Вечер восьмого, и девятый день: Монголия!
…и в начале третьего мы пристроились в хвост небольшой, на 7-8 машин, очереди к монгольским пограничникам.
Монголы не торопились, за полчаса не произошло ни одной подвижки. Пошёл знакомиться с соседями по очереди, узбеками на машине на узбекских же номерах. Выяснилось, что монголы кушают-с, вот. Хорошо у них тут – работа до 18 часов, да ещё и перерыв на обед часовой – прямо перенапрягаются служивые. Наконец, сдвинулись. Перед заездом на монгольскую территорию надо пройти дезинфекцию – обрызгивание колёс из распылителя каким-то раствором за 100 рублей. После этого все водители из очереди столпились около окошка в будочке на въезде на территорию погранперехода, подсовывая документы в том порядке, в котором все стояли в очереди. Идиллия была нарушена дерзким мотоциклистом, проехавшим в обход всех к воротам и с ходу ставшим пихать свои документы без очереди, мотивируя это тем, что у мотоциклистов, мол, всегда есть приоритетное право проезда. Я как-то сразу ему не засимпатизировал, а уж когда припёрся давешний дезинфектор, и заикнулся о 50 рублях за обработку колёс, получив в ответ скандал на тему «какого хрена меня не предупредили, что это за деньги» и «да у меня вообще наличных нет», я окончательно утвердился во мнении, что парня хлебом не корми, дай повонять. Дело кончилось тем, что 50 рублей для дезинфектора ему дали узбеки, крики затихли, и говнистый чувак вновь сунулся в окошко. Монголы, видимо, сделали те же выводы, что и я, и послали скандалиста нахер *зачёркнуто* отправили мотоциклиста в самый конец очереди, невзирая на его возмущённые крики, что он гражданин Германии и напишет во все инстанции МИДа об отвратительном приёме в Монголии немецких туристов. Так он и прошёл везде самым-самым последним.
Пройдя первоначальный контроль, мы попали на территорию, собственно, погранперехода, где повторилась процедура частичной разгрузки машины с протаскиванием сумок через сканер. В будках паспортного контроля сидели, похоже, стажёры, так как над каждым/ой из них нависал старший по званию товарищ. В моём паспорте оставался единственный чистый разворот, и весь последний год я ревностно оберегал его от штампов, зорко наблюдая, куда именно собираются ставить его пограничники. Вот и сейчас несимпатичная девушка в кабине нацелилась как раз на него. Я торопливо затараторил, останавливая её: — Нет-нет-нет, не сюда, пожалуйста!
— Почему? – она подняла на меня своё безэмоциональное лицо. Я, как обычно, стал говорить про последнюю оставшуюся для виз страницу, нехватку места и тому подобное. Дослушав, начинающий страж границы, не меняя выражения лица, сказала: «неважно» и влепила штамп именно туда, куда я всячески просил не ставить. Что у неё за комплексы, и насколько всё плохо с личной жизнью – осталось невыясненным. Ребята, стоявшие следом, рассказали, что после того, как я, матерясь под нос, отошёл от окошка, на лице у девушки мелькнула мимолётная злорадная улыбка.
Ещё один очень важный момент – справка о временном ввозе машины. Говорят, критически важный документ для тех, кто собирается возвращаться в Россию через другой погранпереход. Без неё просто разворачивают, и посылают туда, где въехал. Впрочем, никто из этого тайны не делает, и вопрос насчёт того, где мы будем возвращаться в Россию, задаётся нам неоднократно. Справка представляет собой листок бумаги с отрывной частью, бережно засовываю её поглубже в рюкзак, к другим документам.
Неожиданной проблемой оказалось поменять доллары. Обменник есть прямо в здании, курс в нём вполне приличный, и я рекомендую менять там деньги по максимуму, ибо в самой Монголии найти место, где можно поменять баксы – задача непростая. Но вот беда – доллары у меня были не последнего дизайна, цветные, а 2006 года выпуска. Мне перед поездкой как раз отдали ими должок, и я, не подумав, взял их с собой, а вот теперь их отказываются покупать. В принципе эта тенденция уже заметна во всём мире – и в Африке, и в Латинской Америке – везде с обменом соток старого образца возникают проблемы, вот и тут я попал. Можно, конечно, менять рубли, но это менее выгодно. Если разница курса купли-продажи рублей составляет около пяти процентов (тугрики продают по 40,5 тугриков за рубль, а обратный курс – почти 42), то в случае с долларами можно менять любые суммы, не опасаясь угореть на комиссии при обратной операции: маржа составляет трудноуловимые семь сотых процента для курсов купли-продажи 2620 и 2622 соответственно.
Выручает меня запасливый Михалыч, ссудив пять новых банкнот по сотке. Обменные процедуры – дело не быстрое, поэтому, пока все наменяли денег, прошло ещё минут сорок, и с поста выехали только в 16:40. Время к Москве — +4 часа. Правда, Галя утверждала, что уже плюс пять, но потом выяснится, что ещё один час прибавится всё-таки позже.
Сразу же за воротами мы были перехвачены страховщиками. Про это я был наслышан и не сопротивлялся. Страховку выписали споро, заплатить в пересчёте пришлось примерно полторы тысячи рублей за полис то ли на две недели, то ли на месяц. Что примечательно — и на Волгу, и на Лексус страховка стоит одинаковую сумму. В принципе, если очень жалко денег, то страховщиков можно проигнорить, и ездить без ОСАГО, но это лотерея – штраф за отсутствие берётся в шестикратном размере стоимости. У нас, кстати, проверили её наличие в первый же день, в городе Улгий, а потом она до самого выезда за пределы Монголии больше никого не интересовала.
Не успели отъехать и на десять метров, как из соседнего сарая совсем уж непрезентабельного вида выскочил очередной собиральщик денег и потащил к себе в логово. За что на этот раз с нас хотели денег, мы так и не поняли, хотя упорно пытались. Дело кончилось тем, что мы позволили-таки себя обилетить на 300 рублей, получив взамен одну на двоих квитанцию с изображённой в верхней части бланка типографским способом машинкой. Ну то есть что-то, связанное с автомобилями, или дорогами.
После этого нас больше не тормозили, и мы вырвались на оперативный простор. Вот и первое знакомство с дорогами Монголии. Каменистая грунтовка и шлейф пыли сзади, транспорт здесь как-никак, но ездит, и поэтому дорога накатанная, позволяющая поддерживать скорость и 60, и 80 км/час. Но не всегда. Периодически начинаются участки со стиральной доской, и из опасения, что транспортное средство вот-вот развалится от тряски, приходится сбрасывать скорость. Это мы ещё не знаем, что такая дорога для значительной части Монголии – просто хайвей и автобан. Впереди закручивается мрачная чернющая туча, въезжаем прямо в неё и попадаем под ливень. Радость одна – сразу же исчезает пыль.
Отмахав от границы километров на 30, неожиданно выезжаем на асфальт, что очень поднимает настроение, ведь нам, чтобы наверстать график поездки, надо сегодня доехать до города Ховд, это 315 км от границы. От начала асфальта до довольно крупного города Улгий примерно в 100 км от границы асфальт больше почти не исчезает, покрытие на четвёрочку – хотя ям и нет, но временами на дороге возникают плавные волны, ну и заплатки от ремонтов периодически.