«У тебя что, так много детей, что ты ими раскидываешься? У самой ума нет, и ребенка теперь с собой тащишь??? Ты же знаешь, что у тебя там ее заберет эта… как их там…?» - мама пытается вспомнить это название из телевизора (основного источника информации у некоторых слоев населения, и у моей мамы в частности), но никак не может. «Барна-Варна» – тактично подсказываю я маме. Это самое неприятное из всего списка подготовки к любым моим поездкам – проинформировать об этом маму. Поэтому я предпочитаю говорить маме пост-фактум или говорить, но не полностью. В этот раз я лоханулась и не предупредила окружающих помалкивать о том, что я снова еду в Норвегию, окружающие «донесли» маме сильно заранее. Как результат - мама полтора месяца до трипа выносила мне мозг, хоть мы и живем по раздельности.
Когда меня спрашивают о том, куда я собираюсь летом, я уже 9 лет отвечаю: в Норвегию. Не факт, что я поеду, но всегда собираюсь))) Вот и с середины зимы 19 года, я тоже собиралась, вроде как. Но потом нарисовались планы на сплав с другом, и Норвегия отступила еще на год. Вот это «вроде как» и сработало. У друга внезапно перенесли отпуск, и на Урал мы не поплыли. А на работе принудительно давали отпуск на 3 недели! Это был шанс. И я решила – на следующий год машина станет старее, рисков больше, не факт что еще раз дадут отпуск на 3 недели. Ну что, надо ехать.
В предыдущем норвежском отчете от 2017 года я писала, что изначально свою машину мне хотелось, чтобы поехать на ней в Норвегию и одной. Я даже пару раз примеривалась, помещусь ли я в разложенном багажнике спать))) Вот за все предыдущие пять трипов с 2011 года в Норвегию этот формат (самой на своей за рулем) так и не реализовался. И тут, когда я представляла, как порулю до Норвегии, меня охватывал прям таки ужас. А все потому, что водитель-то я суперфиговый и не умею даже парковаться, и еще я вообще не знаю английский. И еще я на своей машине, вот чтоб прям несколько дней подряд, никогда не путешествовала. Я не знала, какого это – рулить по многу несколько дней подряд.
Зимой я заикнулась мужу про километраж. Сколько-сколько? переспросил он. 6 тысяч? Ты это …лась что ли? Я сказала, что это не точно, может я еще и не поеду. Вобщем муж был категорически против этой затеи – ему не нравилась такая разовая серьезная нагрузка на машину, более того он переживал, как бы в дороге чего с машиной не случилось. Ну я вообще-то тоже переживала, но потихоньку все равно собиралась.
Попутчиков мне так и не нашлось. То ли потому, что мне как-то не очень нравится агитация, то ли потому что для окружения это очень дорого, то ли я просто как-то сама по себе. Да еще, чем старше становишься, тем более четко понимаешь, что именно ты хочешь. Мне нужен был Север – моя бесконечная любовь. С минимумом людей, минимумом трафика на дороге, без паромов, самолетов и платных дорог, горами со снежными шапками, чтоб на них лазить, белыми ночами, бирюзовой водой и мельчайшим песком, чтоб неспешно так ехать и никуда вообще не торопиться, ночевать там, где захочется, и чтоб утром открываешь палатку – а там море и горы (обязательно зубастые), чтоб вот сесть на камушке, прихлебнуть свежезаваренного на горелочке кофию со сладкой селедкой…
Как раз вот это я себе ооочень хорошо представляла. Тогда как организационная часть представлялась крайне утопичной. Подсчитав минимальный бюджет, нарисовалась цифра в 120 тыщ, из которых 66000 руб на бензин (считала 8л/100 км). Очередной нехитрый подсчет планирующихся зарплат и конвертика с накоплениями «на Норвегию» и как-то получалось, что денег-то у меня за вычетом обязательных расходов типа визы, поездкой за ней в Москву, расширенной спортивной страховкой, аккурат только на бензин! Посему планируется бомж-трип. Изначально как бы хотелось пару раз остановиться в кемпингах на случай дождя и на помыться, но теперь оставалось только на помыться)))
Я легко могла не поехать. В середине июня моей спине настал эпический кердык ввиду того, что я перекаталась (вернее, перетаскалась его из подвала) на велике. Я не могла ни лежать, ни сидеть. Да, к врачу я тоже решила не ходить, чтобы не расстроиться, если он бы мне сказал, что с походами, горами, бегом и великом придётся распрощаться. Мало-помалу через месяц эта фигня стала отступать, но я понимала четко, что с учетом планируемой ежедневной рулежки с нехилым километражом, то есть постоянного сидения, я могу просто не доехать даже до Питера. Первые два перегонных дня должны были показать – смогу физически или нет.
