Поиск и покупка авиабилетов по заданному маршруту. Выбор самых низких цен на авиабилеты из всего возможного. Оплата российскими картами. Сложные маршруты с пересадками и прямые рейсы
Аренда жилья напрямую у хозяев с гарантией Система бронирования Суточно защищает ваши интересы и деньги как в России так и за границей: в Турции, Черногории, Израиле и тд. Хозяин получает оплату только после вашего заселения в объект недвижимости"
Оформление страхового полиса онлайн для поездок за границу и для шенгенской визы. Калькулятор стоимости страхового полиса. Страховки для малярийных стран, горных лыж и дайверов
Простой и удобный способ добраться из пункта А в пункт Б в незнакомом городе/стране. Трансфер из/в аэропорт, из/в отель, между городами. Оплата российскими картами
Первое упоминание о деревне Gevi, как назывался Йыхви в годы своей юности, относится к 1241 году. Главной достопримечательностью является лютеранская церковь 1354 года, построенная на месте древнего эстонского замка, разрушенного в результате датских нашествий.
Церковь получала значительные повреждения в результате Ливонской и Великой Северной войн. В 1728 году к церкви была пристроена высокая барочная колокольня. Текущий неоготический вид церковь пополучила в результате перестройки 1875 года.
Mihkli kirik. Царква Сьвятога Міхала
Приходская Спасо-Преображенская церковь ЭПЦ МП в Йыхви была построена в 1894-1895 годах.
Силламяэ – промышленный город на южном побережье Финского залива в устье реки Сытке на берегах Нарвского залива. Население города по состоянию на 2015 год составляло около 14 тысяч человек. Первое упоминание о Силламяэ, как поселении, где была расположена корчма Тор Брюгген, относится к 1502 году.
С конца XIX века Силламяэ и близлежащее Турсамяэ стали курортными поселками, популярными у петерской интеллигенции. В 1869 году здесь отдыхал композитор Петр Чайковский. В 1891 году сюда приехал отдыхать учёный-физиолог Иван Павлов и ездил сюда отдыхать каждое лето в течение 25 лет. Возил ли он своих собак с собой, или же мучал местных, история умалчивает.
* * *
Для меня главной достопримечательностью Силламяэ является городская ратуша, построенная в 1949-1950 годах. Она хорошо видна издалека и может служить своеобразным маяком для тех, кто едет в город. Вот и я, приближаясь к центру, вполне мог выключить навигатор и приехать без его помощи. Но по дороге к ней я увидел несколько красивых зданий, судя по всему, того же периода постройки, возле которых не мог не остановиться.
Некоторые особняки были в не самом лучшем состоянии, но в тёплого закатного солнца выглядели хорошо, приятное тёплое освещение помогло скрасить их лёгкую обшарпанность.
Ратуша Силламяэ находится на центральной площади города и является жемчужиной сталинской архитектуры.
ywi писал(а) 26 сен 2018, 19:38:В начале XVIII столетия замок был разрушен и около шестидесяти лет представлял собой руины. Однако благодаря активности жителей этой местности форт был восстановлен. Произошло это в период 1987-1990 годов, а в 1991 году замок получил титул лучшего строения Эстонии.
ywi писал(а) 26 сен 2018, 19:38:В начале XVIII столетия замок был разрушен и около шестидесяти лет представлял собой руины. Однако благодаря активности жителей этой местности форт был восстановлен. Произошло это в период 1987-1990 годов, а в 1991 году замок получил титул лучшего строения Эстонии.
Опечатка или я не так понимаю?.
Да не опечатка... тут похуже ситуация. Здесь, похоже, ошибка моего интернет-копипастинга, усугублённая неоднократным компилятингом и отягощённая годами забвения. Сейчас уже и не вспомню, в какой из версий эта ошибка могла закрасться. Что касается замка, то полагаю, что шестьдесят лет - это до очередной на тот момент реставрации. А через двести лет, в 1987-1990 прошла последняя на сегодняшний момент. Предлагаю в качестве компромисса считать так. А если сюда заглянут форумчане, у которых есть на этот счёт точная информация и они этой информацией поделятся, я исправлю информацию на более корректную.
