В школе нас учили, что эпоха Великих географических открытий была продиктована юношеским желанием государств и народов "заглянуть за горизонт", походить по краю плоской земли с риском свалиться в неизведанное, открыть новые земли и племена, совершить "великий вклад в дело…" и прочие благоглупости. Мы несем по жизни этот романтический наив, окрашенный в тона беззаботного детства с его куперовскими индейцами, просоленными пиратами и благородными разбойниками, в стивенсоновский скрип корабельных снастей и попугая мертвого Флинта с его "пиастрами".
Когда же волею Создателя тебе, уже взрослому, выдается возможность посетить страны, о которых ты столько читал и, как тебе казалось, знал, то перед тобой открывается мир, совсем не похожий на прошлые представления и мечты.
Оказывается, что Энрике Мореплаватель провел на борту морского судна всего дня четыре в походе до Сеуты и обратно, после чего всю оставшуюся жизнь прожил на берегу, что легализовал работорговлю под предлогом "спасения душ заблудших дикарей".
Что Колумб так и умер уверенным, что открыл западные брега "Индий", и будучи по-ослиному упрямым, до смерти утверждал о правильности своих исчислений протяженности экватора, несмотря на уже тогда доказанную их ошибочность.
Что сверхдальние, даже по сегодняшним меркам, морские походы Бартоломеу Диаша и Васко да Гамы предпринимались с целями столь прозаическими, что даже от поверхностного знакомства с их причинами скулы сведет от тоски, да еще и будущий вице-король Индии не брезговал организацией массовой расчлененки и войной с безоружными.
Что люди посвящали свои жизни Богу с такой решимостью и отчаянием, что крошили всех вокруг себя, не замечая ни своих, ни чужих, уверенные в своей правоте и устилавшие свой крестный путь горами трупов невинных.
Португалия лежит себе тихонько на краешке иберийской кровати, спиной к соседу-родственнику, в свое время принявшему в себя все шустрое эмоциональное полуостровное семейство. Лежит себе на боку, лицом к океану и улыбается своему северному надменному, чудаковатому, но все-таки верному другу, с которым ее связывают многовековые стратегические интересы. Нигде в Европе вы не увидите столько туристов-англичан, как в Португалии, нигде больше (кроме бывших британских колоний) таксисты, официанты и полотеры не будут трещать на английском, вызывая зависть у выпускников сегодняшних российских вузов.
Иностранцу и в голову не придет, что эта милая тесная провинция, зажатая меж испанской границей и Атлантикой - бывшая метрополия огромной морской империи, простиравшей свои владения от Бразилии на западе через все меридианы и параллели до Японии и Юго-Восточной Азии. Это ее корабли нелегально, до официального открытия, побывали на будущем бразильском побережье, первое африканское золото потекло в португальские закрома, ее моряки первыми европейцами наблюдали берега Австралии, превратили Индийский океан из арабского торгового моря в европейское, оставив ушлых венецианцев без гарантированного многолетнего куша.
Это они служили советниками китайских императоров еще до путешествия Марко Поло, это они построили сейсмоустойчивый Нагасаки, старые дома которого выстояли после атомной бомбардировки. Это они завезли красный перец чили в Индию, где его потом "открыли" англичане, а еще в нагрузку к Бомбею, Танжеру и Марокко подарили жителям Альбиона привычку чайного "файв о клока", это все они.
А теперь они тихие, милые, меланхоличные, грустноглазые. Соберутся где-нибудь в ресторанчике, выпьют портвешку и поют себе фаду, грустно так, тоненько, со слезой. Одни поют, а другие в ладоши хлопают. Вспоминают, сердешные, времена былой славы, когда мотали меридианы вокруг пальца, как ключи от машины, и сокрушаются.
В Португалию хочется, времени на поездку мало, денег – еще меньше. В этих условиях планировать просто – одним махом всю страну посмотрехом. Прилет и вылет обратно - естественно, Лиссабон, первые пять дней в городе и окрестностях, затем седлаем машину и на север, нанизывая достопримы на дорожную вертикаль аж до Порту, это второй узел с радиальными выездами в Брагу и Гимарайнш, обратно кольцуем маршрут через Томар на Эвору с одной ночевкой, и утром – обратно в аэропорт и домой. На все про все – 11 дней.
Берем билеты на майские Люфтами с пересадкой во Франкфурте, обратно – Швецами через Цюрих в Москву. Жилье забронировано на букинге в Лиссабоне пять ночей, Назаре – ночевка, три ночи в Порту, одна ночь в Эворе.