Мероприятия по подготовке – тот еще квест всегда, тем более, когда ты едешь так далеко в первый раз. Самое сложное – подготовить машину. Особенно, если муж против! Начитавшись всяких форумов со страшными историями поломок машины в Европе и вообще далеко от дома, я подбила мужа поменять на сервисе ремень ГРМ, нашла контакты и стоимость эвакуатора из Норвегии в Мурманск и Выборг, офигела от стоимости, но все равно телефон записала, решила оформить страховку на машину с опцией «поездка на своем авто» в Ингосстрахе и этом подготовка машины закончилась, ну почти)) Ехала в прямом смысле на «авось», надеясь на то, что ничего с ней не случится. Благо, никаких признаков для беспокойств (ну кроме того, что иногда она не заводилась), 2 фокус 2010 г.р. пока не подавал.
Канистра.
Решение взять канистру бензина возникло не просто так. Изначально планировалась канистра плоская экспедиционная для воды, её я подглядела у друга в нашем предыдущем трипе в Норвегию в 17 году. Когда я мужу заявила, что хочу купить канистру для бензина, он спросил – неужели в Норвегии мало заправок, и неужто я в салоне ее повезу? На первый вопрос у меня с первого взгляда было весьма мутное, как и сама затея с этим одиночным трипом, обоснование – ну типа мало заправок в северной Швеции, через которую я планирую ехать обратно, плюс еще некоторые риски с нечитаемостью российских карт на заправках (об чем было прочитано здесь в отчетах и испробовано на картах друга в 2017 году). Понимание экономической невыгодности приобретения и основательного геморроя с транспортировкой канистры, уверенности в нужности ее покупки не добавляли. Но как-то мне впендюрилось, что надо купить и всё. Другой вопрос – как везти. Вы наверно возили бензин в машине, а я - ни разу, но тем не менее я четко понимала, что будет такой канистрой сожрано место в салоне+возможный протёк. Полезла в интернет, попалась картинка, как крепят экспедиционные канистры на внедорожниках на крыше. Показала мужу. Крыша то с рейлингами у нас есть, есть поперечины, а экспедиционного багажника (корзины) конечно же нет, ну как бы не принято такие фигачить на низкие машины. Но хвала мужу (эх, святой человек – с такой-то женой, как я), который придумал производственные крепления под эти канистры посадить на фанерку, а фанерку уже потом к поперечинам. Получился, конечно, колхоз первостатейный))) Но зато всё по делу – место в машине было сэкономлено.
Байдарка.
Лодка появилась у меня год назад. Я купила ее назло мужу. Он был против, потому что я не умею плавать. Но когда я ее купила, он посетовал, что она маленькая, и что надо было брать больше. С тех пор в теплый сезон на выездах я не мыслила себя без лодки. В процессе подготовки к поездке муж всё меня подначивал: ну что, возьмешь лодку-то? Ну вы представляете, Норвегия с лодкой - это ж прям мечта! Но багажник-то не резиновый! И мне было важно, чтобы пространство для обзора в заднее зеркало было свободно. Когда поперечины муж сдвинул на крыше машины ближе друг другу, дабы прифагичить фанеру с креплениями для канистр, у него родилась идея также прифигачить веревками к тем же поперечинам байдарку. Я пока не очень понимала, где конкретно я буду плавать на ней, но лучше взять, чем не взять. Итого на крыше – 2 экспедиционные канистры плюс лодка. В багажник пошли весла, спальники, палатка, продукты и т.д. и т.п.
