Я хотел в Норвегию. А курс евро не хотел. Чтобы я туда ехал. Ему в этом активно помогал рубль, который, увлекаемый стоимостью нефти, вприпрыжку нёсся куда-то в тартарары.
Они все, все эти курсы, фьючерсы, бивалютные корзины вкупе с их волатильностями были против.
С видом заправских гопников, обступивших розовощёкого пятиклассника, они, перекатывая во рту изжёванные мундштуки папиросок, цыкая тягучей слюной, сверкая золотыми фиксами и растягивая слова, пугали и угрожали наивному увальню с портфелем за плечами.
Невдомёк им было только, что в этом невзрачном портфеле было очень много удивительных вещей, наличие которых придавало жертве смелости и уверенности, что и из этой ситуации он выберется без особых потерь. В этом ранце рядком и вразнобой хранились воспоминания о прекрасной стране Норвегии, записи шума её водопадов, фотографии величественных гор, шум прибоя сурового северного моря, яркий диск солнца, даже в полночь не ложащегося спать…
Лишало всякого страха перед окружившими его и самое надёжное средство всех времён, именуемое “а, прорвёмся!” и природная изворотливость .
Толкнув одного, поставив подножку другому, увернувшись от третьего и плюнув на спину последнему, пятиклассник рванулся и побежал к своей мечте.
В общем, решение ехать несмотря ни на что было принято!
Сборы и дорога
- Сколько у нас мушкетов (зачёркнуто) спиннингов?
- Четыре!
- А сколько у нас…
Подготовка и просчёт маршрута начались. Противостоять экономическим трудностям было решено посредством снижения расходов, а именно отказа от аренды жилья и катера. Опыт палаточного житья у нас был не мал, да и катер свой грезил о морских волнах, стоя на прицепе в промежутках между, к сожалению, не частыми рыбалками. Снастей для bottom sea fishing за предыдущие две поездки скопилось достаточно, и, уладив последние предотъездные дела наш экипаж в ночь выдвинулся в сторону российско-финской границы.
Перед тем как ехать, актуализировали информацию о правилах провоза лодок на территорию Финляндии. Ужесточились. Раньше достаточно было предъявить документы на катер и прицеп, назвать примерную стоимость лодки и уплатить депозит в размере, по-моему, 30% стоимости комплекта. По новым правилам необходимо заполнение многостраничной декларации. Сделать это можно заранее через интернет, или непосредственно на КПП через терминал.
Множество полей для заполнения, непонятных терминов и общая необкатанность системы несмотря на мой неплохой английский и самоотверженную помощь финской таможенницы растянули время перехода границы часов на пять. В случае с моей лодкой депозит составил всего 300 евро. В качестве документа, подтверждающего стоимость, прокатил ДКП с печатью ГИМСа. С более новыми и дорогими катерами ситуация будет более печальной.
Приятным бонусом стало то, что удалось провезти 90 литров бензина купленного по российским ценам в баках катера.
Важно: топливо в ТС, находящемся на прицепе, а не движущемся своим ходом, не разрешено к беспошлинному ввозу.
Тема бензина, а вернее его стоимости, впоследствии красной нитью прошла сквозь всю поездку. Аппетит моего 3х литрового бензинового лифтованного немолодого пожирателя километров с семиметровой тонной на хвосте на горных дорогах Норвегии был совершенно невменяем.
Каждый раз, засовывая пистолет в бак я ощущал острую боль в районе бумажника. А разы эти случались очень часто.
110 рублей за литр.
Бак на больше чем 7000…
Забегая вперёд: на обратном пути во время первой заправки на территории РФ мне хотелось налить благословенно дешёвый бензин во все места, включая бачок омывателя, обливаться им и пить его :biggrin: .
Где-то в Финляндии:
На ночёвку разместились в одном из многочисленных кемпингов Торнио
Попадались такие аппараты
И такие
Спрятался
По разному народ путешествует
И отдыхает
Походный ужин
Территория кемпинга традиционно ухоженная, есть все удобства. Сауна для постояльцев бесплатна.
Отдохнули, попарились, выспались, и снова в путь. Дороги хорошие, границы – условные. Лепота!
Всевозможные красивости
Вездессущие олешки
Толпы оленей!
