Внутрь собора, конечно же, зашли. В отличие от итальянских храмов, здешняя скульптура кажется кукольной, словно детские поделки (хотя некоторые скульптуры, говорят, были заказаны в Италии. Но это, скорее всего, относится к наружному оформлению собора, а не к интерьеру). Общее впечатление очень приятное, но при рассмотрении вблизи многое оказывается более грубым и примитивным. Но это вполне объяснимо, ведь Италия всегда была средоточием лучших художников и скульпторов, которые трудились в первую очередь для своей родины.
Главный алтарь. Большой алтарный ансамбль состоит из трех частей: монументального классического портика, за которым следует только алтарь Великого викария, ведущий к Пресвитерие - старый исторический алтарь Капитолия с скинией и новый алтарь в центре Верхней Пресвитерии в соответствии с литургическими указаниями Второго Ватиканского Собора.
Под портиком находится картина Франциска Смуглевича "Смерть Св.Станислава", написаная в 1799 году. В тимпане портика -знак провидения. Над портиком находится крест с распятием Христа, сделанный в 1805 году.
По внутреннему убранству информации хронически не хватает, а может, я просто не там ищу, но как бы то ни было дальше в основном фото, а хотелось бы к ним пояснений :)
Ура! Пояснения появились!
По обе стороны от большого алтаря, в задних нишах боковых нефов, находятся аллегорические скульптуры в стиле барокко, датируемые 1785-1791 гг. Скульптор Томассо Риги.
В южном нефе - Композиция «
Любовь ближнего» изображает героя, дающего хлеб слепому нищему. Фигуры повернулись друг к другу, объединенные движением рук, которые держат хлеб. Разные размеры фигур подчеркивают силу сильного, скромность запрашивающего и помогают выразить красоту щедрости и сострадания.
На севере - Скульптура «
Любовь Бога» изображает человека, благочестиво смотрящего и указывающего пальцем на небо.
В соборе в первой слева часовне -
Часовне Святого Владислава - проходила небольшая выставка детских поделок разных почитаемых святых, было интересно посмотреть.
Алтарь часовни был построен в 19 веке. В северной нише стоит массивная гипсовая скульптура Св. Владислава. Фигура Святого Владислава выразительна, в руке он держит крест. Скульптура была создана между 1861 и 1863 годами Генриком Дмоховским.
На фреске над статуей короля Владислава I находится надпись на латинском языке:
СВЯТОЙ ВЛАДИСЛАВ, КОРОЛЬ ВЕНГРИИ,
который привел тевтонских рыцарей в священную войну.
Освящен 27 июня 1863 г.
Святой Владислав был королем Венгрии и Хорватии, живя между 1041 и 1097 годами. Владислав позаботился об укреплении христианства в Венгрии, распространении Благой Вести в Хорватии. Говорят, что Владислав был очень благочестивым. Так, когда колодцы истощились, и жажда народа была велика, царь усердно молился. Копыто его лошади ударилось о землю, и забил родник. Во время чумы ему была дана милость лечить людей травой, на которую попадет королевская стрела. Даже после его смерти король неоднократно появлялся перед армией, призывая ее вступить в бой. В 1192г. он объявлен святым.
Часовня Гоштаут с изображением Мадонны Саппеги (осады) (тут я не поняла как правильно перевести) – справа от центрального нефа.
Эта часовня была построена в 1436г. Мартинасом Гоштаутасом, Великим Маршалом Литвы и Тракайским воеводой.
На южной стене часовни висит картина неизвестного автора, написанная в конце 15 века – начале 16 века (перекрашенная в 17 веке), также известна как «Мадонна осады», почитаемая св. Франциском Ассизским. Первоначально картина принадлежала вильнюсской бернардинской церкви. Канцлер Великого княжества Литовского великий гетман и князь Леон Саппега из Вильнюсского воеводства передал картину собору. В 1610г. картина была поражена огнем и художник ее перекрасил.
«Мадонна осады» была одна из самых почитаемых икон.
В 1733г. началась коронация картины. Заботами канцлера Великого княжества Литовского и герцога Тракайского Казелиона Иоанна Фридриха Саппега (1751), картина 8 сентября 1750 года была увенчана коронами, присланными папой Бенедиктом XIV. Это первая картина в Литве, которая увенчана папскими коронами.