Ребенок.
Еще один вопрос планирования – брать или не брать не ребенка. Мне муж периодически говорит: я боюсь того, что ты не боишься. Вот с ребенком сомнения были основательные. Хоть и дитё в уже более чем сознательном возрасте 12 лет, а родительскую ответственность за безопасность, сон, еду, тепло и досуг пока никто не отменял. Мой ребенок в первом нашем совместном походе осенью по Ликийской тропе в Турции показал, что ей нафиг не сдались эти горы, палатки, костры и рюкзаки, и ей бы мороженко, интернетик, отель и теплое море. Но с мамой (то есть со мной) таких вариантов никогда не будет скорее всего, ну если только на пенсии, но это не точно. Вобщем, вполне очевидно, что Норвегия с теми самыми палатками и горами, в ее концепцию отдыха никак не вписывалась. А посему ей было предложено – либо ехать с обязательными ходилками в горы, либо сидеть все лето в деревне. Ребенок выбрал Норвегию. Список планируемых расходов вырос)))
А вот плана поездки никакого не было, ну вообще. Я знала точно, что заезжать буду через Кильписъярви. Я люблю этот въезд, он для меня особенный – мой первый северный. А далее точно будет Сенья и безмерно любимый Вестеролен. С 2017 года особо новых треков с форума не прибавилось, закачивать ничего было не надо. Все карты и треки оставались в планшете. Я не выбирала особо заранее, куда мы доедем и полезем. Я вообще не знала, где мы будем спать каждый день. Это было очень удобно, ибо я просто не знала, как быстро я доеду до Норвегии и в каком темпе я буду по ней перемещаться. Мы в 17 году это такое проходили и это было прекрасно! Тем более, что нищебродский бюджет не предполагал бронирования кемпингов))). Без плана, без броней, только направление, свобода и неспешность. Ну и еще слабоумие и отвага, а как же без них в нашем деле.
27 июля суббота. Намечен выезд. Выезд не состоялся по причине несобранности вещей. Две недели хождения по квартире и магазинам со списком вещей превратили жилище в здание как после бомбежки. Хаоса добавлял идущий ремонт. Иногда в сборах я садилась и подвывала от безысходности, как при переезде. Вот тут кто-то в отчетах выкладывал гифку сбора вещей в квартире, ну что - крутота и зависть. У нас было обратное – гречка, рюкзаки, канистры, огурцы и картошка, тушенка запиханная в куртку, весла, спальники, деньги, спас.жилеты – все в куче и под легким слоем побелки с налетом экзистенциальности.
День первый. Типа погнали!
Фоток первых двух дней перегона не будет, ибо нечего и не зачем, и не до этого Много текста – много эмоций, уж извиняйте.
По факту выехали в понедельник 29 июля в 9 утра, вместо 4.30)))) Руки прям тряслись от страха, когда я садилась за руль от того, что впереди ужас сколько километров, а я одна, и ежели что случись – помощи ждать не откуда. Но как только я врубила навигатор в планшете и музыку, страх прошел от осознания того, что я еду осуществлять то, чего всегда хотела, и что полетели километры моего настоящего Приключения.