Шведские озёра с кристально чистой водой
Каждую свою поездку в эти края мы останавливаемся у этой речки. Ледяная чистая вода, бурный поток. Притом что визуально вроде равнинная местность…
Синие реки, высокие горы
Чумы местных жителей)
Север…
А горы всё ближе…
Вот мы и в горах. Напомню, это середина июля)
А вот и наш слётанный экипаж в сборе. Воздух такой, что хочется его пить
Летал над нами грозный птиц
Заветная табличка. Собственно, вот и вся граница
Пейзажи за окном завораживают. Затвор фотоаппарата перегревается. Буквально устаёшь фоткать)
Путь наш лежал в сторону кемпинга на острове Furoy, в котором мы заранее забронировали место для палатки, машины и катера.
Все вопросы по поводу спуска лодки, причала и прочих хозяйственных надобностей были согласованы с хозяином по электронной почте заранее. Никаких сюрпризов не возникло и впоследствии. Все вопросы решались быстро и дружелюбно. Норги вообще ребята достаточно суровые, но обязательные и открытые.
Приехали и рыбалка
Вид кемпинга сверху. Самые внимательные и нашу палатку разглядят)
И панорамно
Позабавило наше с хозяином обсуждение спуска моего катера.
Он показал мне слип, место на причале. А потом выразил сомнение, сможет ли мой автомобиль справиться с “boat launching” и предложил воспользоваться его трактором. Мы с Монтериком были оскорблены в лучших чувствах! Перед нашим мысленным взором пронеслись воспоминания о наших дорогах , больше похожих на танковые биссектрисы, о наших “слипах” как правило представляющих из себя помесь между обрывом и болотом… Монстрик даже начал примериваться как бы половчее невзначай наехать колесом 32 размера на ногу усомнившемуся…
Конфликта решили не допускать).
Ограничились пафосной фразой:
- This car can get the devil from the hell !!! (Эта тачка чёрта из ада вытянет)
Наш причал на все 12 дней пребывания
Акватория вокруг с разнообразными глубинами, банками, свалами, сулила увлекательную рыбалку. Достаточно близко был и выход в открытое море.
Мотор урчал, картплоттер попискивал в нетерпении, члены экипажа мечтали о трофеях из морских глубин.
Не все, конечно)
И мы погнали!
И была рыбалка!
И были рыбы!
Главное в такой рыбалке – вовремя остановиться. Устаёт спина, забиваются руки. Ящик с рыбой из катера на причал достаётся только вдвоём. А потом три часа рабского труда по обработке улова).
Но не стоит думать что морская рыбалка в Норге всегда происходит в режиме лифта. Нет, с седовласым стариком, раздающим сосательные конфетки, встретиться практически нереально, но халявой такую ловлю назвать сложно. Приходится читать дно, выбирать рельеф, состав, учитывать ветер, приливы, отливы, менять и экспериментировать со снастями.
Например, если в случае классической донной рыбалки на треску при небольшом ветре при ловле на глубинах до 80 м вполне достаточно пилькера весом 300-500 г, то при сильном дрейфе масса пилькера доходит до килограмма, и применяются другие всякие ухищрения.
Эта поездка в очередной раз показала новые грани морской рыбалки в Норвегии. Первые околодесяточные тресочки были пойманы женой на плоском как стол мелководье около 16 метров глубины. И в дальнейшем это место приносило неплохих рыбок, а классические банки на глубине 40-80 метров молчали, и начали работать только ближе ко второй половине нашего там пребывания.
Но, правда, и заработали классически.
Когда азарт, и руки трясутся, а лодку качает, поскальзываешься на рыбьей крови, ор чаек…
Результат.
И это всё ещё шкерить…
Для обработки улова были все условия – разделочный стол на причале с подведённой водой, морозильные лари, взятые с собой пенопластовые ящики).
Треска, люр – филеровка и последующая заморозка. Ну и конечно, приготовление: в сыре, по-норвежски, просто пожарить, в фольге… ммм…
Скумбрия и в меньшей степени сайда – копчение и поедание и вакуумное упакование. В салате, или под пиво… Пища, пробуждающая вкус к жизни).
Ещё про еду.
Драли мидий… Нет, в смысле, от скал отдирали… Короче, заготавливали )
Ну а потом – на сковородку
И жратт!
Единственный минус этого блюда – периодически хрустевший на зубах жемчуг) Но вкусно…
Очень удивлялись другие туристы в кемпинге (как правило, не рыбаки) количеству и разнообразию морских деликатесов, периодически приготовляемых нами на общей кухне. Ну а мы их щедро угощали.
Голландцы были в восторге от салата с копчёной скумбрией.
- Oh, shells! - В восторге пищала миниатюрная кореянка
- Where have You got them? – очень неожиданный вопрос для острова в море задавала она)).