про Кейлу-Йоа узнал уже после возвращения из поездки. Но даже, если бы знал заранее, не получилось бы. Нужно было за один день доехать до Таллинна и быть на месте не позже 18 часов. Плюс по пути посещение двух запланированных точек, а Кейла-Йоа уж сильно в стороне от маршрута. Но место это интересное. На будущее посещение, коли таковое когда-либо произойдёт, эта мыза у меня включена в число обязательных. Осталось дождаться новой командировки... ))
В Нарву я приехал сравнительно поздно и поспешил заселяться в апартаменты, забронированные на Букинге. Времени на размеренную прогулку по городу уже не оставалось, я оценил, где, что и как, вроде всё работало, поэтому быстренько рассчитался с хозяином, взял штатив и поспешил в город. Солнце уже зацепило горизонт и собиралось вот-вот за него провалиться. За деревьями его видно не было, свидетельством того, что оно ещё выше горизонта были лишь всполохи, отражающиеся в некоторых окнах домов поблизости. Я жил возле ратуши, поэтому решил начать именно с неё. Прогулявшись по спальным квартиалам, я нашёл более или менее удобную точку, с которой была видна ратуша.
Raekoda. Ратуша
Фонарей подсветки не было видно, поэтому я, быстренько сделав кадр, поспешил в район нарвского променада, который находится вдоль левого берега реки с неожиданным названием Нарва. Для начала дошёл до улицы Koidula, посмотрел, как с неё выглядят обе крепости, выбрал потенциальную точку обстрела. На Было не очень темно, ждать раннего включение подсветки не приходилось, поэтому я прогулялся вдоль улицы Jõe. Было интересно. любопытно и достаточно красиво, но не настолько, чтобы пытаться что-то снимать в свете догорающего заката. Поэтому возвращаюсь, жду, пока включат подсветку. Ждать пришлось достаточно долго, я даже почти расстроился, что крепость вовсе не подсветят.
Пока я ожидал включения подсветки, успел сфотографировать российскую соседку в последних лучах солнца.
Jaanilinna linnus. Ивангородская крепость
Любопытно, но по ту сторону границы освещение включили раньше, поэтому я перенастраиваюсь и делаю несколько снимков ивангородских бастионов.
К моменту, когда фонари, освещающие нарвскую крепость разгорелись, небо уже почти погасло, нужно было торопиться. Но мне кажется, что я успел, по крайней мере несколько снимков сделать удалось.
Narva Hermanni linnus. Замок Германа (Нарвская крепость)
Больше ничего подсвеченного в этой части города я не нашёл, а ехать к церквям поленился, так как ночные снимки без неба люблю не очень. Поэтому на этом мой первый посткомандировочный день был завершён. Возвращаюсь в апартаменты, ужинаю, совершаю вечерний скайп-колл с супругой, после чего отправляюсь спать.
* * *
Наутро я очень хотел увидеть город в мягком рассветном освещении, для чего встал ни свет ни заря. Но... Судя по всему, эстонский бог солнца за что-то на меня осерчал и затянул восточную часть солнца пренеприятнейшими безликими облаками. Смирившись через некоторое время с разочарованием, я понял, что и в этом моменте есть определённый позитив. Если бы солнце висело в небе, я бы не смог сделать снимков утренних крепостей. Против солнца вышли бы одни силуэты. А так что-то, да получилось, пусть и несколько болезненно-серым.
Утро. Солнце вставало с большим трудом...
Jaanilinna linnus. Ивангородская крепость
Возвращаюсь в апартаменты, завтракаю, после чего делаю ещё одну попытку выйти в город. Через какое-то время ветер попытался растащить облачность на части. Сначала это ему удавалось с трудом, но некоторые лучи солнца до крепости долетали.
Нарвская крепость утром выглядит не слишком фотогенично, её минута, точнее часы славы наступят после обеда, а ещё лучше - ближе к вечеру. Но мне ждать нельзя, поэтому делаю снимок как есть.
Narva Hermanni linnus. Замок Германа (Нарвская крепость)
Какое-то время я думал, идти в крепость или нет. Начитавшись не самых лучших отзывов, я не был уверен, что внутри мне будет интересно. Но любопытство берёт верх, поэтому иду за машиной, переезжаю поближе, ищу парковку. Через какое-то время нахожу и иду к крепости. Недалеко от неё замечаю красивый дом. Солнце уже почти освободилось из плена, кое-где даже появляются тени.