Родная М7, А-108 с каким-то нудным ремонтом и притающимися в кустах камерами, и наконец М-10 до Питера. Выбор, конечно, был между М-10 и платной М-11. По памяти норвежской поездки 17-го, когда мы ехали кусками по платникам, кусками по М-10, последняя была не айс. Вот вообщем-то дорога как раз по ней меня страшила больше всего. Я вспоминала эти ужасные две полосы с внезапно появляющейся третьей для обгона, и как друг притапливал по ней со страшной силой. Быстрее бы Финляндия с ее почти нулевым трафиком, эээх! Почитав сравнительные отчеты и отзывы по обеим трассам, поняла, что можно попробовать по М-10. Если что – уйти на платник. Ночевать планировала для стоянке для фур, до куда доеду))) Ну и нормальная трасса-то! Видимо после открытия М-11 часть трафика ушла туда, и аллилуйя! По факту ехала по полупустой дороге, единственное – огорчала цена на бензин на ЛУКОЙЛе. Планировала заправляться только на них, ибо карточка, но с такими ценами охота быстро отпала. А, и еще ремонты попадались. Но мне, кстати они особо дискомфорта не доставляли. А все потому, что машина быстрее 90 км/ч ехала с великим трудом. То ли две канистры с лодкой на крыше, то ли еще что, но вот так. Она у меня и так не резвая ни одного раза, а тут и подавно. Но штраф мне все-таки один прилетел (прям в Норвегию) с Новгородской области – аж 113 км/ч. Поди обгоняла кого-нибудь. После 8 часов вечера стали приглядывать место для ночевки, ибо было уже тяжко рулить. Я ж никогда больше 520 км не ездила, а тут за рулем 11 часов. Спина молчала, с одной стороны это было и хорошо, и плохо. Я боялась, вдруг она мне выскажет, что обо мне думает в Норвегии. Но на этот счет я взяла всякие нимесилы, кетаролы. Заночевали мы аккурат перед Крестцами, отдали 100 рублев дедку-охраннику стоянки длинномеров, рядом с заправкой Neste. Да, вот тут был прям когнитивный диссонанс: сначала заправляешься, потом платишь! Вытащили на улицы контейнеры с едой и весла, остальное барахло перекинули на передние сиденья. Ууууу, какой кайф, когда задние сиденья раскладываются в ноль. Слава универсалу))) Вобщем получился колхоз-колхозом, ну что делать, бомж-трип как он есть))) Зато 100 рублей. Проблему комаров решали прихлопнув обычную сетку задней дверью и приоткрыв окно (на машинные антимоскитки денег не было). Но вобщем их и не было – а был дубак.
Итого: пробег Владимир – Крестцы 633 км (мой рекорд).
День второй. Новгородская область – КПП Светогорск – Финляндия
Утром ребенок сказал, что не смотря на пенки, спать было жестковато, и я придумала по дороге разориться и уже купить самонадувастики. Все-таки нужная в дальшейшем в походном деле вещь (место сэкономит в пешем походе), всяко пригодится, и сейчас машинные ночевки скрасит. Заезжать в сам Питер был вообще не вариант – я ж этого КАДа боялась, как огня, а посему нашла Спортмастер в Колпино, ну прям почти по дороге. Мама дорогая, товарищи! Съезд от М-10 к Колпино – это ад и треш какой-то. Вот чего не ожидала увидеть под боком у культурной столицы – так такой ужасной дороги. Вот как с Владимирской, али какой другой области в Московскую заезжаешь, так сразу и красота, и асфальтик хороший, и разметочка, и все дела. А тут – не просто дыры, тут ваще ямы!!! И все по этой дороге едут! Ужасть, вобщем. Не, ну у нас во Владимире и области тоже дороги не торт, но вот по таким ездить не довелось.
Купили в Спортмастере коврики, надо съезжать на КАД. Навигатор рисует съезд по улице Софийская, раз десять посмотрела, чтоб представить заранее что и куда. Поехали. Ну как поехали, я поехала, а ребенок сидит сзади. Она за месяц мне все нудела, что хочет сидеть на переднем сиденьи, а я ей – вот в Финляндии пересажу, а пока будешь моим штурманом. Ах, как мне бы штурман пригодился. Вобщем еду за Колпино, трафик – огого, у меня от страху снова трясутся руки, как бы не проехать нужный съезд на КАД. Ну так я его и пролетела! Вот вроде навигатор все показывает и еду-то по стрелочке и тут – бац, вы ушли с маршрута. Блин, что делать, я ж ездить и так не умею, а тут еще и Питер и вечерний час пик. Мамаааааа. Пока навигатор перестраивался, я тупо ехала в самой правой 40 км в час. Заезжаю какую-то промзону. Наконец навигатор очнулся, маршрут построен, я выруливаю – и опять не туда, теперь я еду по КАДу, но в обратную сторону. Я ору. Так, спокуха, говорю себе! Ну, думаю, значит поеду кругом вокруг Питера. А что делать? Снова маршрут перестроен, я рулю и опять выруливаю но уже снова на М-10, но в обратку! Ребенок спрашивает: мама, а нам что, теперь чтоб развернуться придется до Москвы ехать? Каким-то чудом выруливаем на КАД в нужную сторону. Мамаааааа, два часа я колесила кругами. Уфффф, наконец еду по КАДу. Йехуууу!
