Прошло больше недели после возвращения. Все впечатления утряслись, восторги-разочарования поутихли, отложенные расчеты (после покупок в самолете) прошли, можно кратко изложить поездку.
Собственно, этот "отчет" пишется только для того, чтобы заявить -- "крайне бюджетный вариант прометнуться через всю Японию возможен" и вы можете снизить расходы еще больше, например, построив другой маршрут или в принципе отказавшись от сувениров. Если вас уже начал напрягать упор на "бюджетность" -- деньги я упомяну еще только раз, когда парой абзацев ниже подведу итоговую стоимость.
Цель посещения Японии -- посмотреть, по возможности, на всю страну, попытаться понять как живут люди в разных ее уголках, увидеть их ежедневный быт; оценить отношение людей и государства к России; попытаться понять перспективы Японии; по возможности посетить известные и не очень известные туристические места.
Общий бюджет поездки с учетом всех перелетов, проживания, проездного, связи, питания, экскурсий и сувениров -- 150 тыс.руб.
С денежной точки зрения -- могу назвать точную сумму до копейки, но не вижу в этом большого смысла. Точность объясняется очень просто -- везде где было можно, я проводил оплату со своей рублевой банковской карточки (можно не рассказывать мне про двойную конвертацию, я знаю про нее и не считаю чем-то значимым, особенно при моих расходах), а где карточкой расплатиться было нельзя, использовал снятые в банкомате 7/11 наличные (комиссия японцев при снятии 10 тыс.иен -- 108 иен, комиссия моего банка -- 100 руб.), после чего у меня японских денег на руках осталось ровно 50 иен.
Структура затрат следующая:
-- ~40 тыс.руб. -- перелет Краснодар--Москва--Нарита и обратно;
-- ~40 тыс.руб. -- проживание за весь срок пребывания;
-- ~40 тыс.руб. -- JRPass, внутрияпонские перелеты, SIM-карта с безлимитным data-планом;
-- ~30 тыс.руб. -- не покрытый JRPass'ом транспорт, экскурсии, сувениры, еда.
Ночевки осуществлялись в отелях от одной до трех звезд, т.е. часть в капсульных ночлежках, часть в дешевых бизнес-отелях.
Питание -- пара онигири утром-днем на станции/в дороге и салатик+лапша быстрого приготовления из 7/11 ночью в гостинице. Иногда, если успевал, гостиничные завтраки, и бенто в дороге/в гостинице.
Перемещения по Японии в основном по следующему принципу: сутра на первый (или один из первых) поезд в интересующий город, вещи оставлял в локерах на станциях (камерах хранения), осмотр города, посещение достопримечательностей до вечера или перемещение в следующий город по плану, забор вещей из локера, ночевка в гостинице.
Список посещенных городов в хронологическом порядке:
2019.07.13 -- прилет, Токио
2019.07.14 -- Киото, Нара
2019.07.15 -- Осака, Химедзи, Хиросима
2019.07.16 -- Хиросима, Миядзима, Кагосима, Фукуока
2019.07.17 -- Фукуока, Нагасаки, Наха
2019.07.18, 19 -- Наха, Саппоро
2019.07.20 -- Саппоро, Вакканай
2019.07.21 -- Хакодате
2019.07.22 -- Иокогама, Камакура
2019.07.23 -- Фудзи-сан
2019.07.24 -- вылет в Москву
2019.07.13 -- прилет, Токио
В Токио первым делом попал на экскурсию по Императорскому дворцу, потом посетил Восточный дворцовый парк, проехал по Яманотэ (Yamanote) до Сибуи, посмотрел на памятник Хатико и перекресток, пообщался с политическим активистом.
На телебашни и к радужному мосту лезть не стал -- погода была так себе, периодически накрапывал дождик.
2019.07.14 -- Киото, Нара
Переехал в Киото, потом в Нару.
Наверное самое примечательное для небуддиста-несинтоиста в Наре -- это олени. Они повсюду. Следы их жизнедеятельности тоже.
На обратном пути остановился в Инари, поднялся на вершину.
К моменту моего возвращения в Киото пошел ливень (запятую можно ставить с обеих сторон -- оба смысла будут верными :) ). Добрался до гостиницы и по другим достопримечательностям не ходил.
2019.07.15 -- Осака, Химедзи, Хиросима
Переехал в Осаку. По осакской кольцевой доехал до Tennoji, через парк Тэннодзи (еще посмотрел на телебашню), Иссин-дзи, Ситэнно-дзи дошел до осакского замка, оттуда до станции Osakajokoen и потом на станцию Осака, Shin-Osaka и синкансен.
