, и вместо поддержки тайского общества рискует получить обвинения во втягивании страны в войну. Иными словами, внешняя угроза скорее ухудшит положение Сомчая, нежели улучшит его.
Бряцающий оружием Хун Сен не преследует цели решить какую-то военную задачу военными методами – своими действиями он подкрепляет дипломатические ходы, направленные на достижение иных целей.
Правительству Камбоджи пришлось немало потрудиться для того, чтобы храм Преахвихеа был включен в Список всемирного культурного наследия. Ожидалось, что после того, как ЮНЕСКО объявит кхмерское святилище объектом всемирного наследия, туда потянутся толпы туристов, – включение объекта в Список обычно немедленно увеличивает его посещаемость. Однако, в случае с Преахвихеа Камбоджа не получила ничего, кроме обострения отношений с Таиландом, на границе с которым расположен кхмерский храм. Сразу после включения святилища в Список оно было закрыто для посещения и до настоящего времени не принесло Камбодже ни единого туристического доллара.
В 1962 году Международный суд ООН присудил Преахвихеа Камбодже, однако, удобные подъездные пути к храму расположены с тайской стороны границы. Пномпеню необходимо построить собственную дорогу, но, к несчастью, участок, необходимый для строительства, оспаривается Таиландом. Одним лишь усилением военного присутствия в районе объекта невозможно обеспечить безопасность территории, поэтому единственным способом «разведения» сторон является тщательная демаркация, требующая в свою очередь технологических ресурсов и двусторонних переговоров.
Из-за внутриполитических проблем стороны определенное время не обсуждали проблему границы в районе Преахвихеа. Таиланд до настоящего времени не может – опять же, в силу ряда причин – принять участие в работе Совместной комиссии по демаркации сухопутных границы (СКДСГ). Согласно Конституции, МИДу необходимо заручиться согласием парламента на проведение переговоров, затрагивающих вопросы государственной границы.
Внешнеполитическое ведомство уже представило на рассмотрение парламентариев проект условий, определяющих схему переговоров, но у депутатов в последнее время нет настроения ими заняться. На этой неделе сессия нижней палаты была отложена по причине кровопролитного столкновения между демонстрантами и полицией.
Сопредседателем СКДСГ обычно является заместитель министра иностранных дел, однако, у министра Сомпонга Амонвивата нет заместителя. Он должен сначала назначить сопредседателя из числа своих советников. Сомпонг, впрочем, уже заверил камбоджийского министра иностранных дел Хор Намхонга, что произведет это назначение в течение ближайших нескольких недель.
Хун Сен не может ждать долго. В феврале будущего года его правительство должно представить административный план управления Преахвихеа на рассмотрение Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО. Неурегулированность пограничного вопроса делает составление данного плана невозможным.
Похоже, используемая Хун Сеном тактика угроз приносит необходимый результат – несмотря на жесткий ответ Таиланда и обещание возмездия в случае нападения, тайские лидеры призывают Пномпень к спокойствию и к продолжению переговоров. Камбоджийский лидер будет просто счастлив увидеть готовность Таиланда к переговорам и возобновлению деятельности СКДСГ.
The Nation