Это мой первый отчет на форуме, посему прошу не кидаться кирпичами и прочими тряпками) Я не ставлю себе задачи сделать путеводитель, до меня куча отчетов с максимумом полезной информации, гораздо более интересных и практичных для подготовки к путешествию в Исландии. Я лишь попытаюсь рассказать о своих субъективных эмоциях и впечатлениях в конкретный период времени. Думаю вообще Исландия для всех разная, зависящая от множества неизвестных (а как нам все вещают: главная неизвестная в Исландии – это погода, которая может вообще не показать какую-либо достопримечательность или виды, либо наоборот настолько ее приукрасить, что у тебя останутся самые яркие воспоминания). Так что это лишь моё, субъективное (причем у моей жены и друзей даже эти сиюминутные одновременные впечатления разные). Фотограф из меня очень-преочень так себе, да и фотографировал я в основном на телефон, поэтому фото буду просто для антуража прикладывать.
Огромную благодарность выражаю форумчанам Филиппычу, Otta08, Александ_ра за помощь при подготовке маршрута! Обсуждение тут: Исландия, 12 дней в августе 2019, прошу покритиковать маршрут). А также большое спасибо всем, кто прилагал немалые усилия по написанию своих отчетов, прочитал наверно половину.
Главное впечатление – Исландия просто шедевральна!
Исходные данные:
4 человека, две семейные пары. Все общие расходы делили пополам.
Перелет: S7 Казань-Москва-Рейкьявик и обратно, прибытие 10.08.2019 в 22:15, вылет 24.08.2019 в 23:20.
Стоило это 72 тыс.руб. на пару, покупали в декабре 2018 за 8 (!) месяцев до поездки, билеты категории Economy Flex, с возможностью обмена, с полноценным багажом до 23 кг на каждого.
Можно было дешевле, но комфорт, удобство логистики и время в пути переплюнули всю экономику.
Авто: Jeep Renegade 4x4 Diesel на ручке.
Прокатная контора – Geysir. Забронировал и оплатил 940 евро за 12 дней в декабре 2018, как и авиабилеты, потом поприкидывал маршрут, понял, что лучше провести больше времени на осмотр природных красот, нежели два дня уделять Рейкьявику, написал в Geysir, они мне продлили бронь до 14 дней и 150 евро сняли при выдаче машины. Ничего более с карточки не списывали и не замораживали. Уже где-то за полгода до поездки можно было только Дастер взять, который у них уже дороже был (с учетом страховки от гравия, которая у нас была включена в цену).
Отзыв о конторе – всё супер, очень четко, оперативно, при сдаче машины вообще ни до чего не докапывались, бегло осмотрел, проверил наличие запаски, списал одометр – говорит всё ок)
Машинка – просто огонь! Тянула в любую горку, снег (!), грязь на летней резине, грунтовые дороги, броды уверенно (кроме Торсмёрка, но там нужен был 4x4XL по-хорошему), при том что загружена была по максимуму. Но возраст нашего ренегадика видимо почтительный, 118700 км на одометре, когда мы ее забирали – неприятно громыхала левая передняя стойка (выяснилось только на первой грунтовке на пути в Кедлингарфьёдль, на асфальте все без проблем). Но мы так и проездили до конца, все грунтовки (а их было очень прилично) отработала отлично. На третий день начала скрипеть тормозная система, похоже что-то типа камушка попало в диск тормоза: звоню в Geysir, долго описываю проблему, перезванивает – говорит я с механиком пообщался, типа фигня, всё норм, езжайте дальше) И действительно, к концу дня проблема исчезла . После бродов Торсмёрка и наших окунаний по капот загорелась надпись “check engine”, которая благополучно погасла через день – воистину самолечащийся джипчик)
Еще заранее продумали момент, что 4 наших чемодана не влезут, поэтому брали два, и две мягкие сумки, которые можно расформировать и по частям закидать в багажник. В итоге забивали всё под край, перевернули запаску диском вниз (туда клали одну палатку и два спальника). Так что учитывайте тоже этот момент с вашими вещами, в какие-то машины можно тупо не влезть.
