Давно я не рассказывала ничего из школьных новостей, а рассказать на самом деле есть что.
На этой неделе четверг должен был стать последним учебным днем с рождественским завтраком. Но из-за строгих мер введенных правительством в понедельник, учеба закончилась уже во вторник, а вместо рождественского завтрака был рождественский ланч. Сын рассказал, что в этот день в школе они здорово повеселились. Много играли на свежем воздухе и в классе, обедали за праздничным столом и общались друг с другом.
А вообще была вероятность, что школьные каникулы наступят еще раньше. В понедельник на прошлой неделе рано утром пришло сообщение от учительницы, что у нее какие-то небольшие симптомы простуды и она сдала тест на коронавирус. Поэтому в понедельник уроки отменились, и мы все ждали результат теста. Его кстати сделали очень оперативно - результат был готов уже вечером. К счастью он был отрицательным, и во вторник уроки продолжились в прежнем режиме. В случае отрицательного теста, весь класс наверное остался бы дома до начала каникул.
В начале декабря всех детей в классе попросили в качестве домашнего задания снова провести интервью с голландцем и снять это на видео. У нас количество знакомых голландцев за этот год не увеличилось :) В старые добрые времена можно было бы, например, приехать к мужу в офис и взять интервью у кого-нибудь из его коллег. Но сейчас конечно же это нереально, так как все работают из дома. Пришлось мне снова обращаться к нашему замечательному соседу, с которым я познакомилась еще прошлой зимой и который уже давал интервью сыну. Кстати соседа с женой мы некоторое время назад встретили в парке в выходной день, когда гуляли с собакой. С его женой виделись в первый раз, до этого только по телефону общались. Ну до чего же милые люди, очень приятно было с ними встретиться! Было не очень удобно снова просить его о помощи, хотя я конечно понимала, что в худшем случае наш сосед просто откажется. Но он с радостью согласился и сказал, что ему самому очень интересно было бы посмотреть как сын общается на голландском языке. Мы думали где встретиться, у нас дома или у них, но потом сосед предложил более интересный вариант. Так как он художник, то у него есть своя студия, в которой мы в итоге и встретились для интервью.
Студия находится в районе Oud-Oost (Старый восток) недалеко от центра города. На велосипедах мы бы могли туда доехать за 20-25 минут, но в день встречи почти весь день шел дождь, поэтому нам с сыном пришлось туда добираться на двух транспортах - метро и трамвае за 30 минут.
Совсем рядом со студией нашего соседа находится красивая мельница. В соседнем с ней здании - замечательная пивоварня, в которой муж уже успел побывать.
Мне очень понравилась студия - именно так я себе ее и представляла :) Двухэтажная, с большими окнами, с огромным количеством разнообразных картин и книг, ну и конечно с художественным беспорядком повсюду.
К интервью мы с сыном заранее подготовили список вопросов. Обычные вопросы типа: Откуда вы? Есть ли у вас братья и сестры? Кем вы работаете? и т.п. сын уже задавал в прошлый раз. А так как мы были в студии, то и вопросы придумали в основном связанные с деятельностью нашего соседа-художника. Сын спрашивал о том, какой у него любимый художник, любимый музей в Нидерландах и за пределами страны, что ему нравится рисовать. Оказалось, что Рембрандт - самый любимый художник, Рейксмузеум - любимый музей в стране, а Лувр и Эрмитаж - за пределами страны. Еще выяснили, что нашему соседу очень нравится классическая музыка, в том числе русских композиторов, а также книги таких писателей как Чехов, Достоевский и Гоголь. У него кстати коллекция из примерно 2000 книг, которые равномерно распределены у него дома, в студии и в доме в Италии. Сам он разговаривает на нескольких языках, помимо голландского и английского, знает французский, итальянский и, кажется, еще испанский. Удивительно, но много что из его ответов я даже понимала. Во время интервью сосед был в маске с изображением Рембрандта, сказал, что это как раз соответствует духу времени :) Кстати он очень хвалил как сын говорил по-голландски, и особенно отметил произношение. Вот это для нас был просто комплимент дня :)
Само интервью длилось около 5 минут, а потом наш сосед угостил нас чаем с крауднотенами, и я еще час разговаривала с ним обо всем на свете. Не знаю, почему каждый раз когда мы с ним встречаемся, то так долго общаемся и не можем остановиться :)
Еще оказывается у соседа в октябре был юбилей 70 лет, а как раз в те дни, когда мы к нему пришли, проходила выставка его работ в одной галерее. Мы с мужем туда собирались зайти, но как известно недавно всё закрыли.
