Я вижу, что тут есть очень много путешественников, любящих эту страну. И надеюсь, информация будет полезной, особенно в том ключе, что есть еще целый апрель (на мой взгляд лучший сезон для беговых лыж там), и кто-то может внезапно, несмотря на текущие сложности, сможет реализовать поездку еще в этом сезоне.
Сразу скажу, что я всегда любил Норвегию. 10 лет как я первый раз посетил эту страну, и за эти 10 лет я там был ровно 30 раз, от 4 дней до месяца. Первые 5 лет я ездил в основном летом. Стандартные, всеми известные места интереса, типичные маршруты. Но от этого не менее впечатляющие. Через 5 лет я поехал в первую зимнюю поездку, это был ски-тур на Лофотенских островах, потом был сноукайтинг на Варангере и Хардангервидде, и как то с собой были беговые лыжи и я немного покатался в Гейло. И только через год, в очередной поездке на сноукайте, я узнал про приложение и сайт skisporet (заходим в эппстор, или андроид, скачиваем и смотрим). И тогда я узнал, насколько много в Норвегии трасс для беговых лыж.
Про приложение и сайт. Открывая его, вы видите карту Норвегии со схематическим изображением трасс. Трассы есть везде, абсолютно везде. Где-то их несколько больше. Трассы обозначены разным цветом, в зависимости от того, как давно их обработал ратрак или снегоход. Так же вы видите схематично, где в настоящий момент расположен ратрак и куда он направляется. Как правило, если прошел снег, ратрак проходит трассы каждый день. В каждой маленькой коммуне или деревне - свой ратрак. Щелкая на трассу, вы видите еще протяженность и под какой ход она нарезана (как правило и под конек и под классику). Трасс настолько много, что обкатать все в пределах места жительства практически нереально. И все они разные. Когда вы едите по трассе (а это очень важно, потому что можно потеряться), вы видите где вы, сколько до конца трассы или до домика, или до дороги. Разобраться несложно. Именно это программа делает этот досуг доступным каждому туристу (местные знают где трассы, но вы то, если первый раз тут - не знаете). То есть проснувшись утром, например, в Рерусе, вы смотрите в приложении где ближайшая трасса, когда ее прошел ратрак, едите на парковку (которая всегда есть около трассы и она обозначена) и вперед.
Информация для тех, кто не стоял на беговых лыжах, или делал это в школе и забыл. Совсем не обязательно наматывать 50 км и более. Залог хорошей прогулки (пробежки?) - современная классика с камусом. Это второе, что делает этот досуг общедоступных. Почему классика? Конек - это сложно и тяжело. Если вы умеете бегать коньком (уверенно пробегаете от 10 км), то можно взять и его. Но коньком нельзя идти. Трассы в Норвегии с приличным перепадом. Бежать в гору коньком вдвойне сложнее. И даже если это вам по силам - вы не сможете бежать коньком больше чем 2-3 часа. Уйдет много гликогена и максимум насколько вас хватит-это три дня. При классике ЧСС ниже. Вы можете как идти, так и бежать. Пара видео на ютубе поможет вам в этом. Классикой можно бежать 3-6 часов без проблем. Даже без подготовки. И можно увидеть гораздо больше. Почему важна именно классика с камусом? Насечки держат плохо, это дачный вариант побегать за баней. Мазь на колодку - требует знания и навыков, как наносить и в каком количестве. И при малейшей ошибке держит хуже. Рельеф трасс сложный. На подьем нужно уверенно держаться. Современные лыжи с камусом дают такую возможность, не требуют ухода за камусом, держат намного лучше насечек.Разумеется, ботинки тоже должны быть для классического хода.
Следующий крайне важный момент для беговых лыж - это одежда. Суть лыж - в движении достигается баланс тепла. Одежда не должна быть теплой. Если боитесь ехать в долгий трип и замерзнуть - возьмите в рюкзаке или сумке на поясе пуховку для привалов. Так же не должны быть жаркими перчатки или шапка. Лучшее решение - купить полный комплект в магазине для беговых лыж. Лосины, куртка из софтшелла, термобелье, бафф на шею, легкая шапка и перчатки. Мне этого достаточно до минус 10 в движении.Сумка на пояс гораздо лучшее решение для анатомии движения, чем рюкзак (есть в норвежских магазинах, в русских совсем маленькие). Так же необходим термос и углеводы (так вы не будете мерзнуть).Зимой, когда короткий день, очень важно взять налобный фонарик. Весьма желательно купить утюг, щетки и парафин и через день обрабатывать лыжи. Вся суть в скольжении, удовольствия будет больше и проехать можно больше.
Все эти рекомендации написаны для тех, кто не катался на беговых лыжах или не знает нюансов, но это супер важно, чтобы получить удовольствие. Для тех кто в теме, извините за слишком подробное описание.
