Перед тем, как приступить к чтению данного отчёта и других моих работ, давайте познакомимся чуть поближе, и я расскажу вам про свои книги)
Меня зовут Ян, я родился и живу в Ярославле.
С детства у меня была тяга к дальним странствиям и к писательству. Так я пришёл к своему хобби - я пишу о своих путешествиях, и не только о них.
В 2007 году здесь, на Форуме Винского, я выложил свой первый рассказ - Эмоции в деталях о Кубе. Затем на протяжении многих лет я написал на Форум ещё десятки рассказов.
Очень часто читатели рекомендовали мне издать мои произведения в книжном виде.
Спустя десять лет я наконец-то внял их советам)
В 2017 году увидела свет моя книга, которая объединила целый ряд отчётов - Кубу, Северную Корею, Сирию, Израиль, Европу, Бразилию, США, Китай.
Я назвал её "К Последнему Морю!". Издание получилось пухленькое - 630 страниц.
Если вам интересно моё творчество - вы можете заказать книгу себе. Проект для меня совершенно некоммерческий, я всегда рассматривал своё творчество как некий инструмент для изменения мира к лучшему.
Если кто-то улыбнётся, читая мои произведения, если настроение человека улучшится, если кто-то посмотрит на окружающий нас мир несколько под другим углом, если вы расширите свой кругозор - значит, для меня всё это было не зря)
Кроме этой книги, я написал книгу про свой родной город - Ярославль. Я написал "100 деталей Ярославля", когда был варварски молод - в 2009 году, мне было 27 лет. Издание оказалось очень успешным - завоевало ряд региональных и федеральных наград с какими-то длинными учёными названиями, выдержало два переиздания.
Для меня эта книга - как дань моей Малой Родине. Я благодарен Ярославлю за то, что он сделал меня таким, какой он есть. Я считаю, что если бы каждый человек четко понимал своё место во времени и пространстве, и своей Малой Родины в этом самом пространстве - мир был бы немного лучше)
Если кто-то после прочтения этой книги посмотрит не только на Ярославль, но и на любой другой город под несколько другим углом - во время обычной прогулки будет внимательнее смотреть себе под ноги, на стены, вверх - то опять-таки, я копчу небо не зря) Если кто-то после прочтения этой книги научится ВИДЕТЬ, а не просто смотреть - отлично! Если обыденный маршрут человека от дома до работы заиграет новыми красками, которые дают маленькие уличные детали - это для меня вообще экстаз!
Если вам интересна любая из этих книг, то пишите на адрес kposlednemumoryu@mail.ru , там вам расскажут дальнейшие инструкции по приобретению. Цена авторская: "К Последнему Морю!" - 700р, "100 деталей Ярославля" - 500р. Пересыл в любую точку России - 250р. В другие страны рассчитывается персонально.

Закончить своё лирическое вступление мне хотелось бы благодарностью Форуму Винского и его читателям. Без вашей поддержки, без осознания того, что моё творчество востребовано людьми, всё сложилось бы совсем иначе, и вряд ли бы книга "К Последнему Морю!", как сборник моих отчётов с форума, увидела бы свет.
Но... ваша поддержка была на протяжении всех этих лет, а это значит, что свой так сказать талант бумагомарательства, который был вложен в меня с рождения, я не зарыл в землю, а человеку важно это осознавать. Важно и мне.
Всем спасибо, и приятного чтения!
-------------------------------------------------------------------------------------------
Во вторник 6 июня 1944 года в ходе Второй Мировой Войны американскими и английскими войсками была проведена самая крупная в истории морская десантная операция. "День Д" вошел в века.
Во Франции на побережье Нормандии высадилось почти три миллиона солдат.
Западный фронт, называемый у нас Вторым фронтом, наконец-то был открыт.
В ходе операции "Оверлорд" туманным утром тысячи судов, вышедших из портов юга Англии, пересекли Ла-Манш и приступили к освобождению захваченной немцами Франции.
Немцы знали и готовились. Северное побережье Франции защищал т.н. "Атлантический Вал" - полоса мощных прибрежных укреплений. Поскольку бОльшая часть вермахта сражалась на Восточном фронте, во Франции солдат было немного, и битва на укрепленных рубежах побережья решала судьбу всего Западного фронта.
Союзники высадились на слабоукрепленных пляжах Нормандии, операция была страшно засекречена и эффект внезапности удался.
Высадка происходила на пяти нормандских пляжах, кодовые названия которых, конечно должен знать каждый школьник (американский я полагаю) - Юта, Омаха, Голди, Джуно и Сворд.
На пляже Омаха немцами было оказано ожесточенное сопротивление. Высадка первого эшелона превратилась в кровавую бойню. "Кровавая Омаха" стала для американцев символом всей Второй Мировой войны.
Я вот люблю историю.
И вот я в зоне высадки "Омаха".


Американцы неспроста выбрали этот пляж для высадки. На многие километры вокруг побережье представляет собой отвесные скалы, и лишь эта шестикилометровая открытая полоса пригодна для десантирования людей и техники.
Немцы тоже догадывались об этом скромном факте, вот почему здесь американцев ждалом 8 крупнокалиберных орудий, 18 противотанковых орудий, и под сотню пулеметов. Весь берег пляжа представлял из себя сплошное мессиво из ежей, мин, колючей проволоки, в воду были вбиты сваи, чтобы помешать подходу десантных судов.

