Утром встаём, отправляемся на завтрак. Честно говоря, он оказался так себе. Возможно, на нас оказала влияние общая атмосфера совка, царящая на ресепшен, но, к сожалению, сам завтрак этого впечатления не изменил. Не хотел писать здесь негатива об отеле, но похоже, пару слов всё же скажу. Персонал – будто бы из махрового СССР. Неприветливые каменные лица, но при этом персонал профессионально заточен исключительно на получение денег. Про звонки с букин.кома я уже писал...
Что касается самого завтрака. В этом отеле брать его не рекомендую: скудный и дорогой. Пространство для приёма пищи очень небольшое, на террасе приходится долго ждать, пока другие не поедят. Когда же настаёт ваша очередь, работники кухни своими действиями тут же начинают вас подгонять: дескать, поторапливайтесь, позавтракать нужно ещё многим.
Ну да ладно. Негатив на самом деле был минимальным, ибо мы хорошо умеем абстрагироваться от подобных моментов и продолжать получать удовольствие от жизни. Тем более в отпуске. Как я уже писал, от отеля до исторической части города – рукой подать, как говориться, «центрее» не бывает. Это было главным аргументом при выборе места проживания и сегодня, спустя несколько месяцев, когда негатив давно забыт, вспоминается только хорошее. А Черновцы – просто отличный город.
В самом городе дороги, в отличие от многих североукраинских городов, оказались в очень приличном состоянии. Хотя и это высказывание не является абсолютным. На утро мы запланировали посещении резиденции митрополитов и с самого утра поехали туда на машине. Вот тут-то нас и ожидали не самые приятные впечатления. Наша Алёнка снова забыла, что не все дороги в Украине одинаково хороши, даже если на карте они обозначены одинаковыми линиями и, по идее, должны быть одинакового качества. По какой-то причине вместо того, чтобы ехать по Русской и затем по Университетской, Алёнка нас повела по Сагайдачного и Гагарина. Но это были волне себе нормальные улицы. Сюрприз нас ожидал на улице Нижинской, а точнее, в том её месте, где она пересекается с улицей 28 июня. Просто представьте себе сравнительно узкую сельскую улицу (а в этой части города находится частный сектор), ведущую в гору. В этом месте города рельеф сильно холмистый, угол уклона в некоторых местах составляет по моим глубоко субъективным ощущениям градусов 25, если не больше.
Медленно движемся в гору, собираемся поворачивать влево на улицу 28 Июня, и замечаем, что там, где улицы должны пересекаться, находится огромный горб из асфальта, являющийся практически преградой для тех, кто хочет съехать с улицы Нижинской. Просто так переехать не удаётся. Не доезжая до перекрёстка, а точнее, до асфальтового перевала метров десять, паркуюсь, выхожу из машины, смотрю, что можно сделать. Отягчающим обстоятельством в данном случае является то, что повернуть налево нужно с второстепенной дороги на главную, причём угол поворота достаточно острый, градусов пятьдесят. Какое-то время я изучаю трафик, исследую все неровности дороги. Нахожу, как мне кажется, оптимальную траекторию, по которой можно попытаться переехать наш асфальтовый хребет. Садимся в машину, жена закрывает глаза и вжимается в кресло. Начинаю двигаться. Я веду машину по намеченному фарватеру, подъезжаю к асфальтовому бугру, останавливаюсь, пропускаю всех, несильно нажимаю на газ. Наша Элантра заезжает на асфальтовый бугор в его самом пологом месте, передние колёса взмывают воздух, клиринса не хватает и машина со скрежетом начинает ползти пузом по асфальтовому бугру. Светлана затыкает не только глаза, но и уши, ещё сильнее вдавливается в кресло. Мне же ничего не остаётся, как двигаться дальше. По инерции автомобиль продолжает движение вперёд, его центр тяжести, наконец, перемещается за пределы асфальтового бугра и передние (ведущие!) колёса, наконец, опускаются за «холмом», находя под собой твёрдый асфальт главной улицы 28 Июня. Добавляю чуть-чуть газа, машина наклоняется вперёд и теперь уже задние колёса теряют опору, зависая над асфальтом, чтобы ещё через один метр испытаний обрести почву и под собой. Вся процедура заняла секунд пять-семь, при этом мы с женой чувствовали себя героями одного из моих любимых мультфильмов »На краю земли».
Повторю, дороги в Черновцах очень и очень приличные. И тем сильнее был контраст с тем, что мы только что пережили. «За что ты так не любишь нашего Элантрика?», – чуть ли не со слезами страшивает Светлана. Я-то его люблю, но не ожидал, что обычное пересечение перекрёстка будет сопровождаться таким квестом. Да и скрести пузом по асфальту – удовольствие ниже среднего. Забегая вперёд, скажу , что по возвращении из Украины во время планового ТО выяснилось, что с автомобилем всё в полном порядке. Тем не менее, ближе к зиме я решил сделать глобальную антикоррозийную обработку…
* * *
После неожиданного приключения через несколько минут мы подъезжаем к резиденции, где у северо-восточного фасада находим место и паркуемся.
Готовимся дышать полной грудью и смотреть полностью раскрытыми глазами.
Резиденція митрополитів Буковини і Далмації. Резиденция митрополитов Буковины и Далмации



