На следующий день все, кто пришел со мной из Меты, уходили в сторону Nar. Я же не отказалась от своих планов и осталась в Пу, чтобы посетить базовый лагерь Himlung’а. Утром появился мой новый местный гид, и вдвоем мы отправились в путь.
Еще накануне мое горло, с которым я и так уже мучалась в самом недавнем прошлом, опять дало о себе знать. Что за напасть...Был ли причиной холод в лодже? Комната со щелями промерзала не на шутку. Просыпаясь, обалдеваешь от температуры внутри. Пока спишь, лежишь, у лица как будто бы образуется тонкая маска из более теплого воздуха. И поутру, выйдя из горизонтального положения, соприкоснувшись со средой за пределами теплого кокона, чувствуешь такой контраст! Ужасно холодный воздух. Я поленилась торговаться за комнату в Пу, и мне она обошлась в 800 рупий за ночь. При этом хозяева лоджа не соизволят даже ветошью какой щели позатыкать.
Итак, мы пошли в направлении базового лагеря. Строго говоря, еще во время вчерашних своих прогулок я уже начала догадываться о том, где проходит нужная нам тропа. Теперь мои догадки подтвердились. От уличного крана, что на перекрестке, в паре шагов от моего гестхауса (и еще одного, напротив), нужно идти направо. Направо, если стоять к крану лицом. Да там и вариантов не так много. Идти в ту сторону, как бы на выход из деревни. Там даже указатель будет, к гомпе. И сверху можно все обозреть - гомпу, чортены. Тропа ведет вниз, к двум мостам через реку, новому и маленькому (они дублируют друг друга). Реку нужно перейти по маленькому мосту (или по какому больше нравится). После чего не нужно идти к гомпе по тропе налево и вверх, вверх вообще идти не нужно. Следует сразу повернуть строго направо, чтобы дойти до другой реки. Две реки сливаются здесь. Пройдя вправо, находим маленький мостик, по нему и переходим на другую сторону. Далее тропа идет вверх, вдоль реки, впрочем, не по самому берегу, а немного в стороне. Тут стоят чортены, которые можно было видеть сверху. Проходим мы и мимо гидроэлектростанции. Тропа идет с умеренным подъемом, и через некоторое время от реки уходит. Появляются большие камни, валуны. Идем среди камней. Начинается подъем покруче, в этом месте было пыльно. А потом - раз, и выходишь на плоский участок.
Там мы сели отдохнуть. Я старалась пить больше горячей воды из термоса, использовала свои леденцы и таблетки. Дальше мы опять же двигались почти прямо, по относительно открытому месту. В путеводителе написано, что есть какой-то путь по морене, но я не помню, чтобы мы так шли. Ледник был от нас слева. А впереди были снежные вершины. Гид сказал мне, что Химлунг - это вершина куполообразная, с остреньким кончиком. Где-то по пути нам встретились небольшие постройки, видимо, для пастухов. И еще мы увидели огромное стадо диких голубых баранов (по англ. blue sheep). Очень близко. Мне показалось, что животные даже не были напуганы нашим появлением. Но когда гид посвистел, они, конечно, все перебежали на одну сторону, насторожились. Что касается людей, то тух их совсем не было. Присутствие человека в этих местах минимально.
Мой новый гид разговаривал не так много, но все же рассказал, что зимой, когда совсем холодно, он живет в Катманду. А так у него есть и яки, и козы, и лошади.
Наконец впереди показался лагерь. Он представлял собой палатки, стоящие на открытом солнечном месте. Сейчас там находились участники восхождения. Они оказались очень милыми, дружелюбными, открытыми и приветливыми людьми. Запросто поговорили со мной, туристом. Когда я спросила, какова высота лагеря, веселый гид экспедиции показал мне часы-альтиметр, там были цифры 4825. То есть выходило, что от Пу мы набрали более 700 м. Это было странно, так как я не заметила, когда мы успели совершить такой подъем. С другой стороны, шлось мне как-то тяжело, и это по тропе почти ровной. Так не в высоте ли дело? Обитатели лагеря посоветовали нам подняться по склону наверх. И тут мне стало уже весьма трудно переставлять ноги. Но все же, приложив немного усилий, я поднялась. Оттуда действительно - не обманули - открывался красивый вид. На ледники. А горы к этому времени уже кутались в облака.