Joala tänav Sissepääsu lähedal linnus. Здание возле сквера перед крепостью
Крепость в Нарве была заложена датчанами в конце XIII века как резиденция своего наместника. В середине IV века он перешёл к Ливонскому ордену, которые его перестроили и расширили. Окончательный облик крепость получила в XV веке в ходе военного соперничества с Ивангородской крепостью. Название "крепость Германа" она получила по имени гавной высокой башни, которую именно так и называли. Высота башни - более пятидесяти метров.
Недалеко от входа в крепость.
Внутри очень просторно, но как-то пустовато. Но самое "то" для проведения городских праздников, рыцарских турниров и прочих массовых мероприятий.
Присмотревшись, я заметил знакомый с детства силуэт.
Подойдя ближе, я понял, что не ошибся. И это было удивительно. Не думал, что встречу в Эстонии Ильича, но ошибся. Интересно, это его последнее пристанище или в итоге его пристроят куда-то в другое место?
Эта пушка чем-то напомнила уэллсовскую, из которой людей запускали на Луну. Масштабы, правда, чуть поскромнее.
Следующим моим интересом были здания бывшей кренгольмской мануфактуры. Их бы хорошо поснимать после обеда, но такой возможности у меня не было, поэтому отправляюсь туда прямо сейчас. По дороге обращаю внимание на старую застройку улицы, которая сегодня называется улица Йоала. Не в честь ли известного в советское время исполнителя песни "Я тебя рисую"?
Joala tänav. Улица Йоала
В конце XIX века в районе таллиннских водопадов возникла знаменитая Кренгольмская мануфактура, которая использовала дешёвую энергию падающей воды и обладала передовой для тех времён технологией. Здесь производился текстиль высокого качества. Продукция мануфактуры была удостоена Гран-при на Парижской всемирной выставке 1900 года. Комплекс создавался как цельный градостроительный ансамбль, включавший в себя производственный, административный, жилой и общественный комплекс. В те времена здесь появился город будущего. К проектированию были привлечены лучшие архитекторы Санкт-Петербургской академической школы, к которому добавилось влияние английских традиций, что вместе послужило созданию шедевра, построенного создателем мануфактуры Людвигом Кноопом. Как памятник истории и архитектуры Кренгольм уникален для Эстонии и занимает видное место среди аналогичных памятников Северной Европы.
В 1994 году была приватизирована. В 2010 году признана банкротом. В 2012 году право на проставление марки и все соответствующие маркировки «Кренгольмской мануфактуры» выкупило небольшое нарвское текстильное предприятие Kreenholmi Manufaktuur OÜ. На сегодняшний день будущее этого комплекса не определено.
Глядя из-за забора на многочисленные постройки, одна красивее другой, я очень сожалел, что не могу войти на территорию, где находится несколько очень красивых, богато декорированных зданий. Да и виды "изнутри" были бы лучше, но нельзя: кругом заборы, заборы, охрана, снова заборы и снова охрана.
* * *
Переезжаю ближе к центру города. Хочется увидеть как выглядит ратуша в нормальном солнечном освещении. Приезжаю, паркуюсь. Неожиданно для себя замечаю, что площадь перед ней полным-полна школьников во главе то ли с учителем, то ли с экскурсоводом. Пообщавшись, выяснил, что в здании находится музей и детей приводят сюда довольно часто. Мне эта идея показалась очень интересной и правильной: молодое поколение должно знать историю своего города.
Только вот наличие большого числа фрагментов детских тел в кадре меня прельщало не особо. Пришлось подождать, пока все детишки, бегающие туда-сюда по площади, не войдут внутрь, после чего можно было фотографировать.
Ратуша была построена в XVII веке в смешанном шведско-прусско-итальянском стиле. Раньше в ансамбль ратушной площади помимо неё самой, входили здание биржи, городская аптека и каменицы зажиточных горожан. До наших дней эти здания не сохранились, да и сама ратуша, к сожалению, требует реставрации. Впрочем, у городских властей есть планы по её восстановлению, после чего, говорят, в ней даже начнут пускать туристов. Дело это, безусловно, хорошее, но пока до этого далеко.
Raekoda. Ратуша
Посмотрев на ратушу, я отправился к сакральным сооружениям города.
