Перебирая в памяти мысли, связанные с поездкой, мне показалось, что большинство из них - мелкие, сиюминутные и ничтожные по своим масштабам. Все, за исключением нескольких. И одной из них была вот эта : как мала, оказывается, Европа! Я взял эту мысль за шкирку, и сделал её названием темы.
Для начала скажу, что никогда раньше я не был за пределами бывшего Советского Союза, поэтому мои впечатления будут, безусловно, нести на себе очевидную печать провинциальной восторженности. Бывалые "заграничники" пусть мне позавидуют - им давно уже не ощущать этого пьянящего духа, когда всё у тебя - Впервые. Ну а неопытные, те, кто только намерен куда-нибудь рвануть "по заграницам" - пусть почерпнут у меня немного уверенности и ощущения, что "я тоже так смогу". Собственно, именно для них я и пишу в первую очередь.
В первый же день, не покинув ещё пределов Украины, мы попали в настоящую бурю. Вернее, она неслась в нескольких километрах впереди, ну а мы потихоньку ехали сзади, наблюдая результаты её деятельности. На дороге во множестве валялись сломанные ветки деревьев и даже смятые фуры (последних было меньше, конечно):
Я так засмотрелся на эти картины, что не обратил внимание на одну огромную лужу посреди шоссе, и , влетев в неё, оторвал выхлопную трубу от резонатора (или резонатор от трубы – я в этих делах смыслю мало) . Так, рыча не по-европейски, мы въехали в Белоруссию и заночевали у трассы.
Вот место нашей ночёвки, снимок сделан утром следующего дня.
Наверное, тут нужно сделать небольшое пояснение. В дальнейшем мы часто так ночевали - "дикарём". У нас с собой была палатка, пятилитровый газовый баллон и печка. Конечно, для некоторых людей такой способ жизни покажется не очень комфортным, да и просто непривычным. Но для нас это не в тягость, есть огромный опыт всяческих походных жизней. Для справки: после того, как мы останавливались, проходило примерно 40 минут, и уже был у нас и дом, и горячая еда, и даже кофе с чаем.
Что касается палатки, то в этом есть даже определённая философия. Я давно заметил - многие люди считают палатку чем-то эфемерным, ненадёжным, уступающим дому, скажем. Им кажется, что огромный дом надёжнее палатки. И во мне всегда жило ощущение, что эти люди ошибаются.
Утром чинили машину в славном городе Бобруйске. СТО нашлась быстро и без проблем, благодаря отзывчивым и добрым людям Белоруссии. Я стоял и думал, что учитывая огромный предстоящий путь, начало поездки получилось весьма многообещающим...
На второй день мы въехали в Литву. Наверное, нужно уже сказать точнее, кто такие "мы". Это я, моя жена Лена, и сын Никита, 12 лет.
На границе Белоруссии и Литвы я увидел огромную очередь из фур. Таку огромную, какой раньше никогда и не видывал. Невольно закрадывалась мысль: " Хорошо, что мне там не стоять!" Вот эта богатырская змея из грузовиков. Если присмотреться, видно, что её начало уходит куда-то за горизонт.
Я подумал тогда, что последние водители из этой очереди попадут в Шенген дня через три.
Вильнюс. Когда-то я бывал в нём, но это было давно, ещё в советское время. Сейчас он изменился, конечно.
Появились современные высотки.
Появился красивый современный газон вдоль берегов Няриса.
За газоном ухаживают, косят его вовремя (как в Европе), но трава подолгу гниёт неубранная, и на самом газоне, и в кучках в сторонке (ещё как у нас). Такая вот переходная зона.
Здесь я снова сделаю маленькое отступление. Рассказывая о городах, в которых мы были, я практически не буду показывать их достопримечательности. Тому есть несколько причин. Во-первых, достопримечательности любого европейского города можно без труда посмотреть в инете. Тысячи снимков, сделанных любителями и профессионалами. Тысячи ракурсов. Тысячи подробнейших описаний. Я проиграю им всем.
Во-вторых, это займёт уйму места и времени. И в-третьих, это будет неинтересно. " Я на фоне известейшего объекта Х" - что может быть скучнее и бессмысленнее, как мне кажется?
Поэтому - я буду просто делать несколько штришков, несколько запавших в мысли наблюдений по каждому городу. И даже для этого - дай Бог отыскать время, да и не надоесть вам.
Вильнюс, как и раньше, остался уютным и "лёгким" городом. Но он очень осовременился, потеряв свою былую провинциальную сонность. Что лучше? - А это на любителя.
Тайна этого вильнюсского явления (скульптуры, знака?) так и не открылась мне.
Каунас. Здесь я впервые отметил, как европейцы ценят свою старину, буквально цепляясь за неё, бережно сохраняя, вплетая её в повседневную жизнь.
Вот как они подчеркнули старинную кладку этого дома:
Многие детали на старинных фасадах словно создают мостик от прошлого в настоящее, вплетаясь в привычные картины повседневности.
Ещё мне запомнились телефонные будки Каунаса: их маленькие крыши, местами покрытые тонким слоем зеленовато-бурых лишайников.
Вечером ночевали уже под польской границей, возле маленькой, почти просёлочной дороги. Было сыро и довольно прохладно.
Утром, сварив кофе, мы быстро снялись с места и через час были уже в Польше. Надо сказать, что в эти дни проходил чемпионат Европы по футболу, и польские пограничники, остановившие нас, затеяли между собой вот такой разговор (краткий пересказ):
Первый: « У них виза Литвы, зачем они сюда едут?»
Второй: « Ну, имеют право, а едут, чтобы посмотреть футбол». (Именно в этот день проходил, помимо прочих, матч « Польша – Россия», и я думаю, в тот день многие россияне пересекали границу).