В общем интервью в студии получилось супер! Сыну очень понравилось, ему было интересно посмотреть на рабочее место настоящего художника, а я с удовольствием пообщалась с приятным и интересным человеком. Мы еще договорились встретиться в рождественские каникулы, я пригласила их с женой к нам в гости.
Ну и напоследок самая главная новость.
Как я уже рассказывала, сын с момента нашего переезда стал учиться в классе для детей, изучающих голландский язык - newcomers’ class. Во время учебы в таком классе детям не ставят никаких оценок и нет большого разнообразия предметов - упор делается на изучении языка, но у сына еще были уроки математики и физкультуры. В таком классе можно учиться не больше года. Потом дети переходят учиться в обычный класс, независимо от того, какого уровня владения языком они достигли.
Еще в октябре мне позвонила директор школы и сказала, что они приняли решение, что сын после Нового года должен перейти в обычный класс, но в другую школу. Меня эта новость поначалу даже шокировала. Это было очень неожиданно, так как на одной из встреч директор сама говорила, что сын сможет остаться в их школе, место для него будет. Поэтому я считала, что вопрос со школой у нас уже решен. Зная сына, который очень полюбил эту школу, завел там друзей и к тому же обычно не так просто привыкает к новым местам, я очень расстроилась. Директор сказала, что у них нет для него места и вообще мы живем далеко от них, а сыну лучше ходить в школу поближе к дому, чтобы завести друзей в соседних домах. Также она мне сказала, что у нас есть несколько очень хороших школ рядом, говорила названия, но я конечно ничего не запомнила. Непонятно, чем действительно было вызвано такое решение директора, но вряд ли из-за расстояния от нашего дома до школы. Сын мне недавно рассказал, что для его одноклассников места в школе нашлись, хотя они живут намного дальше нас.
Ну да ладно, не в моих правилах стучаться в закрытые двери. По возможности я стараюсь неприятную на первый взгляд ситуацию повернуть в противоположную сторону, чтобы в итоге получилось даже лучше, чем было раньше. Поэтому в тот же день я приступила к поискам новой школы. Если год назад, найти школу было проще простого, я тогда просто связалась с двумя ближайшими, в которых были специальные классы для изучения языка. То в этот раз мне надо было очень внимательно изучить все ближайшие школы и как-то умудриться выбрать самую подходящую.
Начальные школы в Нидерландах отличаются друг от друга разными методиками преподавания. Есть школы Монтессори, Дальтон-плана, протестантские, католические, классические и наверное еще какие-нибудь менее известные. У сына первая школа была классической и я решила искать именно такую и в этот раз. Вообще в остальных школах ничего страшного нет, но в каждой свои нюансы. В каких-то объединяют детей из двух возрастных категорий, и тогда старшие дети должны помогать младшим, в каких-то детям предлагают очень много заниматься самостоятельно. В протестантские и католические школы ходят дети разных вероисповеданий, и вроде как в них никакого упора на религию быть не должно. Но я читала пару раз, как в таких школах выдвигали особые требования, например, к одежде или прическе учеников, более строгие конечно же. В общем, нам это точно было ни к чему, не классическую школу мы бы выбрали только если бы совсем других вариантов не было.
Для поиска школы можно воспользоваться специальным сайтом. Если там ввести свой индекс, то можно увидеть список всех ближайших школ, причем они будут отсортированы по мере удаления от дома. Про каждую школу на этом сайте можно найти подробнейшую информацию.
Самая ближайшая к нам - это школа Монтессори за углом, в которой училась Анна Франк. Но она нам не подходила, так как я искала классическую, к тому же у этой школы нет двора, перемены дети проводят прямо на тротуаре около проезжей части. Большой школьный двор был важным критерием. Сыну очень нравилось играть в футбол с друзьями на переменах, поэтому хотелось найти школу, в которой было бы достаточно места для разнообразных игр на улице во время перерыва.
А вот следующая в списке школа казалось, что должна была как раз подойти. Идти до нее всего 7 минут пешком от нашего дома, при этом весь путь проходит по тихой улочке, никаких магистралей пересекать не надо. Это уже очень большой плюс. Хотя последний месяц сын возвращался из школы самостоятельно, и дорога на велосипеде занимала всего 15 минут, но ему надо было ехать по оживленным дорогам. Что конечно несколько волнительно для родителей :) Иногда еще и под дождем надо ехать, не очень приятно, что уж там. А 7 минут пешком по тихой улочке - совсем другое дело. У школы очень большой и безопасный двор - второй плюс. Система преподавания там классическая, и школа состоит в ассоциации школ юга и центра Амстердама вместе с первой школой сына. И вообще казалось, что у возможной новой школы много общего с предыдущей.