Александровская лютеранская церковь была построена для рабочих Кренгольмской мануфактуры в 1881-1884 годах в неороманском стиле. Архитектор - академик Отто фон Гиппиус из Санкт-Петербурга. Церковь была рассчитана на 2500 прихожан, но могла вместить до 5000 человек. Церковь пострадала во время военных действий в 1944 году, в результате была разрушена её колокольня, значительно пострадал орган. В 1956 году при возвращении из ссылки пастора Эльмара Кулля началось восстановление храма, но в 1962 году храм забрали у прихода и превратили в склад. Собственно, это не самый плохо вариант. Могли ведь полностью разрушить. По просьбе трудящихся...
Aleksandri Suurkirik. Лютеранский собор памяти императора Александра II
Согласно сведениям из интернета, в Александровском соборе можно подняться на колокольню. Узнал об этом я сравнительно недавно, но в день моего посещения города там ещё вовсю шли восстановительные работы. Да и закрыто было все наглухо, ни о каком подъёме речи в не шло.
Не все рабочие Кренгольмской мануфактуры были лютеранами. Для православных тоже построили собор и освятили его в честь Воскресения Христова. Архитектор Павел Алис возвёл его в византийском стиле 1890-1896 годах, высота колокольни достигает без малого 29 метров. Любопытный факт: в ходе массированных бомбардировок 1944 года собор остался нетронутым.
Issanda Ülestõusmise peakirik. Нарвский Воскресенский кафедральный собор
Собственно, на этом о Нарве всё. Нужно ехать дальше.
До строительства монастыря Куремяэ было известно как гора, расположенная недалеко от Ляхтепеа. Первое упоминание Куремяэ в письменных источниках относится к 1699 года. Куремяэ долгое время считалось святой горой, поэтому параллельно использовалось другое название места – Пюхтица. Согласно легенде, однажды утром пастух-эстонец увидел у родника под горой образ женщины, которая исчезла, как только пастух к ней приблизился. На третий день после этого люди обнаружили на горе икону Богоматери, которую они передали православным. На месте явления построили маленькую деревянную часовню.
Во второй половине XIX века владелец мызы Иллука О.Н. Дикхоф решил построить в Куремяэ лютеранскую церковь, но власти этому воспротивились и в 1885 году её разрушили. В 1891 году тогдашний губернатор Эстляндии Сергей Шаховский отобрал эти земли у владельца и передал православным, которые построили здесь в 1892-1895 годах монастырь.
К началу XX века в окрестностях монастыря возникло поселение примерно с 500 жителями. Монастырь к этому моменту разросся и ему принадлежал детский приют, дом для бедных женщин, мастерские рукоделия, монастырская гостиница, лечебница. В Куремяэ помимо монастыря было построено почтовое отделение, а также библиотека.
* * *
Куремяэ, судя по всему, очень популярное место среди туристов и паломников. Подъехав к монастырю, я обнаружил достаточно большую парковку, на которой находилось множество автомобилей и несколько автобусов. Многие приехавшие первым делом шли к святому источнику, ходящемуся от подножия горы. Некоторые наоборот, заканчивали визит тем, что набирали с собой воду. Но этим моментом я особо не заморачивался, поэтому направился к монастырю.
Святой источник
Прежде, чем вы попадёте на территорию монастыря, вы проходите через окраину деревни Куремяэ. Здесь есть несколько достопримечательностей, например, бывшая монастырская больница. Построена она была вместе с первыми монастырскими сооружениями, в период с 1893 по 1895 годы. В те времена в больнице было 12 койко-мест, пациенты поступали сюда из местечек Иллука, Куртна и Ийзаку. Первым врачом стал доктор Глущенко, а до этого больных обслуживал фельдшер.
В 1920-х годах было принято решения больницу закрыть, а оборудование передать в больницы Йыхви и Раквере, остальное имущество продали с аукциона.
Во время Второй мировой войны здание вновь использовалось как больница, а в 1996 году она была окончательно закрыта. В настоящее время в этом здании располагается библиотека и волостной архив.
Бывшая монастырская больница
До конца освободительной войны в сельской местности врачей в основном не было. В Куремяэ, начиная с конца XIX века медицинскую помощь оказывала монастырская больница. В период Эстонской Республики здесь работал участковый врач. В советское время пациентов принимали в больничном здании, а бывший приёмный покой стал квартирой для участкового врача.
Дальше начинается территория собственно монастыря. Основан он был 15 августа 1891 года и с тех пор никогда не закрывался. Сооружён по проекту академика Петербургской академии художеств Преображенского. С 1990-х имеет статус ставропигиального.