После возвращения Вильнюсского собора верующим в 1989 году по просьбе вильнюсского архиепископа Юлионаса Степонавичюса картина была вывешена в часовне Гоштаутаса. Картина до сих пор славится благодатью, и за нее молятся верующие, жаждущие заботы Богоматери.
Самая красивая последняя справа капелла -
капелла Св.Казимира. Она и снаружи собора выделяется и внутри бросается в глаза.
Алтарь Св. Казимира выполнен в форме серебряного саркофага. Он изготовлен в середине 18 века. Два орла по бокам саркофага являются символом свободы, а затем процветания объединенного Великого княжества Литовского и польского государства.
На саркофаге установлена сидящая серебряная статуэтка Св Казимира. Это, вероятно, остаток более раннего саркофага, сделанного аугсбургскими мастерами в 1637 году. Святой держит в правой руке крест, символ веры, а слева - лилию, которая традиционно изображает чистоту и чистоту святого.
Останки святого с недавно сделанным саркофагом были привезены к алтарю в 1747 году. 4 марта Считается, что автором саркофага может быть Джон Кристофер Гронеман, ювелир из Вильнюса.
Около саркофага расположена картина "
Святой трехрукий Казимир".Считается, что картина была написана около 1521 года. Третью руку не удалось закрасить.Герб Великого княжества Литовского (справа) и Царства Польского (слева) симметрично напоминают о высоком происхождении святого.Серебряная одежда изготовлена местными мастерами в 18 веке.
Ретабуль (стена за алтарем) - сделан из белой штукатурки (смесь тонкоизмельченного гипса, извести, клея и мраморной пудры). Улыбающаяся св. Дева Мария с младенцем. окружена множеством ангелов и радуется тому, что другой святой входит в Царство Божие. Два великих ангела поднимают великолепный серебряный саркофаг на небеса. Другой сильный ангел держит весь саркофаг на своих плечах. Ангелы разных размеров обычно объединяются по двое и шепчутся друг с другом, скользя по облакам. Над блаженным Дева Мария спускается к ангелу, держащему крест и лилии - иконографические символы Казимира, обозначающие веру и чистоту святого. Это истинные регалии каждого христианина, которыми можно наслаждаться в вечности. Так Святой Царь встречается с радостью и вечным миром в вечности.
Слева от алтаря стоит небольшая, подвижная, деревянная, позолоченная и посеребренная
кафедра в форме кубка в стиле позднего барокко, построенная в 18 веке. Саму трибуну, украшенную полосами, вырезанными из растительных мотивов листьев, несет орел, расправляющий крылья. Кафедра окружена металлическим забором. Вход на кафедру выполнен из деревянных, слегка изогнутых ступеней.
По мнению некоторых ученых, орел является намеком на польский герб, потому что христианские традиции пришли в Литву через эту страну. Однако Чаша и Орел, скорее всего, будут Апостолом и Евангелистом.
На восточной и западной стенах две огромные фрески Микеланджело Паллони (родился в 1637 году, умер в 1711-1713 годах).
На восточной стене часовни - «
Раскрытие гроба Св.Казимира». Фреска передает события 16 августа 1604г., когда знаменитый король Казимир был объявлен как святой. В потрясающем акте участвовал епископ Вильнюсский Бендин Вайна. Епископ окружен несколько удивленными низшими священнослужителями, держащими свечи. Йонас Казимирас Сапиега стоит возле духовенства с правой стороны фрески, поднимая левую руку. Он жил с 1637 по 1720 год, поэтому еще не родился на момент открытия гроба. Его изображение было призвано показать благочестие и почтение основателя этому святому.
На западной стене часовни - «
Воскресение Урсулы от смерти». Это первое известное чудо Св.Казимира. По словам Григория Свенцицкого, канона Вильнюсского собора, когда умерла юная Урсула, ее родители поспешили доверить девушку заботе и милости св.Казимира. Девушка в гробу, которая поправляется, протягивает руки к королевскому саркофагу. Духовенство, дворяне и родственники девушки, наблюдающие за ней, выражают удивление.
В нишах стен часовни Казимира находятся восемь деревянных барочных статуй литовских и польских правителей, покрытых серебром. Скульптуры были созданы в 17 веке и были покрыты чистым серебром. Однако во время войн государственная казна была опустошена и серебро было расплавлено. В 1692г. деревянные серебряные скульптуры были созданы, а в 1837г. восстановлены. Персонажи точно не известны. Считается, что нишами часовни являются: Сигизмунд Август, Александр Йогайлайтис, Йогайла, Джон Альбрехт, Владислав Васа, герцог Казимир, Сигизмунд Старый, св. Казимир.
