ДЕНЬ 3.
Поездка на дальние храмы.1. Beng Mealea
2. Koh KerЕщё в первый вечер пребывания в Сиемрипе мы озадачились организацией поездки к храмам, расположенным на значительном удалении от Ангкора. Из нескольких известных комплексов мы выбрали два:
Beng Mealea, который французские реставраторы успели слегка расчистить в промежутке между двумя мировыми войнами, и который уже успел зарасти снова, и город
Koh Ker, в течение 20 лет служивший столицей кхмерской империи. Храмы находятся так далеко от Сиемрипа, что на тук-туке за вменяемое время до них просто не добраться (а теперь, после нашей поездки, я ещё добавлю, что и чистыми на тук-туке до них точно не добраться). Поэтому мы, недолго думая, для этой экскурсии выбрали легковой автомобиль. Около ночного рынка или паб-стрит (точно не вспомню) нашли туристическую контору и после небольшого торга за $80 заказали машину с водителем.
В обозначенный день в 6 утра к отелю подъехала очень приличная Toyota Corolla. Водителю был продемонстрирован план поездки из 2-х пунктов. По непонятной причине он стал настаивать на посещении в первую очередь комплекса
Коh Ker. Но мы люди учёные и знали, что лучше поступить с точностью до наоборот и ехать сначала в
Beng Mealea. Безусловно, я согласна с тем, что после
Beng Mealea созерцание большинства построек в
Коh Ker не приводит к нарастающему эффекту «Wow», да и бродить по нему в основном приходится не в тени, а под солнцем. Но, как говорится, дьявол кроется в деталях:
Beng Mealea надо непременно смотреть в «одиночестве». От выбора правильного времени для посещения будут зависеть Ваши воспоминания. Что Вы хотите запомнить: звонкое пение птиц среди древних развалин, опутанных джунглями, или китайский галдёж, эхом разлетающийся по округе? Каждый пусть решает сам.
Если Вы отправитесь к этим храмам самостоятельно на арендованной машине, то
не пропустите по дороге туристический комплекс с кассами. Иначе придётся очень долго возвращаться обратно, т.к. у храмов билеты не продают, а только проверяют. Наш водитель все эти тонкости знал и остановил машину в нужном месте.
Beng Mealea (Бенг Меалеа) На парковке перед храмом мы с удивлением обнаружили, что прибыли не первыми. Вдалеке уже маячили два женских силуэта. Контролеры пока не пришли на свои рабочие места, поэтому билеты у нас никто не проверял. Когда мы вошли внутрь, под кронами деревьев ещё не рассеялись предрассветные сумерки, и только что взошедшее солнце не успело разогнать ночную прохладу. Лесную тишину нарушало лишь звонкое пение птиц, создавая потрясающее ощущение единения человека и природы. Чуть позже стали попадаться группки по 2-3 человека с гидами, мы с ними быстро расходились и продолжали наслаждаться тишиной и одиночеством этого места. К 9 утра прибыли первые экскурсионные автобусы, на узких деревянных мостках возникли заторы из желающих пройти. Птичьи трели стихли, и вместо них по округе стала разноситься людская разноголосица, полностью разрушившая утреннее волшебство этого места.
Итак, чем же привлекателен
Beng Mealea для туристов, и что его выделяет среди других храмов?
С градостроительной точки зрения,
Beng Mealea (
«лотосовый пруд») – это смешение различных стилей из разных эпох. Компоновка и планировка зданий имеют схожие с
Ангкор-Ватом черты, что породило версию, что проектирование
Beng Mealea относится ко времени
Сурьявармана II. Но, как нам уже известно, у этого короля был свой грандиозный проект, и вряд ли он имел возможность распыляться на иные объекты вне Ангкора. Дополнительную сумятицу вносит информация о присутствии в храме барельефов не только из индуистского, но и из буддийского пантеона богов. А это значит, что храм достраивался или перестраивался во времена
Джаявармана VII либо позже. Но стелу с надписями до сих пор не нашли, т.к. храм пока не восстанавливали, что есть огромный плюс для туристов, но одновременно большой минус для установления истины.
Примечательной особенностью
Beng Mealea является то, что здесь древний архитектор изобразил храм-гору в виде проекции на плоскость и заменил ярусы уступчатой пирамиды тремя галереями, окружающими центральное святилище (по типу матрёшки). Внешний (первый) пояс галерей самый протяжённый, а внутренний – самый короткий. В центре двора должен был возвышаться главный храм, воплощавший вершину горы Меру, но древние вандалы превратили его в бесформенную груду каменных блоков. Из-за подобной нестандартной одноуровневой компоновки с лёгкой руки экспертов
Beng Mealea стали называть
«плоским Ангкор-Ватом», хотя в последнем наравне с галереями по-прежнему присутствуют ярусы, которые имитируют возвышающуюся пирамиду. И хотя с
Ангкор-Ватом этот храм, конечно, не может тягаться ни по размаху строительства, ни по количеству каменной резьбы, тем не менее, на его примере очень любопытно взглянуть на эволюцию архитектурной и инженерной мысли – эволюцию храмов-пирамид в «плоскостные» святилища.