Несколько дат строительства. Сергиевский храм – 1895 год. Церковь святителя Алексия и великомученицы Варвары (в доме для престарелых) – 1986 год. Церковь Иоанна Предтечи и священно-мученика Исидора Юрьевского (для совершения таинства крещения) – 1990 год.
* * *
Церковь на кладбище построена в 1885 году.
Николо-Арсениевский кладбищенский храм
Пройдя через кладбище, я попал к главным воротам в монастырь.
Свтятые ворота с колокольней. Построены в 1893 году.
Одна из угловых башен монастырской стены
Храм Успения Пресвятой Богородицы. Построен в 1910 году при содействии академика Полещука.
Трапезная Семеоно-Аннинская церковь. Построена в 1895 году.
Несколько хозяйственных построек на территории монастыря.
Возвращаясь к парковке, я увидел, что в одном из сооружений на входе в монастырь продают самые разные пластиковые ёмкости. Теперь стало понятно, откуда у посетителей столько с собой посуды. Подойдя к источнику, я обнаружил небольшую очередь, которая, впрочем, продвигалась довольно быстро. Дождавшись, когда люди передо мной наберут воды и разойдутся, я наполнил купленные канистры святой водой, погрузил их в машину. Пора ехать дальше.
Лохусуу - старая рыбацкая деревня, впервые упомянутая еще в 1599 году. Сегодня это посёлок в уезде Ида-Вирумаа, административный центр одноимённой волости. Расположен городок на северном побережье Чудского озера, здесь проживает 317 человек.
Главная достопримечательность Лохусуу - лютеранская церковь, построенная в 1878-1882 годах в неоготическом стиле.
Luteriusu kirik. Лютэранская царква
Преображенская или Богоявленская церковь в Лохусуу была построена в в 1897-1898 годах архитектором Владимиром Лунским.
Му́ствеэ - город на востоке страны в уезде Йыгевамаа на берегу Чудского озера (имеется пристань). До 1923 года назывался Чёрный посад. Является самостоятельным городским муниципалитетом и не входит в состав какой-либо волости.
Поселение известно с 1493 года. В XVIII веке деревню населяли в основном русские староверы-федосеевцы, бежавшие от преследований из России. В начале XIX века в селении стоял 371 дом, и число жителей достигло более 1900 человек. По состоянию на 2012 год население города составляло 1451 человек.
Главных достопримечательностей в Муствеэ целых четыре. Это лютеранская, староверская и две православные церкви, по одной Московского и Константинопольского патриархатов.
Неоготическая лютеранская церковь в Мутвеэ была построена с 1877 по 1880 годы по проекту архитектора Дж. Маасабыла.
EELK Mustvee kirik. Лютеранская церковь
Последователи старых православных обрядов, не принявшие церковные реформы патриарха Никона 1650-х годов, были вынуждены бежать. Староверы проживают на западном берегу Чудского озера уже более трёх столетий, они принесли сюда уникальные традиции и религию. В конце XVIII века здесь обосновались староверы Псковской, Новгородской и Тверской губерний. Первый молитвенный дом они построили в 1802 году, но к середине XIX столетия гонения на староверов со стороны царской России усилились и молельный дом был закрыт, но староверы в тайне от правительства продолжали сохранять свои традиции. Строительство нового храма для старообрядческой общины Муствеэ началось в 1927 году. Автором проекта церкви был инженер Й. Янсен. На сегодняшний день храм в Мутвеэ продолжает оставаться самой большой церковью староверов в Эстонии, общее количество которых превышает 15.000 человек.
В 1940 году после прихода советской власти службы в церкви были прекращены. После окончания Второй мировой войны церковь вернули общине староверов.
Православную церковь в ЭЦП МП честь святителя Николая построили в Муствеэ в 1861-1864 годах по проекту епархиального архитектора Эдельсона.
Mustvee Püha Nikolause kirik. Церковь Святого Николая
Троицкий храм — православная церковь Эстонской апостольской православной церкви Константинопольского патриархата. Храм был простоен в 1877 году как единоверческий и действовал до 1957 года, когда иконы и утварь были перенесены в новообрядный Никольский храм.
В 2000 году был зарегистрирован «Свято-Троицкий Единоверческий Приход Милосердия» в юрисдикции ЭПЦ МП, однако здание храма было возвращено эстонским правительством Эстонской Апостольской Православной Церкви.
