Поехали!..За что я люблю Туркиш, так это за то, что у них всегда есть удобные рейсы с короткой стыковкой. А вот с Марокканцами пришлось почти целый день провести в аэропорту. В Уагу мы прилетели глухой ночью.
Таможню прошли быстро, поменяли деньги. А вот дальше – вышла заминка. Тимур бронировал нам жилье на букинге. Хозяин должен был встретить. Не встретил. Более того, когда удалось до него дозвониться, выяснилось, что он уже сдал апартаменты кому-то еще. Пришлось ехать в первую попавшуюся гостиницу, будить сонных работников, а заодно сообщить об этом в прокатную контору, чтобы они прислали нам машину к этой гостинице. Ближе к 4 часам удалось лечь спать. В двухместном номере с двумя кроватями было только одно одеяло, но нам это было уже не важно.
Буркина Фасо.Как и договаривались, ровно в 8-00 машина была у гостиницы. Неожиданная для Африки пунктуальность! С этим в течении поездки мы еще столкнемся неоднократно.
Нашей машиной оказалась видавшая виды Тойота Хайлюкс с двумя скамьями довольно неудобными местами в кузове друг напротив друга. Водителей оказалось двое.
Загрузились, поехали. Тимур фотографировал окружающую действительность, а я растянулся на скамье и попытался поспать. Да и живот протестовал – видимо, ему не понравилось что-то из съеденного мной в аэропорту в ожидании рейса. Под колесами машины был довольно хороший асфальт, но с многочисленными лежащими полицейскими. По дороге остановились в Бобо Дилуасо, в доме Марлона – хозяина прокатной конторы. Здесь один из водителей, оказавшийся вовсе не водителем, а просто знакомым хозяина, нас покинул. Но вместо него в машину сел нас сопровождать слегка англоязыкий парень Дави, брат жены Марлона. официально – чтобы помогать нам в общении, на самом деле – просто покататься. Как мы в последствии убедились, его знание английского было примерно на том же уровне, что и наше знание французского, то есть практически никакое.
Дорога до Банфоры, где мы планировали ночевать, заняла почти весь световой день. Здесь в машуну подсел местный гид, и посоветовал, если мы хотим завтра успеть посетить Ньясогони, Синду Пикс и Домес де Фабедугу, доехать до Синду Пикс и заночевать там. Мы возражать не стали. Гостиница оказалась очень простая, с отдельными домиками без удобств, а заодно и без света. Ну и ладно, нам только переночевать!
Во время ужина нас спросили что мы будем завтракать, и во сколько? Сказали, чтобы особо не заморачивались, и просто приготовили нам омлеты. К 6 утра.
Утром в 6 утра ничего не произошло. Минут через 10 удалось найти кого-то из персонала и началось какое-то движение. Еще минут через 20 пришло осознание того, что яиц нет. А мы-то просто хотели по-быстрому перекусить и ехать! А я тем временом вспомнил, что у меня в рюкзаке осталась булочка, которую давали в самолете. Решил съесть ее. Но оказалось, что меня опередили. Похоже, что ночью крыса залезла в открытый рюкзак и съеле ее. Обертка была разорвана, от булочки осталась примерно 1/3. Хорошо что я рюкзак оставил открытым, а то и рюкзак могла бы прогрызть…
Ближе к 7 утра завтрак был готов. Со сложнейшей задачей приготовления омлетов удалось справиться! Выехали на 1 час позже запланированного.
Нас предупреждали, что дорога до Ньясогони плохая. На деле оказалась довольно хорошо укатанная грунтовка. А если сравнивать с дорогами Камерруна в районе Якодумы, то это просто автобан. Но для жителей Буркины, избалованных довольно таки хорошими дорогами практически на всей территории страны, это казалось плохой дорогой.
Жителей Ньясогони еще называют догонами Буркины. Сама деревенька расположена у вершины горы. И та часть домов, что находится под навесом утеса отлично сохранилась. От остальных остались только основания стен.