Ну, думаю, теперь просто тихонько поеду 60 в правой полосе и потом съеду к границе. Ну я ж типа умная, я ж не поеду по платному Выборгскому шоссе, ибо там кусок ЗСД, за который надо платить. Предварительно дома стописят тыщ раз строила этот маршрут. Думала, поеду через Сертолово, а там и на Светогорское шоссе. Ибо там мы уже ездили в 17 году, хоть как-то картинку выезда через Иматру я представляю. Но то ли я лох, то ли навигатор решил предложить свою концепцию моей поездки в Норвегию, но повернул он меня на Приозерское шоссе. Ну, думаю, наверно я чуть по нему проеду и там где-нить подальше посевернее будет левый поворот, чтоб срезать до Светогорска. А дорога-то какая хорошая, ваще сказка и песня. Я еду и радуюсь, и зря, чтоб его этот яндекс навигатор! Еду-еду, поворачивает он значится меня за Лосево аккурат налево на какую-то второстепенную дорогу. Ну чо, еду, я ж привыкла навигатору доверять. А дорога-то все хуже и хуже и километров через 10 началась такая, что ну ни как в Копнино, но вся в заплатках и быстро ни фига поедешь. А потом она кончилась. Ну как кончилась, асфальт кончился. А до Светогорска нарисовано еще 70 км! Ну я и поехала, думаю, скоро этот ужас кончится, это наверно просто ремонт. А потом стало совсем плохо, и тут я узнала, что такое «стиральная доска». И навстречу никого! После часа такой езды, у меня стали закрадываться сомнения, что я сегодня в Светогорск не приеду, а потом и вообще что я куда-то приеду. А навигатор по кой-то хрен вообще перестал показывать дорогу! Вот белое пятно с названием населенных пунктов и всё. Еду вроде как в Светогорск, а как - ваще не понимаю. Наконец какая-то деревня. Перекрываю дорогу мужику на 5-ке. Спрашиваю: спасите-памагите, это что за остановка бологое иль поповка? А с платформы говорят… Вобщем забыла я что за место назвал мужик, мне оно ничего не сказало. А я спрашиваю – а долго ли еще эта хрень (показываю на стиральную доску) будет продолжаться и где Светогорск? Светогорск – там, показал мужик, а скоро асфальт начнется, через километров 30. 30 км????? Слава тебе, Господи, что со мной не едет муж. Он бы меня высадил и заставил бы идти домой до Владимира пешком, а потом проклял бы меня. Как? Как люди живут в этом Богом забытом месте??? Где нет асфальта совсем, где вообще ничего нет. И это не какое-нить ХМАО, Чукотка или прости Господи Мончегорск, это Ленобласть и до Питера рукой подать! Ну а чо, ехать-то надо, обратно-то путь огого какой получается. Будем значится прорываться. Каждые 5 км останавливаюсь и проверяю колеса. Если здесь я их пробью, то будет очень весело, с учетом того, что менять я их не умею. Вобщем не знаю, как мы ехали, но пару раз переезжали Вуоксу. Асфальту я радовалась, как родному, когда он начался! По факту, эти 100 с лишним км я ехала часа 4 точно.