Püha Kolmainsuse Ainuusu kirik. Церковь Пресвятой Живоначальной Троицы
Рая - небольшая деревушка в округе Йыгева в муниципалитете Муствевеэ. Главной её достопримечательностью является молитвенный дом старообрядцев.
Первое здание старообрядческого молитвенного дома было построено в 1879 году. После многих лет невзгод и розорений в 1902 году началось восстановление храма, которое закончилось в 1910 году. Во время Второй мировой войны церкось была разрушена. Удалось сохранить лишь уникальную библиотеку, основанную в 1718 году и содержащую более 200 книг и несколько икон. После этого верующие начали использовать небольшой деревянный молитвенный дом, построенный в 1903 году и используемый зимой. В 1990 году была восстановлена колокольня высотой 10 метров.
Kasepää vanausuliste palvemaja kellatorn. Молельный дом староверов
Первый замок в этом месте построили рыцари Ливонского ордена в XIV веке. В начале следующего века его значительно перестроили и расширили. Обширная перестройка первой половины XV века была во многом обусловлена активизацией отношений между Ливонским Орденом и епархией Тарту. Рядом с замком и, частично в пригороде, возник небольшой средневековый город.
В результате Ливонской, Северной, Польской и других войн замок неоднократно переходил из рук в руки, пока в итоге не был полностью разрушен. А когда это произошло, на него уже никто особо не претендовал.
Так и стоит он, практически в чистом поле, в лучах позднего солнца замок выглядит очень красиво. Увидев такую красоту, я даже не поленился остановиться, примерно здесь: 58.811867, 26.543995. Припарковался и прогулялся по развалинам.
Первые упоминания о мызе датируются 1552-м годом. Во второй половине XIX и в начале XX века поместье принадлежало семейству Вахильдов. Главный усадебный дом в неоготическом стиле был построен по проекту архитектора Р. Гулеке в 1871-81 годах. Небольшие перестройки происходили в 1891-ом году и в 1910-ом году, по проекту В. Штернфелда. В дом была проведена вода, канализация и электричество.
В настоящее время на территории мызы расположен дом престарелых.
Пуурмани - рыцарская мыза в уезде Йыгевамаа. В начале XIV века здесь был выстроен первый каменный замок в качестве резиденции Тевтонского Ордена. В последующих войнах крепость была разрушена.
В 1645 году королева Швеции Кристина даровала земли, на которых впоследствии возникла мыза, семье фон Бурмейстер. С 1729 года мыза перешла во владение дворянскому роду Маннтейфель.
Нынешний двухэтажный господский дом был построен в стиле неоренессанса. В восточной части замка находится 25-иметровая башня с флагштоком, на этом флагштоке развивался государственный флаг, когда граф был в замке. На крыше замка над входом был герб пуурманиского графа.
Замок был экспроприирован в 1919 году, а в качестве школы используется с 1926 года. В настоящее время в Замке действует Пуурманская гимназия и музыкальная школа.
Тарту – город на реке Эмайыги, это второй по численности населения после Таллинна город Эстонии. О его истории я, пожалуй, рассказывать не буду, потому как город посетил наскоком, а долго рассуждать о тех местах, которых не видел, большого смысла не вижу. Возможно, если будущем мне удастся снова сюда попасть, я уделю городу больше времени, он явно этого заслуживает.
Тарту в целом, и его исторический центр в частности, хороши. Здесь можно провести и день, и два, но у меня, к сожалению, такого количества времени не было. Получилось так, что я приехал заселяться уже ближе к закату и поселился достаточно далеко от центра города. Приехав в отель, я понял, что нахожусь где-то на выселках. Быстро перекусив, я взвалил на себя фоторюкзак, штатив и отправился в сторону ратуши. До неё было около полутора километров вдоль по улице Александри, ближе к центру вдоль дороги появилось на удивление много парковочных мест. Если бы я знал, что будет так, я бы переехал на машине и встал поближе к центру, но возвращаться уже не хотелось. Пока я добрался до Ратушной площади, то понял, что даже успел устать...
Если верить Википедии, то изначально на месте нынешней ратуши находилась историческая деревянная постройка, но до наших дней она не дожила, погибнув в городском пожаре 1775 года. Сразу после этого началось возведение каменного здания, которое было построено с 1782 по 1786 годы по проекту архитектора Иоганна Генриха Вальтера из Ростока. В правом крыле цокольного этажа здесь была устроена городская весовая с выездами на боковую и заднюю сторону здания. Цокольные помещения и подвал занимала тюрьма. В верхних этажах разместилось городское управление.