Эта школа немного побольше и двор у нее очень приличного размера
На этом же сайте поиска школы я нашла много разной информации. Например, какого пола и возраста преподаватели в процентном соотношении, сколько учеников всего и сколько в разных группах (классах). И очень важная информация, на которую ориентируются многие родители при выборе школы - средний балл, на который ученики сдают финальный тест начальной школы CITO, и какой процент учеников идет на разные ступени среднего образования. Раньше я не очень подробно изучала эту тему, знала только про разные уровни средних школ в Нидерландах, но сейчас мне пришлось изучить всё немного подробнее.
В целом есть 4 уровня: практическое образование (обучаться здесь можно до тех пор, пока не получиться найти работу, самую простую конечно, или можно получить дополнительное образование, если вдруг проснуться способности к обучению), vmbo – подготовительное профессионально-техническое среднее образование (что-то вроде ПТУ в России, но также можно получить дополнительное образование после 4 лет обучения на этом уровне), havo – старшее общее среднее образование (надо учиться 5 лет и потом есть возможность получить высшее профессиональное образование), vwo – научное (предуниверситетское) среднее образование (самая высшая ступень, 6 лет очень усердной учебы и возможность поступить в университет).
Сложно сказать, насколько хороша такая система среднего образования в Нидерландах, наверное узнаем по ходу дела :) Но кажется, что с одной стороны это очень даже разумно. У всех детей разные способности и мотивация. Кто не может учиться, тот все равно имеет возможность получить образование и найти работу попроще, при этом не мучиться со сложными предметами. Не всем же надо непременно разговаривать на нескольких языках, знать множество математических формул, и вообще углубленно изучать разные предметы. И в этом совершенно нет ничего плохого. Также как и в том, чтобы работать кассиром в магазине, мыть окна или доставлять посылки. С другой стороны, именно в начальной школе решается вопрос о том, на какой уровень средней школы может пойти тот или иной ученик. А решается это по результатам теста и мнению учителя. И вот здесь для меня пока всё очень загадочно. Вроде как детям, проучившимся менее 4 лет в стране, финальный тест в начальной школе можно не сдавать. Тогда получается, что решение принимает только учитель, точнее дает рекомендации. Но именно на эти рекомендации смотрят в средней школе. Родители могут быть не согласны с мнением учителя, его можно оспорить, но подробности этой процедуры мне пока неизвестны. Я конечно не считаю, что непременно всем надо получать высшее образование, но так как объективно у сына неплохие способности, то было бы очень жаль, если бы после начальной школы ему рекомендовали бы идти на самую низшую ступень обучения в средней школе. Так что покой нам только снится, а будущее кажется очень туманным :)
Итак, в выбранной мной школе, были хорошие результаты финального теста у учеников (539 баллов из 550) и почти половина учеников оказывалась на самом высшем уровне средней школы. Кроме того, классическая методика обучения, большой школьный двор, короткий и безопасный путь от дома, да и как я потом вспомнила, директор эту школу как раз мне называла как очень хорошую и рекомендовала к ней присмотреться. И вообще узнав поподробней про школу, у меня сложилось очень хорошее впечатление, можно назвать это седьмым чувством, интуицией или предчувствием, а может просто рациональным решением, основанным на фактах, но мне показалось, что эта школа - именно то, что нужно для сына. Ради любопытства просмотрела информацию и про другие ближайшие школы, но на первоначальное мнение это уже никак не повлияло.
Нашего желания конечно же было недостаточно, надо было выяснить есть ли в школе место для сына и могут ли они его принять. Кстати, директор сказала, что сын должен продолжать учиться в 6 группе, хотя по возрасту ему больше подходила 7 группа (всего в начальной школе 8 групп). Но в последних двух группах программа уже более серьезная, дети готовятся сдавать финальный тест, и для усвоения материала уровень языка должен быть очень высокий. Я честно говоря, была даже рада этому, так как сама хотела попросить направить его в 6 группу. Здесь это не считается чем-то страшным даже для местных детей, а уж для приезжих тем более. Часто в одной группе учатся дети с разницей в 1-2 года, и никто никого не называет второгодниками.
Я связалась с директором текущей школы и сказала, какую мы выбрали школу для дальнейшего обучения. Она мне сообщила, что как раз через неделю едет в ту школу для встречи с директором и может узнать есть ли там место для сына в 6 группе. В итоге к моей великой радости свободное место нашлось, и директор дала мне контакты женщины из администрации школы, которая занимается приемом новых учеников.