Ещё про грани рыбалки.
Скумбрию, как правило, в любом нужном количестве наловить несложно. Находишь банку метрах на 20, на конец лески – пилькер, над ним – ставка из трёх-пяти крючков с ярким оперением – и дело пошло. 2-5 рыбок за раз норма. Причём ощутив поклёвку, на некоторое время оставляешь снасть в воде, чтоб повисли ещё рыбёшки (ну, чтоб в холостую не крутить катушкой).
Вот так это выглядит на эхолоте.
Стая
А так в ящике
Ну то есть обычно нашёл точку и натягал.
Рыбка в принципе очень сильная, быстрая, но лёгкая. И на поверхности не показывается.
Так вот в эту поездку с ней творилось что-то невероятное. Вода иногда вскипала котлом на большой площади. Если на крючки ставки садились хотя бы две рыбки, то всю снасть с 700 граммовым! пилькером на конце утягивали совершенно в непредсказуемом направлении. Крючки тоже часто отрывали.
А из-под стаи их периодически жрали вот такие товарищи:
И всё это в окружении…
А вокруг сновали кораблики
Вот этот возил то ли сырьё, то ли готовый продукт – рыбную муку с близлежащего рыбоперерабатывающего завода
А этот – туристов
А этот – викингов
Страж
Доисторические звери выползали из глубины веков
Погода была традиционно разнообразной.
Бывало и так
Но чаще всё-таки одежды на нас было больше. Заполярье, однако).
Как шутят норвеги:
- “ Вам не нравится наша погода?
- Подождите 15 минут ”
И действительно, меняется часто, быстро, и нередко на полную противоположность.
Развлечения и пр.)
Не обошлось и без культурной программы. В один из дней решив отдохнуть от рыбалки съездили в близлежащий гороl Bodǿ в музей авиации, по дороге посетив легендарный водоворот Saltstraumen.
Два раза в день при отливе и приливе водный поток устремляется сквозь узкое горлышко пролива, обрамлённого скалами, создавая достаточно впечатляющее зрелище. Во время прилива, кстати, тащит с собой огромное количество рыбы, поэтому все берега усеяны рыболовами. Чайки галдят и катаются на потоке, мощные катера возят туристов прямо по стремнине…
Характерные домики
Много фотографий из музея приводить не буду, вот на всякий случай ссылка музей авиации
Впечатлил. Много всего. Очень. Состояние и разнообразие экспонатов поражает.
Неоднозначные ощущения. Не по себе как-то
Есть и наши!
Самодельный вертолёт)
Провели в музее несколько часов, и хотелось ещё)
Неподалёку от нашего кемпинга находится ледник Svartisen.
Съездили и к нему. Причём к самому леднику можно подобраться только водой. Естественно, пущен кораблик, который и возит туристов по-моему, по тысяче крон. Но мы и сами с усами, у нас собой было(зачёркнуто) катер.
Погрузились и помчались.
Вон там, там вдалеке язык ледника высунулся из облаков
Гостевой причал у ледника, и наша скорлупка притулилась
Волшебный лес у подножия
С его дарами
Ну и сам огромный кусок льда (гляциологи, простите))
В подобных аудиовизуальновкусовыхисследовательскорыболовнотуристических развлечениях стремительно пролетали насыщенные дни нашего Норвежского вояжа.
Ловили и катались, гуляли и карабкались, выпивали и общались…
Сложно уложить в рамки одного отчёта всё то, что удалось увидеть и почувствовать, прожить и переосмыслить…
Например, что мужчина в платном (5 NOK – 3 минуты) душе вполне способен полностью вымыться за две, а ещё одну оставить на “понежиться” ;) , что остатки рыбопереработки лучше выбрасывать в море вечером после того, как чайки лягут спать)).
Что немаленькое количество людей разных национальностей и привычек могут вполне отлично долгое время не мешая друг другу жить и общаться на достаточно ограниченном пространстве….
И много, много чего ещё…
Для себя мы поняли, что поставленную цель – снова побывать в Норвегии, но дешевле и по-другому – мы выполнили!
И в который раз:
Страна незаходящего солнца, мы к тебе ещё вернёмся!
Tight lines! (Натянутых лесок!) (с)пёрто
P.S.
Если при прочтении сего опуса вы получили хоть малую долю позитива, не сочтите за труд перейдя по ссылке лайкнуть фотку!
Решили поучаствовать в конкурсе и очень хочется выиграть))
Спасибо заранее!
P.P.S. Вопросы – welcome!