Машину брали в Ависе в Лиссабоне у площади Помбала, возвращали в аэропорту Лиссабона. В Порту какое-то чмо ударило машину в крыло и потихоньку смылось. Штраф от Ависа - 180 евро. Перемещались в основном по платным дорогам, с телепассом Виа Верде, он идет автоматом к машине. Барабульки списываются автоматически, потом через две недели деньги снимают с кредитки, удобно, но дороговато, хотя для кого как. В городах с бесплатными стоянками тяжело, в старом Лиссабоне как вообще люди ездят, я плохо представляю. Дороги хорошие, ограничения есть, но все в щадящем режиме, местные джигиты летают мама не горюй, напоминает Италию.
Такси недорогое, на общественном транспорте ездили в Лиссабоне, все как везде: давка, жара и потные спины. Метро в Лиссабоне почище и аккуратнее римского, например.
Остальные подробности (цены, билеты и пр.) – будут вставлены в текст по ходу повествования, иначе никто читать не будет. Буду приманивать фотокартинками. По ходу же изложения пытливый взор отыщет исторические реминисценции, иногда чужие впечатления интересней своих собственных.
Итак, вперед.
Сонный таксист домчал нас из предмайской Москвы в Домодедово, где мы окунулись в пестрый мир путешественников, которые в этот рассветный час были еще относительно неторопливы, деловиты и прятали свою неуверенность в наступающем дне за строгими лицами. А неуверенным быть было отчего. При подходе к стойке Люфтов на регистрацию выяснилось, что у них сегодня овербукинг, и не хотим ли мы вообще полететь на следующий день с компенсацией, а, так вы до Лиссабона? Вот за соседними стойками Тапы регистрируют, не хотите ли улететь напрямую, без пересадки? Да мы не против! Тогда идите к Тапам, мы вас сейчас через систему перебросим. Будете в Лиссабоне часа на два раньше. Идем к Тапам. Чего хотите? А нас к вам отправили, сказали, что сейчас в системе билеты поменяют. Да, ну давайте посмотрим! Точно вы есть, ставьте барахло на весы. Ура, мы летим без пересадки, хоть раз в жизни повезло.
Быстренько проходим через все кордоны, благо народу мало, и организовано все в Домике, на самом деле, неплохо. Холодный душ от взгляда пограничника, штамп в паспорт, и отпуск начался.
Теперь настал момент поблагодарить мою любимую тещу, которой пришла в голову замечательная мысль приготовить нам с женой бутерброды с вареным говяжьим языком. Желудок как увидал этот язык, да с черным хлебушком, да под вискарек, сейчас пишу, до сих пор слюнки текут. Аттракцион обязателен к повтору.
А уже и посадка. Перелет прошел спокойно, сидели вдвоем на трех креслах, вот ведь сегодня поперло. Кормили так себе, но наливали, не жадничали.
В Лиссабоне солнце, теплынь. Первым делом после погранконтроля – к киоску Водакома, взяли симку с 2 Гб инета и какими-то звонками, на 10 дней – за глаза и за уши. На сайте за симку цена где-то 8.50, девица с ясным незамутненным взором просит 10 евро, я даю, жду сдачи, получаю вместо нее "всего хорошего" и отсутствие чека. Ну что ж, люди молодые, напористые, вот так, наверное, и сколачиваются стартовые капиталы. Я спорить не стал.
Очередь на такси идет быстро, я вызвонил хозяина апартов, извинился за ранний прилет, он уже ждал нас в гостинице.
Такси вырулил из аэропорта, покрутился немного по трассам и вскоре уже скреб резиной по брусчатке старого города, то поднимаясь вверх, то опускаясь вниз, как в мультфильме. У гостиницы стал под крестами, забрал деньги и поплюхал дальше. Наши апарты Ama Apartments встроены в улицу недалеко от верхней станции фуникулера Бика, на третьем этаже нам уготовили студию. Хозяин нас ждал, тут же отгреб деньги за все пять ночей, отдал ключи и больше мы его не видели. Номер неплохой, неожиданно просторный для старого города, правда, с одним недостатком: крутой, почти пожарно-вертикальной лестницей, по которой вносить и выносить 20-килограммовый багаж на высокий третий этаж – сильное удовольствие. Ну да ладно, приехали.
Короткий отдых, переоблачение и оснащение фотоаппаратами – и мы на улице, на стыке районов Байру Алту, Шиаду и Байша, в самом сердце города. Еще часов пять светлого времени, и мы на первом свидании с Лиссабоном.