примерно полгода тому назад я интересовался, как перевезти автомобиль из РФ в Великобританию (https://forum.awd.ru/viewtopic.php?f=526&t=267091). Судя по всему, немногие решаются на подобный шаг (если такие вообще есть, кроме меня), поэтому информации удалось найти немного. Но я все же рискнул, и вот сегодня с утра я наконец получил британские номера. Пока информация о процессе их получения еще цела в памяти, спешу поделиться, на случай, если кому-то еще понадобится.
1. В каких случаях имеет смысл везти свою машину?
Еще несколько лет назад особого смысла заморачиваться с перевозом машины не было. Теперь ситуация изменилась -- благодаря падению рубля, автомобили в России одни из самых дешевых в Европе. Чтобы не быть голословным:
http://www.exchangeandmart.co.uk/used-c ... r-18279612
http://auto.e1.ru/car/used/nissan/x_trail/7564218
Как видите, при похожих характеристиках, возрасте и пробеге, разница в цене в 2 раза.
Поэтому если:
- вы едете на длительный срок с перспективой ПМЖ
- ваш автомобиль достаточно новый и дорогой, чтобы оправдать затраты
- ваш автомобиль вам нравится, и перспектива искать ему замену, да еще и с переплатой, вас не радует
- автомобиль произведен одним из ведущих мировых производителей и с достаточно высокой вероятностью удовлетворяет основным европейским стандартам (прежде всего, по выбросам),
то вариант забрать машину с собой становится весьма привлекательным.
2. Не будет ли проблем из-за левого руля?
Я не могу сказать за все возможные случаи, но по моему опыту, никаких серьезных проблем владение леворульным автомобилем в ВБ за собой не влечет. Некоторые запчасти будут сложнее или дороже, и если вам понадобиться потом машину продать, покупателя будет найти наверное сложнее (но всегда можно продать ее, например, во Франции). Ездить на леворулке вполне комфортно, поскольку типичная российская ситуация, когда вам надо обогнать какой-то еле-плетущийся крематорий на колесах, или нюхать его выхлопы и ехать со скоростью 20 км в час, здесь отсутствует, как класс. Даже на узких дорогах необходимость в обгоне у меня возникала крайне редко, а за исключением обгона, нестандартное расположение руля проблем не вызывает. Есть еще оптика (ваши фары будут слепить встречных водителей), но ее легко или перенастроить, или наклеить дефлекторы (стоят 6 фунтов).
3. Как везти?
Формально вариантов два: своим ходом или через транспортную компанию. Реально же, для большинства случаев, он скорее всего будет один - свой ход. Сложности второго варианта:
- машину надо будет оформить на постоянный вывоз, при этом у вас останется, кажется, 10 дней, на то, чтобы ее вывезти
- если у вас возникнут сложности с постановкой на учет в ВБ (не должно быть, но мало ли!), гораздо труднее будет отыграть назад. вроде как работники таможни обещают, что в таком случае без растаможки вы ее назад не вернете (правда, это с чужих слов)
- если машина зарегистрирована не в московском регионе, могут возникнуть дополнительные сложности при таможенном оформлении (из-за которого транспортная компания, которая перевозила мои вещи, отказалась связываться с машиной
- если вы перевозите свое имущество за свой счет, перегон машины транспортной компанией - весьма дорогое удовольствие, и во много раз дороже перевозки своим ходом
- наконец, в ВБ ваш автомобиль прибудет в виде чемодана без ручки. Без действительной иностранной регистрации вам будет сложно ее перегонять с места на место, не говоря уже о том, чтобы ей просто пользоваться в тот период (а он может растянуться на месяцы), пока вы будете делать британскую регистрацию.
При перегоне своим ходом этих проблем не будет, вместо них будут другие, но они все же гораздо легче решаются. Эти проблемы:
- нужна шенгенская виза
- из европейской части России ехать порядка 3-4 тысяч км, то есть 3-4 суток, т.е. процесс достаточно утомительный.
Основной расход -- бензин, в Европе он в среднем стоит порядка 1.5 евро за литр, так что в зависимости от расхода автомобиля получится от пары сотен евро до тысячи-двух. Если вы едете не один, это вполне может оказаться дешевле авиаперелета.
Еще одна статья расходов - страховка. Настоятельно рекомендую грин карту покупать как минимум на полгода, потому что британская страховка привязана к регистрации, а это процесс не очень быстрый. В моем случае полугодовая грин карта вышла мне в 17 тыс. рублей.
Платные дороги на нашем маршруте (Украина-Польша-Германия-Голландия-Бельгия-Франция-Великобритания) были, но значительного вклада в расходы не внесли.