В Светогорске тоже было весело. Попрятали тушенку, колбасу и все мясо-молочное по вещам/палаткам. Ребенок очень боялся, что у нас финны контрафакт этот найдут. Картина маслом: подъезжаю я к границе. +10, 9 часов вечера, сумерки, идет заунывный дождь. И никого! И куда заезжать вообще не понятно! Да, я уже через эту границу в третий раз еду, но в 17 году водитель-то не я была, и я, понятное дело, ни фига не помню, куда ехать и на что смотреть! И спросить-то не у кого, ибо нет никого ну вообще! Встала посередь дороги и стою, как дура. Замечаю в одной из припаркованных (интересно что они тут делают и кто это) около границы машин, мужика. Спрашиваю: куда ехать-то, мил человек, сами мы не местные. А дядька и говорит - а вон к тому домику, вам там уже машут. И точно! Девушка в форме радостно так машет мне рукой, типа: сюда ехай! Ну я снова: здравствуйте, сами мы не местные, первый раз едем и все дела. Она - оно и видно!))) После проверки доков спрашиваю: а куда дальше-то ехать. Так а вы по дорожке вот так и езжайте к следующему домику, говорит, там Вас встретят. Окей, вижу табличку «Граждане евросоюза» и толпу народа с машинами проверяют. А мне вроде как не туда, я ж не гражданин того самого. Опять как дура встала и стою. А мне снова от другого домика ручкою машут, типа сюда давай. И снова девушка в форме. Вот почему у нас границе все девушки и все такие красотки, а? Ну я опять свою песню завела про сами мы не местные. Девушка смеется, идите с документами вот в окошечко. Окошечко я это вспомнила, было такое дело. В прошлый кон нас там отругали, что доки на машину не взяли, и что друг был в очках, а потом что он в кепке))) Штампики поставили, а девушка ходит вокруг машины, ходит, в окошки светит и говорит: куда едете? Ну, я всю правду – в Норвегию! Она такая – да вы что, холодно же, зачем Вам туда и без мужчин? Говорю – у нас с собой лыжные куртки есть и спальники, авось не замерзнем. Ну, говорит, [/i]это, открывайте капот[/i]. Я: это вот этот вот? Показываю на капот. Ага, говорит девушка, это называется капот. Ну тут надо сказать, что я не то, чтобы тупая блондинка, вы не подумайте, у меня просто стресс был – мне и страшно, что я одна, и спросить-то не у кого, и смешно на себя одновременно. Как хорошо, что перед отъездом муж научил меня капот открывать. Вобщем девушка на меня посмеялась и отпустила. Говорит, по светофору езжайте.
Ну ехаю я уже до финской стороны. И вот опять нифига не понятно куда ехать – вообще никого нет – ни машин, ни людей. Подъехала куда-то под светофорчик, опять стою. Выходит финн и что-то говорит, размахивая руками. Говорю: май инглиш из вэри бэд, ай донт андестенд. Он чо-то опять. Я ни фига не понимаю. Потом минут через 10 его оживленных жестикуляций понимаю, что нужно отъехать на машине задом и встать в параллельный въезд. Ну вот знаете, товарищи, ни фига там было не понятно, куда вставать – оба шлагбаума были за КПП закрыты. Может куда еще там смотреть надо? Пошли в здание (это я с прошлого кона помнила). Проверяли нас долго. Особое внимание заслужили мои МВУ, там прибежали еще пограничники, разглядывали, и все им как-то весело на мои права было. Не знаю, что конкретно, но вот я, когда их получила в ГАИ, тоже ржала. Дабы исключить вопросы я взяла целый толмуд своих документов. Они просто пальцем тыкали, что им показать. Дома я выучила фразы: ай го ту май френд ту Оулу энд ви гоу то Лофотен файв дейз. Ее и выдала. Отпустили нас с миром. Ну, говорю ребенку, сейчас нас будет таможенник досматривать. Хожу кругами вокруг машины, дубак, сумерки, дождь и ветер. И никто что-то проверять нас не идет. И вообще всё также никого нет. Еще походила кругами. И тут вижу, как из здания выходит тот первый финн, который мне показывал что переехать надо, руку поднимает и орет мне: до звиданьйа! И машет мне рукой. Понимаю, что шлагбаум-то мне давно открыли и можно было ехать! Ребенок такой: мама, а что, а это все? А досмотр? Йехуууу, ору я, нас отпустили. Мы в Финляндии!
