Этот рассказ несет в себе минимум страноведческой информации, даже та, что имеется, давно устарела. Соответственно, он не поможет в подготовке поездок, но, возможно, развлечет читателей - любителей приключенческого жанра.
Фотографии из нескольких поездок, всё, что сохранилось. Сделаны они почти 30 лет назад имеющейся в то время плёночной аппаратурой, правда, неплохой. На большинстве снимков запечатлен автор этого текста - стиль «я и пальма». Пальмами, разумеется, Монголия небогата, поэтому скорее «я и юрта», «я и верблюд»... Это на форуме не приветствуется, но других фото нет, а совсем без иллюстраций скучно.
Итак, поехали.
В начале 90х я работала в американском трэвел-агентстве.
Мой шеф был большим затейником. Каждый год он придумывал какие-то новые маршруты, которые его сотрудники продавали доверчивым калифорнийцам.
Дабы продать, им обещались такие чудеса, которых больше никто нигде не предложит (типа лифта на наших речных круизных судах). Я тоже вносила свою лепту в повышение привлекательности нашего турпродукта - каждый год я ездила в Калифорнию, где мы устраивали презентации для тамошних турагентов.
Меня им демонстрировали во всей красе - вот, мол, видите, она, хоть родом и из «империи зла», а вовсе не монстр, в целом похожа на человека и даже говорит по-английски. Фото мое с улыбкой до ушей разместили во всех брошюрах, чтобы клиенты сразу по прилету могли убедиться в сходстве печатного портрета с оригиналом. Дело было сразу после падения железного занавеса, и американцы в общем и турагенты в частности испытывали вполне объяснимые сомнения в том, что их клиенты попадут в хорошие руки.
Наша компания обещала, что все попадут именно в мои руки, и они вполне хорошие. Чтобы выполнить это обещание, я должна была одновременно присутствовать как минимум в десятке мест, так как группы ехали в разные концы нашей еще более необъятной, чем сейчас, родины.
Шеф придумал гениальную вещь: поскольку рейсы Alaska airlines начали летать из Калифорнии прямиком в Хабаровск, он составил несколько маршрутов продолжительностью одна неделя, из этих звеньев можно было собирать цепочки разной длины, Транссиб - Иркутск, Ташкент-Самарканд-Бухара, круиз по Амуру, Владивосток- Камчатка (тогда только что разрешили иностранцам посещение этого региона).
На этом наш великий выдумщик не остановился. Мало ему показалось СССР, он задумал расширить географию и сочинил тур по Монголии. Улан-Батор, пустыня Гоби, Каракорум, все дела. В брошюре всё выглядело очень привлекательно, калифорнийский народ расхватывал этот тур, как горячие пирожки. Что, кстати, до добра не довело. Жадность шефа не знала границ, у меня всегда было больше подопечных, чем мест в монгольских автобусах, поэтому для нас они были оборудованы ни к чему не прикрепленными детскими табуреточками в проходе. Какая забота о человеке - если падать, скажем, при резком торможении автобуса, то не с большой высоты. Ну, не будем о печальном.
Поскольку у дальневосточных коллег особого опыта не было, меня всегда назначали турлидером на новые маршруты, в мои задачи входило написать подробный отчет в Лос-Анжелесский офис и, вернувшись в Хабаровск (у нас там тоже был офис, где мне иногда приходилось ночевать, если отели были переполнены), обучить тех, кто поедет после меня. В идеале планировалось, что я когда-нибудь смогу передать бразды правления местным дальневосточникам, что так до конца и не получилось, я там работала, четыре сезона с апреля по октябрь. Иногда, правда, шеф выдергивал меня в Европейскую часть страны, куда-нибудь в круиз по Волге, если он туда присылал группу каких-нибудь ВИП-персон или устраивал рекламный тур для агентов.
Итак, Монголия. В день Х получаю списки туристов и инструкции (сводившиеся к тому, что я должна на предстоящую неделю стать летописцем Нестором). Якобы все услуги заказаны, а от меня требуется только наблюдать, развлекать клиентов шутками-прибаутками в свободное от экскурсий время.
А, кстати, в ту пору общение с Лос-Анжелесским офисом осуществлялось с помощью телекса. Письма мы получали в виде нескончаемых бумажных полосочек, наподобие телеграмм, но ни на что не наклееных.
Начали мы бодро, встреча в аэропорту - знакомство с Хабаровском - комфортное путешествие до Иркутска в прицепном вагоне с белыми ковровыми дорожками в коридоре, хрустящим чистым постельным бельем.
Итак, Транссиб - самая протяженная железная дорога на планете: 9288 км, пересекает 16 крупных рек и без счета мелких, вдоль нее расположено 87 городов.
Народ за неделю путешествия как следует обживается в вагонах.
На протяжении 207 км магистраль идет вдоль Байкала. Перед этим она довольно круто спускается на 400 метров, пока не достигнет берега озера.
Названия станций на отрезке Хабаровск-Иркутск встречаются чудные: Ерофей Павлович, Зима, Сковородино, Слюдянка.
Кстати, вокзал в Слюдянке, единственный в своем роде в России, был полностью построен из белого и розового нешлифованного мрамора, добывавшегося неподалеку. Торжественное открытие состоялось в 1904 году.
Ретро фото
И наши дни. Зачем-то название города ужасно некрасиво написали синим цветом. Уж лучше бы, например, зеленым, как крыша.
Не доверяя вагону-ресторану, я загрузила в поезд запас провизии, и оказалась как нельзя более права. Каждый день я обсуждала меню с директором ресторана и осуществляла его апгрейд из своих закромов.
Питались мы одновременно с другой группой, которую обслуживал Госкоминтурист (а мы были одной из первых частных компаний, предоставляющих тур услуги на територии нашей страны). Все столики по одной стороне вагона-ресторана занимали мои туристы. Они с удовольствием уплетали тосты с икрой, запивая шампанским и поглядывали свысока на несчастных соседей, перед которыми стояли тарелки с гречкой и шпротами (!)
С директором ресторана мы расстались лучшими друзьями - он сэкономил массу своих продуктов, а я имела группу счастливых клиентов.
Деньги на всё это барство привозил наш шеф, меняли их на черном рынке по курсу, в разы отличавшемуся от официального, поэтому весь апгрейд доставался нам буквально за копейки.
Интересная деталь: проводницы в моих первых поездках (самое начало 90х) настолько боялись американцев, что носа не высовывали из своих служебных купе. Мне пришлось приобрести ценный навык - разносить не расплескивая горячий чай во время движения поезда. Под конец сезона я уже легко управлялась одновременно с четырьмя стаканами в подстаканниках.
Это я тренируюсь (в монгольском поезде, без всяких белых ковров)
На станциях мои отважные американские путешественники не боясь покупали на пробу сибирские специалитеты.
Через 41 час точно по расписанию мы приехали в Иркутск, все это время народ наблюдал из окна пейзаж. Ever changing scenery (постоянно меняющийся пейзаж) он был назван в рекламной брошюре, но в конце пути народ метко окрестил его, добавив всего одну букву, never changing scenery (никогда не меняющийся пейзаж) - тайга, березовые рощи, изредка встречающиеся деревни и памятники Ленину на ж/д станциях, а то и его портреты, выложенные на склонах холмов, таких размеров, чтобы было хорошо видно из космоса.
Рассвет
Перерывы от наблюдения за пейзажем делались только для того, чтобы пойти в вагон-ресторан с целью подразнить соседнюю группу своим роскошным меню.