Первый (рассмеявшись): «Вот наивные, ведь билетов давно нет!» После этого он обратился к нам с вопросом, есть ли у нас билет на футбол, и получив отрицательный ответ, они уже оба, смеясь, попытались объяснить нам всю бессмысленность нашей затеи.
Мы ответствовали, что живём в Харькове, и при желании могли бы сходить на Евро даже в своём городе, не говоря уж о стране, но судя по реакции, погранцы нам так и не поверили. Во всяком случае, нашу версию о том, что мы просто путешествуем без всякой привязки к Евро, они выслушали весьма скептически.
Обычно мы рано просыпались, и есть не хотелось, поэтому иногда готовили чуть позже. Вот здесь , у дороги,мы остановились, и в течение получаса приготовили себе суп.
Это обычное место для отдыха водителей. Там частенько бывает даже вода, не говоря уж о туалете. Рядом с нами полдничала компания поляков. Они немного подивились, как это можно так быстро и по-походному готовить еду .
Перед Варшавой дорога некоторое время бежит вот в такой пластиковой трубе, чего раньше мне видеть не приходилось.
Когда я планировал наш маршрут, в разных источниках встречал мнение: на Варшаву время тратить не стоит. Мол, неинтересный город, в сравнении с Краковом или Вроцлавом, к примеру. К тому же, на одном из форумов встретил"авторитетное" мнение: туда не суйтесь, на дорогах в день матча будет ад (в смысле, огромные пробки). Мы поехали. Пробок не увидели вовсе. Город понравился , понравился сильно. Вот так очередной раз убедился, что чужие мнения нужно воспринимать с некоторой долей недоверия. Всегда.
Во всех городах Европы принято катать туристов в красивых каретах. Здесь катаются российские фанаты.
Здесь лошади, как и туристы, отдыхают.
В Варшаве немного осталось старинных улочек, дышащих прошлым - город очень сильно пострадал в войну.
Но кое-что всё же осталось. Разве можно говорить, что в Варшаве нечего смотреть?
В Варшаве, как и в Каунасе, нам удалось бесплатно оставить машину. Вообще-то, я никогда не стремился к бесплатным стоянкам, или стоянкам на окраинах города. Принцип был прост: подъезжая к городу, я закладывал в навигатор какую-нибудь улочку поближе к историческому центру. Подъезжая к этой улочке, когда навигатор показывал, что осталось не более полукилометра, уже высматривал стоянку. Она обязательно попадалась. Ставил машину, платил за неё (обычно наши стоянки длились 3-6 часов), и не теряя времени, мы сразу шли осматривать достопримечательности. Если бы я ставил машину где-то на окраине, я бы много времени терял на «доезд» к центру, а времени у нас было всегда мало. Кроме того, не зная города, можно было за общественный транспорт заплатить куда больше денег, чем платили за платные автостоянки.
Но в Варшаве (в день ТАКОГО матча!) мы оставили машину просто возле дома, в центе, на маленькой тихой улочке. Предварительное изучение всяческих форумов убедило меня в том, что такое невозможно, и я долго оглядывался: а не запрещает ли мне стоянку какой-то скрытый вредный знак? – Таковой не обнаружился, как и вчера в Каунасе.
Ночевали мы под Варшавой, на заправке. На дорогах Европы нередко встречаются большие бензозаправки со специальными площадками для отдыха. На таких заправках встречаются, помимо воды и туалета, также душ с горячей водой. Я пишу это для людей, которые уже припрятали в голове вопрос: а как же вы там не завонялись, в этой своей палатке? Душ в Польше стоит на такой заправке 1 евро с человека. На таких площадках обычно ночуют дальнобойщики, поэтому мы смотрелись слегка "не в тему", но - всякие люди ездят по дорогам. Просто мы съехали с большой асфальтированной площадки, и встали сбоку, за посадкой. Вечером в гости к нам зашёл любопытный водила-литовец. Мы долго болтали, а потом ещё отнекивались: он упорно приглашал вместе попить пивка. Снимок сделан утром, когда палатку уже сняли.
Следующим на нашем пути был Вроцлав. Город на реке Одра, центр которого был выстроен на множестве островов. Главный из островов - Тумский. Здесь многие века царствовала Религия: костёлы и духовные училища. Сейчас они тоже здесь присутствуют, но бал правит новое божество - турист. Он рождает деньги.
Уже дома я подумал об одном из снимков: как интересен человек. Он строит огромные храмы в честь Бога, но в то же время не забывает и о своём язычестве, надеясь, что маленький замочек сможет стать залогом крепкого брака. Вот этот снимок:
На Тумском острове очень много костёлов, впечатляющих своими размерами и внешним видом. Почти везде, где бы ты не находился, видна хотя бы часть костёла.
Высоко на стене одного из костёлов я увидел барельеф, в который очень естественно вписались живые голуби.
Ну а если и не увидишь где-то «божественный дом», то всё равно окажешься на «божественной улице».
Многие архитектурные здания удачно вписаны в небольшие скверики и парки. Особенно много в городах Польши липы и жасмина. Это такой запах!!
Некоторые современные элементы городской архитектуры как-то нелепо смотрятся на фоне могучих старых стен. Вот как этот фонтанчик.
Но даже если зелени совсем мало, европейцы используют её очень толково, на "полную катушку". В дело идёт каждый кустик, каждый клочок земли.
Просмотрев центр Вроцлава, мы уехали дальше на юг, и совсем уж поздно, практически ночью, приехали к моим друзьям в Прагу. Ехали долго, потому что я изначально избегал больших автострад, отдавая предпочтение маленьким второстепенным дорогам. Именно здесь, в маленьких посёлках, где турист - редкость, есть шанс хоть чуточку ощутить настоящую, а не показную жизнь народа.