Само собой, в дороге надо что-то кушать и пить, ночевать где-то -- это все тоже, само собой, стоит денег. В нашем случае это нам обошлось недорого, в Украине и Польше у нас были родственники-знакомые, остальные страны мы проехали одним днем до самой Франции. В Кале у нас была единственная ночевка в гостинице (70 евро номер для двоих взрослых и ребенка). Еда нам обходилась 15-25 евро на взрослого в сутки (на ребенка половина этой суммы или даже меньше), но при желании можно было бы сильно сэкономить.
Дороги на протяжении всего маршрута великолепные (не считая той части, которая проходит по территории бывшего СССР - впрочем, если ехать через Белоруссию, то может быть там получше с дорогами было бы), 95 процентов пути идет по автобанам, так что ехать достаточно легко.
4. Как поставить машину на учет в ВБ?
Как я уже писал ранее, первые полгода вы можете ездить по иностранным номерам и иностранной страховке (при условии, естественно, что она покрывает ВБ). Дальше начинается серая зона - в принципе после 6 месяцев и вы сами становитесь британским резидентом (а британский резидент не имеет права управлять автомобилем с иностранными номерами), и машина ваша пересекает 6месячную отметку (хотя что касается самой машины - если ее вывезти за границу и ввезти обратно, то счетчик сбросится), и законных оснований продолжать ездить у вас уже не остается.
Есть различные уловки. Например, есть норма закона, по которой, если вы приехали в ВБ учиться или работать на строго определенный срок, вы можете не менять регистрацию автомобиля, и продолжать им пользоваться и за пределами 6 месяцев. Но для этого не достаточно иметь визу с ограниченным сроком годности -- от вас потребуют письмо от работодателя (или из учебного заведения, если вы студент), с указанием этого конкретного срока. Кроме того, начнутся проблемы со страховкой - вы можете, конечно, съездить в Россию, и купить там грин карту на очередной период, но насколько она вас реально защитит на дорогах в случае аварии, неясно.
Стоит ли рисковать? Судите сами. Здешние знакомые мне рассказывали, что у одного человека машину утилизировали, за то, что он ее вовремя не поставил на учет (при том что он из Прибалтики, т.е. гражданин Евросоюза!). Не удивился бы, если в таких случаях возникли бы потом проблемы при получении ПМЖ (так как вы пытаетесь усидеть сразу на двух стульях -- с одной стороны, утверждаете, что вы тут временно, за счет чего получаете льготы на пользование автомобилем с иностранной регистрацией, а с другой стороны пытаетесь стать резидентом -- если это всплывет, уверен, что миграционному чиновнику это не понравится) -- так что лично я, после того, как официальные органы разъяснили мне, что к моему случаю оговорки и послабления не относятся, занялся регистрацией машины вплотную.
Для получения номеров от вас требуется послать несколько документов в DVLA -- после чего в пределах 6и недель вам пришлют свидетельство о регистрации (в моем случае это было чуть больше недели). Загвоздка, однако, в том, что если ваш автомобиль не был импортирован в Россию из ЕС, то самый главный документ, approval of type, у вас не примут. Поэтому процесс становится чуть сложнее, но все равно, ничего сверхсложного здесь нет (хотя временами так может казаться до того, как вы во всем разберетесь). Для регистрации автомобиля российского производства (включая российские иномарки) вам потребуется:
- растоможить автомобиль
- пройти Individual Vehicle Approval -- осмотр автомобиля на предмет соответствия британским стандартом; при этом вам потребуется произвести некоторые изменения, чтобы устранить неизбежные расхождения в стандартах -- подробнее об этом позже
- заполнить форму V55/5, приложить все требуемые документы, включая чеки или postal orders на сумму транспортного налога (сотня-две фунтов в зависимости от экологических характеристик автомобиля) плюс плата за обрабоку регистрации (55 фунтов), и отправить в DVLA Swansea
После этого вы можете купить страховку (но здесь тоже будут свои тонкости - подробности ниже) и спокойно ездить в свое удовольствие.
Подробнее по этапам:
Растаможка - если вы переезжаете в Британию из другой страны, вы не обязаны платить таможенную пошлины на ввозимое имущество, включая автомобиль. Но вам потребуется заполнить форму C104A, и приложить к ней доказательства того вы были резидентом другой страны как минимум за 12 месяцев до переезда, и ваша машина была с вами. Для этого достаточно предоставить счет за коммунальные услуги на иностранный адрес, и иностранное свидетельство о регистрации автомобиля (или иностранную страховку и т.п.) с соответствующими датами. Для обоих этих документов у вас потребуют официальный перевод -- так что лучше всего подготовиться заранее.