Почему Норвегия? В России, увы, нет ничего подобного ни по качеству ни по количеству трасс. В Малиновке (Архангельская область) - всего 25 км трасс. А это один из самых крупных тренировочных центров. Вершина Теи - 15 км трасс. И так далее. В Европе есть трассы. Их тоже немало, например в Доломитах, но без чудо-программы их очень неудобно вычислять. Кстати, в скиспорет есть трассы Швейцарии и Исландии. Так же, трассы есть в Норвегии везде, от Осло до Варангера. Это не просто лыжи, а вы можете совместить классное зимнее путешествие с этой активностью. Зимой и весной намного больше жилья, и намного меньше народа. Так же Норвегия без проблем достижима на своем автомобиле.
Важная информация для тех, кто соберется, особенно зимой. Многие привычные вам дороги (для тех кто был в Норвегии летом) могут быть закрыты на зиму. Так же перевалы могут быть закрыты по погодным условиям. В этом году я 4 дня не мог выехать с Лофотен, потому что А10 в Кируну была закрыта. Надо смотреть погоду и сайт vegvessen.no. На нем схематично отображена норвежская дорожная сеть с открытыми и закрытыми дорогами. Если дорога закрыта - она закрыта совсем. Шлагбаум. Проехать никак не получится. Спрогнозировать открытие можно только по погоде. Погоду смотрим на yr.no, обращаем внимание не только на температуру и солнце, но и на ветер. При ветре больше 10 метров в секунду горные дороги как правило закрывают. Надо планировать и думать, иначе можно встрять. Иногда на карте виден значок колонна. Это значит дорога проходится в колонне при поддержке техники, как правило каждые три часа. При планировании важно знать самые закрываемые участки: Хардангервидда, дорога через Рондане, дорога при пересечении полярного круга перед Фауске, трасса А10, дорога на Килписярви. Так же при ветре часто отменяют паром из Бодо в Москенес. Паркетник не обязателен. Можно ехать на любой машине, если дорога открыта, значит она вычищена идеально.
Краткий обзор основных районов катания, где я был.
1. Шушен, Нордсетер. Лучшее место Норвегии для беговых лыж. Около 1000 км трасс, независимость от дорожных условий (дороги туда от Осло всегда открыты), самые широкие и ухоженные трассы, разумный перепад, парковки. Пейзаж лесотундра с редкими елками, лес, всегда пейзажи, как правило стабильная погода. Минус- жилья в Шушене очень мало. Жить приходится в радиусе 50 км. Шушен очень популярен у норвежцев, поэтому все занято.
2. Скейкампен. 500 км трасс. В общем, недалеко от Шушена, но пейзаж другой. Более каменисто, растительности меньше. Жилье есть прямо на курорте.
3. Гейло. Около 500 км трасс. Многие из них в тундре на Хардангервидде. Весной прекрасно. Зимой сильно метет, поэтому трасс открыто мало. Есть жилье на любой вкус прямо в Гейло. Рекомендую Geilo hotel. Можно быстро сгонять на фьорд, что радует.
4. Рерус. Самое снежное место. И это немаловажно бесснежной зимой. Трассы качественнее. Жилье есть в городке. Некоторые трассы идут к старым шахтам, как легенда трассы. Внизу лес, наверху тундра. Виды.
5. Лофотены. Приятно пустынны зимой. Трасс, увы очень мало. Снега мало. Из экзотики - из Фискебола в Мельбю (остров Хадселоя, это уже острова Вестеролен) ходит паром, а сам этот остров весь покрыт сетью трасс.Около 100 км. Катаешься с видом на фьорд и острые горы Лофотен. Учитывая малиновые закаты зимой - божественно.
6. Трассы около Тромсе. Трасс много, но кроме снега ничего не видел, погода была ужас, но и в этом был свой кайф. Думаю, там можно кататься до середины мая. Наибольшее количество свободного жилья.
7. Варангер. Около Вадсе - где то 150 км трасс, все в тундре, с видом на Варангер-Фьорд. Актуально для тех, кто заезжает из Мурманска. Жилья достаточно, классный музей добычи рыбы в Берлевоге.
Теперь приступлю к описанию прошедшей поездки, буду в течение дней дополнять фото.
Старт из Санкт-Петербурга 17.12.2021, далее граница с Эстонией (документ о том что едем на лечение с собой, спасибо форуму). Наличие кучи лыж и вещей ни капли не смутило наших пограничников (а ехал я на 1 день на медицинскую консультацию в Нарву). А я переживал. Спутник на границе с Эстонией, въезд без проблем. Ночь в отеле, на следующий день паром Викинг в Стокгольм. У обоих был Грин пасс, но никто его не спросил. Далее из Стокгольма пулей в Норвегию по знакомой дороге. Сейчас уже неактуально, но в декабре на границе всем делали экспресс-тест на корону. Также спросили номер формы на вьеъзд (заполнили по дороге). И вот через год и 8 месяцев я в Норвегии (в 2020 улетел на последнем рейсе в Москву 12 марта). Путь держим в Скейкампен, где у нас забронированы апартаменты на .. По приложению вижу, что трасс открыто мало, снегопада давно не было, но настроение все равно отличное. Продолжение с фотографиями следует!