Далее путь американскому десантнику преграждала пятиметровая песчаная дюна, поросшая кустарником

а за ней - двухсотметровой ширины заболоченный солончак

а за ним - пятидесятиметровой высоты гряда холмов, недоступная для техники. На ней то и сидели немцы.

Но американцам очень нужно было высадиться
К пяти утра около шести тысяч судов, гигантская армада, перескла Ла-Манш, и часть этой Армады согласно плану направилась к сектору высадки "Омаха"
Если высадка англичан и канадцев на участках "Голди", "Джуно" и "Сворд" прошла гладко, то здесь у американцев не заладилось с самого начала - сильный туман, шторм, отвратительная видимость.
Яростная бомбардировка холмов "Омахи" с самолетов и с кораблей не принесла немцам никакого вреда - настолько надежны были доты. В нескольких километрах от берега американцы приступили к посадке десантников с кораблей на легкие десантные катера.

Вот где-то там это было, вдали

Одновременно линкоры "Техас" и "Арканзас" пытались превратить немецкие укрепления в мессиво, но тщетно.
Практически ничего не видя, вслепую, десантные катера закрутило на волнах и в лабиринтах ежей и свай. В панике началась выгрузка танков-амфибий на глубокой воде. Из 32 танков утонуло 29 со всеми экипажами. Лишь один капитан катера ослушался приказа и не выпустил свои танки. Эти то три танка и были единственной поддержкой пехоте

...которая таки добралась до небольшой глубины и приступила к высадке. Небольшая глубина - это два-три метра, что логично, большое количество солдат с 30-килограммовой амуниций сразу пошло ко дну
А остальных ждала кипящая от немецких пуль и снарядов прибрежная вода.

Участок "Омаха" был поделен на восемь секторов.
Вот столбики, они означают границы участков.

Один из них, с кодовым названием "Дог Грин", увековечил Стивен Спилберг в своем "Спасти Рядового Райана". Собственно, как и саму "Омаху".
За каждый сектор отвечала одна рота.
Восемь участков - восемь рот первой волны, 1450 человек.
Из этих солдат спаслись немногие.
Картина бойни, показываемая Спилбергом, близка к истине. Но длилась она недолго, потому что следующие волны, пройдя по трупам товарищей, начали выбивать немцев, которых, к слову, было немного.
Тем не менее, итоговые потери американцев на Омахе составили три тысячи человек - с учетом того, что потери всех союзнических сил во время высадки на всех пяти участках составили пять тысяч.
На "Юте" потери составили всего 200 человек, благодаря погоде - высадились не в том месте, а в двух километрах.
История рядового Райана имеет под собой реальную основу - два брата Ниландов были убиты на "Юте" и "Омахе", а третьего отправили домой к маме, правда, его никто не искал.
Для американцев Омаха - важная точка на мировой карте.
Помимо символа мужества и ужасающих для них потерь (естественно, несравнимых с масштабами операций Восточного фронта), здесь же находится военное мемориальное кладбище погибших американских солдат в ходе операции "Оверлорд".
По воле судьбы, я попал на "Омаху" 8 мая, а это, как известно, на Западе - День Победы. Мы закончили войну в Праге днем позже. Поэтому здесь было весьма многолюдно. По пляжу задумчиво бродили одиночки и пары с необъяснимым чувством в глазах.
Кто-то очень долго стоял и просто смотрел в море, в сторону Англии, туда, откуда 65 лет назад показалась флотилия союзников.

Кладбище более чем впечатляет
Огромный луг с аккуратными белыми крестами

Здесь лежит 9 300 солдат

Кресты изредка прерываются звездами Давида

Для многих американских евреев считалось святым долгом записаться добровольцем в армию, чтобы бороться с ненавистным Гитлером

Джозеф Вилл. 4 дивизион. Лейтенант. Штат Пенсильвания. Погиб 7 июня 1944 года.
На всех крестах надпись - имя погибшего, где служил, когда и где убит, и самое святое - штат. Для американца тех лет место рождения - это как клеймо, настолько он определял характер и менталитет того или иного человека.

Патрик Хили. Погиб 12 июня 1944 года. Техас.

Раймонд Тепбелк. Погиб 7 июня 1944 года. Огайо.
Все 48 штатов лежат здесь
И все эти имена, кресты, даты, звезды Давида, штаты, тянутся до горизонта.
Среди них есть могила и Райана.
при кладбище замечательный мемориал, по крайней мере, для такого человека, как я - весь в картах и схемах




"Мои глаза увидели...

"... славу пришествия Бога"
А рядом - музей. В самом что-ни на есть западном смысле слова "музей" - фотографии, фильмы, слайды, выбитые на мраморе великие слова.


Народу 8 мая было довольно много. В основном, конечно, американцы и англичане.
На обратном пути обнаружили сохранившийся немецкий дот. Уцелел, наверное, благодаря тому, что на нем воздвигли себе памятник победители - пятая инженерная бригада. И фамилии человек ста с лишним, которых положила бригада при штурме высоты и дота.

А впрочем, нет. Чуть ниже по склону сохранился еще один дот.


Внутри уцелели полозья для поворачивания лафета крупнокалиберной пушки

Вот взгляд из дота глазами этой пушки. Весь пляж как на ладони. Немудрено, что американцам дорогого стоило взять высоты на "Омахе".

Но немцев это не спасло. В течении двух месяцев сражение в Нормандии было проиграно, Париж был сдан немцами без боя, и с августа 1944 года они катились на восток практически без сопротивления.

А в апреле 1945 года американский и русский офицеры в городке Торгау на Эльбе впервые пожали друг другу руки
