По имеющейся в интернете информации выделили два варианта маршрута:
1) Почти через всю Россию до Байкала и потом на юг через Монголию, Китай и Лаос
2) Через Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизию и Индию/Китай
Второй маршрут осложняется самой дорогой через горы, а на одной машине, тем более не на внедорожнике, ехать туда не хотелось.
Итак, мы выбрали маршрут через Россию и на юг.
Ориентировочная длина маршрута 14 000 км. Время в пути 2-2,5 месяца в одну сторону.
Стартовали мы из Москвы 1 марта, сейчас уже находимся в Китае.
Расскажу отдельно про все пройденные участки пути и планы на оставшиеся страны.
Часть 1. Россия
Москва – Владимир – Нижний Новгород – Чебоксары – Казань – Уфа – Челябинск – Курган – Новосибирск – Омск – Красноярск – Иркутск – Байкал – Улан-Удэ – Кяхта (граница с Монголией)
Расстояние 6 700 км, время в пути около трех недель. В каждом из городов останавливались на ночь – две, максимум. Также было несколько ночевок в придорожных гостиницах.
Бюджет: бензин примерно 35тыс. рублей, проживание в среднем 1300 рублей за ночь на двоих (в основном, снимали апартаменты через букинг), питание 1000 в день (завтрак покупали в магазине, обедали бизнес-ланчем или в придорожном кафе, ужинали там же или пельмешками:)).
Проехав Россию, пришли к таким выводам (по нашей стране так далеко никогда не ездили, поэтому простите, если ниже будут прописные истины):
• Дорога от Москвы до Байкала в хорошем состоянии! Почти везде есть разметка и светоотражающие столбики, можно ехать и в темное время суток, хотя старались всегда приезжать засветло. Вокруг Байкала со стороны Бурятии дорога уже хуже. Если стоит знак 50, то лучше не ехать, как привыкли, 70, а все же прислушаться. Подпрыгнули там хорошо так пару раз.
• В российских городах очень много неплохих апартаментов, по стоимости гораздо ниже гостиниц. Останавливались почти всегда в них. Из плюсов - простор (не как в дешевом номере ютиться), есть все необходимое (плита, чайник, стиральная машина, утюг и т.д.), много розеток и, конечно же, цена. Из минусов - постель и постельное белье бывало иногда плохого качества, хуже, чем было бы в гостинице; нужно созваниваться с хозяином, хотя в России это не мешает (языкового барьера нет, позвонить можем, не как за границей)
• Очень интересно менялся пейзаж
От заснеженных степей
До непроходимых лесов
От милых деревень
До пустынных озер под слоем снега
Ну, и конечно-же, наша главная часть маршрута по России - Байкал
И просто нереальная дорога к нему. Очень необычный и интересный пейзаж
На ютубе можно посмотреть видео из нашей поездки. Здесь же будем размещать полезную информацию. Ниже, например, видео о том, стоит ли ехать на зимний Байкал, что там делать и сравнение западного и восточного берегов озера
Часть 2. Монголия
Сухэ-Батор (у границы с Россией) – Улан-Батор – Горхи-Тэрэлж – Замын-Уудэ (граница с Китаем)
5 дней, 3 из которых ночевали в Улан-Баторе.
1150 км
Изначально хотели заехать в Даланзадгад, чтобы посмотреть на Гоби (поющие пески Хонгорын-Элс) и Ущелье Елын-Ам, но не успевали по времени и решили дольше остаться в столице.
Про границу Россия-Монголия.
От нас нужны были загранпаспорта, техпаспорт и страховка на машину, немного денег на монгольской стороне и терпение)
На российской стороне плохо работали компьютеры, поэтому продержали нас там 3-4 часа (пока всех внесли в базу). Затем при досмотре спросили технические характеристики квадрокоптера (у нас dji 4 advanced), пришлось искать при таможеннике в интернете. Они записывали на мини-камеру))
Затем еще 1,5 часа на монгольской стороне. Больше из-за языкового барьера и самой ситуации: не каждый день через них проезжает машина в сторону Таиланда. Им просто нужно было написать, когда машина вернется в Россию, насколько я поняла.
