Трек. День 11. Март, 23. Самый длинный день. Ночь выдалась спокойной, ведь поблизости не было ни голосистых петухов, ни корейских восходителей...
Первую половину ночи остывающий ледник убаюкивающе сопел и кряхтел, да временами в близлежащих кулуарах срывались вниз снег и лед.
Но к полуночи все затихло, и только шум падающей воды висел где-то рядом с нашим лагерем.
Еще перед сном Лева кинул нам в палатку металлизированный (фольгированный - ?) с двух сторон каремат. Я сверху бросил еще легкий надувной коврик.
Так что, ночью спать было тепло, и можно сказать, что комфортно, если б не несколько булыжников, так и норовящих впиться в спину.
Ночь пролетела достаточно быстро, ведь уже в половине третьего наша непальская банда поднялась, зашумела и начала греметь горелками и кастрюльками...
А в половине четвертого они начали будить нас, предлагаю утренний чай... Хотя к тому моменту мы уже и не спали, а просто лежали и ждали момента, когда придется вылезать из теплого спальника.
И вот момент настал: не вылезая из спальника натянул ходовое термобелье, ходовые брюки, носки.
Потом, уже вне спальника - свитер и пуховик. Попил чаю и не спеша нацепил оставшиеся вещи.
Проблемы возникли с ботинками. Причем, у всех... Наверное, стоило на ночь их закинуть в спальник, но мы этого не сделали. Поэтому за ночь ботинки подмерзли и стали буквально каменными...
Ногу впускать в себя они не хотели! Я и стучал их друг об друга, и о камень рядом палаткой, но становиться мягче позволить ноге попасть внутрь они не хотели...
В итоге, расшнуровал их почти полностью, помял, сунул внутрь грелку для ног, после этого с большим трудом натянул ботинки и заново зашнуровал их...
Те же самые манипуляции примерно в такой же последовательности проделали и Лева, и Ольга и Дмитрил.
Без нескольких минут четыре мы уже стояли около палаток и допивали очередную порцию чая.
Низкое звездное небо буквально нависало над нами. Казалось, что протяни руку вверх - и сможешь коснуться рукой звезд, но увы, это только казалось...
Со стороны кулуара слышался звук падающей воды, а снизу доносилось сонное сопение ледника, уже готовящегося к пробуждению.
Было морозно. За ночь снег смерзся, и уже мог держать нас, что мы не проваливались. Утренний ветер обжигал сгоревшее накануне под солнцем лицо, и вообще, стремился забраться в любую открытую щелку в одежде.
Наверное, ему тоже было холодно, и он искал, где сможет согреться. Грелка в ботинках, хоть и отдавала тепло, но все-таки, не прогрела ботинки окончательно. Ботинки оставались жесткими и промерзшими.
Дмитрилу и Ольге ночью было холодно. Ближе к утру они замерзли. В итоге Ольга решила наверх не подниматься, а остаться в лагере. Мы с Левой предложили свою палатку - в ней было теплее!
Около половины пятого Анг Дами, и Пендок взяли веревку, закрепили каждому кошки к рюкзаку, и мы двинулись в сторону кулуара.
Было темно, хотя низкие звезды и пытались осветить наш путь.
Вход в кулуар представлял из себя достаточно узкий проход между двумя скалами. Мы вошли в этот проход, и практически сразу пропал свет звезд. И налобные фонари включили даже те, кто до этого шел с выключенными.
И сразу же усилился звук падающей воды - он был и спереди, и справа, и даже снизу. А под ногами - под ногами был лавинный трейл. Возможно, снег сошел совсем недавно - снег сверху был подмерзший, но не осевший.
И по снежному языку мы пошли вверх, в направлении самого сильного звука - падающей воды.
На самом деле, идти было несложно - снег держал наш вес, мы не проваливались. Но подспудно где-то внутри сидел страх. Страх, что возможно, где-то есть расщелина, куда можно упасть, либо, что какой-нибудь шальной кусок льда либо камень прилетит сверху. Поинтересовался у Анг Дами, насколько опасно идти вверх по этому языку, и получил ответ, что пока холодно - абсолютно неопасно. А вот когда склоны прогреются, тогда нужно будет бояться.
Минут за тридцать дошли до источника шума - в тупике кулуара небольшая река буквально падала с плато вниз. Полностью водопада видно не было - только небольшая часть просматривалась в промоине снежного языка.
Далее по руслу подниматься было уже невозможно - прямо и справа по ходу движения уклон склонов был градусов около семидесяти. Да еще со свисающими глыбами льда поверху.
Уклон левого склона был более пологим - градусов около пятидесяти, и нижняя часть склона была покрыта снегом. Решили двигаться по левому склону.
Нацепили кошки, и траверсом пошли наверх... Заснеженный участок прошли достаточно быстро, и выше него склон был покрыт зарослями мелкого кустарника и клочками прошлогодней травы.
И хотя грунт был промерзшим, кошки уже больше мешали, чем помогали. Сняли кошки, и двинулись наверх, работая ногами, палками и руками.
Старались двигаться ровно, без рывков, чтобы не сбивать дыхание... Я мысленно подбадривал себя, что мол, вон за тем гребнем, будет плато и будет уже легче, потом за следующим, и так далее.
Уже из-за Мачапучре пробилась полоска света, и темнота сменилась предрассветными сумерками, а мы двигались вверх, стараясь достичь ровной площадки.
Наконец, нам это удалось - после шести утра мы вышли на плато, и перед нами открылась рассветная панорама цирка (увы, но сам рассвет мы пропустили).
Рассветное солнце золотом окрасила вершины Аннапурны Главной и пики хребта Аннапурны Южной.
С противоположной стороны сверкала своими своими льдами Мачапучре:

Было решено сделать перерыв на фотосессию и чаепитие.
Посидели, отдохнули... После того, как появилось солнце, стало резко теплеть. Быстро прогрелись промерзшие ботинки, воздух. Проснулся и заворчал ледник.
Быстро поднялась со стороны Мачапучре утренняя облачность:

И так же быстро облачность исчезла. Кстати, справа хорошо просматривается вершина Марди Химал.
Пока мы отдыхали, в сессии наравне со всеми решила поучаствовать и Мудрая Сова:
А это - Лева и Анг Дами:
Дмитрил пьет чай:
. Вот так сидели мы на гребне и любовались панорамой - панорамы Аннапурны Южной и Аннапурны Главной, Мачапучре.
Гребень идет далее наверх и упирается в пирамиду Тент Пика (Tharpu Chuli):
Напротив - скала аппендицита, которая образует еще один кулуар, соседний с тем, по которому поднимались мы.
Внизу - ледник. И На покрытых снегом участках видны наши следы.
скала
Пирамида Тент Пика