Вечером того дня, когда я был в Тарту, на площади перед ратушей проходили какие-то городские мероприятия, она была полна народу и всяческих палаток, фотографировать которые у меня большого желания не было. По этой причине снимков красивых домов по периметру площади у меня нет, да и к самому зданию мэрии пришлось подойти практически вплотную.
Tartu raekoda. Тартусская ратуша
Рядом с ратушей находится знаменитый тартусский университет. Это старейшее высшее учебное заведение в городе, основано оно было шведским королём Густавом II Адольфом в 1632 году под именем Academia Gustaviana.
Tartu Ülikooli peahoone. Тартусский университет
Совсем рядом с ратушей находится церковь Святого Иоанна. Пока солнце ещё не полностью закатилось за горизонт, спешу на неё посмотреть.
Первоначально это была католическая церковь, построили её в 1323 году, когда Тарту входил в состав земель Ливонского ордена. Одной из ценнейших деталей Яановской церкви были терракотовые фигуры 12 апостолов, Иоанна Крестителя, Иисуса Христа и Девы Марии.
При штурме города войсками Петра I в 1708 году церковь была сильно повреждена. После реконструкции, сильно изменившей облик храма, он стал использоваться как усыпальница рода фон Мюних. При реставрации, проведенной в 1830-х годах, церковь лишилась большинства терракотовых скульптур, часть из которых была просто замурована в стену. Следующий раз церковь Святого Иоанна была разрушена во время Второй мировой войны, и в запущенном состоянии пребывала до восстановления независимости страны. В 1989 году здание передали Эстонской лютеранской церкви и начали восстанавливать.
Jaani kirik. Царква Сьвятога Яна Хрысьцiцеля
Вечерело просто стремительно. Я полагал, что успеваю взглянуть на православный Успенский собор, поэтому оперативно перебегаю к нему. Церковь находится на месте бывшего доминиканского монастыря Марии Магдалины, действовавшего в городе с XIII века. Построенная в 1753 году каменная церковь сгорела во время пожара 1775 года. Новый каменный храм был построен в 1783 году, после Северной войны, освятили его в честь Успения Божией Матери. Произошло это по приказу Петра I.
К сожалению, нынешнее состояние церкви просто удручающее.
Jumalaema Uinumise katedraalkirik. Сабор Усьпеньня Прасьвятой Багородзiцы
Мне очень хотелось сфотографировать основные городские исторические объекты в вечерней подсветке. Быстро темнело, но я долго не мог принять решение, оставаться мне возле ратуши и университета, перебраться к Святому Павлу или вовсе к Святому Петру. Мне показалось более перспективным провести остаток дня возле ратуши, тем более, что я был уже уставший и наматывать лишние километры особого желания не было. В итоге я таки не угадал. В этот вечер в центре Тарту ни одно (!) историческое здание не было подсвечено, что меня сильно расстроило. Да, уличные фонари работали, но они никак не освещали главные интересующие меня архитектурные памятники. Ну, а после того, как я понял, что в центре мне не светит, куда-либо бежать было уже поздно. Так что в этой моей поездке второй вечер оказался полностью без ночных снимков. Возвращаюсь в отель, ужинаю, ложусь спать.
* * *
Утром я решил, что на Тарту могу отдать ещё некоторое время и поехал к Павловской лютеранской церкви. Построена она по проекту Элиэля Сааринена. Проект храма в стиле модерн был подготовлен в 1911 году, однако строительство началось лишь в 1913 и продолжалось с перерывами вплоть до 1917, после чего церковь была освящена. Во время Второй мировой войны здание сильно пострадало, отреставрировали церковь только в 2008-2015 годах, после чего передали лютеранской общине города.
EELK Tartu Pauluse kogudus. Лютеранская церковь Святого Павла
В Тарту много "красивых домов", но... похоже, что в другой раз.
К сожалению, долго оставаться в Тарту я не мог, мне ещё предстояло доехать до границы, перейти её и вернуться домой. Погранпереходы Беларусь-Литва в воскресенье вечером очень непредсказуемы, можно застрять и на всю ночь, поэтому с сожалением вздыхаю и направляюсь на выезд из города. Надеюсь на новую встречу.