В итоге 5,5 часов на границе!
Что мы для себя вынесли из поездки в Монголию:
• Очень интересный и красивый пейзаж
• Много пасущихся домашних животных, можно постоянно останавливаться и делать фото
• Улан-Батор – большой и современный город с обилием ресторанов и кафе, ТЦ. Совсем не похож на азиатский город в нашем представлении. Нет суеты и бардака. Даже не смотря на пробки.
• Очень понравился национальный парк Горхи-Тэрэлж.
Если хотите остановиться там в юрте, то лучше приезжать днем, либо бронировать заранее. Мы же приехали после заката, ездили там в темноте по ямкам и ухабам. В итоге открытыми нашли только дорогие гостиницы, пришлось возвращаться в Улан-Батор, так и не переночевав в национальном монгольском жилище
Часть 3. Китай
Долго изучали вопрос въезда в КНР на собственном авто. Это, действительно, сложно. Нужны китайские права, номера на машину, разрешения из нескольких инстанций в каждой провинции Китая, нужен сопровождающий.
Написали нескольким агентствам, которые должны этим заниматься. Ответом из одного из них был список документов на немецком)) Выбрали Navo tours, по нему были отзывы от путешественников из Европы и Америки, и нам очень понравилось, как четко и информативно на хорошем и понятном английском отвечала менеджер.
Начали переписку с ними 10 января, запланировали въезд в Китай на 28.03, потом сдвинули на 29.03. Все документы и половину оплаты просят предоставить за 1-2 месяца до даты въезда для старта бумажной работы.
Итак, что нужно:
1) Однократная виза. Подавали через визовый центр. 5 рабочих дней, 4200 руб.
Турагентство предоставило все необходимые документы для визы:
1. Приглашение, в нашем случает от компании NAVO
2. На сколько запрашиваем визу. Здесь мы запрашивали на 30 дней, что больше запланированного срока, на случай непредвиденных ситуаций
С нашими именами на бланке
3. Список гостиниц на запрашиваемый период
С нашими именами на бланке
4. Гарантия безопасности для путешественников на собственном автомобиле от китайского правительства. На китайском. Так и не поняли, что в этом документе было сказано)
5. Лицензий турфирмы
6. Письмо в китайское посольство для объяснения отсутствия билетов. По правилам мы являемся гостями компании NAVO, которые приезжают на своем авто, поэтому не требуются билеты на самолет/поезд и т.д.
Все документы были на китайском, с их знаменитыми печатями с красной звездочкой.
2) Оплата 5 тыс $ за 13 дней (вся бумажная работа, гид)
3) Фотографии машины в профиль и анфас:)
4) Маршрут. Согласуется вместе с менеджером. Мы отправили даты и места пересечения границы, а также свои пожелания по посещению красивых мест. Агентство предоставляет затем полностью расписанный маршрут
5) Сканы паспортов и водительских удостоверений (российских, не МВУ)
6) Документы на машину (техпаспорт, ПТС)
Часть 4. Лаос
По информации в интернете и от нашего китайского турагентства для въезда в Лаос пока не нужны какие-то дополнительные согласования. Виза туда также не нужна. Поэтому мы просто едем со своими загранпаспортами, документами на машину и МВУ. Надеемся, что долго нас на границе не продержат и впустят)
Дальше будет отдельный отчет по путешествию в этой стране.
Часть 5. Таиланд
Для въезда на машине сюда, как в Мьянму и Вьетнам, нам понадобится разрешение и сопровождение в лице гида.
Посольство России ответило, что у них нет никакой информации по этому вопросу, министерство туризма Таиланда не отвечает на наши письма. Написали в ряд турфирм, из шести ответили два.
Стоимость у них примерно одинаковая: разрешение около 300$, гид 250$ в день (минимум 5 дней). Таким образом на две недели выходит примерно 4 тыс $, почти как в Китае. Что довольно дорого, считаем сейчас бюджет. Возможно, возьмем минимальный тур на 5 дней.