Пора уже ночевать однако. У меня такой ребенок, что ей все надо заранее знать. Куда едем, где обедать будем, чем ужинать, где ночевать. А вот это ж такая поездка, что и не знаю я что, да как. Ну, говорю, поедем попробуем заночевать в Пистахейке. Ребенок в хохот – это что такая за пистахейка. Вроде как заброшенный кемпинг, говорю, но это не точно. Надо сказать, что в последствии на эту Пистахейку мою ржали все и даже финны. Видимо как –то я особо смешно это произносила.
Едем, почти ночь, +10 и дождь не самая приятная погода для путешествия вообще и тем более после такого пробега и ударных доз адреналина за сегодняшний день. И самое сложное – держать скорость. А вот для моей машины держать 80 км – это то еще испытание. Она едет или 60 или 88. И дело не в том, как я давлю на газ, вот не едет и всё тут, тяжело ей именно 75-80. С горем пополам доехали до Пистахейки и спать легли также в машине, выставив на улицу все пластиковые контейнеры с едой и вёсла. От усталости и дождя уже ничего не надо – ни еды, ни питья, ни палатки. Итого перегон Крестцы – Пистахейка предположительно 573 км, по факту с учетом блужданий поболее будет. Координаты ночевки: 61.559065, 28.009222
День третий трипа. Финляндия.
Вобщем на утро оказалось, что Пистахейка вполне годное место – с туалетом даже. Если б не мрачненькая погода, то выглядело бы веселее. И еще его каждый день приезжает машина чистить. Места для машин и палаток - просто дофигища, и озеро само с песчаными берегами и деревянным причалом очень симпатичное. И лаву тоже есть. И главное – забесплатно. В отзывах было написано, что очень его любят финны. Но с учетом того, что было холодно и сыро, там стояла всего пара автодомов и одна палатка. Вобщем прям годнота! Питерцам, полагаю, оно без надобности, т.к. располагается слишком близко от границы.
В этот день у нас в плане доехать до Оулу. Там уже очень много лет живет и учится в университете моя давняя подружка из Владимира, которая собственно и делала нам приглашение для визы. Три раза я ехала этой дорогой в Норвегию и все никак не получалось у нее остановиться в гостях – то с народом была, то торопились в Норвегию или обратно. Ну и наконец в 4 кон, раз у меня такой длинный отпуск и я вообще никуда не спешу, я до нее решила доехать и привезти ей заказанные коробки с русской едой и лекарствами. Кто тотальный лох в подготовке к поездке – тот я! Я не забила ее адрес в навигатор, понадеявшись на всемогущий мапс си. По факту в карте улица была, а номера дома нифига не было! Пишу подружке смс – без ответа. Да, конечно надо было сразу при въезде в Финляндию купить местную симку, но я побоялась, что либо не найду этот R-киоск, либо не смогу объяснить продавцу что мне надо, либо не смогу ее активировать! Вобщем пыталась связаться с ней смсками с российского своего номера, а в ответ тишина. Я такая на измене, а ребенок вдобавок завела свою любимую песню: мама, а когда мы приедем к Кате, в каком доме она живет, а кто у нее есть дома, а если не у нее, то где мы будем спать. Ну, думаю, где-где - в Караганде! В кемпинг поедем ночевать, там вроде вай фай должен быть, а на следующий день попробуем еще раз с ней связаться. На всякий случай решила поехать на ее улицу с разведкой. Ну и по факту – тихий спальный район и никого! И три одинаковых дома многоквартирных стоят без опознавательных номеров снаружи! Что думаю делать-то теперь? По идее надо внутрь зайти, да и поискать номер дома просто, раз уж снаружи нет. Заезжаю во двор – и вот фиг знает, где можно встать-то! Я ж перед отъездом изучала тему с парковками и даже заделала себе заламинированный мануал со знаками на финском, картинками и расшифровкой. Но блин, стоя посреди проезжей части как-то ни одного раза не удобно в нем рыться! Вижу столбики с розетками, окей это хозяйские, у обочин все занято – мама дорогая! Решаюсь позвонить подружке (это-то в условиях тотальной экономии, ну а что делать!) Ты где? Здесь я, дом твой не найду! Удивительно, но с российских телефонов у нее не приходили смс. Еще час мы пытались машину запарковать, втиснувшись между двумя другими на обочине во дворе. Потому что на гостевой стоянке, через какое-то время пришлось бы ее перепарковывать, вот такие правила! При этом подружка и сама не была уверена, что даже в этом месте на обочине запарковаться можно. Я ж не только ездить, но еще и парковаться не умею… Задом и передом я за 4 года как-то научилась, а вот параллельная парковка – для меня адский треш. А подружка вообще не водитель и прав у нее нету. Вобщем совместными усилиями как-то встали, уффф.