Эти документы отправляются по почте в таможню (HMRC), причем в моем случае оригинальные документы там благополучно потеряли, и мне пришлось посылать сканы по электронной почте (включая и заполненную форму С104А).
IVA -- как я уже писал ранее, если вы ввезли ваш автомобиль в Россию из ЕС, вам достаточно будет предоставить approval of type (certificate of conformity). Если ваш автомобиль российского производства, вам нужно пройти Individual Vehicle Approval, для чего вы, прежде всего, отправляете соответствующую форму по почте, производите оплату (199 фунтов) по телефону, после проходит какое-то время (порядка пары недель) пока ваш application
рассмотрят, и тогда вы получите ответ по электронной почте, и можете звонить на любую станцию, которая производит IVA, и назначать appointment. На IVA у вас стопудово выявят, как минимум, следующие проблемы:
- циферблат спидометра показывает километры в час, а не мили в час
- задний противотуманный фонарь отстуствует или расположен с неправильной стороны - в Британии он обязателен, и должен располагаться справа.
Если вы не отрегилировали фары, чтобы не слепить встречных водителей, вам укажут и на это.
Поэтому я рекомендовал бы эти недочеты устранить сразу, а заодно уж и почитать все требования агенства по сертификации, чтобы лишний раз потом не мотаться. Если проблемы нашлись, вам надо будет их устранить, и заплатить 45 фунтов за повторный IVA. Если нет -- вам выдадут IVA certificate, который и будет вашей основной бумажкой для получения регистрации.
Еще одна тонкость -- форму на регистрацию автомобиля придется заказать по почте (скачать с интернета и распечатать - нельзя!), на что уйдет дополнительное время, поэтому я настоятельно рекомендую заказать форму заранее. Также, при открытии счета в банке, не забудьте попросить чековую книжку -- это упростит вам жизнь в подобных ситуациях, так как ряд правительственных учреждений до сих пор живет в прошлом веке, и кроме чеков и postal orders никаких других видов платежей не принимает.
По поводу последовательности действий:
- DVLA не примет у вас документы на регистрацию, пока автомобиль не будет растаможен
- но это не мешает вам пройти IVA вне зависимости от того, растаможен он, или нет
В общем я рекомендовал бы заняться IVA и растаможкой сразу по прибытии, а всем остальным -- после того, как у вас будет постоянный адрес (DVLA потребует от вас proof of current address -- т.е. ту же самую квитанцию за коммунальные услуги, только уже с вашего британского адреса).
Стоимость вопроса:
200 фунтов за IVA
65 фунтов циферблат спидометра
60 фунтов механику за замену циферблата и перестановку противотуманки на правую сторону
45 фунтов за повторный IVA
В общем и целом, недорого, если сравнить с тем, сколько вы потеряете на продаже автомобиля в России, при условии если он у вас достаточно новый и качественный.
По страховке: ваша ситуация в ВБ называется "grey import", и обращаться вам надо в одну из страховых компаний, которые работают по этому направлению. Большинство крупных страховых компаний этим не занимается, так что имейте это в виду.
Я страховал свою машину в Adrian Flux Insurance, обошлось это в 1650 фунтов в год, что я считаю не дорого -- с учетом того, что страховка на иностранца всегда дороже (знакомые платили 200 фунтов в месяц на британскую машину только из-за того, что права были не британские), и того, что страховка с очень широким покрытием (это КАСКО с дополнительным покрытием в Европе, breakdown protection, replacement coverage etc.), ну и наконец, у моей жены стаж вождения сильно меньше моего, а ее страховка тоже покрывает. Для сравнения, пару лет тому в России мне насчитали КАСКО в районе 120 тыс. рублей в год (на меня и на жену), при чем особых наворотов там не было.
ВАЖНО: при рассчете стоимости страховки вы можете получить хорошую скидку, если предоставите справку о безаварийной езде (no claim bonus). Настоятельно рекомендую озаботиться этим вопросом за ранее -- в моем случае без скидки стоимость была бы в районе 1900 фунтов, а если справку удалось бы получить за все годы, а не только с 2012, то скидка была бы больше, и платить пришлось бы всего 1300 с копейками. Справку вы можете получить в своей страховой компании или в ГИБДД (я получал в ГИБДД, но правда мне помогали знакомые, не знаю, насколько реально без знакомых). Естественно, вам потребуется официальный перевод этой справки специализированным агенством.
Ну вот вроде и все.
Удачи!