Жители ее покинули около 40 лет назад – они переселились вниз, на равнину. Как раз туда, где мы оставили машину. Подъем в гору непродолжителен, но довольно крут. Зато сверху вся долина как наладони. Можно посмотреть на террриторию соседнего Мали – до границы отсюда всего 5 километров.
Посмотрели жилые дома, зернохранилища, которым старались придать форму женских грудей, казнохранилище… А вот в часть, где проводились ритуалы, туристов не пускают. Потому что они до сих пор там проводятся.
Дальше отправились обратно с Синду Пикс. Приехали в самое жаркое время (спасибо утреннему завтраку!). Здесь дежурили местные гиды, один из которых отправился нас сопровождать. Хотя конечно же, лучше было бы обойтись без его услуг, но в нашем случае это оказалось невозможным. Место красивое, но ходить долго не получилось из-за жары. И опять же в определенные места нас не пустил «гид», т. к. там осуществляются ритуалы.
Последним на сегодня было запланировано посещение Домес де Фабедугу. По дороге подобрали очередного гида. Зачем они нужны – большой вопрос к Марлону. Нет, оно понятно – дать людям заработать и, видимо, получить свою комиссию с них. Надо было заранее оговаривать что никакие гиды нам не нужны. С другой стороны, ни водитель, ни «англоязычный» брат жены не знали дороги.
По красивой дороге, бегущей мимо зеленых полей доехали. И тут выяснилось, что машина сломалась. Причину поломки из-за языкового барьера уяснить не удалось. Мы поняли, что масло вытекло. Сказали фразу, которую произносят в таких случаях как успокаивающию мантру «Это же Африка», и пошли исследовать достопримечательность вместе с гидом. А водитель с помогалой остались решать проблему. И скоро гонец с канистрой уехал в направлении города.
Здесь уже облазили все, что хотели. Вернулись, а здесь ничего не изменилось. Гонец передумал возвращаться, и вскоре новый гонец на мотике уехал в том же направлении. Так скоро все мотоциклисты закончатся!
Еще около часа ожидания, и о чудо!, гонец с канистрой вернулся! Тут-то и выяснилась причина «поломки» - бензин кончился!
- @#^%#*@ - сказали мы. А вот раньше об этом подумать никак нельзя было?! А то не понятно, что машину надо иногда заправлять. А я-то удивлялся, что мы отъездили целый день без заправок!
Наконец, поломка была устранена, и нам в качестве компенсации предложили съездить на водопады. Естественно, с небольшой доплатой «гиду». У меня по поводу их посещения были сомнения, и я их высказал нашему англоязыкому помощнику.
- А сейчас разве не сухой сезон, вода в водопаде есть?
- Господин сказал сухой сезон! - сказал он.
Ну, то есть, он сказал просто «сухой сезон», но интонация была непередаваема. С такой интонацией больше пристало говорить именно «Господин сказал сухой сезон».
Пришлось пояснить ему, что это не утверждение, а вопрос. Тогда нас заверили, что с водой сейчас все нормально. И мы поехали. Единственное, что омрачало поездку, это то, что у нас уже давно закончилась вода. Несмотря на то, что жара уже спала, я, наверное впервые в жизни, ощутил что значит выражение «ссохлось во рту». Когда ехали навстречу то и дело попадались автобусы с местными. Видимо, это популярное место. Наверное, даже к лучшему, что мы приехали когда все эти толпы схлынули. Правда, вместе с толпами схлынули и продавцы воды, а мы так надеялись… Народу на водопадах все равно хватало. Нам тоже понравилось. Красивое место.
Вот теперь – точно все на сегодня! Осталось заправить машину и заправить себя водой. Ну и еще доехать до Бобо. Ночевать сегодня мы будем в доме у Марлона. 2 часа ночной езды, и мы там. А какой вкуснейший ужин приготовила его жена! Прямо совсем по-домашнему, и по-европейски. То что надо после насыщенного дня! Жаль, что с самим Марлоном пообщаться не удалось. Он живет на 2 дома – здесь и в Голландии. Сейчас он как раз в Голландии.
Дальше продолжать маршрут нам предстояло на другой машине, без «англоязычного» помогалы (выходные закончились, и ему надо в колледж), но с тем же водителем.