Я пообщалась с этой женщиной и она мне сказала, что прежде чем окончательно принять нашего сына, она хочет получить более подробную информацию о нем, поговорив с директором и учителем прежней школы. Кстати, как я поняла из разных источников, из одной школы в другую перейти просто по своему желанию здесь не так просто. Из новой школы обязательно поинтересуются причинами смены школы и захотят пообщаться с директором и учителями.
В общем, все со всеми пообщались и наконец-то сообщили мне, что после рождественских каникул сын сможет начать обучение в новой школе. В нормальное время можно было бы лично прийти в школу и увидеть все своими глазами, нам бы еще и рассказали как там детей обучают и какие есть особенности, но сейчас всё только виртуально. Сыну про смену школы мы не хотели говорить до того момента пока точно не станет всё известно. Чтобы ему было легче принять этот факт, чтобы мы могли ему сказать, что он идет не в какую-то неизвестность, а в конкретную школу, и показать как там всё прекрасно. Но пока я ждала окончательного подтверждения, учительница успела рассказать про новую школу, так что для него наша информация не стала большой новостью. Сын конечно расстроился, что ему нужно будет идти в новую неизвестную школу, где всё по-другому, но гораздо меньше, чем мы думали.
А в декабре нам предложили совершенно замечательную вещь. Учителя из новой и старой школы договорились, что сын на один день сходит поучиться в новую школу. Новый учитель мне написал, что они все с нетерпением ждут сына, будут ему помогать во всем и постараются сделать так, чтобы он чувствовал себя как дома :) Кстати и учитель, и женщина из администрации мне очень понравились по общению. Мне показалось, что они как-то и правда очень хотят помочь и готовы во всем оказать нам поддержку, что меня конечно очень порадовало и было еще одним плюсом для школы.
Мы конечно все волновались, но делать было нечего, и сын отправился в новую школу на один день. Когда я встречала его после уроков в школьном дворе, то увидела, что он общался с какими-то мальчиками как с лучшими друзьями. И я наконец смогла лично познакомиться с учителем. Этот, кстати очень приятный молодой человек, сказал мне, что сын хорошо разговаривает и понимает по-голландски, но еще есть над чем работать.
Сын же был в полном восторге от учебного дня. В тот раз были урок языка, математики и музыки. Сын сказал, что всё понимал, и по математике задания ему были знакомы и легко решаемы. А на уроке музыки они танцевали, причем не кто как хочет, а им даже показывали какие-то движения. Помимо прочего, там еще и танцевать научат :) Он рассказал, что два мальчика из класса показали ему всю школу и помогали в течение дня. На перемене он с ними и другими ребятами играл в футбол в школьном дворе, всё как он любит :) А еще они ему говорили разные комплименты, типа какие у тебя красивые ботинки и какой ты хороший вратарь. Наверное, учитель надоумил :) В общем сын с ними очень подружился и даже просил на следующий день снова идти в эту школу, а не в старую :)
Не знаю, что такого делают в голландских школах, что сын у нас с таким удовольствием учится и вообще ходит туда как на праздник :) За этот год он сильно изменился. Стал свободнее и более уверенным в себе, теперь он легче относится к новому коллективу, запросто общается на иностранном языке с другими и находит новых друзей. А еще сыну нравится учиться! Я была под очень сильным впечатлением, когда мы как-то с сыном ходили к врачу, ему пришлось пропустить пару уроков, и он очень сильно расстраивался, что не попадет на математику, которая ему так нравилась :) Я аж чуть не расплакалась :) В России я такого и представить не могла. При этом у него была прекрасная учительница в начальной школе. Конечно и здесь школы все разные, а в Амстердаме это может зависеть и от района. Но мне кажется в большинстве из них есть то, чего так не хватает российской системе образования - уважительного отношения к ученику, и к сожалению никакие прекрасные учителя это не смогут компенсировать.
А новый учитель мне кстати в конце дня прислали письмо, в котором рассказал, как все были рады познакомиться с новым мальчиком, сообщил чем они занимались в течение дня и как все ждут его снова после каникул. И даже прислал фотографию.
Вот так дети занимаются на уроке математике. Можно выбирать где ты хочешь сидеть - за партой, на диване или вообще на полу.
Конечно, еще неизвестно, как всё сложится у сына в новой школе. Но пока могу сказать, что местная система образования, устройство школ и отношение к ученикам нам очень подходят. Всё-таки самое главное, что сыну теперь нравится учиться, и он как правило с радостью идет в школу.
Home is where the heart is.