Потом мы спустились назад, в лагерь. Я сделала то, ради чего сюда шла. То есть не исключительно ради этого, но все же... В общем, съела свой Сникерс. Веселый гид предлагал мне даже чай и еду, но я для приличия отказалась. Пора было возвращаться.
На обратном пути я расспрашивала моего гида про снежного леопарда. Он говорил, что сам его видел. И еще то, что леопард любит пасмурную погоду, а солнечную - не очень. Потому что при солнце у людей активность повышается. Тогда как раз набежали облака, и стало достаточно пасмурно. Только леопард к нам так и не вышел. Одни бараны все так же паслись близ тропы. У домиков гид предложил передохнуть, и мы так и сделали.
Так мы не торопясь вернулись в Пу. На подходе к деревне гид показал мне еще маленький домик, в котором скрывалась водяная мельница. Там как раз было открыто, и мы понаблюдали за работой механизма. Мельницу можно разглядеть, если сверху, с края деревни, вниз смотреть. Там, выше слияния двух речек, есть чортен, а ниже чортена - мельница. Из-под нее еще вода вытекает. Неподалеку и вторая такая же стоит, просто там уже было закрыто. В общем, просто внимательно смотреть надо.
На этом прогулка с гидом завершилась. Я всем осталась довольна. Наше маленькое путешествие вышло не таким длинным, часов на семь, и не столь утомительным. При этом мы посетили красивые, безлюдные, нетронутые цивилизацией места. Так что я считаю, что пройтись к базовому лагерю Химлунга - это хорошая идея для того, кто имеет возможность задержаться в Пу на день.
К сожалению, мой новый гид не пригласил меня в гости, а сама я напроситься не решилась. А так интересно было бы посмотреть на дом местного жителя изнутри. Тем более гид жил рядом с мои лоджем. Но не удалось мне познакомиться с деревенским бытом. Зато удалось поглазеть на вертолет: он приземлился неподалеку и забрал кого-то, наверное, альпинистов. Я вернулась к себе и заказала обед. С Суком мы по-прежнему не разговаривали.
После обеда я решила попытать счастье еще раз и пойти в гомпу. Гид упоминал, что там сегодня пуджа. И правда, когда я поднималась, навстречу мне, вниз, шел народ. Пунчане и пунчанки, некоторые даже в традиционной одежде. Но выходило, что на мероприятие я уже опоздала. К сожалению, не удалось мне посидеть на двух стульях: я сходила в базовый лагерь, но пропустила пуджу. Разве что надо было идти туда сразу, не заходя в лодж и не обедая... И все же мне повезло застать гомпу еще открытой, пока тетушка прибиралась там. Интересно ведь посмотреть, что внутри. Хотя все старые гомпы друг на друга похожи. Но здесь я нашла кое-что необычное, а именно туалет с надписью “только для ламы”. Думаю, две пары, что пришли со мной из Кото, не имели возможности заглянуть в гомпу, ведь вчера она была закрыта. Так что не стоит надеяться, что все двери здесь будут распахнуты. Желающим посетить достопримечательности надо самим как-то договариваться об этом.
В лодже опять было холодно. Горло не проходило, еще и приступ жуткого кашля случился. Я пыталась согреться в спальнике, но это было непросто. В холодную столовую тоже со спальником пошла. Там сидели двое мужчин. Они пришли из Меты. Я поинтересовалась, как они себя чувствуют после такого набора высоты. Они сказали, что принимают таблетки и чувствуют нормально. Но аппетита у них не было, на столе стояли полные тарелки. Сегодня случилось настоящее чудо: мне в комнату подали электричество! Прикрутили какие-то проводки, и у меня появился свет! До этого я пользовалась своим фонариком. Может, это у них акция была, оплати три ночи - свет в подарок? По 800 рупий, между прочим.
Дикие бараны:
Лагерь:
Вид на лагерь сверху:
Чортен у Пу:
Вид с холма гомпы на Пу, реку и мосты: