В последнее время поездки заканчивались в ближайших магазинах по ту сторону границы. Это угнетало. Приехать в другую страну посетить магазин и вернуться обратно. Ерунда какая-та. Скукотища! А как же экскурсионная программа? Но Финляндия, к сожалению далеко не Польша. Все приграничные городки осмотрены и объезжены (надо признать, что большинство достопримечательностей можно назвать таковыми только с большой натяжкой). Природа – да. Этого у соседки не отнять. Но не в январе же с его жутко короткими световыми днями. В общем, намечалась очередная рутинная поездка за сыром.
И тут я вспомнил, что когда-то читал, что в Лаппеенранте около фабрики Фазер есть небольшая экспозиция танков. В количестве 4х штук. Тут же жене было обещано обязательно посетить Призму. Обычно в нее ехать лень. Выдвинулись пораньше, что бы не совсем поздно вернуться домой. Прихватили приятелей по пути и полностью снаряженные – 6 человек в машине – направились к границе. Собственно про дорогу особо рассказывать нечего. Все как всегда.
Повеселил только случай на нашей границе. Подъехав к будочке пограничников, выгрузились все из машины и создали около окошечка немаленькую такую очередь. Все-таки 4 взрослых и 2 шебутных ребенка. Пока девушка проверяла документы у водителя, подошедший таможенник решил поинтересоваться у наших друзей: а где их машина? И что выходить из нее нужно только тогда, когда отъедет предыдущая.
Поворачиваюсь и указываю на наш Ларгус. Вот, говорю наша машина. Это-то понятно, отвечает таможня и опять к приятелям – А ваша-то где??? С сомнением он потом изучал внутренности машинки и нашу внушительную компанию.
Когда в семиместном Ларгусе устанавливаются 2 дополнительных кресла, багажника не остается совсем. Этот факт видно и смутил доблестную таможню. Кто же без багажника ездит в Лаппеенранту?
И вот мы в Финляндии. Еще полчаса и мы проезжаем Призму и пытаемся найти парковку около танков. Ближайшая - за шлагбаумом и туда не пускают. Немного затупив от знаков (вроде и проезд не очень разрешен, и в то же время машины туда-сюда снуют) меня выпустили из машины.
И вот они – Танки.
Немецкая самоходная артиллерийская установка StuG III Ausf.G, поступившая из Германии в Финляндию в 1944 году. На этих агрегатах финны воевали против нас на стороне немцев, а потом (очень недолго) против немцев
Советский средний танк Т-54 1951 года выпуска. Т-54 поставлялись из СССР в 1960-е годы и стояли на вооружении до 2000-х.
Comet Mk.1 Model B - британский средний танк времён Второй мировой войны, выпускавшийся с 1944 по конец 1945 года. Стоял на вооружении финской армии в 1960-е годы видимо для учебных целей.
Charioteer Mk.7 Model B - британский средний танк 1952 года выпуска. Такие машины эксплуатировались финской армией с 1958 года по 1980-й.
Немного информации на двух стендах
Быстро прыгаю в машин. Отчаливаем, пока не оштрафовали. Оказывается, мы вертелись по велосипедным дорожкам. Каюсь. Виноваты. Все, я доволен как слон. Не зря съездили. Теперь двигаемся по программе девушек. Призма, Лидл, Дисас…ну и так далее.
Куда бы поехать в следующий раз за впечатлениями?