Декор купола передает духовную жизнь св. Казимира, его добродетели. Четыре купольных паруса были расписаны в 1640 году. Автор росписи Микеланджело Паллони. Две северные фрески начали разрушаться из-за влаги. Вместо них в восемнадцатом веке выполнены панно с натянутым холстом и картины маслом Франциска Смуглевича. Под картинами находятся ангелы, которые несут символические сцены символов и латинские пояснительные примечания на эмблемах. Гирлянды из травянистых плодов напоминают обильный урожай, когда человеческая душа выбирает добродетели, стремится к Богу и может открыть жаждущий рай.
«
Гимн Св.Казимира Деве Марии» - Эта фреска нарисована над алтарем в левой части паруса. В облаке, окруженном ангелами и удерживаемом ими, Казимир поднимается на небеса и открывает книгу, из которой исходит его любимый гимн; «Omni diae dic Mariae» («Ты каждый день хвалишь Марию») - любимый гимн старого святого в честь Богоматери.
«
Св. Казимира сопровождают на небеса» - эту фреску можно увидеть стоящим лицом к саркофагу святого, над алтарем справа. В окружении благородных душ Святая Королева поднимает взгляд и протягивает правую руку ангелам, несущим лилии и крест (веру и чистоту). Ангелы изображены далеко за фресками паруса, асимметрично расположенными между лепными украшениями связной композиции. Такая деталь напоминает нам, что даже самый красивый образ неба превосходит то, что мы увидим в вечности, усиливает впечатление от бездны как неисчерпаемой тайны. Эмблема изображает крест с венком из шипов и лилиями, чтобы напомнить нам, что путь веры также включает в себя страдания, жертвы, аскетизм. Подножие креста изображает череп Адама, традиционно считавшегося стариком, который был непослушен Богу, поэтому он вкусил смерть и ожидал великого искупления Спасителя.
«
Борьба со страстями» - мы видим эту фигуру лицом к выходу из часовни с правой стороны. Женщина в белом, завернутая в синее покрывало, в руке держит ковш, который давно известен как аскетическое средство подавления страстей. Вторая женщина скучает по Амуру, который изображает плотскую любовь. Лук Амура сломлен, а это значит, что страсти покорились и целомудрие возобладало. Рядом с женщиной стоит ангел с надписью: Castigo corpus meum. Под картинкой ангел с правой рукой на плечах изображает эмблему с рябиной и оливковыми ветками. Белый плащ воловьей кожи символизирует целомудрие, чистоту и невинность, королевское величие и благородство, а оливковое дерево означает мир и покой. Левой рукой ангел отталкивает голову кричащей сердитой женщины, напоминающей нечистоту. Рядом с ангелом находится ложная латинская надпись, которую, вероятно, ошибочно принимают за реставрацию. Это должно быть: Malo mori quam foedari («Лучше умереть, чем быть загрязненным). Так отметили решимость св.Казимира отказаться от греховных интимных отношений, даже если такие, по совету врачей, будут полезны для здоровья.
«
Победа добродетели» - эта фигура висит над выходом слева. Женщина оборачивает пальмовую веточку в своей руке в красную мантию, символизирующую страдание и жертвенную любовь, символизирующую победу. Указательным левым пальцем женщина указывает на райские места, словно для того, чтобы свидетельствовать о Божьем Царстве, ожидающем выносливости. Некоторые ангелы играют с гусями как символ сдержанности, в то время как другие разбавляют вино водой, напоминающей умеренность. Ангел, сидящий под картиной, держит на плечах значок, изображающий змею, несущую череп. Человеческий череп здесь напоминает смерть, а змея - новую жизнь, потому что ей удается вылезти из старой кожи, что похоже на перерождение.
В 1857 году из Августинианского монастыря привезли
орган, и в 1859 году его окончательно смонтировали. Прослужил инструмент до 1889, когда Юзеф Родович построил новый орган специально под акустические особенности Кафедрального собора
епископ Ян Цеплак
Из неопознанного мной:
Помимо скульптур святых в соборе было много и скульптур королей, что и не удивительно, ведь рядом расположен Королевский дворец, где сейчас находится Музей Археологии.