С утра нас ждала новая праворульная машина. Но выяснилось, что она не заводится. Стали ждать. Умный водитель пытался ее всячески завести. Наконец, это ему удалось… после того, как влил в нее канистру бензина. После этого мы с Тимуром решили сами следить за уровнем бензина. Чтобы еще в какой глуши не «сломаться».
Начали день с посещения мечети, построенной в суданском стиле. Это один из символов страны. К сожалению, она на реставрации, и окружена забором. Но к счастью, леса, в которых еще недавно она находилась, уже сняли. Нам удалось зайти внутрь и подняться на крышу. Здесь сделаны отверстия для вентиляции, а во время дождя они закрываются специальными глиняными крышками.
После мечети, походили по старому городу. Несмотря на небольшие размеры, он разбит на 4 квартала: мусульманский, христианский, анимистский и еще какой-то. Но несмотря на это, во всех кварталах есть свои жертвенники с налипшими куриными перьями. Бог далеко, а духи – рядом. Поэтому местные не видят проблемы днем сходить в мечеть или в церковь, а ночью принести курицу в жертву. С другой стороны – такая смесь местных верований и официальной религии есть практически в каждой стране, так что удивляться здесь нечему.
Почти весь остаток дня ушел на дорогу в Уагадугу. Вдоль дороги тянулись деревни-близнецы с глиняными пячами у обочины и, обычно, с двумя мечетями, стоящими рядом. Одна из которых (старая) и, как правило, полуразрушенная в традиционном суданском стиле, а другая – относительно новая, более современного вида.
Уже перед самой Уагой сделали остановку возле пруда со священными крокодилами. Цена посещения – цыпленок, который идет на корм, ну и что-то для «гида». Зато потом посмотрели «летающих» крокодилов, а на одном из них и отдохнуть можно.
Ну а потом посмотрели немногочисленные достопримечательности Уаги. Среди них – Мемориал Мучеников. Снаружи выглядит очнь помпезно. Чтобы попасть внутрь надо заплатить местной гопоте-«билетерам», наследникам Остапа Бендера. Просят всего 500 сефа, но у нас самая маленькая купюра была 5000. Они были ей рады, и сразу же испарились. Внутри все довольно обшарпано, а верхние этажи вообще откровенно запущены. Зато оттуда открывается вид на гордую столицу Буркина-Фасо. Не могу утверждать, что это самый захватывающий вид. Зато внутри полно наскальной (зачеркнуто) настенной живописи. В том числе, на великом и могучем.
Спустившись все же нашли билетеров. На что они объяснили, что 500 – это только за вход на территорию, за подъем на каждый из этажей тоже надо платить, и все деньги уходят на поддержание чистоты этого сооружения. А им из всей этой суммы не перепадает ни сантима и работают они только из чуства долга. Вдоволь проржавшись, мы продолжили осмотр города.
Когда подъехали к кафедральному собору, солнце уже собиралось отправиться отдыхать, а напоследок очень красиво его освещало. Но местный «билетер» сказал, что время посещения уже прошло, а значит и фотографировать ни внутри, ни снаружи нельзя. Пока он все это очень эмоционально объяснял Тимуру, я отошел подальше и сделал неплохие кадры. Запретить войти нам в церковь у него не получилось, зато он пристально следил чтобы мы не ничего не сфотографировали. Но внутри ничего интересного обнаружено не было, хотя в знак протеста я все-таки сфотографировал внутренности собора.
Наша гостиница оказалась очень удачно расположена. Рядом целых 3 заправки – «поломка» не страшна! Ну и рынок, куда же в Африке без него. Мы попытались походить по нему, но здесь торговали всякими неинтересными вещами, а когда продавцы прямо на улице дружно выстроились на вечернюю молитву, отправились в гостиницу. Ее небольшая ухоженная зеленая территория оказалась окружена глухим забором, так что, несмотря на вертеп вокруг, здесь было тихо. Поужинали и прекрасно провели последнюю ночь в Буркина Фасо. Наутро нас ждала Гана.