Вышел в Химедзи, дошел до замка, после замка еще зашел в парк Koko-en (Koko-en Garden), крайне рекомендую. На станции Химедзи я впервые лично убедился, что синкансены тоже могут опаздывать.
Следующая остановка -- Хиросима. На кольцевом туристическом/обзорном автобусе доехал от станции до Парка мира, посетил музей и все окрестные достопримечательности, включая точку падения бомбы (для тех, кому это может быть любопытным -- радиационный фон в норме) и развалины Промышленной палаты.
2019.07.16 -- Хиросима, Миядзима, Кагосима, Фукуока
Сутра выехал на трамвае до паромной переправы на Миядзиму (конечная трамвая 2). На пароме JR West переправился на Миядзиму, посмотрел на Ворота, в смысле, Тории, дошел до станции канатной дороги, поднялся на вершину горы.
Следующая точка -- Кагосима. То что я искал в Кагосиме, я не нашел, поэтому удовлетворился поездкой на кольцевом туристическом/обзорном автобусе и посещением обзорной площадки на горе Сирояма (mt. Shiroyama, Shiroyama park) с видом на Сакурадзиму (там же историческая точка, связанная с Сацумским восстанием).
Вернулся в Фукуоку, погулял по городу.
2019.07.17 -- Фукуока, Нагасаки, Наха
Сутра выехал в Нагасаки и лично убедился, что Limited экспрессы могут запросто встать на путях на час и более. Посмотрел, как японцы выпутываются из таких ситуаций.
В Нагасаки прошел по Парку мира (для интересующихся -- радиационный фон в норме) и, ввиду опоздания поезда, чтобы не рисковать перелетом, по другим достопримечательностям не ходил, вернулся в Фукуоку.
"Персиком" (а/к "Peach") перелетел на Окинаву, в Наху.
2019.07.18, 19 -- Наха, Саппоро
Пляжный отдых, на который я специально выделил целый день, из-за проходящего тайфуна не задался, поэтому гулял по достопримечательностям, в частности, прошел по Кокусай-дори через сопутствующие исторические и культурные места до замка Сюри. На обратном пути заглянул в порт (все остановлено из-за тайфуна), к Цусима-мару.
На следующий день вылетел а/к "ANA" в Саппоро. Погулял по городу, посмотрел на "Здание с часами", телебашню, центральную площадь с "айна-столбом", вокруг которого проходил какой-то пивной фестиваль.
2019.07.20 -- Саппоро, Вакканай
Сутра выехал в Вакканай. Первые три часа пути пришлось стоять, сначала в тамбуре, потом в вагоне. Оставшиеся два часа ехал сидя. Наблюдал сцену моральных мучений среднестатистического японца.
В Вакканае прогулялся до волнолома "Дому", потом на экскурсионном автобусе проехал по всем оставшимся достопримечательностям, включая парк "Вакканай коэн" с "Воротами льда и снега", "Башней столетия" и "музеем Севера", мыс Соя со стелой "Самая северная точка Японии" и парком "Соя-мисаки коэн", пр., послушал экскурсовода -- очень занимательно, особенно когда выхватываешь только отдельные слова. Погулял по городу.
2019.07.21 -- Хакодате
Пока добрался из Вакканая до Хакодате, дело шло уже к вечеру. Что мне и надо, т.к. с горы Хакодате на город Хакодате смотреть надо в темноте. Вот только вершина горы была в облаке. Но пока еще было светло, сходил к форту Горёкаку и его обзорной башне, а оттуда уже на гору. На гору поднимался пешком, поторчал в облаке, пофотографировал молочно-туманную пустоту и спустился по канатной дороге. Хорошо, что поднимался пешком -- по дороге есть небольшая площадка, откуда еще можно было сделать несколько красивых фоток.
2019.07.22 -- Йокогама, Камакура
Сутра добрался до Shin-Hakodate-Hokuto и на Хаябусе отправился в Токио. Через пять часов в Токио пересел на локальный поезд и поехал в Иокогаму.
В Иокогаме прошел весь порт со всеми примечательностями вроде штаб-квартиры Ниссана, складами из красного кирпича, парка Ямасита с Хикава-мару, Akai Kutsu, гёл-скаутами, фонтанчиком и пр.
После Иокогамы, также на локальном поезде, добрался до Камакуры. В Камакуре мне были интересны ровно два места -- это Котоку-ин с "Большим Буддой" и пляж Юигахама. Может быть заглянул бы еще куда-нибудь, но уже смеркалось и усиливался дождь.
Вернулся в Токио, поселился в очередной, последней за эту поездку, гостинице.
2019.07.23 -- Фудзи-сан
Позволю себе скопировать сюда свой пост из темы "Восхождение на гору Фудзи: сезон, карты, экипировка и тд.".