К моему удивлению подружка офигела, увидев наш колхоз на крыше, и строго настрого присоветовала все это дело снять, ибо, говорит, могут ночью утырить. Долго думали, куда деть бензин и надумали оставить под диваном дома на кухне (девочки такие девочки). Было необычно наблюдать за ее радостными причитаниями над привезенными водкой козинаками, гречкой и перекисью водорода, которая в Финляндии стоит каких-то совсем неприятных денег и ее вообще днем с огнем не сыщешь.
День четвертый. Оулу.
Вобщем следующий день мы решили погрузиться в среду, отдыхать, наконец-то посмотреть Оулу и тупо никуда не рулить))) С утра подружка говорит – что-то пахнет дома фигово – я говорю, это наши носки. Нее, говорит подружка, поди соседи что-то ремонтируют, вот химией и воняет. Часа через два я догадалась проверить канистру. И тут бинго - бензин потек! Я, такая в полной уверенности, что это супер канистра с клапаном и ну ваще никак не должна потечь, ну типа клапан же не дает, а вот тебе раз! Звоню в вайбер мужу – кердык канистре, говорю, бензин течет, чо делать? Говорит – мееееедленно открой, а потом снова закрой. Ну вот, забегая вперед скажу, что я так весь трип с этой канистрой и носилась, как курица с яйцом, 2-3 раза день открывала и закрывала, спуская пары. Ну вобщем, это лирика.
А Оулу все-таки прикольный!
Полазили по центру, по парку, посмотрели ратушу. Прикольно было увидеть в церкви кафе, к тому же с названием «Крюпта»))). Понравилась скульптурная композиция, символизирующая население Оулу с 17 века, начиная с его отца-основателя. Как пояснила подруга, здесь изображены люди всяких разных профессий города до настоящего времени. Очень здорово и без пафоса.
А отец-основатель изображен последним в очереди, а не первым, то есть как бы символично пропустил всех перед собой.
Вобщем, города я не люблю совсем, а тут благодаря подруге, было такое отличное погружение в среду. Еще мы сходили в музей рыбака, а он вообще бесплатный!
И на пирс с маяком ходили, и на пляж конечно же тоже. На парковке у пляжу засекла раритетный форд лохматых годов. Пока я его облазивала, выходят на парковку два таких олдскульных грязного вида хромых старых неформала, садятся в этот форд и уезжают! У нас, понятное дело, челюсти просто отпали.
Вечером финский друг подружки минут десять стоял напротив моей машины и чесал репу в прямом смысле этого слова, потом сказал, что наверно за такую парковку оштрафовать не должны! Это «наверно» было вызвано сомнениями, что все машины в ряду на обочине стояли мордами на выезд, а я жопой, хотя предписывающего такое знака ну точно не было. Вобщем в итоге он сказал, что они (финны) и сами часто не понимают, где можно стоять, и где нельзя.
Еще одна задача наиважнейшая была купить симку с интернетом. Понятное дело, что благодаря форуму и совету Автопутешественника, я была нацелена приобресть Saunalahti Prepaid. Ибо без интернета с моим «знанием» английского, можно было просто не пытаться выезжать с территории России. Хотелку свою я озвучила подружке, она такая ок, зачем тебе Saunalahti, купим тебе в салоне Telia за 4,90€, это будет тебе еще дешевле - там интернет 4 гига, звонков и смс на 7 евро по 0,07€. Ну а я что, раз уж местные советуют, то я разве спорить буду? Эх, и аукнулась мне эта симка, которую я вставила в планшет.