Всё это, конечно, занимательно, но очевидно, что главная изюминка
Beng Mealea – не особенная архитектура, а его заброшенность. Сюда ещё не успели добраться реставраторы, а с момента самой первой очистки от тропических растений прошло уже так много времени, что храм снова поглотили джунгли. Любители фильмов про Маугли, Вам сюда! А чтобы посещение прошло с пользой не только для души, но и для самообразования, я опишу несколько занятных деталей, на которые стоит обратить своё внимание.
Первое – это пятиглавые наги. Вернее резьба, которая украшает их капюшоны, и тщательная проработка всех деталей скульптуры. Это очень тонкая работа. И не было бы счастья, да несчастье помогло: за 850 лет забвения наги оказались под толстым слоем земли, который на протяжении многих веков защищал их от коррозии
(фото 1).
Второе – это изображения буддийских и индуистских сцен. Особо зоркие туристы, оказавшись внутри комплекса, обязательно обратят внимание, что поверхности стен храмовых построек практически свободны от барельефов и очень ровные
(фото 2). Есть версия, что стены были покрыты росписями, потому что вся резьба сосредоточена, в основном, на ложных дверях, порталах, притолоках и фронтонах
(фото 3). Не повторяйте ошибку монахов, которые, сделав несколько фотографий на фоне природы, поленились поднять голову немного вверх, чтобы рассмотреть композицию на барельефе, а потому пропустили довольно редко изображаемую сцену
(фото 4).
Третье – это техника строительства. В первую очередь обращает на себя внимание особенность исполнения полигональной кладки
(фото 5).
Beng Mealea построен полностью из песчаника. Притёртость и подгонка блоков настолько филигранны, что даже спустя несколько веков, не во всякую щель возможно просунуть листок бумаги. Рассказывая о кладке, нельзя не упомянуть тот факт, что блоки устанавливались без применения раствора. Крепление осуществлялось «друг за друга», а в ответственных местах использовалось дополнительное соединение «шип-паз» и его вариации.
Удивительна технология создания углов некоторых зданий: кхмеры возводили внешний или внутренний угол из элементов, вырубленных из песчаника в форме буквы «
Г»
(фото 6). Это очень трудоёмкий процесс, и остаётся неясным, почему они его не упростили и не стали использовать установку стандартных блоков (в форме прямоугольного параллелепипеда) в перевязку «ёлочкой».
Отдельно остановлюсь на сводах галерей и вообще на сводах в кхмерском зодчестве в принципе. Кхмеры не знали или же знали, но не хотели использовать технологию строительства «классического» арочного свода. Возводимые ими перекрытия в современной терминологии называются ложными сводами. При их строительстве используется технология напуска, когда блоки свода устанавливают с небольшим смещением относительно нижележащего ряда, пока они в итоге не сойдутся в центре, упершись друг в друга. При этом мастера обрабатывали лишь внешнюю сторону свода, делая его эстетически красивым с помощью имитации черепицы
(опять фото 3). Красоте свода изнутри внимание не уделялось. Грубость отделки «изнаночных» частей скрывалась за натяжным потолком из ткани либо подвесным фальш-потолком из дерева.
До сих пор я не упоминала о способах оформления оконных проёмов, увиденных мной в кхмерских храмах
(фото 7). Например, здесь, в
Beng Mealea (и не только здесь), оконная «рама» является частью общей кладки стены, представляя собой резную «фальш-раму». В других местах
(например, фото 1 Banteay Samre или фото 3 Koh Ker) «рама» может являться самостоятельным элементом (как сейчас принято), может быть «затёсана» под 45 градусов или под 90.
Одним словом, технических тонкостей очень много и, вероятно, большинству они не будут интересны. Поэтому дам простую рекомендацию: находясь в
Beng Mealea, просто наслаждайтесь единением с природой и смотрите чуть дальше своего носа. Ходить по территории храма можно везде. Деревянные помосты сделаны для удобства посетителей, дабы слабым и немощным облегчить осмотр достопримечательности. Но в сезон дождей, когда храм немного подтапливает, иного пути кроме как по настилу может уже и не быть. Учитывайте это при планировании поездки в
Beng Mealea.
фото 1 фото 2 фото 3. Резьба, имитация черепицы, ложный свод фото 4. Монахи сделали фотки друг друга и даже не посмотрели на фронтон со сценой из мифологии фото 5. Полигональная кладка фото 6. Конструкция углов с использованием "Г-образных" блоков. Смотреть между двумя окнами - наверху - там, где корень болтается. Или в самой правой части снимка фото 7. Имитация оконной рамы