===
Извините, влезу со своим мнением о подъеме на Фудзи.
Десять раз подумайте -- надо ли вам это. Потом подумайте еще раз.
Я поднимался по Йошиде, оборотом в один день (сутра -- наверх, к вечеру -- вниз) [утром следующего дня самолет домой], без специальной экипировки (кроссовки, джинсы, майка, рубашка, ветровка-дождевик и пакетик с водой и сникерсами на поясе) и подготовки, в будний день, в дождь.
Выехал со станции Токио первым поездом на Отски через Такао, купил проездной на цикл поездок поездом и автобусом Fujikyu на станции Отски и пересел на поезд до Кавагутико. Из Кавагутико автобусом до 5-й станции.
Итого: около 4-х часов на дорогу.
В 09:35 начал восхождение. Где-то в 15 был на вершине. Полчаса наверху и спуск. В 18:30 спустился к 5-й станции.
Поскольку автобус по расписанию ушел в 18:20, до следующего, в 19:10, тупо сидел и отдыхал в тумане на станции. Дорога до Токио такая же как и на 5-ю станцию, только в обратном порядке.
Из особенностей:
-- хорошо, что был дождь -- многие отказались от восхождения, было проще идти из-за малого количества людей на тропе, пыль была прибита дождем, грунт был скреплен и менее рассыпчат, было прохладно и не припекало солнце. Когда поднимаешься над облаками, все быстро высыхает. Из-за облачности, с вершины горы видны только облака. Но, насколько я понимаю, для Фудзи это нормальное явление, отсутствие облаков это, скорее, исключение;
-- хорошо, что поднимался днем -- если цель встретить рассвет на вершине -- это одно дело, но подниматься по этой тропе ночью, на мой взгляд, слишком рискованное мероприятие. Днем гораздо легче;
-- про одежду уже написал выше. Те камушки, что при спуске неизбежно попадут в кроссовки, не сильно мешают, а уж если совсем достанут, всегда можно остановиться и вытряхнуть их. Посохи и палки, на мой взгляд, не нужны. Они могут где-то помочь, а где-то будут только мешать. Мне кажется, что мешать они будут больше, чем помогать. Баллончики с кислородом не использовал и считаю глобально бесполезными при подъеме;
-- про еду -- я обошелся двумя онигири (один -- перед подъемом, один -- после спуска), одним сникерсом и полутора литрами воды. Остатками воды запивал второй онигири сидя на станции в ожидании автобуса;
-- по затратам -- от Токио до Отски и обратно покрывается JRPass'ом, от Отски до 5-й станции и обратно поезд и автобус покрываются двухдневным проездным за 3700¥. Еда и питье в моем случае: пара онигири за 110¥ штука, сникерс за 180¥, вода, полтора литра, бесплатно из фонтанчика или ~300¥. (Цены уровня 5-й станции и ниже. Чем выше в гору, тем дороже.) Туалеты при подъеме и спуске мне не потребовались;
-- по ощущениям -- самое проблемное -- это убедить себя в том, что ты все-таки хочешь дойти. Сама по себе тропа не столько сложна (хотя есть три-четыре очень неприятных участка), сколько утомительна. Утомительна как на подъеме, так и на спуске. Это как ехать на велосипеде триста километров -- ничего сложного, просто скучно и утомительно вертеть педали. Так вот здесь -- просто скучно и утомительно переставлять ноги вверх, а потом вниз.
Да, если вы не ощущаете в себе сил монотонно передвигать ноги вверх и потом вниз на протяжении девяти-десяти часов подряд в условиях разреженного воздуха, не лезьте на гору. В качестве проверки-эксперимента можете попробовать подняться по лестнице этаж так на десятый, потом спуститься, прикинуть сколько времени у вас это заняло и представить, что вот так подниматься надо будет часов шесть и спускаться часа четыре. Не по лестнице подниматься, конечно, но впечатление составите.
===
2019.07.24 -- вылет в Москву
На первом Nex'е выехал в Нариту. Свободное время до вылета потратил на изучение магазинов Терминала-2 и конвертацию оставшихся наличных в сувениры.
Фотографии достопримечательностей можно найти в интернете; фотографии, которые нельзя найти в интернете, не обладают достаточной художественной ценностью; фотографий со мной в интернете нет и, надеюсь, не будет.
Выводы по целям посещения Японии озвучивать не буду, а то кто-нибудь обязательно обидится.
Если у кого-то есть вопросы не касающиеся моих выводов и впечатлений, отвечу в меру своих компетенции и опыта.
Upd.: Добавил карту с точками, в которых побывал.