Смело могу рекомендовать эту машину и контору, за эту цену - шикарно. Сам бы себе в РФ такую взял)
Формат / жилье: 6 ночей было в гестхаусах/фермах/хостелах (1я ночь по прилету в Кеблавике, последняя 14я в Акранесе, и ночи с разрывом по маршруту) + 8 ночей в кемпингах. Почти все жилье под крышей бронировал более чем за полгода, кроме 9й ночи – ее совершенно случайно нашел за две недели до поездки по приемлемой цене, хотя раньше все время именно в районе после Хёбна найти ничего не мог (а то по раскладке слишком много подряд кемпингов). Специально планировали разбавлять кемпинги жильем, чтобы лучше отдыхать, спокойно мыться, сушиться и с комфортом ночевать. Сейчас понимаю, что можно было и сэкономить и еще ночи 3 без проблем кемпинговать, но это потому что нам считаю сильно повезло с погодой. А вдруг лили бы проливные дожди? Первая и последние ночи мастхэв под крышей, как вот по-другому собирать/разбирать все вещи, когда вы вчетвером в одной под завязку набитой машине, не представляю.
5 ночей бронь с букинга, оплата на месте, 1 ночь в Акранесе – ., оплата 50% сразу. Цены: 108-210€ и ещё пополам на пару, выше не рассматривал. Как всегда читал отзывы заранее, поэтому по факту все места оказались просто шикарными.
Кемпинги бронировать не нужно, приезжаешь, ставишь палатку где есть место (везде было предостаточно). Кемпинги стоят в среднем ~2000 руб. на пару.
Бронировал жилье в полной уверенности в своем маршруте, плюс-минус где-то с натягом, где-то на расслабоне. По итогу всё получилось идеально.
Одежда: тут мы подошли серьезно к этому вопросу, учитывая наш не совсем удачный опыт в Норвегии, где мы мёрзли по ночам (грелись в заведенной машине), мокли (и не могли долго просушить громоздкие вещи).
Мембранные куртки (у меня было 2) и штаны с показателями больше 10К, нормальная треккинговая обувь (лучше 2 пары или 1+кроссовки), простые ходовые штаны, горнолыжная теплая куртка (у жены, пригождалась очень много раз, но лично для меня абсолютно не нужная), 2 комплекта термобелья (мне нужен был только один низ, в котором спал, второй даже ни разу не достал из чемодана), флиски, теплые свитера, жилетки пуховые, тапочки, трусы-носки, перчатки флис, шапка лёгкая/теплая, баф, плавки/купальник, полотенца из микрофибры, дождевики-пончо (лично я надел один раз на 5 минут у Скогафосса, можно было не брать, гортекс выдерживал вообще всё).
Да, можно ехать в чем угодно, это точно. И скорее всего тоже будет более-менее норм, особенно если погода хорошая и вы едете по окружной трассе N1. Иностранцы вообще через одного в свитерках, джинсах и кроссовках - но то ли мы такие мерзляки, то ли они какие-то не такие… Мне на них даже смотреть холодно, стоит такой на сильнейшем ветру в футболке без шапки, на улице +5...+7, фоткают его быстренько и назад в машину… бррр.. Это все вопрос личного комфорта каждого. Нас же оглушило сразу в первую ночь в кемпинге, когда за окном шел снег, была натуральная зима и ночью до -4°С: надели вообще все, и было нормально, никто вроде не замерз) Потом нас накрыло мокрым градом по треку на горе у Лангисьора, и за 3-5 минут все снаружи было мокрым и скапывало вниз (а внутри все сухо и тепло) - вот в такие моменты ты и ценишь всю свою защиту и одежду. В Исландии ветер почти постоянно (даже когда солнечно), есть просто ураганные ветра, когда меня, здорового дядьку, роняло на землю - в обычной одежде тебя десять раз продует, особенно если ты на треке. Поэтому я настоятельно рекомендую мембраны и одеваться слоями: подъем в гору, жарко - снимаешь внутренние слои; идешь у ледника, подул ветер, пошел снег - надеваешь слои, утепляешься. Этот баланс дает максимальный комфорт везде и в любых условиях.
Снаряжение: как и ранее подготовились получше, все пригодилось.
- Палатка двухслойная двухместная (взяли у родных самую дешёвую, Nordway) - справилась на ура, ставилась быстро, ничего не текло, ветром не сносило (где сильный был - ставил камни), был сильно удивлен сему факту)
- Мат под палатку из декатлона - нужная штука, применялась в разных целях, например вещи постоянно из машины на нее скидывали.
- Рюкзаки небольшие (у жены фоторюкзак) - были нашей ручной кладью в перелётах, и в трек очень удобно.
- Спальники Nova tour Сибирь, температура комфорта -5, один дали, один купили - по ощущениям то что было до этого, что я с копейки пересел на мерседес, просто шикарнейший комфортный спальник!
