Мой перевод из книги антрополога Dor Bahadur Bista "People of Nepal". Книга была впервые издана в 1967, то есть довольно давно. Наверняка с той поры жизненный уклад значительно поменялся. И тем не менее это все еще недавнее прошлое, так что я уверена, что основная часть материала и сейчас актуальна или просто интересна. Многие, думаю, слышали, что у тибетцев и у родственных им шерпов женщина могла являться женой двух братьев. Этот обычай имел весьма практическую основу: наследство не приходилось делить между сыновьями, уменьшая тем самым материальной достаток. Это относительно известный факт. Но мне было интересно прочитать, что и само создание семьи у шерпов проходило несколько необычно. И даже в чем-то очень современно. Оказывается, они не практиковали вариант, когда жених и невеста впервые видят друг друга только на свадьбе, а потом обязаны каким-то образом жить вместе до конца своих дней. У шерпов все было устроено иначе, даже более разумно, как мне кажется. Итак, отрывок из главы "Шерпы":
Среди шерпов может быть обнаружена фратернальная полиандрия, то есть два брата могут иметь одну общую жену. Иногда два брата вместе берут двух общих жен. Их отношение к сексу в целом очень непринужденное, кроме случаев, когда нарушаются родовые запреты. Женитьба между двоюродными родственниками или внутри отношений племянница/племянник - дядя/тетя не допускается. Поскольку только два брата, не больше, могут иметь одну общую жену, родители трех сыновей обычно отдают среднего ребенка в монахи (которых связывает обед безбрачия). Старший и младший братья тогда могут взять совместную жену. Семьи с более чем тремя сыновьями редки. Нам известен только один случай, когда из четырех братьев первые двое женились на одной женщине, и вторые двое - на другой. У некоторых других людей, населяющих северные приграничные территории, лишь старший брат женится и получает исключительное право на собственность. Остальные младшие братья вольны присоединиться к нему позже. Но у шерпов два брата вместе идут в свадебной процессии и участвуют в обрядах, тем самым утверждая равное право на жену и родительскую собственность. Solu не может похвастаться таким же количеством полиандрических браков, как Khumbu. Основная причина - близкие и постоянные контакты с большим количеством этнических групп разных культурных традиций. Хотя шерпы из Khumbu путешествуют с экспедициями на большие расстояния и посещают разнообразных людей на своем пути, как только они пребывают домой в Khumbu, они оказываются исключительно внутри своего народа и предпочитают сохранять свои особые обычаи. Кажется, внешние контакты мало меняют их, в противоположность шерпам из Solu.
Полигиния, когда в жены берут больше одной женщины, также изредка встречается среди шерпов. Многие браки начинаются как полиандрические, но не все они успешные.
Среди шерпов не только младшие братья имеют право на вдов своих старших братьев, но даже младшая сестра может выйти замуж за мужа своей умершей сестры. В последнем случае вдовец не может жениться на ком-либо еще без разрешения своей младшей свояченицы. И как жена может требовать компенсации от женщины, имевшей отношения с ее мужем, так же и оскорбленный муж подобной женщины может запрашивать компенсацию от вовлеченного мужчины.
Обычно шерпы сами выбирают себе партнеров, хотя изредка это делают родители, если их дети должны жениться/выйти замуж в молодом возрасте. Свадьба у шерпов совершается в четыре этапа. Sodene, первый этап, это выбор партнера. Как и при договорном браке, кто-то из родственников родителей молодого человека идет к родителям девушки с подарочной бутылкой чанга. Родители девушки могут сразу же отказаться, не прикасаясь к чангу. Тогда, конечно, все заканчивается. Но если они принимают чанг, это означает, что они принимают возможное родство, по крайней мере на данный момент, при условии, что какие-нибудь препятствия не обнаружатся позже. Самый главный результат этого обряда состоит в том, что молодой человек, если он уже достиг соответствующего возраста, получает право приходить в дом девушки и спать с ней. Это соглашение может длиться несколько лет или пока у пары не появиться ребенок, предпочтительно сын. Тогда они переходят к следующему этапу, demdzang, или, если за это время возникли какие-то трудности, они рвут отношения, и каждый из них будет искать нового партнера и начинать все заново. Партнеров обычно ищут в своей деревне, или по крайней мере по соседству, чтобы молодой человек мог вечером приходить спать к своей невесте, а рано утром возвращаться домой.
Приготовления к demdzang начинаются тогда, когда все, как со стороны жениха, так и со стороны невесты, убедятся, что брак будет удачным и успешным. Для этой церемонии процессия из 50-60 мужчин и женщин, в нарядах и украшениях, отправляется в дом невесты. Их принимают, угощая чангом, рисом и мясом, не только в доме родителей девушки, но и в нескольких домах их родственников. В ответ компания поет и танцует. Так они проводят два или три дня, с едой, песнями и танцами, после чего возвращаются в свои дома. Парень и девушка не принимают участия в церемонии, девушка может выполнять свою обычную работу по дому. Demdzang таким образом официально подтверждает заключение брака. До следующих событий может пройти несколько месяцев или даже лет.
Третия стадия свадьбы, называема thedzang, начинается, когда родители жениха считают, что девушку должно привести в дом в ближайшем будущем. Они отправляют родственников вместе с бутылкой чанга для обсуждения даты собственно свадебной церемонии, а именно zendi. Родители девушки могут назвать дату, или же, если они считают, что время еще не настало, они могут отложить событие на неопределенный срок. В этом случае родители жениха должны сделать еще один подход для назначения даты, через несколько месяцев или даже спустя год. Это будет называться pedzang.
Zendi возвещает о фактическом дне свадьбы. За исключением добавляемого ghen kutub, свадебного обряда, все проходит аналогично demdzang. Ghen kutub означает, что на лоб молодым ставят отметки из масла. Компания проводит день и ночь за угощениями и танцами, как в demdzang, и в конце концов отбывает с невестой. Родители девушки дают ей приданное не только из своего дома, но и от родственников и друзей, которых просят сделать свой вклад. Приданное состоит из разных ковров, ковриков, подстилок из ячьей шерсти, иногда это может быть даже скот.
Одно интересное изменение имеет место быть в общественном положении мужчины, когда он приводит домой жену. Впредь младшие и равные будут обращаться к нему "отец такого-то и такого-то", а не просто по имени. Он должен стать отцом хотя бы одного ребенка до того, как жена придет жить в его дом. Следовательно, первый ребенок очень важен для мужчины, поскольку он повышает его общественный статус.