Буквально несколько слов об истории появления университета в Черновцах. В XIX веке факт того, что в этом регионе университет нужен именно Черновацам, был отнюдь не очевидным. В деле выбора места его основания исключительно важную роль снова сыграл Евгений Гакман. Для этого ему пришлось выступить в австрийском парламенте с конкретными предложениями с целью положительного решения этого вопроса. Во-первых, он заверил, что один из факультетов, то есть теологический, будет финансироваться за счет православного религиозного фонда Буковины; во-вторых, помещение для обучения студентам-теологам пообещал предоставить в резиденции; в-третьих, владыка предложил временно разместить и другие факультеты в резиденции, пока не будет построено здание университета. Наряду с другими аргументами эти предложения склонили чашу весов в пользу Черновцов. Чему должны быть благодарны его потомки. И по-видимому, благодарны, ибо в противном случае мы не видели бы того количества абитуриентов с их многочисленными родственниками.
* * *
В те дни, что мы находились в городе, в Университете проводились вступительные экзамены. Немного удивительно, почему это было в конце июля, но факт остаётся фактом. Вся въездная брама и прилегающие к ней заборы были густо облеплены переживающими родителями, которые висели гроздьями на всём их протяжении. Висели они в надежде увидеть, как их чада будут выходить из того или иного корпуса. Со щитом или на щите…
В'їздна брама. Въездные врата

Мы пытались было взять крепость сходу, то есть прикинуться чайниками, сделать серьёзные лица и проникнуть на территорию, но охрана нас безошибочно вычислила и сразу вернула в зону, где топтались все остальные страждущие. Стоим, топчемся вместе с другими ожидающими экскурсовода, при этом наблюдаем, как периодически из разных корпусов университета выходят группы абитуриентов, обменивающиеся репликами в духе: «Две помарки, думаю, что будет нормально» или «Точно знаю, что одна ошибка и ещё две под сомнением», из чего мы с женой делаем вывод, что сегодня писали диктант.
Итак, десять утра. Среди родителей и просто туристов трудно определить тех, кто пришёл с целью посетить университет с экскурсией, но определённую группу подозреваемых мы постепенно обнаружили и присоединились к ней.
Юго-западные корпуса резиденции отлично освещены с утра и это радует. Но совершенно не впечатляет огромное количество людей, которые мелькают перед главными объектами съёмки и постоянно пытаются пройтись по твоим ногам и чуть ли не влезть в камеру. Периодически их становится меньше, но проникнуть на хорошую точку обстрела – задача не из лёгких: бдительная охрана тут же вычисляет нарушителей и возвращает их в дозволенную зону. Поразмыслив, как в такой ситуации поступить, я подхожу к охраннику и начинаю ему нудеть в духе: «Сами мы не местные, простите, дяденька, разрешите зайти за линию на несколько минут» и всё в таком духе. Охранник оказался крепким и первое время на меня не реагировал никак, но я решаю взять его измором, не отступаю и продолжаю ему ныть и гундосить. Рядом со мной ему ноют родители абитуриентов, которых он тоже не пускает. Но, в отличие от них, я ною высокопрофессионально и с энтузиазмом, к тому же меня, с фотоаппаратом в руке и в шлёпанцах на босу ногу легко вычислить среди «правильно и по случаю» одетых родителей. Родители рядом со мной понимают бесперспективность ситуации и отступают, я же продолжаю своё нелёгкое дело. Вода, как известно, камень точит и, спустя пять минут, охранник осознаёт, что меня проще пропустить, чем продолжать терпеть моё усиливающееся занудство. В итоге он выделяет мне трёхминутную индульгенцию. И, что самое удивительное и неожиданное, бесплатно. Времени не теряю, бегу к потенциально интересным точкам съёмки, которые совершенно случайно оказываются на какое-то время безлюдными. В итоге, пока мы все ждём опаздывающего экскурсовода, я успеваю сделать несколько снимков.
Митрополичий корпус. Митрополитский корпус


Капличка Святого Іоана Нового Сучавського. Часовня Святого Иоанна Нового Сучавского


Очень хороша церковь в честь Трёх Вселенских Святителей, Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Во время экскурсии мы её посетим. Что интересно: в советское время церковь не была разграблена, и здесь не был устроен склад ГСМ или чего-то похлеще. Все интерьеры остались невредимыми, в поздние советские годы здесь организовали зал ЭВМ.
Трьох-Святительськая церква УПЦ КП. Церковь Трёх Святителей

Войти внутрь церкви без экскурсовода нельзя. Позже мы сюда зайдём, а сейчас, дабы не делить впечатления на части, я выкладываю вид внутреннего убранства церкви.

Монастирський корпус. Монастырский корпус


Семінарський корпус з Трьох-Святительською церквою. Семинарский корпус и церковь Трёх Святителей