- Коврики самонадувающиеся от нормальных китайцев, толщина 3мм, вес 670г, размеры в сложенном виде минимальны. Для меня это лучше пенки намного. Про надувной матрас интекс даже говорить не хочется.. Есть ещё серьезные надувашки типа термареста, но цены - космос.
- Надувные подушки - минимальный размер и вес. Можно и куртку (вещи) подкладывать когда спишь, но она у меня всегда сползала из-под головы.
- Треккинговые палки - мастхэв, кто идёт в треки! Меня очень выручали везде. Спасибо декатлону за эти свистульки!
- Сидушка под попу - самая бесполезная вещь в нашем снаряжении, можно смело не брать.
- Посуда (кастрюли всего 2, сковорода, тарелки, чашки, приборы, мультитулы с ножами) + 2 термоса (всего было три на четверых: для еды (суп), два для чая/кипятка)
- Газовые горелки (всего - 2), баллоны покупали там, на заправке стоили дорого около 500 руб. за маленький баллончик, в сувенирке в Вике было дешевле чуть не в два раза.
- Фонарики - был стационарный для палатки и один налобный, больше и не надо. Темнело в 10-10.30, поэтому пригождались.
- Крем солнцезащитный (помогает и от обветривания) и очки
- Средства гигиены, лекарства
- Зажигалка, веревки, прищепки, пакеты
- Электроника (зарядники, пауэрбанки, батареи, флешки, переходники, сетевой фильтр и пр.)
- Ремкомплект для колес - брали на всякий случай, слава богу не пригодился.
Спальники и коврики/пенки/маты определяют комфорт вашего сна, должны быть хорошими, на комфорт ниже 0 рассчитаны. Все что выше температуры комфорта (не экстрима) 0...+5, считаю неприменимым для Исландии. У нас было 3 ночи в кемпинге с 0 градусов и ниже, нигде не замёрзли. Палатка тоже важна, главное - двухслойность, чтобы не текла при дожде и более-менее устойчива была.
Еда: брали гречку, рис, супы быстрого приготовления (разного типа, и которые варить надо, брикеты, и ролтоны/горячие чашки), каши, энергетические батончики, кофе, чай в пакетиках, сгущёнку и др. + немного алкоголя.
По факту в Бонусе цены на большую часть продуктов не сильно выше российских, т.е. еды можно брать по минимуму.
Распорядок: вставали в 7-8 утра, 2-2,5 часа на сборы. Умывались, собирались, готовили кашу, делали бутерброды, чай/кофе. Пока завтракали - ставили воду/готовили суп на обед, чай/кипяток, всё - в три термоса. Выезжали примерно в 9-9.30 обычно. Обедали в 14-15 часов, просто находили красивое место, разливали супы по тарелкам, закусывая приготовленными бутерами, пили чай из термоса с печеньем. Приезжали в кемпинги/дома в 18-22 (самое позднее после Аскьи приехали в 21.50, в кемпинг у Кедлингарфьёдля в 10, ну и после ванн у Миватна), устанавливали палатки (в кемпингах), ужинали: готовили баранину/рыбу, курицу/сосиски с гарниром, салатик/овощи. Пару раз собрали подберезовиков по пакетику (в Торсмёрке), жарили с картохой, добавляли грибы в супы на обед.
Связь: симку купили по прилету, уже после получения багажа и спуску на эскалаторе вниз на первый этаж, с правой стороны будет продуктовый магазинчик (нашли не сразу), кассиры как-будто из загашников снизу у себя достают эти симки)) Взяли две симки на четверых Siminn, 5Гб инета (раздавать можно), сколько то местных звонков и 55 минут международных звонков, в т.ч. в РФ (проверено), сколько-то смс (мы не пользовались) за 2900 ISK. Можно было за эту же сумму 10Гб только инета взять. Фильмы не скачивали, ютуб не смотрели - хватило в самый раз на две недели. Ловило средне, иногда пропадала связь совсем, особенно в центре страны, например у меня на телефоне была моя симка и роуминг цеплялся к разным другим сетям, почти всегда и везде сеть была. Но в целом - неплохой вариант.
Маршрут:
Карта маршрута ниже. Не получилось посмотреть Eldgja с водопадом Ófærufoss (был сильнейший ливень, и уже подмокли под градом), а также Детифосс с запада, но зато неожиданно для себя поехали в Хусавик, сплавали на корабле на китов (которых особо не увидели), и успели что хотели у Миватна в тот день.
Разбито на две части, не хватает слоев. К Лаки гуглмапс дороги не знает, а также дорогу F910 на север от дамбы, поэтому они не показаны.
Далее продолжу по дням и впечатлениям о местах)