Когда я выехал из Тарту, начала портиться погода. Точнее говоря, пока что не портиться, а только пугать. Откуда-то издалека набежали тёмные тучи и перекрыли юго-восточную часть неба. Видимо, поэтому фотография Михайловской церкви получилась несколько зловещей.
Церковь в честь архангела Михаила в Рынгу построена в конце XIV века и является старейшим зданием в городе. Впервые она упоминается в письменных источниках в 1413 году.
Церковь неоднократно страдала во времена Северной и Ливонской войн. В 1702 году русские казаки сожгли церковь, остались только голые стены. В 1900-1901 годах её восстановили и перестроили в неоготическом стиле по проекту Рудольфа фон Энгельгардта .
EELK Rõngu Mihkli kogudus. Лютеранская церковь Святого Михаила
Шлосс Загнитц или мыза Сангасте - неоготическая усадьба остзейского рода Бергов. Замок был заложен в 1520-х годах как резиденция дерптского епископа близ селения Сангасте и стал одним из последних замков, заложенных рыцарями Ливонского ордена. После Ливонской войны первоначальный замок был разрушен и к 1582 году пришёл в запустение.
Нынешний замок был спроектировал и построен в 1870-е годы.
Историю любви, замужества в пугающую российскую пустыню и копирования силуэта Виндзорского замка я, пожалуй, описывать не стану. Этой информации достаточно в интернете. Лучшее, что я могу сделать - это выложить здесь несколько фотографий. Мне повезло с погодой, так как к моменту моего приезда в замок в плотных тучах образовалось маленькое окошко, сквозь которое солнце ненадолго и с трудом, но таки осветило этот красивый шлосс, ставший одной из самых главных изюминок этой поездки.
Из интересных фактов. Изначально в замке было 99 комнат, так как больше позволено было иметь только царю. Владелец замка, граф Берг имел большую страсть к разведению лошадей. Привезённый Бергом жеребец Гетман стал родначальником торийских лошадей. В конюшне были верховые лошади арабской и английской породы, помещения для карет и саней, собранная графом богатая коллекция сельскохозяйственных орудий. Граф Берг был одним из известных селекционеров зерновых культур, эти граф занимался до конца жизни. Главным его достижением стало выведение сорта ржи "Сангасте", который характеризовался устойчивостью к холодному эстонскому климату, урожайностью, устойчивостью к вредителям. Есть в замке и традиционное фамильное приведение. Это безответно влюблённая горничная, покончившая жизнь самоубийством, так называемая "Синяя дама", которая появляется обитателям и гостям замка в образе печальной женщины, одетой в бело-синие одежды.
По причине цейтнота я не мог себе позволить идти внутрь замка. Но желающие вполне могут это делать, замок открыт для посещения ежедневно с 10 до 18 часов. Вход для взрослых составляет три Евро, для детей - два Евро, до семи лет вход бесплатный.
Валга стала последним эстонским городом, который я посетил в этой поездке. Он находится на самой границе с Латвией, первое упоминание о нём относится к 1266 году, население - около двенадцати тысяч человек.
* * *
Приехав в город, я нашёл свободное место недалеко от ратуши и припарковался, после чего отправился на прогулку. Первым меня встретило и удивило деревянное зодчество. Красиво, но очень просит реставрации.
Ратуша в Валге интересная и любопытная. Здание было построено между 1864 и 1866 годами, позже оно было многократно перестроено. Во время Второй мировой войны оно получило значительные повреждения и пришло в падок. Восстановили его только в 1989 году.
Raekoda. Ратуша
Главную лютеранскую церковь города построили в 1787 году по проекту рижского архитектора Кристофа Хаберланда. Любопытно, что строительство велось исключительно на средства пожертвований. В течение двух лет церковь возвели в основных конструкциях и построили крышу, но из-за нехватки денег строительство было завершено только в 1816 году, когда к церкви была пристроена колокольня.
Jaani kirik. Лютеранская церковь Святого Иоанна
Главная православная церковь в городе была построена для нужд православной русской и латышской общины в 1897 году и через год освящена в честь священномученика Исидора, пресвитера Юрьевского (Тартуского).
Issidori peakirik. Церковь Исидора Юрьевского
* * *
На этом о моей поездке по небольшим городкам и весям Эстонии, пожалуй, всё. Первая половина рассказа позади, осталась вторая, посвящённая столице. Но об этом чуть позже.