Музей KistefosЭтого парка не было в моих планах вплоть до дня, предшествующего отлету из Норвегии. Почти вся программа поездки была выполнена, нереализованным осталось только то, что было плохо достижимо из-за плохой погоды и закрытых или мало пригодных для проезда на тот момент дорог.
Я даже не могу сказать, откуда взялся этот музей в выдаче поисковика на предмет «что посмотреть». Более того, информации на русскоязычных сайтах обнаружено не было.
Единственными плюсами, склонившими мой выбор в сторону посещения, были нахождение его почти на траектории движения к аэропорту в Осло и то, что музей, по моему разумению, располагается в закрытом помещении и природные сюрпризы в виде дождя, измучившего меня за весь отпуск, были там не особо страшны.
Кроме удобства расположения, все остальные ожидания с треском провалились.
Итак, мы паркуемся на достаточно большой парковке музея, расположенного по адресу Samsmoveien 41, N-3520 Jevnaker.
Музей - парк построен вокруг бумажной фабрики исторического значения, которая в последние годы подверглась реконструкции за счёт финансирования Управления культурным наследием Норвегии и акционерного общества Kistefos Træsliberi.
Этой реконструкции я посвящу небольшое описание чуть позже.
Вокруг здания бывшей целлюлозно-бумажной фабрики в 1990 годах быд создан парк скульптур. В настоящее время он является арт-домом для работ множества художников, включая даже таких как Аниш Капур, Олафур Элиассон, Фернандо Ботеро и Элмгрина & Драгсета.
Пешеходные маршруты в парке извиваются в лесу и пересекаются рекой Раннсэльвой. В настоящее время, в парке существует только один мост, который служит переходом из одой парковой зоны в другую. В скором времени появится совершенно уникальный арт-объект, который называется Скрученный мост. Он достойно украсит парк и будет технологическим и архитектурным чудом. Но это будет позже.
А сейчас мы отправимся на прогулку по парку скульптур. Надо особо отметить, что знаменитые авторы, представившие здесь свои работы, стремились рассказать в них о том, как хрупка и ранима природа и окружающий нас мир, как важно быть частичкой этого мира, быть сопричастным ко всему, что должно уберечь её от плодов индустриализации. Или просто остановиться и задуматься о важном.
Вот, например, инсталляция River Man.
Работа примечательна тем, что раскроется по-своему каждому человеку. Наверное, кто-то увидит кости или ракушки, кто-то животных, а кто-то и очертания человека.
То, как объект приобретает форму, не определяется предпочтениями скульптора, а полностью подчиняется законам физики, химии и природы.
Все три инсталляции были рождены, когда жидкую бронзу заливают в воду. Бронза застывает в воде, создавая неожиданные и абстрактные формы, оформленные водой.
Бронза заливалась в сотнях локаций реки Randselva, но лишь 3 объекта были отобраны для экспозиции.
С разных точек обзора вы увидите непредсказуемость и уникальность форм воды, а также бесконечность комбинаций в природе.
River Man заставляет задуматься, как много в нашей жизни связано с водой: она и источник жизни и процветания, и причина многих войн, а также муза для художника.
Давайте полюбуемся следующей работой. Она называется Tumbling Tacks.
Данная инсталляция создана мастерами специально для музея.
4 канцелярских кнопки в гигантском масштабе застыли в свободном падении на склоне горы на месте бывшей канатной дороги. На дизайн объекта сильно повлияло индустриальное прошлое окрестных мест: бумага связывает кнопки и целлюлозу, которая тут производилась.
Этот объект попал в список самых известных крупно-масштабных инсталляций, которые до этого были представлены урбанистическими работами в Нью-Йорке, Берлине и Токио.
Такие объекты обычно отражают, как мастера видят этот природный уголок через призму истории. В результате обычно появляются объекты, с которыми мы сталкиваемся каждый день: воланчик для бадминтона, игла, потертая записная книга.
Опрокинутые кнопки стали не только первым объектом, расположенным под открытым небом, но и первым в Скандинавии.
Совсем рядом с Кнопками увидим скульптуру I´m Alive
Скульптура создана в 2001 году британским скульптором Тони Крэггом (1948 г.р.).
Скульптура с говорящим названием «Я жив» на первый взгляд напоминает мощное существо. Блестящая поверхность подчеркивает переполняющую объект энергию. Все, что находится вокруг объекта – на земле, в небе и в воздухе – все отражается в солнечной поверхности и создает прекрасный вид.
Создатель выражает жизнь в каждом сантиметре скульптуры.
Что же автор хотел изобразить? Кто-то увидит извивающегося дельфина. Другие думают, что изображена змея. Что видите вы?
Невозможно оторвать глаз от композиции Bent of mind
Скульптура Изгибы сознания создана в 2005 году британским скульптором Тони Крэггом (1949 г.р.). Кажется, что объект постоянно растет и изменяется. С разных точек обзора видно, как два профиля, главный мотив скульптуры, постоянно меняют свой характер. Длинная шея превращается в круглую щеку, которая под другим углом становится изогнутой губой или явным носом. Блестящая поверхность и темная бронза, которая кажется почти жидкой, напоминают струящуюся воду или прекрасные сосульки.
Несмотря на то, что скульптура огромная – около 5 метров высотой – она не выглядит тяжелой. Разнообразие и необычность форм создают динамичный объект, не подвластный гравитации.
Название объекта, Изгибы сознания, указывает на превратности жизни и постоянный выбор, который нам приходится делать в постоянно меняющемся мире.
Ой, посмотрите, какой чудесный мишка расположился на полянке!
Рассмотрим поближе эту скульптуру Teddy - Beast of the Hedonic Treadmill.
Какое странное название: Мишка – Чудовище гедонистической беговой дорожки.
Он сидит тут как талисман и встречает публику, великий и счастливый плюшевый мишка. Он кажется милым и веселым, но у него есть и обратная сторона. Если обойти трехметрового мишку, видно, что за самодовольной позой скрывается жертва.
Мишка просто уселся тут в парке, не оглядевшись по сторонам. Лишь пара человеческих ног осталась не задавлена огромным весом медведя. С этого ракурса медведь уже не кажется дружелюбным.
Название скульптуры указывает на то, что автор не хотел показать уютного мишку. Мир заполнен медведями разного размера и дизайна. Мы автоматически покупаем этот массовый продукт и приносим домой. Огромного мишку можно воспринять как символ человеческого злоупотребления в приобретении всё новых и новых продуктов. Они удушают нас и все человечество. Мы постоянно требуем новые вещи и новых мишек с надеждой, что они принесут нам счастье. Но в реальности мы продолжаем использовать ресурсы земли, несмотря на то, что это ведет к самоуничтожению.
Устали выискивать тайный смысл, вложенный в скульптуры, расположенные в парке?
Давайте присядем на скамеечки и отдохнем.
Все скамейки в Kistefos были установлены в 2016 году - это серия необычных скульптурных произведений мебели, разбросанных по всему парку. Первоначально скамейки были концептуализированы как юмористическая критика контроля дизайна городского пространства и его функциональных элементов. Они призывают нас сидеть, лазать и играть на них, не теряя равновесия. Изменяя форму скамеек, Джеппе Хейн создал игривую мебель, классифицированную где-то между произведениями искусства и функциональными объектами дизайна.
Мы немножко отдохнем и опять гулять пойдем.